Как человек воспринимает мир вокруг себя, как он воспринимает других людей, их поступки, слова, их образ мышления, и наконец, как человек воспринимает самого себя? Что лежит в основе его восприятия всего и вся, какой шаблон, шаблоны, какая модель поведения отражена в его уме и почему? Какую часть этой модели человек осознает, а какую нет? Ответ на эти вопросы, кроется не столько в природе человека, сколько в особенности той социальной среды, в которой он живет, ибо среда обитания человека, формирует определенным образом его внутренний мир, характер и мировоззрение, а следовательно, его намерения и модель поведения. Социальная парадигма о которой пойдет речь в этой статье, определяет модель поведения человека в жизни также, как это делают его инстинкты, которые собственно говоря и выражаются через эту парадигму. Имея определенную модель постановки и решения проблем, человек действует согласно этой модели даже тогда, когда она в принципе не работает или работает, но не так, как надо.
Принятая на вооружение исходная концептуальная схема поведения и мышления человека при решении им тех или иных проблем, будет настолько эффективна, насколько она отвечает действительности, причем с учетом тех поправок, которые необходимо делать, учитывая то время и те обстоятельства, которые имеют место быть. Имея общий угол зрения на те или иные изучаемые феномены в обществе, человек может стать жертвой коллективного заблуждения в жизненно важных вопросах. А если эти заблуждения не случайны, если они намеренно навязаны обществу, тогда как? Тогда друзья мои, вы будете вести себя так, как это нужно кому-то, кто формирует ваше поведение как путем тех или иных убеждений, которых вы бездумно придерживаетесь, так и путем тех моделей поведения себе подобных, в тех или иных жизненных ситуациях, которые также вам специальным образом демонстрируются. Проще говоря, не задумываясь над своими поступками и своим миропониманием, вы фактически являетесь управляемой моделью хомо саспиенс, куклой, в руках кукловодов, моделирующих ваше поведение и управляющих им по своему усмотрению. Впрочем, так было всегда.
Скажете, это не так? А вы обратите свое внимание на все свои убеждения и весь свой набор реакций, которые определяют ваше поведение в той или иной жизненной ситуации. Насколько весь этот набор отвечает той действительности, которую вы имеете? Насколько все ваше поведение и образ мышления, определяет ваш жизненный успех? Все ли, что вы делаете, является правильным, с точки зрения достижения вами желаемого результата? Если нет, то вот вам и пример того, как вы мыслите ошибочным образом и действуете, а еще хуже — реагируете, ненужным вам образом. И все это потому, что у вас совершенно неверная социальная парадигма, сформированная, недружелюбно настроенными к вам людьми, которые ставили целью подчинить вас своим интересам. Революционным моментом в моей жизни, одним во всяком случае из таких моментов, который мне очень сильно запомнился и буквально просветил меня, стал момент, когда я осознал одну простую вещь – все в этом мире держится на постулатах. Человек не знает ничего, все его знания рано или поздно упираются в тупик непонимания, и фактически сводятся к вере, или собственной интерпретации чего-либо. Социальная парадигма, эта своеобразная концептуальная схема модели восприятия людьми мира, есть ничто иное, как интерпретированная иллюзия действительности.
Надеюсь, это выглядит не слишком запутанно, но подбор данных терминов наилучшим образом отражает это понятие, все-таки если задуматься над тем самым шаблоном восприятия, что укоренен у нас в голове, то ничего фундаментального в нем на самом деле нет. Если вы внимательно читали и продолжаете читать мои статьи, то вы наверняка заметили, что я часто акцентирую ваше внимание на знаниях, а не на вере, придавая большую значимость максимально возможной определенности, нежели твердой убежденности в несуществующем, и иллюзиям, порожденными этой убежденностью. Поэтому вполне естественно с вашей стороны, будет обратить свое внимание именно на этот мой призыв – надо знать, а не верить, в то время как точно знать, человек в принципе ничего не может. Это действительно так, мы ничего не знаем точно, но не знаем мы ничего на фундаментальном уровне, где-то мы копнули поглубже и больше соответственно поняли, где-то наши знания не так глубоки, и следовательно приходиться некоторые вещи постулировать и затем принимать на веру.
