Системное мышление

Ученость без эрудиции и природного любопытства ведет к узости мышления и дроблению дисциплин.
Нассим Николас Талеб

Знакома ли вам такая ситуация, когда какой-нибудь человек говорит, что он что-то знает и понимает, причем достаточно хорошо и поэтому он полностью уверен в своей правоте? Он даже и думать не желает о том, что может быть не прав. А ты ему говоришь, а вот возьми-ка ты, дорогой мой, листок бумаги или открой на компьютере текстовый редактор и изложи в письменном виде свое знание и свое понимание того, о чем говоришь. Другими словами, ты предлагаешь человеку перевести свои мысли в символы, чтобы они сложились в какую-то стройную систему, а не так на словах разлетались по ветру. И оказывается, что уже только на этом этапе многие люди, по моим наблюдениям, начинают испытывать трудности. Они обнаруживают для себя, что их знание не такие целостное, а понимание не настолько глубокое, чтобы суметь написать небольшой, но согласованный текст, который будет четко и ясно передавать их мысли. Но даже если они что-то и напишут, то стоит им задать по их тексту пару-тройку уточняющих вопросов, и они увидят несогласованность части своих мыслей, а может быть даже и всех. Отрывистые, логически незавершенные, непонятно из каких предпосылок возникшие мысли, которые люди носят в своей голове, считая, что они что-то знают и понимают, на бумаге будут выглядеть нелепо. А причина в том, что у этих людей плохо развито или неразвито совсем системное мышление, которое требует от человека порядка и согласованности в мыслях, чтобы можно было целую картину в своей голове собрать, объясняющую что-либо. Это очень важный вид мышления, это полезная способность понимать связи межу различными вещами. И мы с вами об этой способности очень серьезно поговорим в этой статье.

Чтобы вы понимали всю важность этой темы, скажу главное: в этом мире все со всем связан, все от всего в той или иной мере зависит. Наш мир – это одна единая система, разбитая на множество подсистем, которые образуют эту общую систему и определенным образом друг с другом связаны. Человек – это тоже система, которая состоит из огромного множества элементов разного свойства, часть из которых нами даже еще не познана. Вот тот же геном человека, если верить последним научным новостям, удалось расшифровать совсем недавно. Но это далеко не единственное, что нужно знать о человеке, как о системе, чтобы лучше его понимать. Когда мы мыслим системно, мы стремимся к такому целостному, полному пониманию чего-то, в том числе самих себя, как вида. Чтобы делать максимально точный расчет, прогноз, чтобы принимать максимально адекватные решения, нужно уметь мыслить целостно, а значит, системно, учитывая все, что только можно учесть, все известные элементы, все связи между этими элементами, все их воздействие друг на друга, всю последовательность такого воздействия, словом, все то, благодаря чему что-то становится возможным. Человек, у которого такое мышление развито, будет на порядок адекватнее, разумнее, дальновиднее тех людей, которые мыслят лишь отдельными эпизодами какого-то события, которые принимают решения, отталкиваясь от обрывков информации, вырванных из основного контекста, или проще говоря, которые мыслят линейно, поверхностно, узко. Давайте обо всем по порядку.

Система

Сначала дадим определение системе, а потом уже и системному мышлению, чтобы было лучше понятно, почему системное мышление называется системным. Итак, система — это множество различных элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом, и образуют определённую целостность. Все элементы системы так или иначе друг с другом связаны и друг от друга зависят, и влияют друг на друга. Без такой согласованности и взаимосвязи элементов, образующих определенный порядок, системы не было бы.

Слово «порядок» имеет особое значение. Потому что в глобальном масштабе все со всем согласовано определенным образом. Ничто в этом мире не существует в отрыве от него и ничто не является бессмысленным, бесполезным и ненужным. Даже хаос – это определенная система и часть системы. Но мы обычно отличаем определенный порядок вещей от беспорядка, от того, что мы называем беспорядком. Вот, к примеру, летающий самолет, то есть, работоспособный – это система в нашем понимании. Потому что в ней , как в целом, существует такой порядок вещей, который дает результат в виде воздушного транспорта, которым можно пользоваться. А, скажем, груда мусора на свалке, пусть это будет тот же разобранный самолет, всякие там запчасти от него, это уже в нашем понимании не система. Формально этот мусор тоже имеет определенную структуру и является частью этого мира, как одной единой системы. Скажем, тот же металл, если его переплавить, можно использовать для создания других работающих систем, поэтому он часть системы. Но в том виде, в котором он находится на свалке, он воспринимается нами, как не система, как просто хаотично разбросанные элементы. Другими словами, система в нашем понимании – это что-то работающее, дающее определенный результат, дающее что-то осмысленное. Это определенный порядок вещей, не просто связь элементов, а такая связь, которая образует что-то работающее целое.

