Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться.
Бертран Рассел
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую роль в нашей жизни играют убеждения и какие из них в настоящий момент влияют на ваше восприятие мира? Я вот замечал, что некоторые люди настолько уверены в том, что абсолютно правильно понимают окружающую их действительность, что для нас становится настоящим шоком любое новое представление о ней. Поначалу в некоторые вещи не хочется верить, ибо так сильно они не совпадают с внутренней картиной мира человека, что он просто не может их принять. Но из-за любопытства и необходимости люди преодолевают собственную слабость, перешагивают через свой страх и открывают для себя новую реальность. И таких открытий в их жизни может быть много, в зависимости от того, как она складывается. Если мы находимся под властью своих убеждений, то часто видим то, что хотим видеть, а не то, что есть на самом деле. Если же мы свои убеждения пересматриваем регулярно, отказываемся от привычных представлений о различных вещах, то непременно увидим что-то новое и полезное для себя. В этой статье я расскажу вам о роли убеждений в нашей жизни.
Логика
Вначале разберемся с тем, что представляют из себя наши убеждения. Дам им свое определение. А точнее, одно из определений. Убеждения – это логически обоснованные, устойчивые, осознанные представления о чем-либо, в правильность которых человек верит. И это не слепая вера, а именно логически обоснованная. То есть, это такая информация в нашей голове, истинность которой мы считаем доказанной. Поэтому, мы как правило не подвергаем ее сомнениям и не перепроверяем. К примеру, когда-то человеку объяснили, что 2+2=4, с тех пор он с этим знанием живет, не подвергая его сомнению и не пытаясь как-то его проверить на истинность, потому что тех доказательств, которые он когда-то получил, подтверждающих правильность этого математического равенства ему вполне достаточно, для веры в эту истину.
Несмотря на наличие в данном определении слова «вера», основа убеждений – это все-таки логика, здравый смысл, анализ, примеры, факты, словом, все то, что обращается в сознательной, рациональной части ума. Если говорить именно о логике, как о наиболее значимой составляющей убеждений, то чем она безупречней, тем легче убедить человека, людей в чем-то. То есть, все наши убеждения, они обязательно будут в чем-то логичны. Их можно объяснить.
В отличие от внушений, которые предназначены для подсознания, для убеждения человека в чем-то, нужно обращаться к рациональной части его ума. Если человек не в состоянии объяснить какие-то свои мысли, свое мнение, свое понимание чего-то, то значит ему это внушили. Вот это черное, а это белое и точка. Он в это верит и это внушенное ему мнение. А почему оно именно так, это он объяснить не может. Просто это выглядит убедительно, складно, значит это можно принять. Вот это есть внушение. Информация в таком случае не обрабатывается логически и критически, а просто откладывается в памяти и на бессознательном уровне потом влияет на человека, подобном тому, как работающие в фоновом режиме программы, влияют на работу компьютера. А вот убеждения объяснить можно, можно сказать, почему белое – это белое, а черное – это черное. Другое дело, что такие объяснения не всегда разумны, не всегда логически безупречны, но главное, что они есть. Именно они и делают наши убеждения убеждениями.
И вот когда мы беремся переосмысливать свои или чьи-то убеждения, мы как раз эту логику, на которой эти убеждения держаться и проверяем. Мы берем известные нам факты, связанные с рассматриваемыми нами убеждениями, и накладываем на них эту логику, чтобы посмотреть, насколько хорошей будет связь между этими фактами, благодаря этой логике. Если обнаруживаются какие-то нестыковки, непонятные моменты, которые невозможно объяснить, то у нас появляется основание усомниться в своих убеждениях.
Либо еще практика может наши убеждения подтвердить или опровергнуть. Все-таки, когда ты думаешь одно, а видишь другое, то скорее всего ложным является первое.
