Творческое мышление

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Нет такой проблемы или задачи, которую невозможно было бы решить, если что-нибудь придумать. Нет такого желания, которое невозможно было бы реализовать, выдав какую-нибудь гениальную идею для этого. Но люди не всегда могут это сделать. Когда у них нет готовых ответов на те вопросы, которые перед ними встают в жизни, они не знают, как им поступить. А если ты чего-то не знаешь и у тебя нет возможности это узнать, тебе нужно что-нибудь придумать, благодаря творческому мышлению, которое способно создать что-то новое. Такое мышление еще можно назвать божественным мышлением, мышлением творца. Ведь именно способность творить приближает нас к Творцу, кто бы и как бы Его не понимал. Только вот, это не так просто и даже очень сложно, взять и придумать что-то новое. Поэтому, людей, которые на это способны, обычно называют гениями. Гений – это творец. Не подражатель, не просто умный человек, который много знает, а именно творец, то есть, он способен придумывать что-то новое. Вот, давайте поговорим, как можно стать таким человеком, независимо от того, чем каждого из нас наградила природа. Посмотрим, что такое творческое мышление и как его у себя развить.

Что такое творческое мышление

Давайте получше подумаем, что значит мыслить творчески, чтобы понять самую суть творческого мышления. А это значит мыслить за пределами известного, за пределами тех правил и понятий, которые мы знаем. Творческое мышление – это мышление без всяких границ. Оно необязательно будет плодотворным, но оно должно быть абсолютно свободным. А значит и смелым. Ведь только смелое мышление может быть свободным, когда мы не боимся никаких своих мыслей, никаких своих идей, а позволяем им не просто появляться, но и расцветать. В противном случае, мы будем упираться в известные нам правила, закономерности, догмы, ограничения, законы.

Свобода, полная и абсолютная свобода мысли – вот что такое творческое мышление. Оно ничем не ограничено, никакими правилами, законами, целями, ничем. Творцу нужно чувствовать себя свободным, чтобы творить. Только такое свободное мышление способно породить что-то новое, в том числе и совершенно новое, чего еще никогда не было. Никаких рамок не должно быть вообще, никаких ограничений, все, что только может взбрести в голову человеку, всему этому нужно давать ход, позволять ему быть и развиваться, а не гнать от себя все странные мысли и не подгонять их ни под какие правила. Все нужно развивать, любую абсолютно мысль, отказавшись от всякой ее критической оценки.

Но такие мысли могут возникнуть только в голове свободного и смелого человека, который любит размышлять, любит фантазировать, любит искать новое. А вот если у человека отбить желание думать, фантазировать, представлять себе что-то, чего нет, то потом у него вообще ничего нового в голове появляться не будет. Страх убьет творчество. Это страх перед осуждением, насмешками, критикой, не говоря уже о насилии. Творец в человеке засыпает, если другие люди ненавидят тех, кто способен творить. Бездарные личности всегда стремятся подавить творческую жилку в других, потому что боятся их превосходства над собой и завидуют их способности мыслить свободно и смело.

Поэтому, несвободные люди не могут быть творцами, не могут создавать новое. Они могут быть сообразительными, могут комбинировать с уже известными им вещами, теми же мыслями, предметами, но вот чтобы что-то новое создать, это им не дано. Потому что их творческая жилка задавлена несвободой, страхом.

А для проявления творческого мышления у человека не должно быть никакого страха перед тем, что та или иная его мысль может оказаться какой-то неправильной, ошибочной, бредовой. Такую оценку своих мыслей, своих идей вообще не стоит проводить. А вписывается ли моя идея в известные законы мира – физические, социальные, экономические и прочие? А все ли я учел в своей идее? А что скажут люди, если о ней узнают? Так думать нельзя! А уж мнение людей в вопросе о творческом мышлении особенно «важно». Ну что может сказать обычный человек по поводу чего-то нового, что может выдать творец, гений? Он этого нового может вообще не понимать. Тогда он скажет, что это бред. Не он же такой непонятливый, а идея плохая. Так зачем нам знать его мнение, если мы творим? Оно для нас вообще веса не имеет. Это как интересоваться мнением своей собаки или кошки о том, что ты решил сделать. Тут такая же бессмысленность. Поэтому, всех вот этих оценивающих вещей быть не должно в процессе творения. Иначе человек не сможет мыслить творчески. Страх, сомнения, неуверенность, критичность – убьют любой творческий росток в голове. Вот для других видов мышления эти вещи подходят и необходимы, а в творчестве их быть не должно вообще. Абсолютная свобода мышления должна быть, безграничный полет фантазии должен быть.