Но все же есть некоторые схемы, систему которых мы понимаем и следовательно с девяносто девятью процентами вероятности, можем знать работоспособность этой схемы, и часто для вполне себе спокойной жизни нам этого достаточно, тем более этого достаточно для достижения определенных результатов в нашем обществе. Но в этой статье я хочу обратить ваше внимание дорогие друзья, не на порядок отдельно взятых вещей в нашей жизни, изучив который мы можем сделать ее более или менее предсказуемой, а на тот порядок, который находится у нас в голове. Социальная парадигма, по сути является сковывающим нашу свободу явлением, эта ориентировочная модель восприятия окружающего нас мира, наша реакция на внешние раздражители, делает нас предсказуемыми и управляемыми. Если взглянуть на это поверхностно, то мы увидим такие провокаторы нашей реакции как страх, алчность, зависть, возбудитель сексуального инстинкта, агрессия, чувство долга и многое другое. Жизнь ставит перед нами вопрос, а мы выдаем ожидаемый ответ, часто не имея выбора не только для самого ответа, но даже для интерпретации нами поставленного перед нами вопроса.
В социальной парадигме есть и еще один, очень негативный момент, как для человека свободного – это привычка. Речь идет о привычке восприятия всего по строго выбранному шаблону и соответствующая реакция на это восприятие, ведь человеку с детства навязывается образец поведения, образец его реакции на что-либо и в конечном итоге весь образец его мышления. Задумайтесь дорогие друзья, почему что-то в нашей жизни, должно быть именно таким, каким мы это привыкли воспринимать, почему не другим? А часто ли это правильный с точки зрения общественности порядок вещей, отвечает нашим собственным интересам? Да не может социальная парадигма, целиком и полностью отвечать нашим интересам, человек по определению должен жертвовать некоторыми своими эгоистическими потребностями, чтобы вписываться в общество, ибо не может состоять из абсолютно разных элементов, так как это единый организм. И пусть каждый из нас индивидуален, эта самая индивидуальность не выходит за рамки нормы, которая в свою очередь контролируется во многом самим обществом, нежели власть имущими людьми.
Как мы относимся к тем, кто не похож на нас, как мы относимся к чужакам, чья жизненная концепция противоречит нашей, чьи взгляды в корне отличаются от наших, а поведение таких чужаков – вызывает у нас тревогу? Мы относимся к ним негативно, неважно каким образом это проявляется у нас, но это однозначно негатив, и он является частью наших внутренних установок, которые не только учитывают наши собственные интересы, но и интересы того общества, в котором мы вроде бы как свои. Но все это конечно относительно, ведь если говорить о гибкости мышления, то для нас нет и не может быть враждебной среды, есть только среда, в которую нам труднее адаптироваться, или среда, где мы чувствуем себя как рыба в воде. А вот жесткая граница своего и чужого, уже является продуктом социальной парадигмы, вы просто обязаны мыслить по определенному образцу, иначе вы выпадете из под контроля власть имущих и общества, в котором живете, вот вам и навязывают чувство долга и тому подобные убеждения.
Для этого человека обуславливают с самого детства, внедряя в него программу мировосприятия, на практически всю его жизнь и парадигма социальная, становится его собственной парадигмой, человек начинает отождествлять себя с обществом, в котором он живет, становится с ним единым целым в своем собственном представлении. Я говорю практически, потому что всегда все можно пересмотреть, все свои имеющиеся установки, все свои постулаты, разобрать весь свой фундамент, если конечно для этого у вас появится очень сильное желание. Но зачем вам это делать, зачем смотреть на что-то по новому, ежели старое такое привычное и вы к нему вроде бы как уже адаптировались? Такой вопрос я раньше часто слышал, когда общался с людьми, скажем так не очень высокого полета, у которых были грезы о стабильности, справедливости, равенстве, свободе, любви, дружбе и тому подобных вещах. Знаете, что происходит, когда все эти грезы рушатся? Происходят очень нехорошие вещи, даже если что-то одно из мира грез, перестает отражать действительность это уже трагедия. Когда сигнал извне не соответствует внутренним установкам человека, его внутреннее состояние становится для него ядом.