Роль убеждений
Что дают нам наши убеждения? Почему мы их придерживаемся? Они упрощают восприятие мира, помогают в нем ориентироваться, принимать решения, не тратя на это слишком много времени. Ведь нам не надо каждый раз что-то заново обдумывать, во что-то вникать, что-то изучать, проверять, чтобы понять, с чем мы имеем дело, потому что благодаря убеждениям мы способны быстро сделать для себя все необходимые выводы. Повесил на что-то или на кого-то нужный ярлык, который у тебя есть и тебе сразу все стало понятно, как ты думаешь. И пусть ты не совсем прав или совсем не прав, но главное, что ты быстро разобрался, с чем имеешь дело и можешь принимать нужные тебе решения.
Иными словами, придерживаясь всевозможных убеждений, нам не надо думать о тех вещах, к которым они относятся. Допустим, я убежден, что наша планета круглая, так зачем мне об этом думать, зачем что-то проверять, изучать, держа этот вопрос в подвешенном состоянии? Круглая и круглая, какие тут могут быть сомнения? Тех доказательств, которые я имею, подтверждающих правильность моего убеждения, мне вполне хватает, чтобы не сомневаться в его истинности. Да, сам я не смотрел на нашу планету со стороны, из космоса, чтобы убедиться в том, что она действительно круглая, но я верю в те доказательства, которые мне предоставили другие люди, а потому, здесь у меня никаких размышлений нет. А есть устойчивое знание, в виде убеждения, которым я пользуюсь. И это мое убеждение упрощает мне жизнь, давая мне возможность не тратить умственные ресурсы на обдумывание уже известных мне вещей.
И вот сколько таких устойчивых знаний, они же убеждения, у нас может быть относительно чего-либо, в результате чего нам не нужно над чем-то думать, не нужно в чем-то сомневаться, что-то дополнительно изучать? Много, правильно? Благодаря своим убеждениям мы упрощенно воспринимаем окружающий мир, думая, что знаем то, что знаем. Конечно, какие-то наши убеждения неполны, какие-то уже устарели или устаревают, какие-то являются ложными, но если жизнь человека более или менее его устраивает, дела идут нормально, то он об этом не думает. Это когда ты много ошибок совершаешь и тебе от этого больно, вот тогда возникает желание какие-то свои убеждения, верования пересмотреть. А когда все нормально, то не так уж и важно, насколько содержимое головы соответствует реальности.
Некоторые наши убеждения и вовсе не имеют к нашей жизни серьезного отношения. Ну какая вам разница, знаете вы или нет, где находится Антарктида, на каком языке говорят в Австралии, какова скорость света, сколько кругов кровообращения у человека и много чего еще, не связанного с вашей жизнью? Если вам это не мешает зарабатывать деньги, поддерживать отношения с друзьями, устраивать личную жизнь, другие вопросы решать, то какая разница, что тут является истинной? Ну будет у вас убеждение, что Антарктида – это остров в Тихом океане и что страшного в том, что оно неверное? Главное здесь то, что вы не будете загружать свой ум этим вопросом, совершенно ненужным вам, позволяя себе думать более качественно о более важных для вас вещах, касающихся, к примеру, вашей работы, бизнеса, семьи. Ложное убеждение – это как карта местности, по которой мы не ходим. Без разницы, насколько она точна, мы ей все равно пользоваться не будем.
Убеждения – это небольшие шаблоны, благодаря которым человек может не думать о том, о чем ему думать необязательно. Но беда в том, что из-за них же человек может не думать и о том, о чем ему думать нужно. Ведь многие шаблоны не отражают текущей действительности или делают это недостаточно точно и потому, если не менять своих убеждений относительно некоторых вещей, то просто перестанешь быть результативным в относящихся к ним делах. Если человек убежден, что летательный аппарат тяжелее воздуха летать не может, он закроет для себя этот вопрос и не будет его решать. Зачем думать над тем, что уже обдумано и доказано? Есть порция знаний, которой можно руководствоваться по жизни и человек это делает несмотря на то, что эти знания неверны, хоть и были когда-то логически доказаны. А добавьте к этому вечно раздутое эго человека, убеждающее его в том, что он ошибаться не может и он не только сам не подвергнет свои убеждения сомнениям, но еще и другим людям не позволит этого сделать, яростно отбивая их нападки на свою, как ему кажется, истину. Вот это оборотная сторона убеждений, которая показывает, в чем заключается проблема устойчивых знаний. Пусть эти островки знаний, хранящиеся в нашей памяти, и имеют логическое обоснование, пусть они когда-то и были проверены и как-то доказаны, это совсем не означает, что их не нужно пересматривать, обновлять, менять. Но много ли вы знаете людей, которые на регулярной основе пересматривают свои убеждения, перепроверяют их?