Повторю: творческое мышление – это свободное и смелое мышление, которое создает новое. Новым можем быть все, в том числе сам подход к созданию нового. Новый продукт, новая концепция, новые идеи, новые методики, принципы, творческий подход может быть использован ко всему. Творец творит реальность, а не только пользуется уже сотворенным. И гении – это как раз люди, с хорошо развитым творческим мышлением.

Зачем нужно творческое мышление

Некоторые люди говорили и продолжают говорить мне, когда речь заходит о творческом мышлении, что они не видят в нем для себя большой необходимости. Они согласны с тем, что творцы этому миру нужны, что должны быть люди, которые будут придумывать что-то новое, чем-то удивлять мир в разных областях. Но они не считают, что лично им это нужно. Эти люди ходят на работу, где у них есть распоряжения начальства, есть четкие инструкции, что и как делать, за них думают начальники, а они просто выполняют свою работу, делают то, что скажут и их все устраивает. Жить припеваючи можно и без всякой творческой жилки, таково их мнение. И с этим трудно не согласиться. Действительно, можно жить и работать, ничего нового не создавая, не творя.

И так можно жить до тех пор, пока не возникнет нестандартная ситуация, для которой нет инструкций, нет готовых правил, нет никаких наработок, нет известного опыта решения различных вопросов в такой ситуации. А решать их надо. Конечно, можно привлечь людей со стороны, которые помогут найти решения проблемы, но это не всегда возможно по разным причинам. Когда людей нет нужных, когда нет времени их искать, а когда и эти люди справиться не могут. Вот и получается, что надо думать самому, думать нестандартно, креативно, творчески, а как? Тут ведь так просто взять и включить в себе творческое мышление, не получится. Даже острая необходимость не позволит этого сделать. Бывает, что когда у людей что-то горит, они могут что-то этакое выдать, но это редко случается. Гораздо чаще люди просто несут ущерб от тех проблем, которые у них возникли в нестандартной ситуации. Вот для таких случаев, нужно быть, если уж и не творцом и гением, то хотя бы человеком, который способен творчески мыслить вообще. Пусть не так хорошо, чтобы постоянно что-то новое создавать, но хотя бы так, чтобы выйти за рамки известного и придумать хоть какое-то новое решение, которое он ранее никогда не использовал.

Следующий случай, когда творческое мышление необходимо – это конкуренция, в любом ее виде. А в конкуренции не всегда получается давать адекватные ответы на действия конкурента, гораздо чаще приходится действовать ассиметрично, соизмеримо со своими возможностям, для чего необходимо искать совершенно новые решения, новые комбинации. Конкурент запустил мощную рекламу, значит надо как-то отвечать, но не таким же образом, не через мощную рекламу, потому что бюджет компании не позволяет столько же средств выделить на эти цели, а уж тем более больше, чтобы перебить в этом моменте конкурента. Значит надо придумать другой способ о себе заявить, сохранить к себе интерес, указать на свои конкурентные преимущества. Или конкурент демпингом занимается, а вы не можете себе позволить снижать цены, иначе разоритесь. Значит снова надо что-то придумать, что-то особенное, чтобы не позволить отбить у себя клиентов. Без творческого мышления в таких случаях не обойтись.

