Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале.
Пауло Коэльо
Есть в этой жизни общие для всех людей страхи, например, страх смерти, который испытывают все нормальные люди, ибо так задумано природой, чтобы человек держался за жизнь. А есть страхи индивидуальные, такие, как, например, страх полетов, страх ограниченного, замкнутого пространства, боязнь пауков, собак, темноты и так далее. Их еще называют фобиями [авиафобия, клаустрофобия, арахнофобия и прочие]. Какие-то из этих страхов мы во многом осознаем, не полностью, иначе бы мы их не испытывали, но в значительной мере. А какие-то из них сидят в нас очень-очень глубоко, то есть, в подсознании, то есть, протекают вне поля нашего внимания и действуют на нас через чувства, то есть, через неосознаваемые [не попадающие в поле нашего внимания] мысли. Такие страхи самые, скажем так, вредные, потому что способны управлять нами вопреки нашей воле и желаниям. Выявление и искоренение таких страхов – это одна из самых распространенных задач, решением которой занимаются специалисты по человеческим душам и умам. В этой статье я расскажу вам о том, как проходит такая работа.
Знание об угрозе
Первым делом надо понять, как вообще такие страхи в нас возникают. Ведь смысл страха в том, чтобы предупредить нас о какой-то угрозе и заставить на нее отреагировать. Иначе человек совсем был бы нежизнеспособным. Ну а чтобы чего-то бояться, вы должны знать о том, что это что-то, для вас опасно. То есть, вам надо знать об угрозе, чтобы она вызывала у вас чувство страха. Вы можете знать о ней на инстинктивном уровне, когда, к примеру, человек боится огня, даже если никогда не обжигался, потому что в его генах есть информация о том, что огонь опасен для жизни, также, как и дикий зверь, ураган и тому подобные вещи, которые могут причинить нам вред и погубить нас. Мы их боимся с рождения, потому что в наших генах есть информация о такой угрозе. Или вы можете знать о какой-то угрозе за счет научения. То есть, вы можете узнать о какой-то опасности благодаря примерам с другими людьми или из каких-то информационных источников. В первом случае, вы, к примеру, можете видеть, как человек съел какие-то ягоды и отравился, после чего у вас открывается ячейка памяти, в которую закладывается информация о том, что эти ягоды есть нельзя, они убивают. А если у вас развитый интеллект, вы можете сделать более широкий вывод из случившегося, предположив, что есть и другие ягоды, которые тоже есть нельзя, просто вы пока о них не знаете. А потому будет лучше, если все незнакомые вам ягоды попробует кто-то другой, не вы, чтобы понять, съедобны они или нет. Так мы учимся избегать всевозможных угроз. Страх нам для этого жизненно необходим. Без него мы бы просто не сможем реагировать на угрозы.
Это что касается примера с другими людьми, наблюдая за которыми вы можете узнать о какой-то опасности и, следовательно, обрести способность бояться ситуаций, в которых эта опасность будет возникать. Во втором случае, когда речь идет о каких-то информационных источниках, вы узнаете о каких-то угрозах со слов других людей. То есть, к вам поступает теоретическая информация, хоть в виде текста, хоть в виде слов, хоть даже в виде картинок или видеоматериала. Ну, допустим, вы прочитали об опасности радиации в какой-то статье или узнали по телевизору о каких-то вирусах, которые сами никогда в своей жизни не видели, не наблюдали за людьми, которых они поразили, чтобы иметь более полное представление о том, как эти вещи могут навредить человеку. Но если вы поверите в эту информацию, тогда вы начнете бояться этих угроз. Что в общем-то разумно. Я в таких случаях всегда говорю, что нет необходимости самому совать пальцы в розетку, чтобы на своем опыте убедиться в том, что электричество опасно. Все-таки, умному человеку лучше учиться на чужих ошибках, а не самому шишки набивать. А то так и убиться можно.