Тут мы с вами имеем и депрессии и различные психические заболевания, в том числе это приводит и к суицидам, ведь человек хочет покинуть не этот мир, а мир, который внутри него самого, именно он создает дискомфорт и причиняет боль. Вначале я говорил о постулатах, о вере, которая есть везде и во всем, куда не копни, докопаешься до веры, а не до фактов, и хотим мы или нет, но в некоторые вещи мы вынуждены верить, потому что не можем знать. Ну так вот, если бы социальная парадигма строилась бы исключительно на вере, не так, как это делает религия, умышленно замалчивая факты, а в смысле если бы мы просто учили людей тому что знаем, ничего не выдумывая, то это было бы пол беды. Я бы даже сказал, что это действительно было бы правдой, какую очень многие ищут, правдой о том, что мы можем знать только одно, что ничего не знаем, в глубоком смысле этого слова, как имел в виду Сократ. Но социальная парадигма строится не на фактах нам известных, она строится на эгоистичных намерениях каждого из нас, все мы делаем свой вклад в то, что как нам кажется, должно быть, в свое так сказать правильное. Это особенно ярко проявляется в ситуациях, когда эгоизм одних людей, противоречит эгоизму других, или этот самый эгоизм, выходит за нормы общественного поведения.
Однако я не ставлю перед собой цель, указывать вам на необходимость соблюдения нормы эгоистичного поведения, это нам с вами вообще не нужно, поскольку если вы будете – хорошим человеком, вас не по головке за это гладить будут, а использовать по возможности. Только вот и плохими вы быть не должны, сами понимаете, будете не в угоду большинству, жизнь ваша не улучшится, скорее наоборот, и это не очень умно. А вот что действительно вам нужно, так это иметь правильное представление об окружающем себя мире и самих себе, переписать свою парадигму с учетом этой правильности и жить согласно своему выбору, то есть свободным человеком. А что такое правильность? Это когда ваши истинные желания, посредством ваших собственных усилий, воплощаются в жизнь, когда вы делаете не так, как должны, согласно общественному пониманию, а так как надо, заметьте не как хотите, а как надо. Большинство ваших желаний дорогие друзья, носят искусственный характер, они являются частью той самой парадигмы, той самой взятой на вооружение вами модели жизни, которая делает вас послушными и предсказуемыми, которая позволяет вами управлять. Вот к примеру, если вас злят, то вы злитесь, если веселят, то вы веселитесь и так далее.
А хотите ли вы злиться вообще, зачем вам это нужно, зачем вам тратить — свои нервы, силы, зачем выходить из себя, терять контроль над своими эмоциями и совершать бессмысленные поступки, зачем вам это? Так почему вы это делаете в таком случае, почему злитесь, когда вас злят? Думаете это внешние раздражители на вас так влияют, нет, это не они, это лишь команда посланная в вас, и вам выбирать, какой ответ дать на эту команду, такой – какой нужен вам, или какой записан в вашем уме как правильный. Это можно сравнить с пазлом, который вы можете собирать исключительно для себя, а можете делать это вместе с другими людьми, собирая одну общую картину. Мы делаем это каждый день, собираем пазл, то есть ведем себя так, как должны, а не так, как надо, причем даже не понимаем в чем суть такого долга. В наше время скопилось очень много различных источников информации, которые тем или иным образом воздействуют на нашу картину мира. Они формируют наше мировоззрение, наше мышление, наши ценности и цели, и нам порой просто невозможно мыслить за рамками той социальной парадигмы, которой мы все придерживаемся из-за них. А ведь среди этих источников информации может быть и немало таких, которые вредят нам, сбивают с толку, направляют по ложному пути, внушают нам ложные ценности.
Понятное дело, что играя в одну общую игру, следует играть в нее по общим для всех правилам, но эти правила можно использовать в своих собственных интересах, давя людям на мораль к примеру или на жалость, в то время как сами вы придерживаетесь иной точки зрения. Никто и ни за что вас судить не вправе, если вы не позволите это сделать, а чтобы этого не допустить, следует быть человеком сильным, умным, рассудительным, тогда вы сами будете судить. Если что-то из внешнего мира не вяжется с вашими собственными представлениями, то это просто неверный элемент пазла, который вы собираетесь к этому миру приложить, пытаетесь собрать не ту картину. И пока ваши возможности ограничены. В плане воздействия на общество, вам остается воздействовать на себя, проще ведь пересмотреть свои взгляды на мир, и приложить к его картине нужный элемент, дополнив общую его картину. Исходя из этого, можно чаще быть в выигрыше, ведь вы будете человеком адекватным, отвечая обществу именно так, как оно того в действительности заслуживает, но вместе с тем привнося в него свою часть картины. Восточная философия гласит – что никого кроме себя изменить не получится, что лишь изменив себя, мы изменим и мир вокруг себя.