Таким образом, главное качество системы, делающее ее системной – это согласованность всех составляющих ее элементов, благодаря которой образуется что-то работоспособное, что-то результативное целое, что в нашем понимании имеет смысл. Жилой дом – это система, а развалины дома – это уже бардак. Потому что в разваленном доме взаимосвязь элементов между собой нарушена, определенный порядок нарушен, и эта конструкция теряет свой смысл, как работоспособное целое. Так что, если определенную согласованность элементов убрать, тогда система начнет работать нестабильно, а потом и вовсе может распасться на несколько меньших по объему составляющих их элементов систем. Можете не вдумываться в этот порядок слов, но смысл в том, что система в нашем понимании должна обладать определенными функциями, чтобы считаться системой.

Вот наш мир – это система. Очень большая и очень сложная. Мы даже не можем представить себе, насколько это большая и сложная система. Мы не понимаем всех ее взаимосвязей, а стало быть, и всех существующих в этим мире закономерностей. Мы своим мышлением не в состоянии охватить все составляющие элементы столь огромной системы и понять связи между ними. Вот это очень важно понимать. Тот, кто это понимает, никогда станет утверждать, что все знает и все понимает. Мир всегда будет для него загадкой, независимо от того, сколько он о нем всего узнает. А вот стремление к познанию целого позволяет улучшать, развивать и совершенствовать системное мышление. И теперь давайте дадим определение этому мышлению.

Системное мышление

Системное мышление – это способность обдумывать что-то – ситуацию, явление, предмет, идею, слова, собственное поведение и мысли, учитывая все факторы, элементы, процессы, которые это что-то составляют и на это что-то влияют. Ну, все возможные, уточню. Потому что сколько факторов могут влиять на, скажем, ту же ситуацию, какую бы то ни было, мы не всегда можем знать. Их может быть тысячи, а мы можем увидеть максимум десятки. Но главное, что человек стремится все возможные факторы учесть, обдумывая что-либо. Вот в таком случае он будет мыслить системно.

То есть, человек с системным мышлением, обдумывая что-либо, старается учесть максимум имеющейся у него информации об этом чем-то, а недостающую информацию стремиться добыть. Он не думает о чем-то одном в отрыве от всего остального. Потому что системное мышление требует согласованности всего и вся. При нем нельзя исключать какие-то вещи из своего представления о чем-то, считая, что они не имеют значения. Все надо учитывать, думая о чем-то. И прежде всего все то, что имеет прямую связь с тем, о чем мы думаем. От системно мыслящего человека вы никогда не услышите таких слов: «А при чем здесь это?» Потому что он всегда ищет вот эту связь между различными вещами, которые относятся к изучаемому им вопросу. Все, что связано с этим вопросом, имеет значение, все важно. Такая связь между различными вещами – составными частями целого, не всегда бывает прямой, но через цепочку связей с другими элементами, она влияет на ситуацию, людей, предметы. То есть, косвенным образом все может влиять на что-то. И зная, что такое система, а мы это выяснили выше, вы можете понять, что человек с развитым системным мышлением во всем стремится увидеть систему, а не просто отдельно взятые элементы, не просто какие-то процессы, протекающие отдельно друг от друга. Он все стремиться друг с другом согласоваться, чтобы собрать из элементов пазла целую картину. Причем здесь это, причем здесь то – вот такого в его суждениях нет.