Но беда в том, что теоретическая информация, информация, которую нам передают на словах другие люди может быть ложной или ошибочной. Оно, конечно, и чужие примеры могут быть ложными, мало ли какую сцену перед человеком можно разыграть, чтобы убедить его в опасности того, что на самом деле не опасно. А уж на словах можно что угодно сделать опасным, чтобы заставить людей бояться этого, хотя это может быть совсем не опасно. Взять, к примеру, те же продукты ГМО, которые по заверениям одних специалистов опасны для здоровья, а по заверениям других нет. Кому верить? Да никому. С верой – это к религии. А нам, если мы хотим быть уверенны в чем-то, надо не верить, а знать. А как узнать, есть ли вред от ГМО продуктов или его нет, не проводя необходимые для этого эксперименты самостоятельно или не являясь свидетелем таких экспериментов? Не совсем понятно. Точнее, совсем не ясно, как это сделать, где найти доказательство той или другой точки зрения. Потому что на словах вам что угодно могут сказать. И те, кто за такие продукты выступает и те, кто против них, могут быть заинтересованы в том, чтобы убедить общество в правильности именно своей точки зрения. Для противников ГМО раздражающим моментом может быть цена на такие продукты, она значительно ниже, чем у продуктов, не содержащих генетически модифицированных организмов. Собственно, ГМО в этом смысле спасли мир от голода. Так что, кому хочется иметь конкурента, который за счет новых технологий, благодаря которым удалось снизить стоимость продуктов и сделать их более доступными для людей, тебя сильно потеснил, отняв у тебя деньги и власть, которые ты имел, продавая именно свою продукцию, да еще и по более высоким ценам. А у защитников ГМО личная корысть заключается в том, что они на этих продуктах зарабатывают. А какой нормальный продавец будет соглашаться с негативным мнением о своем продукте, а тем более сам же его и ругать. Вот и получается, что правду вам никто тут не скажет. Хуже того, не все ее могут знать. Даже ученые, изучающие влияние ГМО на человеческий организм, точно могут не знать, вредны ли такие продукты или нет. Сегодня они получат результат, который скажет им, что все нормально, а завтра, то есть, через поколение или через несколько поколений выяснится, что у людей в организме произошли определенные мутации и они совсем не безобидны для их здоровья. Все сложнее на самом деле, чем кажется на первый взгляд. Истину обнаружить не так-то просто.
А у нас, у людей, которые верят или не верят в какие-то угрозы, опасность которых мы не может проверить, могут возникнуть страхи перед этими угрозами, которые получат над нами власть, потому что мы будем им подчиняться, будем реагировать на них, даже если они ложные. Мы можем быть заражены множеством таких страхов. И глубинными такие страхи станут в том случае, если они проникнут в наше подсознание, и мы не сможем это проникновение хоть как-то проконтролировать своим критическим отношением к такой пугающей нас информации. Такое бывает, когда, например, вы смотрите какую-то передачу, ну, пусть про те же продукты ГМО, в которой вас старательно пугают этими продуктами, воздействуя на ваши эмоции. Какие-то опасности вы можете понять, а какие-то мимо вашего внимание проскочат в ваше подсознание. И потом, придя в магазин, вы начнете выбирать продукты, исключительно с надписью «Не содержит ГМО», потому что вы боитесь покупать продукты, где есть ГМО, вы их боитесь. А спроси вас почему вы этого боитесь, вы ничего толком и сказать не сможете просто потому, что не вникали в этот вопрос, не изучали его, но на эмоциональном уровне вы восприняли ту негативную информацию из передачи, которая закрепилась в вас и через чувства побуждает совершать определенные действия: покупать одно и не покупать другое. А если вас такой информацией регулярно снабжать, то вы уж точно, как вам будет казаться, будете знать, что ГМО продукты опасны на 100%. Хотя, повторю, вы этого не знаете, у вас нет доказательств их опасности. А что мешает тому же производителю потом на одном и том же товаре ставить метку «не содержит ГМО», а на другом нет и продавать первый по завышенной цене? Вы подвергнетесь ценовой дискриминации по собственным же убеждениям и даже не поймете этого. Вами будет управлять ваш страх – глубинный страх, а не здравый смысл.