И вот для любителей все мерить деньгами, скажу, что в отдельных компаниях, которые занимаются инновациями, сотрудники-творцы могут быть настолько ценными кадрами, что им будут платить сумасшедшие деньги за их гениальные идеи. Такие люди месяц могут ничего не делать, просто ходить, наблюдать за рабочим процессом, изучать существующий или новый продукт, размышлять, не занимаясь вообще никакой рутиной, как другие сотрудники. Никто ничего не заставляет их делать, никто ничего от них не требует, не давит на них, они абсолютно свободны в этом смысле. А потом они выдают одну, две, три идеи, совершенно гениальные, то есть, абсолютно уникальные и практичные, и помогают их проанализировать или просто выдают, а анализируют их другие люди. И эти идеи могут существенно улучшить или рабочий процесс, или производимый продукт сделать качественнее, дешевле, полезнее, или рекламную стратегию могут изменить, повысив ее эффективность, в общем, результат будет зависеть от того, что обдумывал творец, над чем он работал. Вот за это им и платят. И платят много, очень много. Потому что и польза от таких идей может быть огромной. Но это не везде встречается. Большинство компаний занимаются, так сказать, обезьяньим бизнесом – не инновационным, а просто делая то и так, что уже давно известно.

Самореализация также может потребовать творческого подхода от человека. Если хочешь быть кем-то особенным, важным, то и решения ты должен принимать особенные, чтобы быть, если не лучшим в чем-то, то уникальным. Вот, к примеру, взять тех же писателей, что в них может быть особенно ценного? Их собственное видение каких-то вопросов, собственные открытия, размышления, идеи, правильно? А только чужие мысли передавать, значит быть одним из многих, не особенным, рядовым таким человеком, ничем особо не выделяющимся. Люди запоминают тех, кто был в чем-то первым, лучшими, уникальным, особенным, а такие, как все, им не очень интересны. И если человеку в чем-то первым стать не получается, а хочется о себе на весь мир заявить, то можно стать первым в чем-то новом, совершенно новому, что ты сам придумаешь. Для этого и нужно развивать свою творческую жилку, чтобы удивить, поразить мир. Пусть это что-то будет не принципиально новым, но отличающимся от уже известного. Этого уже достаточно, чтобы поставить свою метку в этом мире. В той же психологии некоторые специалисты придумывают какие-то новые теории, практики, методики, которые часто оказываются уже известными человечеству, но все же в чем-то уникальными. И этим они привлекают к себе внимание, благодаря этому входя в историю. Ведь хотя бы даже из-за того, что старые мысли подаются под новым соусом, эти мысли выглядят новыми и придумавшие их люди получают определенную известность, благодаря именно новизне.

Удовольствие от творческой деятельности – это, как я считаю, самое лучшее, что может быть в творчестве. Если человек способен получать удовольствие от того, что творит, он будет делать это особенно хорошо. Впрочем, как я считаю, невозможно быть полноценным творцом, если не любишь творить. Ведь творить вынуждено все равно не получится, потому что для творчества нужна свобода. А свобода – это когда делаешь, что хочешь делать, а не что должен и вынужден делать. Но уровень удовольствия может быть разным. Одно дело, работать за деньги и творить, имея полную свободу действий и совсем другое, делать это в первую очередь для души. Во втором случае удовольствия может быть значительно больше, а само творение более выдающимся. Именно поэтому, бывает такое, что творец творит, когда к нему приходит вдохновение, он делает это так и тогда, как и когда ему хочется. А другой человек реализует, продает его творения миру, чтобы таким образом заработать на них и материально поддержать творца. Не все люди с хорошо развитым творческим мышлением, не все гении могут хорошо зарабатывать на своих творениях. Им в этом нередко нужна помочь. Их ум настроен на одно, а коммерция, это немного другое. То есть, не во всем творец может быть творцом, потому что не все ему интересно. Творить можно в разных областях и некоторые из них могут не пользоваться большой популярностью у широкой аудитории. Но это не означает, что гениальные идеи в этих областях ничего не стоят. Поэтому, творец должен получать в первую очередь удовольствие от своих творений, а материальную выгоду от них может извлекать другой человек, другие люди, помогающие творцу в реализации его идей, творений.