Может не так страшно ошибаться по поводу того, что не имеет к твоей жизни практически никакого отношения, к примеру, те же школьные знания, по моему мнению, минимум процентов на пятьдесят состоят из относительно мусорной информации, которой большинство людей в своей жизни пользоваться не будут, не то, что на регулярной основе, а вообще, а потому и благополучно их забывают, но в более важных вопросах, от которых жизнь человека зависит самым непосредственным образом, определенно вредно ставить точку в своем понимании тех или иных вещей. Надо продолжать держать глаза открытыми, зная о том, что ты многого не знаешь, сколько бы ты всего не знал. Поэтому жить одними только убеждениями, не пересматривая, не обновляя их, ну, я считаю, не практично. Это какой-то слишком консервативный подход к жизни. Поэтому-то некоторые люди и не могут приспособиться к меняющимся условиям. Жизнь поменялась, а они все по старинке живут, да еще и защищают свои убеждения, которые жизнь уже сто раз опровергла.
Влияние убеждений
Убеждения влияют на человека также, как и вера. Они мешают думать. И мешают видеть, даже очевидные вещи. Если вас убедят в том, что какой-то человек злодей, то даже если все его поступки будут говорить об обратном, вы скорее всего будете видеть в нем злодея. У вас такое убеждение о нем. Вы держите в своей голове кусок знаний об этом человеке, который не хотите менять свете новых фактов. И наоборот, откровенный злодей, творящий ужасные дела, будет для вас хорошим, порядочным человеком, если вас в этом сумеют убедить. И чем дольше вы будете жить со своими убеждениями, тем сложнее вам будет их поменять. Трудно отказаться от того, что долгое время считал истиной и что со временем стало частью тебя. В отличие от веры у убеждений больше аргументов и доказательств в пользу их истинности. Но все равно, это устоявшиеся знания или застоявшиеся, которые не дают мысли двигаться дальше. Это не означает, что всякие убеждения вредны, без них жить тоже нельзя, это как жить без памяти, но живя только убеждениями, человек перестает мыслить, перестает анализировать, изучать, видеть новое.
Убеждения сужают наше восприятие мира, если мы не пересматриваем их время от времени. Они, как я считаю, мешают нам мыслить вариативно, допуская сразу несколько истин, несколько правд в отношении чего-либо. А это уже рассудительный, философский подход к жизни, даже можно сказать исследовательский. Только вот, у большинства людей нет времени, а у кого-то и желания о чем-то долго и постоянно размышлять, поэтому им проще взять один раз какие-то знания на вооружения и жить с ними всю жизнь. Ты мне скажи, что есть черное, а что есть белое и никакие оттенки мне не нужны, я буду жить в упрощенной модели мира, с ясно выраженными противоположностями. А то, что между черным и белым еще куча цветов, и что бывают ситуации, когда черное становится белым, а бело черным, это будет игнорироваться. А значит и многое будет не замечаться, и не пониматься. Человек, не любящий и не привыкший о чем-то постоянно размышлять и живущий лишь теми убеждениями, которые когда-то получил, будет плохо воспринимать новую для него информацию. Он будет с ней спорить, будет противиться ей, избегать ее, если получится, что скажется на условиях его жизни.