Ну да бог с ними, с этими модифицированными организмами, глубинные страхи приходят к нам и случайно, например, когда нас покусает собака, после чего мы начинаем бояться всех собак, как следует не обдумав произошедшее с нами. Или когда мы прочитаем о чем-то в газете, книге, статье, что нас сильно напугает, допустим, речь будет идти о какой-то стране, где якобы очень опасно жить, потому что там высокая преступность, много всяких угроз жизни и здоровью существует и потому лучше там не появляться. Поверив в это, мы сами себя и ограничим. Вся эта пугающая информация может быть, скажем так, мимолетной, мы ее не будем особо изучать, вникать в нее, а просто проскользнем по ней глазами, мало ли что и где пишут, показывают и говорят. И она попадет в нас без всякого нашего критического ее осмысления, без должного изучения всех деталей этой информации. Это может быть что-то типа таких дурацких новостей, в которых говорится, что какие-то там ученые выяснили, что, к примеру, яичный желток опасен для здоровья из-за имеющегося в нем холестерина, поэтому лучше о него отказаться. И вот уже эта страшилка внутри нас. Хотя мы можем и не придать ей особого значения. Потом другие ученые, могут это мнение опровергнуть, назвав его бредовым, каковым оно и является, но человек ведь не следит за всеми научными открытиями в этой области, он вообще может не анализировать поступающую к нему таким образом информацию, чтобы точно знать, что правда, а что нет. Ну прочитал и прочитал, ну опасен желток и опасен, чего об этом думать, зачем в это вникать. Но лучше все-таки отказаться от яичных желтков, ибо кто его знает. Береженого Бог бережет, не так ли? Таких страшилок внутри нас может быть очень много. И они влияют на наши решения. К страху мы прислушиваемся, даже если он недостаточно конкретен при своем обращении к нам, потому что инстинкт самосохранения требует от нас серьезности в этом вопросе. Это разного рода возможности мы можем проигнорировать, нам и без них может быть хорошо. А вот все, что может угрожать нашей жизни и здоровью, так просто не откинешь, на это наш мозг активно реагирует.
Так что мы с вами постоянно учимся чего-то бояться, даже если не хотим этому учиться. Мы копим страхи, сами того не замечая. А потом боимся того, о чем узнали, хотя не всегда понимаем, чего именно мы боимся. Глубинные страхи дают о себе знать в тот момент, когда человека получает какой-то вызывающий их сигнал из внешнего мира. Ему становится страшно, но он не понимает, почему. Не знающий о какой-то угрозе человек никогда не испугается, скажем, новостей о грядущем экономическом кризисе просто потому, что он не имеет представления о том, что это такое и к чему оно способно привести. Только когда ты знаешь, по опыту или по рассказам других людей, с чем ты можешь столкнуться при таком раскладе, у тебя появляется основание для страха. То есть, видите, получается, знание становится причиной нашего страха перед чем-то. Вот узнал человек, что из-за экономического кризиса он может сильно пострадать, многое потеряет, многого лишится, с прочими негативными последствиями столкнется и после этого он уже будет бояться такого кризиса, а значит и новости о нем его испугают. Но этот страх не будет глубинным, если человек будет его понимать. А если он чего-то испугается и не сможет объяснить себе, почему он этого испугался, тогда это будет означать, что страх влияет на него незаметно, вырываясь из глубин его подсознания. Тот же экономический кризис может пугать человека, точнее, новости о нем, но человек не сможет объяснить, почему он его боится, если он не задумывался об этой угрозе, не анализировал ее, а просто когда-то впустил в себя эту информацию с пометкой «опасность» и она поселилась в соответствующей области его подсознания.
Как избавиться от глубинных страхов
Глубинные страхи очень коварны, их непросто обнаружить, они вредят человеку, если так можно выразиться, исподтишка. Они могут так глубоко сидеть, что и не всегда понятно, как они воздействуют на человека, в чем выражается причиняемый ими вред. Ведь такой страх человек испытывает не привычным образом, когда сердцебиение учащается, ком в горле появляется, дрожь в коленях возникает, пульс становится повышенным и так далее. Это все признаки, по большей части видимого страха, в определенной степени осознаваемого нами. Глубинный страх действует иначе. Он может выражаться в виде обычного нежелания что-то делать, куда-то идти, с кем-то общаться, а также в виде лени, отсутствия интереса к чему-то, отсутствии желания что-то иметь и к чему-то стремиться, в виде апатии, а также в некоторых случаях и в необъяснимые панические атаки, когда человек сам не понимает, что вдруг его так сильно встревожило, что он места себе найти не может. Поэтому, не всегда легко понять, что у тебя есть глубинный страх, который вредит тебе определенным образом. Человек может об этом догадываться, но ему сложно определить этот страх.