Вот давайте подумаем, какие факторы нужны учитываться, когда с помощью системного мышления обдумываешь какую-то ситуацию. Допустим, это будет конфликтная ситуация, с которой в психологии часто приходится иметь дело, у людей часто возникают конфликты, как большие, так и маленькие. Так вот, подумаем, участвующих в конфликте лиц нужно учитывать? Однозначно, нужно. Кто они, что из себя представляют, какой у них характер, какие интересы, какие цели они преследуют, есть ли у них психические заболевания и так далее, и так далее. Тут много чего можно учесть, что относится к людям. Вещи, предметы, вообще все материальное, что было затронуто в конфликте или использовано в нем учитывая нужно? Очевидно, что ответ может и должен быть утвердительным. Условия, в которых этот конфликт возник, будь то окружающая среда, погодные условия, тенденции, которые в этих условиях были и по-разному влияли на действующих лиц, это все нужно учитывать? Нужно. Время, как прошлое, так и будущее, которое поможет понять, что предшествовало конфликту и чем он может закончиться, в кратно, средне и долгосрочной перспективе нужно учитывать? Думаю, ответ вам уже ясен. Вот так можно выявлять множество факторов, как больших по своему влиянию, так и маленьких, которые помогут расширить представление о возникшем конфликте и детализировать его, чтобы понять всю его логику. И все эти факторы надо обдумывать в связке с основным событием – конфликтом, а также в связке друг с другом. Как видите, это очень непростая задача. Все учесть, все оценить, все со всем связать, увязать, увидеть первичные и вторичные связи, чтобы понять, что от чего зависит, какие последовательность имеется в влиянии этих факторов, все проанализировать, это жуть как много думать надо. Но и результат таких раздумий будет достаточно ценным по своему качеству, эффективности, точности.

Конечно, совсем уж все учесть нереально, мир так сложен, что мы даже не знаем, какие еще элементы его системы, даже применительно к отдельно взятой ситуации, вообще существуют, чтобы их учесть. Может то же расположение звезд на небе влияет на наше отношение друг к другу в определенной ситуации в достаточной степени, чтобы это учитывать, но мы этого точно не знаем, все это трудно выявить и просчитать. Думаю, ни один суперкомпьютер с такой задачей бы не справился. Хотя бы потому, что для полного детального расчета ему нужны данные, а мы ими сами можем не владеть, чтобы ему их предоставить. То, что мы видим, о чем знаем, мы можем обдумывать, а то, что нам неизвестно, будет влиять на ситуации, на нас без нашего понимания такого влияния. Тем не менее, вот такой подход к обдумыванию различных ситуаций дает куда больше плодов, чем простое линейное мышление, учитывающее минимум факторов при оценке и изучении чего-либо.

Мыслить системно

Давайте получше подумаем над тем, что значит мыслить системно. Вот, задумайтесь, благодаря чему на каком-то участке земли выросло какое-то растение. Можно не думать о том, какое конкретно растение выросло, хотя, чтобы мыслить системно, это тоже надо учитывать, все надо учитывать. Но чуть упростим подход в нашем примере. Поговорим только о причине выросшего растения. И вот человек может сказать, что растение выросло, потому что в землю было кинуто семя, которое проросло и в итоге мы видим растение. Но давайте задумаемся, это единственная причина, из-за которой выросло это растение? Очевидно, что нет. Причин много. И чем больше таких причин мы выявим, тем более системно мы будем мыслить. Влага почвы, питательные вещества, находящиеся в ней, солнечный свет, климат и много чего еще нужно выявить, учесть, обдумать, согласовать друг с другом, чтобы некую систему получить, в которой будет видно, что от чего зависит, что на что влияет. И вот так целостно мыслить, все вот эти причины выявлять и связи между ними, значит мыслить системно.

Системное мышление еще можно сравнить с параллельным мышлением. Параллельное мышление допускает существование сразу нескольких идей, концепций, объяснений, которые друг с другом не пересекаются, не исключают друг друга, не сталкиваются друг с другом, но и необязательно, что они друг друга дополняют. Просто какие-то вещи могут сосуществовать одновременно. Такое мышление также можно назвать многопоточным, лично мне так больше нравится, когда мы разными причинами объясняем какое-то явление, а не только одной причинной линией. Мы также можем допускать существование несколько вариантов чего-либо, например, несколько равноценных идей, касательно чего-либо. Например, идей собственного развития, идей развития компании, общества, страны. Необязательно выбирать одну идею, как якобы самую лучшую, можно не только несколько идей рассматривать, каждая из которых будет по-своему хорошей, но даже несколько идей одновременно реализовывать, держа в голове сразу несколько ожидаемых результатов. Мы при таком подходе к делам не исключаем никакие элементы системы, а ищем возможность их согласовать друг с другом.