Сила убеждений
Силу убеждений легко увидеть на примере таких ситуаций, когда люди, даже очень образованные, умные и что особенно важно, думающие, тем не менее не хотят принимать какие-то новые знания и менять свои взгляды на жизнь в связи с ними. Даже у философов такое можно встретить и у ученых. В последнем случае, я сам, хотя и не лично, но знаю людей, у которых превосходное образование и большой опыт работы в научной сфере, и которые в некоторых социальных вопросах придерживаются крайней устаревших и уже доказавших свою неэффективность убеждений. А почему так? А потому, что дело не в только в понимании, в уровне интеллекта, в логичности доказательств, в эго, которое часто мешает нам признавать свои ошибки, но и в удобстве и даже в выгоде человека. Человек приспособился к той жизни, в которой его убеждения когда-то считались верными. Пусть сами по себе они ему ничего не давали, но живя с ними, он жил хорошо. Они всегда были ошибочными, но когда этих убеждений придерживалось большинство людей, этот человек чувствовал себя достаточно комфортно. А если при других убеждениях, которые приняло общество, его жизнь стала хуже, то естественно, он хочет вернуть ту модель мира, при которой его жизнь снова улучшится, поэтому он и думает так, как ему выгодно думать и других людей призывает так думать.
Люди охотнее верят в ту истину и воспринимают ту правду, которая лучше всего отражает их интересы. Соответственно, от некоторых убеждений люди не отказываются, потому что они им выгодны. А это большая сила, больше, чем сила логики, лежащая в основе убеждений. Вообще, логически можно обосновать, ну практически все, что угодно. Та же софистика это давно показала. Поэтому-то умные люди порой выглядят не очень умно, придерживаясь каких-то странных убеждений. Дело не в том, что они чего-то не понимают, не в том, что они придерживаются консервативных взглядов, а в том, что им выгодно и удобно видеть и понимать что-то определенным образом и убеждать в правильности своих взглядов других людей. И пусть доказательства их взглядов на что-то выглядят неубедительно, они будут стараться эти взгляды привить всем. Ну, скажем, если мне выгодно думать, что мои правила жизни лучше всех прочих правил жизни, потому что они наилучшим образом отвечают моим интересам, то разве не захочется мне, чтобы другие люди думали также? Личный интерес определяет силу многих убеждений.
Нужда
Некоторых убеждений мы придерживаемся по нужде, потому что иначе нам трудно смириться с более реальными взглядами на жизнь. Ну, например, человек, которого предал партнер, которого он очень любил, всячески обосновывает для себя и других его предательство тем, что на него повлияли другие люди и именно из-за них это произошло. Допустим, муж ушел к любовнице, оставив жену с ребенком, и жена винит в этом именно любовницу, а не мужа – предателя. Она убеждает прежде всего себя в том, что если бы не эта мерзавка, влезшая в чужую семью, он бы никогда от нее не ушел. Но если он предатель и всегда им был, то на ее месте могла бы оказаться любая другая женщина, к которой бы он также сбежал. И наверняка такой муж изменял своей жене, просто она об этом не знала или не хотела знать. Все это ей может быть трудно принять, трудно принять мысль, что прожил долгое время с предателем, который никогда тебя не любил, не ценил и потому, как только представилась удобная возможность, он променял тебя на вариант получше, для него получше.
Вот поэтому люди часто придерживаются безболезненных для них убеждений, как наиболее подходящих для их психики, с которыми им более или менее комфортно жить. При этом, это могут быть далеко не самые логичные и разумные убеждения, дающие полное представление о чем-либо. Но все равно, определенная логика, доказательства, аргументы, анализ убеждения, всему этому будет место даже в очень странном и явно ошибочном убеждении. Ведь логика необязательно должна быть безупречной и необязательно все факты должна учитывать, чтобы казаться убедительное. Главное, повторю, удобство для человека. Именно поэтому некоторые убеждения ничем не отличаются от слепой веры. Они такие же неполные, односторонние и часто бесперспективные, с ними, что называется, далеко не уйдешь. Ведь если твое убеждение не позволяет тебе двигаться дальше, развиваться, удовлетворять какие-то свои потребности, то значит, что-то с ним не так. И какая тогда разница, на какой логике оно основано. Но если тебе удобно держаться за несовершенную, но комфортную для тебя логику, ты будешь это делать. Ибо психологический комфорт важнее.