Следовательно, чтобы избавиться от такого страха, его вначале необходимо обнаружить, но не напрямую, а по соответствующим признакам. А таковыми являются те ваши действия и бездействие, которые вам вредят. В основном, бездействие, именно через него проявляется глубинный страх. Говоря еще точнее, все то, что вас сдерживает, не позволяет вам раскрыться, что не дает вам возможности действовать так, как вам, возможно хотелось бы, определенно связанно со страхом, который сидит глубоко в вас. Агрессия тоже может быть, но она обычно присуща явному, поверхностному страху. А вот то, что в глубине, обычно сдерживает нас, а не вызывает у нас ярость. Такой страх, который глубоко сидит, он как якорь, двигаться не дает. Мы и людей определенных избегаем, и ситуаций, и видов деятельности, все это из-за таких вот страхов. Вот, ориентируясь на такое проявление глубинных страхов, вам нужно задуматься над тем, почему вы чего-то не делаете, почему чего-то избегаете, с какими ситуациями, с какой информацией и вашими мыслями это может быть связано. И с помощью цепочки вопросов, уточняющих все эти вещи, вам нужно постараться найти причину, по которой вы таким вот образом себя ведете. Какой-то свой опыт вам надо вспомнить, когда вы что-то пережили или когда о чем-то пугающем вас узнали. Обнаружение ситуации, в которой ваш страх зародился, либо проник в вас, позволит вам частично избавиться от его пагубного влияния. Это сложно сделать, честно скажу, копаться в себе можно долго, даже с посторонней помощью. Ну так и откопать глубоко закопанную вещь, скажем, клад, тоже ведь непросто, не так ли? На то она и глубина, чтобы не так-то просто было добраться до того, что нам нужно. Но если помнить о том, какое облегчение человеку принесет избавление от таких страхов, пусть не от всех, хотя бы от некоторых, какие возможности сразу перед ним откроются, каким смелым он станет, сколько всего сможет сделать, то это даст хорошую мотивацию к такой работе.
Теперь самое главное, касательно глубинных страхов, от которых вам нужно избавиться. Допустим, вы такой страх обнаружили, узнали о том, что когда-то пережили непростую ситуацию или что кто-то вас чем-то напугал так сильно и незаметно для вас, что поселил в вас страх, который мешал и мешает вам жить. Одно лишь осознание этого страха может не помочь окончательно от него избавиться. Хотя такое тоже бывает, но рассчитывать лишь на это не стоит. И поэтому, допустим, что осознание не помогло. Что делать дальше? Этот страх надо с кем-то обсудить или самостоятельно обдумать.
Вы с кем-то или кто-то с вами, в зависимости от того, у кого наблюдается проблема с глубинным страхом, обсуждаете все детали той угрозы, которая его вызывает, все ее составные части. Либо надо натолкнуть человека на мысль о абсурдности этой угрозы, но прямо ему об этом говорить нельзя. Вот, допустим, в первом случае вы обсуждаете с кем-то свой страх, который когда-то был в глубине вас, а теперь находится на поверхности, потому что вы его нашли и таким образом вытащили наружу. Подумайте, чего конкретно, каких последствий вы боитесь, о которых вам этот страх говорит. Обсудите с человеком, который вам помогает от этого страха избавиться или которому вы помогаете от него избавиться, эти последствия во всех подробностях, все мельчайшие детали рассмотрите, чтобы эта угроза вся была у вас как на ладони. Если вы помогаете кому-то справиться с таким страхом, то не переубеждайте человека ни в чем, не спорьте с ним по поводу нереальности той угрозы, о которой ему его страх говорит, не пытайтесь ее обесценить, просто во всех деталях ее обсудите. Следовательно, если вам кто-то в такой ситуации помогает, тогда он должен так поступать, просто обсуждать с вами те последствия, с которыми вы столкнетесь, если угроза, которой вы боитесь, осуществится. Ну и если вы сами это обдумываете эту угрозы, самопомощью занимаетесь, тогда подумайте, как все это произойдет, как вы пострадаете от той угрозы, которая вас пугает. Ключевой момент здесь: детали. Чем больше деталей вы обсудите, обдумаете, тем лучше. Психика адаптируется к угрозе, а мозг найдет способ ее нейтрализовать, если человек ее во всех подробностях изучит. А если в вашем страхе нет смысла, если он пустой, тогда он еще быстрее растворится.