Я считаю творческое мышление самой высшей формой мышления, а потому и самой ценной. Это такое мышление, которое определяет личность человека больше, чем что-либо еще. Оно нужно человеку, чтобы воспринимать себе, как личность, а не быть одним из многих, кто ничем особым не выделяется. Но при этом, обществу люди с творческим мышлением хоть и нужны, но не так сильно, чтобы была потребность развивать такое мышление у всех подряд. У нас даже система образования на это не настроена, она приучает людей к подражательству, к повторению за другими, но не к творчеству, не к созданию чего-то нового. На том же уроке рисования вас будут учить рисовать по определенным правилам, по определенным шаблонам, а не скажут, чтобы вы нарисовали что-то, что придет вам в голову и как вы сами этого захотите. Поэтому, для определенного порядка в обществе и определенной работы, ему, этому обществу, нужны люди, которые будут жить, думать, работать по определенным правилам, а не что-то от себя делать. Подражатели обществу нужны больше, чем творцы, чтобы система работала складно и стабильно.

Но самому человеку для того, чтобы жить полной жизнью, для особенных, ни с чем другим несравнимых ощущений, для ощущения прежде всего своей свободы, своей уникальности, своих возможностей, а также для конкурентного преимущества, желательно обладать хорошо развитым творческим мышлением, которое поможет действовать нестандартно, креативно, позволит создавать что-то гениальное и удивлять этим даже самого себя. Как я считаю, обладая развитым творческим мышлением, человек сможет выкрутиться из любой ситуации. Даже если он не творец, не гений, который что-то этакое выдает на регулярной основе, он в отдельно взятых ситуациях сможет принять какие-нибудь необычные решения, нестандартные, которые помогут ему решить возникшие перед ним задачи. Это же так здорово.

Как развивать творческое мышление

Ну и главный вопрос по этой теме – как такое мышление развивать и развить? Чтобы творческое мышление развивалось, для человека нужно в первую очередь создать необходимые условия. Ему нужно свобода. Чем больше в жизни человека будет свободы, тем легче ему будет мыслить творчески. Проявляться эта свобода должна прежде всего в том, что он делает и как он делает, когда занимается чем-то с интересом. Этому желательно учить с детства, когда человек еще не научился бояться не следовать правилам. Страх убивает свободу, вынуждает ужиматься в определенные рамки. Говорим мы, к примеру, ребенку, чтобы он что-то нарисовал, но не уточняем, что именно ему нужно рисовать и уж тем более, не даем никаких инструкций, объясняющих, как он должен это делать. Пусть сам решит. Пусть, что захочет, то и нарисует и как захочет. Лишь бы ему было интересно. А мы его все равно похвалим, даже если он что-то непонятное изобразит. Никаких ограничений в полете мысли быть не должно. Творить надо без всяких правил.

Ну а взрослому человеку, которого уже надрессировали нужным образом, вогнав его в определенные рамки и научили его бояться за них заступать, необходимо помогать избавляться от страха перед нестандартными поступками, перед тем, чтобы делать что-то не по правилам, но, конечно, не нарушая ничего такого, за что можно получить наказание. Действовать вне рамок нужно в том, что не будет ущемлять других людей. Тут важно не только не бояться, но и не лениться привносить что-то новое и необычное в свою жизнь. Сначала в одном деле мы предлагаем человеку поступить нестандартно, по-новому, поддерживаем его в этом, подбадриваем, чтобы он не боялся выйти за рамки привычного и правильного поведения, потом в другом, в третьем, чтобы он становился смелее, чтобы перестал жить привычками, хотя бы в тех делах, которые не представляют для него слишком большой важности. Не надо смотреть на других, не надо искать никаких инструкций, чтобы знать, как правильно делать, не надо действовать по привычке, как учили, просто поступи по-новому. Но заставлять это делать не нужно. Предлагать, да, но не заставлять. Страх убивает творческую мысль. Нужно искать возможность заинтересовать человека так поступать, чтобы он начал вести себя нестандартно ради любопытства или ради какой-то выгоды, но не из-за страха.