Качественный анализ какого-то события тоже часто требует системного подхода. К примеру, если возник пожар [один из любимых моих примеров], то объяснить его возникновение можно не только тем, что на воспламеняющуюся поверхность попала искра, но и тем, что по определенным причинам возник источник искры, влажностью воздуха сказалась на распространении огня, можно и нужно объяснить это происшествие наличием воспламеняющихся материалов там, где их обычно быть не должно, а значит и человеческим фактором, который сыграл, пусть и не главную роль, но вклад свой сделал. И таких причин, которые не исключают, а дополняют друг друга, может быть много. Все они друг с другом определенным образом связаны. Человек, который обдумывает какое-то событие, в данном случае причину пожара, учитывая все эти причины, просчитывая их, анализируя, будет мыслить параллельно, многопоточно, если будет думать о них всех одновременно, ну и в целом системно. Никакие элементы, никакие версии не отбрасываются, а вписываются человеком в общую картину происходящего, чтобы описать ее максимально подробно и точно, чтобы выявить все причины произошедшего и сформировав таким образом полную картину. Качественный анализ не может обойтись без системного подхода. Что-то упустишь, не учтешь, проигнорируешь и уже получишь совсем другой результат.

Мыслить системно, значит мыслить широко и целостно, а также, как я сказал, многопоточно, держа в голове сразу несколько версий, несколько идей, несколько одинаковых по смыслу мыслей обдумывая, без всякого исключения одного фактора из-за другого. Можно даже сказать, что речь идет о глобальном мышлении, то есть, очень широком, хотя при этом мыслить можно в пределах какой-то определенной системы. Например, в пределах одного предприятия или в пределах одного города, или в пределах одного дела, которое кем-то затевается или уже делается.

Целостное мышление

Итак, системное мышление, оно же целостное, так как имеет максимально большой охват, это непростое мышление. Когда мыслишь системно, нужного много всего учитывать. Но тогда возникает вопрос, зачем вообще так напрягать извилины, что дает такое целостное мышление человеку, чтобы им пользоваться? Очевидно, что оно позволяет лучше ориентироваться в мире в конкретных ситуациях, но главное, находить интересные решения проблем и задач из числа существующих, к чему нельзя прийти, если мыслить слишком узко, не принимая во внимание множество важных факторов. Это как судить человека, на которого просто показали пальцем и сказали, что он вор или убийца. А почему? А потому что у него нашли украденную вещь или у него руки оказались в крови жертвы. Разве такие доказательства делают человека вором или убийцей? Да нет, конечно. Но линейно мыслящего человека этого будет достаточно, чтобы поверить в его вину. Вот чтобы такого бреда не было, нужно мыслить системно, а значит целостно, широко, учитывая множество деталей, множество связей, формирующих и объясняющих какое-то событие, какие-то закономерности.

Целостное мышление, вбирающее в себя множество факторов и закономерностей или еще можно сказать, объединяющее все прочие виды мышления, позволяет людям нарисовать максимально полную и детализированную картину происходящего, чтобы разобраться во всем предельно точно. Может быть, это не всегда требуется, но я думаю, что в важных вопросах это необходимо. В психологии, как я считаю, мыслить системно нужно практически всегда, если только речь не идет о гипнозе, внушении и прочих способах работы с подсознанием. Если работать с сознанием, а это всегда эффективнее и надежнее, то надо и самому учитывать все, обдумывать все, и учить людей делать это. Вот простой пример: женщина, которую обидел муж, приходит к своей подруге, чтобы поплакаться и рассказывает ей, как муж плохо с ней поступил, как он ее оскорбил, как наорал на нее. Подруга, которая не мыслит системно, начинает ее жалеть, она ей скажет, какой же ее муж мерзавец, что так с ней поступил, может во всем его обвинить, а подругу свою назовет жертвой его агрессии. То есть, она таким образом отреагирует вот на этот кусок информации, который ей предоставили и будет рассуждать на основании этого отрывка от общей картины произошедшего. Конечно, из чувства солидарности некоторые подруги могут это делать специально, поддерживая друг друга, им и не хочется разбираться в сути дела, они всегда правы, другие всегда неправы, это такой, инфантильный подход к жизни. Но и случаев нежелания, именно нежелания мыслить целостно, полно, широко, тоже очень много. Вот что сказали человеку, о том он и думает. И его не интересует, из какого контекста это было вырвано. И если только ему не помочь вопросами над чем-то задуматься, он никогда ни над чем большим не задумается. Ну есть такие люди. Конечно, их мнение будет поверхностным и необъективным. А значит и часто бесполезным. И даже вредным. Подруга, в приведенном мною примере, может и подсказать что-то вредное своей подруге, например, предложит ей проучить мужа, а то и развестись с ним. Это же так просто, взять и исключить источник проблемы вместо того, чтобы саму проблему решить. И это при том, что настоящий источник проблемы может заключаться в совсем других вещах и в другом человеке.