Во втором случае, когда вы или с вами обсуждается абсурдность глубинного страха, тогда, опять-таки, не стоит отрицать вызывающую его угрозу, обесценивать ее значение, надо ее преувеличивать, приукрашивать, даже немного высмеивать, чтобы мысли о ее абсурдности сами пришли в голову человеку, страдающего от глубинного страза. Ну, например, я говорю вам, что паук может вас проглотить, поэтому вы правильно делаете, что боитесь пауков. Пауки целиком съедают людей и это очень страшно. Вот в таком духе можно обсуждать эту угрозу, пока она не станет пустой, бессмысленной, глупой, в общем, абсурдной.
Почему надо поступать именно так, а не, скажем, логически переубеждать человека в том, что откапанный в нем страх не имеет права на существование, поскольку ту угроза, о которой он сигнализирует, нереальна или неактуальна? Вообще-то, можно и переубеждением заняться, но человек может на это должным образом не отреагировать. Видите ли, во-первых, эго человека может мешать ему мыслить здраво, даже если это идет ему на благо. Он с этим страхом жил, он был его частью, он часть его опыта и пусть он для него вреден, пусть он хочет от него избавиться, во всяком случае он так говорит и думает, все же, данный страх и стоящая за ним угроза успели пустить корни в голове человека, поэтому, грубо его из себя извлекать он не позволит. Эго скажет ему, а через него и вам, что вы не правы, показывая человеку, что он носил в себе, по сути, мусор.
Во-вторых, у человека может отсутствовать доверие к тому, кто его в чем-то переубеждает, пусть даже в его же интересах. Он вообще может воспринимать в штыки все, что ему говорят другие люди, в силу своего характера. Даже доверчивые люди могут не воспринимать слова другого человека всерьез, потому что уже обжигались на этом и даже если забыли, чем чревато слепое доверие кому-то, на подсознательном уровне они будут сопротивляться чужим вразумляющим словам. Они согласятся с тем, что, да, их страх не имеет смысла, потому что та угроза, о которой он вещает, вообще не существует, но при этом, как они часто любят говорить, они все равно его чувствуют. Ну, такой распространенный ответ: «Головой я все понимаю, но…» Вот так, думают люди, с их слов одно, а чувствуют другое. А чувствуют они другое потому, что на самом деле не верят в то, что их страх не имеет смысла. Они и не верят в это, и не понимают этого, они не понимают доказательств его бессмысленности. И не верят они тому, кто им об этом говорит, хотя утверждают обратное. Если бы поверили, чувств бы не осталось, на которые они ссылаются, как на остаток проблемы. Поэтому-то и нужно использовать предложенные мною обходные пути донесения до людей полезной для них информации.
И еще, это у нас получается, в-третьих, восприятие информации у людей бывает разным. У кого-то оно более сознательное, у кого-то менее, кто-то умеет рассуждать логически, а кому-то больше нужны внушения, чтобы что-то воспринять. Я, конечно, не столько внушения предлагаю использовать, а анализ, но в такой форме, в которой он помогает протолкнуть в подсознание важные мысли, способные исцелить от страха. Второй способ именно это и делает. Вы преувеличиваете угрозу, обессмысливая ее таким образом, потому что она приобретает абсурдную форму и в подсознание идут мысли, которые говорят человеку, что для страха нет оснований, угроза ложная. И приняв это послание, он уже на сознательном уровне приходит к мысли, что бояться нечего, все хорошо, угрозы не существует. Вот так можно помочь человеку, людям, самому себе излечиться от глубинных страхов. Не рассчитывайте на то, что вы со всеми ними сможете справиться, ибо сделать это невероятно сложно, но часть из них вы вытащите из себя. И этого будет достаточно для того, чтобы вы смогли спокойнее вздохнуть. В будущих статьях я и о других методиках борьбы со страхом вам расскажу, которые сам использую в своей работе.