Для развития творческого мышления нужно также больше фантазировать и проявлять внимание к чужим фантазиям – читать, смотреть фантастику, общаться с людьми, которые любят говорить о чем-то необычном, что-то выдумывать, чтобы можно было узнать о чем-то непривычном, необычном. Так человек приучит себя мыслить за рамками известного, у него будет сохраняться интерес к чему-то новому, без которого и самому что-то новое невозможно выдать. Пока ты видишь, что твоя картина мира не закончена, пока удивляешься чему-то, твой мозг не очерчивает границы для себя, в пределах которых он будет работать. И сам человек не боится ничего нового и неизвестного, потому что он привык с этим сталкиваться.

Вот, допустим, на примере какой-нибудь игры можно пофантазировать. Скажем, самую популярную игру возьмем – футбол и разложим ее на составные части. В этой игре участвуют по 11 игроков с каждой стороны. Игра проходит на травяном поле определенной длины и ширины, в ней используется круглый кожаный мяч, который надо забить в ворота ногой или головой, руками нельзя. И вот, допустим, мы начинаем фантазировать и думаем, а почему обязательно 11 игроков в команде должно быть. Может другое количество использовать? Или, почему игра должна быть на травяном поле? А можно какие-то другие условия создать? Или, почему мяч должен быть круглым и почему его надо забивать именно ногой или головой? И почему мяч один? А может всему этому или чему-то одному найти замену в виде чего-то нового? Можно же каждое из условий пересмотреть, их ведь куда больше, чем те, что я перечислил. И получится совершенно новая игра. Ну, например, игроки будут пинать палками квадратные мячи, чтобы не ворота их затолкнуть, а в яму, в разных частях поля, которое будет не травяным, а, допустим, пластиковым.

Можно пофантазировать на тему того, каким будет город, в котором живет человек, лет через пятьдесят, сто, двести, какие новые необычные здания в нем появятся, каким будет транспорт, не такой, как сейчас. Все должно быть не таким, как сейчас в фантазиях человека. Какие новые профессии будут существовать в мире будущего, над этим тоже можно подумать. Фантазировать, значит представлять что-то новое, несуществующее. И делать это надо постоянно. Нужно приучить себя к пересмотру всего, что принято считать нормой, к чему мы привыкли. Фантазии хороши тем, что они не требуют каки-то логических обоснований. Если человек представляет себе машины будущего с квадратными колесами, то ему необязательно задумываться над тем, как они будут ездить, необязательно кому-то что-то объяснять и доказывать. Даже нежелательно это делать, чтобы не губить свои фантазии. Пусть образ и идеи идут в голову, продумывать их, а уж тем более реализовывать – это уже совсем другая работа, требующая и других видов мышления.

Не надо обращать внимание на нелогичность, непродуманность, противоречивость, абстрактность своих идей. Ее, этой продуманности и не должно быть, идеи могут быть до ужаса сырые, лишь бы они приходили в голову. Мыслить надо свободно, допуская даже самые, с виду, абсурдные мысли. В этом смысл творчества, когда мы не ограничиваемся никакими рамками, даже рамками здравого смысла. И это еще одно важное условие для развития творческого мышления – нужно позволить себе быть нелогичным, чудными, странным, даже сумасшедшим, выдвигая принципиально новые идеи, какими бы безумными они не казались. Смелость нужна, чтобы мыслить по-новому. А уж тем более этим новым делиться с другими людьми. Многие люди не могут мыслить творчески, потому что боятся своих мыслей, идей. Точнее, они боятся насмешек и критики со стороны других людей, поэтому и не позволяют себе выходить за рамки известного. Вот этот страх надо убирать, надо развивать свою смелость, задумываясь о последствиях своих фантазий. Ну даже если кто-то посмеется над вами или раскритикует вас, за то, что вы что-то необычное сказали, придумали, что-то новое представили миру, ну и что? Чего тут бояться? Не вы первый, не вы последний, у кого соринку найдут в глазу, когда вы будете творить, над кем будут смеяться, потому что не поймут ваше творение и кому просто начнут завидовать. В таких случаях обычно все и заканчивается на глупых насмешках и консервативной критике. А это не такие уж и страшные вещи, чтобы из-за них отказываться от своих фантазий и творческого подхода к жизни. Пусть критикуют, пусть смеются – это доказательство того, что у вас неплохо получается фантазировать.