Считаете ли вы это утверждение верным? Я бы сказал, что оно и верное и неверное, в зависимости от того, с какой стороны на него посмотреть. С одной стороны оно верное, ибо над собой всегда нужно работать и совершенствовать себя, а с другой, неверное, поскольку работа только над собой, подразумевает подчинение обществу, а не управление им. Так что верность данного утверждения в первую очередь определяется ролью человека в обществе. В зависимости от того, какая роль в обществе вам отведена, а вернее, какую роль вы сами себе отвели, собственными усилиями, вы можете менять других, подстраивая их под себя, а можете сами меняться, не имея возможности повлиять на других и вынудить их действовать себе в угоду. С другой стороны, для того, чтобы научиться подчинять себе большинство и следовательно менять его мировоззрение нужным тебе образом, необходимо самому иметь определенные качества, руководствуясь которыми подчинение себе большинства, в принципе становится возможным. Если такими качествами вы не обладаете, если вас не учили управлять, а учили подчиняться, тогда понятное дело, нужно менять в первую очередь себя, а лишь затем, имея возможность менять обстоятельства и других людей, а не подстраиваться под всех и вся, можно заняться этим нелегким, но очень интересным и полезным делом.
Большинство людей, то есть так называемая толпа, убеждена в том, что все, что находится в ее голове, является плодом ее собственных умозаключений. Каждый индивид в обществе, принимая то или иное для себя решение, не только не считает, что сие решение принимает не он, а кто-то другой, он даже не задумывается об этом. А стоит посмотреть на убеждения такого индивида с аналитической точки зрения, и окажется, что все они привнесены извне, причем многие из этих убеждений, будут чрезвычайно вредны для этого самого индивида, но он между тем будет считать их своими. Его так убедили, ему вдолбили в голову правильность одного и неправильность другого, в ряду чего, такой индивид часто поступает так, как нужно кому-то другому, а не ему самому. Вот вам влияние на людей, скрытое и весьма эффективное, с его помощью можно поменять человека так, как тебе того захочется, а себя то конечно можно не трогать, ибо зачем это делать, когда куда проще, людей под себя подстраивать, нежели подстраиваться под всех и вся. Власть имущим выгоднее держать людей на низком уровне развития, нежели позволить им развиваться полноценно, так как в таком случае для управления толпой, власть имущим пришлось бы самим развиваться, а это не просто. Обрезал чрезмерно растущий колосок и порядок, сам возвышаешься над остальными и все хорошо. Так что все зависит от каждой конкретной ситуации в жизни человека и от его положения в обществе, а главное от его воли, которую он может направить либо на подстройку общества под свои нужды, либо на подчинение этому обществу, третьего пока, увы, не дано. А изменить людей не сложно, если знать во-первых о том, как это сделать, а во-вторых, если иметь инструмент для работы с человеческим сознанием.
Обратите внимание, на ту систему ценностей, которую исповедуют сегодня большинство людей, обратите внимание на их слепое следование смыслу своей жизни, в котором их собственного понимания вообще нет. Лишь единицы задумываются над собственной ролью в своей собственной жизни, делая хоть какой-то выбор в плане своего внутреннего мира. С властью над самим собой, начинается власть и над другими, так что восточная философия верна, но до той поры, пока вы не добьетесь власти над другими людьми, идеологической власти. Психологи, в каком-то смысле делают это в локальном масштабе, воздействуя на социальную парадигму отдельно взятой личности, да и то лишь отчасти, разбирая и решая какую-то конкретную проблему. Мировоззрение они как правило не меняют, они меняют представление человека о каком-то конкретном моменте в его жизни, из-за которого он чувствует дискомфорт, или они меняют представление о тех или иных его комплексах, чтобы от них избавить. Есть психологи, придя на прием к которым со своей проблемой, вы можете попросить их эту проблему решить, и они приступят к ее решению, уже согласившись с тем, что это на самом деле проблема, приняв ее именно так и начав работать, не с причиной ее возникновения, а именно со следствием. Такая работа конечно эффективна, так как позволяет углубившись в корень и историю той или иной проблемы, избавить от нее человека. Что в принципе и нужно тому, кто обращается за помощью к психологам.