В жизни иногда даже какие-то прописные истины приходится пересматривать и от каких-то из них отказываться, как от неактуальных, неточных, а какие-то менять, потому что они перестают удовлетворять потребность человека в качественной информации для ориентации в этом мире. Но это если правильно подходить к своим убеждениям. А если искать в них спасение, утешение, защиту, то можно придерживаться каких угодно убеждений, независимо от качества основывающей их логики.
Чужие убеждения
Удивлю ли я вас, если скажу, что большинство наших убеждений, а то и вообще все – это чужие убеждения, а точнее, чужая информация о чем-либо? То есть, нашего в этих знаниях нет ничего, мы их не открывали, не проверяли, не формировали, мы просто приняли их на веру, согласившись с теми доказательствами, которые их объясняют. Думаю, любой человек, который задумывался над содержимым своей головы понимает это. Конечно, есть еще наш опыт, но если он не изучен должным образом и не систематизирован, то мы все равно будем объяснять его чужими мыслями, а не своими собственными. Поэтому, мы все носим в голове преимущественно чужие кусочки картины мира, чужие идеи. Свое что-то, если и есть, то этого очень мало. А раз наши убеждения – это что-то пришедшее к нам от других людей, то нет смысла за это держаться, как за свое. И если какое-то убеждение мешает принимать правильные для вас решения, почему бы от него не отказаться, не поменять его? А то ведь некоторые люди считают, что что-то должно быть устроено в жизни именно так, а не иначе просто потому, что так правильно. Но почему правильно именно так? Получается, кто-то когда-то придумал, решил, что это правильно, а мы должны с этим соглашаться? Ну так можно и не согласиться, во всяком случае внутри себя.
Чужое мнение практически всегда содержит в себе и чужие интересы. Собственно, для этого и имеет смысл это самое мнение иметь, чтобы включать в него что-то выгодное для себя. И вкладывая затем это мнение в какие-то убеждения и распространяя их, люди таким образом передают в общество удобные и выгодные для них взгляды на какие-то вещи. Другие люди принимают их убеждения, формируют на их основе свое мировоззрение, оно приводит их к определенному миропониманию, которое сказывается на их решениях и поведении. Именно поэтому мы [некоторые из нас], даже если окажемся достаточно образованными людьми, можем быть неэффективны в каких-то делах и невежественны в важных, но не профильных для нас вопросах. Чужие убеждения, которыми мы руководствуемся, будут вынуждать нас преследовать и чужие интересы. И часто это делается в ущерб интересам своим. Пусть часто и косвенным образом это будет происходить, но тем не менее, доверяя своим убеждениям, мы даже и не будем догадываться, что делаем что-то для кого-то другого, а не для себя. Ну или не только для себя.
Убеждения – вещь, конечно, полезная. Это знания, которые мы можем считать правдивыми или истинными и пользоваться ими, доверяя им. Правдивыми, значит адекватно отражающими определенную ситуацию, а истинными, значит применимыми ко всем похожим ситуациям. Благодаря своим убеждениям мы можем быстро давать объяснение тому, что наблюдаем, с чем сталкиваемся, о чем узнаем от других людей. Но вместе с тем, из-за убеждений мы можем не задумываться о происходящем, наблюдаемом и узнаваемом, в тех ситуациях, когда это следовало бы делать, чтобы более адекватно оценивать действительность. И помимо этого, в наших убеждениях могут скрываться чужие интересы, которые мы преследуем, сами того не понимая. Это подобно заражению компьютера вирусами, из-за которых он начинает выполнять чужие команды. Такое наше поведение может согласовываться с нашими интересами, а может и противоречить им.
Поэтому, какими бы стойкими и проверенными временем не были ваши убеждения, как бы вы к ним не привыкли, иногда следует проверять некоторые из них, особенно те, которыми вы чаще всего руководствуетесь в своих решениях. Их нужно проверять на уместность, полноту и адекватность текущей действительности, и если потребуется, их необходимо менять или даже просто отказаться от них, как от ненужных и вредных.