Если все равно ничего не получается, не получается фантазировать, тогда нужно создать себе информационный голод. Информационное голодание способствует тому, что мозг, не получая пищи в виде информации для ее обработки, сам начинает ее создавать. Ведь ему нужно постоянно что-то обрабатывать, постоянно над чем-то работать, такова его природа. Когда есть информация, есть знания, ему есть над чем думать, и он эти мысли обрабатывает. А когда ничего нет, приходится что-то воображать, представлять, чтобы получилась пища для обработки. Вот именно поэтому иногда знания мешают людям раздвинуть рамки известного, они отбивают желание допускать что-то еще, помимо известного. Когда думаешь, что уже все знаешь, о чем-то зная, не хочется об этом думать как-то иначе. Например, если ты знаешь, что скорость света является максимальной скоростью во Вселенной, то тебе трудно думать о том, что какая-то скорость может быть выше этой. Ты же не физик, не ученый, ну как ты можешь что-то там допускать, без всяких доказательств. Да и зачем. Все уже открыто, придумано, доказано, зачем тебе об этом думать. А скорость мысли, она разве не выше скорости света? Почему бы вот так не подумать? Но лучше не знать, чтобы думать, чем знать, чтобы считать, что думать больше не о чем и незачем фантазировать. Как говорил Альберт Эйнштейн, по поводу различных открытий: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие». Вот, чтобы не только открывать новое, но и придумывать новое, воображать новое, фантазировать на тему чего-то, порой лучше не знать, чем знать. Отсутствие знаний в голове дает возможность создавать их самому. А когда они есть, а тем более, когда их много, когда, стакан, что называется, переполнен, то и необходимости в каких-то там фантазиях, в генерации новых знаний, особой нет. Правда, этот подход не со всеми срабатывает. Некоторые люди, по моим наблюдениям, не зная чего-то, испытывая информационный голод, не фантазировать начинают, а как бы уходят в состояние интеллектуального анабиоза, когда они вообще ничего не обдумывают и их мозг чувствует себя нормально. Как при медитации, когда состояние не ума становится нормой, мысли в голове вообще не текут. Может это тоже полезное и нужно, но точно не в нашем вопросе. Поэтому, такой подход к стимуляции фантазии, а значит и к развитию творческого мышления нужно, что называется, тестировать на каждом конкретном человеке, чтобы видеть, помогает ли ему информационный голод фантазировать или нет.

А порой человеку вообще нужна так называемая перезагрузка, чтобы проявить свои творческие способности. Ему нужно какое-то время отдохнуть, ничего не делать, ни о чем не думать, дабы просто набраться сил или, так сказать, зарядиться, подобно аккумулятору телефона. Это обычно требуется после сильного умственного и эмоционального перенапряжения, после чего человек себя чувствует, как выжитый лимон. Особенно такой отдых важен тем людям, которые уже научились творить и творят, когда есть силы и вдохновение. Но нельзя это делать постоянно, ибо силы рано или поздно заканчиваются и человеку нужно отдохнуть. Ему обязательно нужно время, чтобы привести мозги в порядок. Поэтому, человек какое-то время бездельничает, это самое лучшее, что он может для себя сделать, он находится в расслабленном состоянии и постепенно набирается сил. Происходит накопительный эффект перед последующим процессом творения. И потом он возвращается к делам и снова творит, снова выдает какие-то гениальные идеи. Или по крайней мере, становится способным к этому, благодаря хорошему отдыху, который позволяет набраться сил. То есть, творить проще и приятнее на свежую голову. Поэтому, нужно сделать все, чтобы она такой была.