Однако не меняя принципа мышления человека, не меняя его мировоззрение и его ошибочные убеждения в отношении жизни, психолог оставляет таким образом в его голове поле для взращивания новых проблем, с которыми пациент разумеется опять придет к нему и вся процедура лечения повторится. Ну и потом, принимая проблему человека именно как проблему, психолог тем самым подпитывает ее, таким вот своим к ней отношением. Ведь проблема в сущности является некой стоящей перед человеком задачей, которую необходимо решить и проблемой эта задача становится именно тогда, когда нет четкого понимания того, как собственно, эту задачу решать. Если проблема — это проблема, значит психолог в принципе признает свою некомпетентность, пусть частичную, но все же, и это негативно сказывается на психическом состоянии пациента. Поэтому нельзя таким вот образом подходить к работе, с моей точки зрения, ибо это манипуляция посредством страха, вызываемая в пациенте с помощью недвусмысленного намека на то, что без помощи психолога, ему ни за что не справиться со своей проблемой. Хотя человек всегда должен верить в свои силы и уповать на себя в первую очередь. Во многих случаях помощь специалиста человеку, конечно, необходима, скажем, когда он реально не управляет своим психическим состоянием, когда вообще не знает, что и как ему делать, потому что находится в растерянности. Но это должна быть помощь, направленная на исправление причин возникновения проблемы, а не на саму проблему, ибо в таком случае она, эта помощь, может длиться вечно.
Я иначе предпочитаю работать. Обычно я ставлю под вопрос, само наличие проблемы, воздействуя таким образом не на историю, отдельно взятой проблемы, как это делается в классическом варианте психоанализа, а на ее отражение в мировоззрении человека. То есть, я не даю понять человеку, что его ситуация находится в тупике из которого нельзя выйти, есть определенная форма проблемы, которая является задачей, требующей определенного решения и не стоит эту задачу определять как неразрешимую, ибо именно это делает ее проблемой. Давайте представим себе, что некий внешний раздражитель, вызвал у вас определенную реакцию, и этот раздражитель интерпретировался в вашей голове — как проблема, которая вызывает у вас чувство дискомфорта и чувство безысходности. И вот она, истинная причина вашего дискомфорта, не сама проблема, а ваше ее восприятие, которое обусловлено вашей социальной парадигмой, вашим отношением к жизни и к тем или иным ситуациям в ней. К черту саму проблему и ее историю, все дело в вашем восприятии жизни, с ним необходимо работать, его необходимо менять. Нужно научить человека любить математику, если мы хотим, чтобы он умел решать математические задачи, то есть, необходимо научить человека воспринимать проблемы, как что-то, что требует решения, которое необходимо найти, а не как что-то, что создает дискомфорт.
Удовольствие надо получать от проблем, а не головную боль и тем более не боль душевную. Вот в каком направлении необходимо работать в идеале. Реагируя на проблему, именно как на проблему, человек сам себя подавляет, он сам делает себе плохо, и он становится зависимым от тех, кто решает проблемы и для кого чужие проблемы являются хлебом насущным. Но зачем вам себе делать плохо, зачем реагировать на все что вам отравляет жизнь, невыгодным для себя образом? А если вы не должны так реагировать, если вы не должны видеть в чем-то проблему, потому что вам это не нужно, если вам гораздо выгоднее просто действовать определенным образом, когда это необходимо, справляясь собственными силами с различными ситуациями в своей жизни. Подумайте, стоит ли вам иметь именно такой идентификатор в своей голове, который бы не столько обозначал и обосновывал проблему, сколько бы искал возможности для ее решения? Полагаю, что да, ибо от оханья и аханья, жизнь в лучшую сторону не изменится.
Идентифицируя жизненные ситуации определенным образом, наиболее выгодным для вас, с точки зрения вашего адекватного и эффективного реагирования на них, вы тем самым избавляете себя от проблем, превращая их во вполне решаемые задачи. Это конечно не ко всем ситуациям применимо и надо быть очень проницательным и наблюдательным человеком, чтобы понять насколько человек тесно связан своим внутренним миром с миром внешним, однако я часто использую именно такой подход в работе с многими людьми. Для лучшего понимания того, что я хочу вам сказать, приведу пример с таким интересным трюком в кино, как закадровый смех. В сериалах это часто можно увидеть, в комедийных разумеется, и это похоже на приготовленную и пережёванную для вас пищу, за вас решили, когда вам следует смеяться.
Согласитесь, трудно не поддаваться такому темпу просмотра сериала, что кажется смешным для других, кажется смешным и вам, а представьте себе, если бы они там за кадром плакали, возможно и у вас слеза навернулась бы. Вот так себя и ведет социальная парадигма, такой ориентир поведения мы и имеем в своей голове и стоит кому-то несколько иначе взглянуть на уже укоренившееся представление о чем-либо, как он сразу становится неадекватным в глазах окружающих. И проблема окружающих в этом плане, заключается в том, что они не видят перспективы смены своих взглядов, считая чужие постулаты, своими собственными, только потому, что они им были навязаны задолго до того, как они вообще стали что-то осознавать. Попробуйте изменить представление взрослого человека о добре и зле, если все детство его настраивали определенным образом, если в его голове закладывался фундамент социально угодливого восприятия, то есть угодного социуму, но не ему самому. Впрочем может быть и наоборот, в зависимости от среды в которой рос ребенок, но и в том и в другом случае, такие установки не должны быть статичными, в жизни полным полно комбинаций, требующих к себе принципиально нового подхода.
Собирать пазл из раза в раз одним и тем же способом, приставляя одни и те же элементы не получится, начнут появляться несоответствия, требующие гибкости мышления, а не статичного мировосприятия. Поэтому основная проблема социальной парадигмы, заключается в ее управляемой изменчивости, народ следует той идее, которая сидит в головах отдельных личностей, понимающих суть мировосприятия, но имеющих свои эгоистичные цели на этот счет. Это нормально, потому что естественно, но думаю будет вполне справедливо, посвятить в понимание этого всех, так игра станет гораздо интереснее, учитывая большее количество игроков. Ваша идея того, как все должно быть и как люди себя должны вести, как реагировать и каким должно быть их внутреннее состояние, имеет право на существование, но вот реализация этой идеи, уже зависит от вас. Вы можете обусловить все общество, всех людей, задать им нужную вам парадигму, заставить их видеть черное белым, а белое черным. Вы можете сделать людей счастливыми или несчастными, можете заставить их любить жизнь, или ненавидеть ее.
В принципе дорогие друзья, вы это можете, а вот реализовать это практически, это уже извольте задача требующая не только понимания собственных возможностей, но и требующая определенной работы, последовательной, учитывающей множество нюансов. Желающих ведь много на самом деле, каждый хочет внедрить в общество свои идеи, иметь определенную власть над умами других людей, навязать им свои ценности, свое мировосприятие и так далее. В общем все мы знаем как надо и как лучше, как нам надо и как нам лучше, другое дело, что менять-то прежде всего необходимо свою внутреннюю картину мира, если вы видите свою ограниченность, убирать оттиски из своего ума, избавляться от обусловленности, от навязанной вам обществом роли, короче гнать из своего внутреннего мира все инородное. Чужое в себя следует добавлять в очищенном виде, очищенном от чужого эгоизма, но для этого важно осознавать, для чего вам предлагают ту или иную концепцию, что за ней стоит, какие идеи вам действительно подходят, а какие нет.
Как видите, я не лукавлю, а все излагаю согласно собственному пониманию неортодоксальных методов мировосприятия, логичность которых если не безупречна, так во всяком случае достаточно устойчива. Очистите мои слова от моего собственного эгоизма и подумайте над ними исходя из своих собственных интересов, постарайтесь понять, насколько вы зависимы от закоренелого убеждения относительно основных жизненных моментов, реакция на которые с вашей стороны предсказуема на девяносто девять процентов. Разберите несколько примеров из своей жизни, а затем задумайтесь над социальной парадигмой, с точки зрения ее актуальности для вас и с точки зрения ее пересмотра вами. Быть может залезть в головы миллионам, вам не удастся, если вам это в принципе не нужно, но вот власть над самими собой, над миром внутри вас, вы взять определенно сможете.
А это вам позволит и внешний мир привести немного в порядок, который не будет вами манипулировать, посылая вам команды и получая предсказуемый ответ с вашей стороны. Вы решаете, как вам реагировать и как относиться ко всему, что с вами происходит, ваш ответ – это ваш выбор, а ваш выбор – это ваша свобода.