Мой способ развития творческого мышления сводится к постановке перед человеком вопросов, касательно тех или иных интересующих его вещей, важных для него вещей, которые будут побуждать его придумывать что-то новое, какие-то новые идеи выдвигать, новые решения находить, новые подходы использовать. Вопросы, если ставить их корректно, но настойчиво, помогают расшевелить мозг и раскрутить фантазию человека, помогая ему отойти от известных ему шаблонов. Вот, допустим, добирается человек из пункта А в пункт Б постоянно одним и тем же способом для одних и тех же целей. А мы ставим перед ним вопрос – как он еще может добраться из одного места в другое? Какие тут еще варианты возможны, пусть подумает. Или спросим его – а как еще можно решить задачу, которую он таким образом решает, но не добираясь вообще из пункта А в пункт Б? А дальше в детали его ответов можно углубиться, побуждая придумывать новые вещи, связанные с теми или иными моментами. Сама постановка вопроса, возбуждающего творческое мышление, тоже требует творческого подхода. Попробуйте-ка найти для человека такой вопрос, который побудит его что-то придумать. Тут можно много вариантов перебирать, пока не получишь нужную отдачу. Люди, чтобы не напрягать мозг, обычно ссылаются на то, что не знают чего-то, будто тут что-то надо знать или выдают уже известные ответы, которые более или менее подходят под вопрос. А вот новое придумать им трудно. Даже новое для них самих, а не в принципе новое. Поэтому, приходится то одни, то другие варианты вопросов использовать, то с одной стороны, то с другой к обсуждаемой теме подходить, чтобы-таки нащупать ниточку, за которую можно будет потянуть, чтобы распутать весь клубок творческого мышления человека.

Если тема, по которой человеку задаются вопросы, направленные на развитие его творческого мышления важна для него и интересна, он не все эти вопросы будет отталкивать от себя, не желая сильно напрягаться, чтобы найти на них достойные ответы. Творчески мыслить очень тяжело. Особенно, творчески и практично одновременно, то есть, когда не просто фантазируешь, а задачу, проблему какую-то решаешь. И с непривычки это хочется делать только тогда, когда решаешь важную для тебя задачу, а не просто, что называется, философствуешь, или когда тебе просто очень интересно что-то обсуждать и есть жгучее желание что-то новенькое по теме придумать, чем-то удивить и удивиться. Вот поэтому и тема для вопросов должна подбираться грамотно. К творчеству надо мотивировать – пробуждая желание придумывать новое внутри человека, а не стимулировать человека творить – вынуждая его это делать с помощью дискомфорта. Поэтому, хороший вопрос способен расшевелить творческую жилку человека. Что-нибудь он, а придумает новое, если его правильно и о правильном спросить. Вот, подумайте, а о чем бы и как вы сами себя спросили, чтобы, не найти, а придумать ответ на этот вопрос? Этот ответ не должен быть вам известен, его надо именно придумать.

Я считаю, что творческое мышление позволяет человеку жить более свободной жизнью благодаря тому, что он всегда может расширять границы известного. Творить, это не просто удовольствие от того, что создаешь что-то новое и необычное, словно выворачивая свою душу во внешний мир, чтобы поразить его этим. Это еще и умение жить в любых условиях и от всего получать удовольствие, а не страдать из-за того, что у тебя чего-то нет или что что-то идет не так, как хочется. Ограниченный человек, который не умеет творчески подходить к жизни, если упрется в тупик, то все, его движение после этого закончится, и он будет страдать, не зная, как из этого тупика выбраться. Это как потерять работу по специальности и не суметь освоить новую специальность, и из-за этого оставаться без работы. А творец, он всегда что-нибудь придумает, он найдет и выход из любого положения и радость во всем, что его окружает. Творческое мышление делает нас счастливыми независимо от обстоятельств и условий, в которых мы находимся.