А если та же самая женщина придет на прием к психологу, с той же самой проблемой и этот психолог будет мыслить системно, то он обязательно задаст ей вопрос о том, что предшествовало такому поведению мужа, какие события, какие ее слова, какое ее поведение, в каких условиях это произошло. Он не будет довольствоваться только тем, что она скажет, он вместе с ней будет разбирать ситуацию с разных сторон, принимая во внимание все детали произошедшего. То есть, он начнет собирать полную картину этого события, прежде чем решить, как именно эту проблему решать, как помочь женщине и не станет полагаться только на то, что она ему сказала с самого начала. Это поможет найти более качественное решение ее проблемы. Не надо будет отрезать руку, чтобы справиться с болью в пальце. Люди часто мыслят отрывками, кусками информации, у них из-за этого формируется отрывочное или можно сказать, калейдоскопическое мышление и даже клиповое мышление, при котором разные куски общей картины никак друг с другом в голове не связаны и не состыкуются. На основании таких кусков информации и принимаются порой глупые решения, ведущие к негативным последствиям. Поругались из-за мелочи и сразу разводиться, ну разве это умно? Разве это правильно? А такое бывает. Вот таких решений целостное мышление и позволяет избежать. Оно расширяет представление человека о том, какие решения он может принять.

Вы только представьте, что может произойти, если следователь, расследующий какое-то дело не будет мыслить системно. Представьте, если судья, рассматривающий какое-то дело не будет мыслить системно. Что такие люди могут натворить, мысля линейно, ограниченно, просто? Я не говорю сейчас о случаях коррупции, когда изначально предвзятое отношение к определенным случаям применяется, я говорю о тех случаях, когда все работает, как должно, но люди при этом не способны мыслить системно. В таком случае их решения будут неадекватными, основанными лишь на частичной информации, а не на полной, насколько это возможно, картине. Какие в таком случае будут ошибки, к каким последствиям они приведут. Тут такое можно натворить, что потом и не разгребешь. Потому что, это не учел, то не учел, об этом не подумал, о том не узнал. И чем более ответственную должность в обществе занимает человек, тем важнее для него мыслить системно, а не на отдельно взятых эпизодах принимать решения, ведь его ошибки могут не только на его судьбе сказаться, но и на судьбах многих зависящих от него людей. Способность мыслить системно, целостно, это, как еще говорят, жить в реальном мире, а не в каком-то своем вымышленном мирке.

Обратная связь

Говоря о системном мышлении, нельзя не затронуть такую его особенность, как обратная связь. Мы уже с вами знаем, что все в этом мире взаимосвязано и работает по определенным правилам в такой связи между собой. Один элемент влияет на другой, тот на третий, затем еще одна связь, еще и еще, и так все со всем связано. Теперь нам нужно понять, что все вот эти связи, они работают в обоих направлениях. То есть, каждый элемент системы зависит не только от влияющих на него других элементов, но и от тех элементов, на которые он сам влияет. Иначе говоря, связь всегда двухстороння.

Если приводить пример с людьми, то можно сказать, что не только раб зависит от господина, находясь в своем ограниченном по возможностям положении, но и господин зависит от раба. Это помимо того, что они оба, как элементы системы, например, в первую очередь, такой какой системы, как общество, зависят и от других элементов в ней. Они зависят друг от друга, пусть и в разной степени. Эта взаимозависимость разная по своему влиянию, но она есть всегда. И ее надо учитывать, мысля системно, чтобы знать, какое обратное влияние может быть в том или другом случае. Вот, допусти, если вы для кого-то являетесь учителем и кого-то чему-то учите, неважно, постоянно или единовременно, то подумайте о том, как ученик, ученики влияют на вас, чему они вас учат посредственным образом. А они ведь это делают. Связь в таких случаях всегда взаимная. На кого бы мы не влияли и как бы мы это не делали, мы сами также подвергаемся влиянию тех, на кого влияем. Это и есть обратная связь.

Вот эту обратную связь люди часто не учитывают, когда, к примеру, сходятся друг с другом. Например, если человек выбирает себе в жены, мужья глуповатого партнера, партнера с дурными привычками, агрессивного партнера и думает, что вот, я сейчас ее, его перевоспитаю, свои ценностью ему, ей привью, свои взгляды на жизнь донесу до этого человека, в общем, подстрою его под себя, то он может не учитывать того, что сам подвергнется влиянию такого партнера. И как такой партнер на человека повлияет, это не всегда известно. Но это обязательно произойдет. И поэтому нередко бывает так, что желая перевоспитать партнера, человек сам под его воздействием перевоспитывается, пусть и не всегда полностью, но многие черты его поведения меняются, в том числе и в не лучшую для него сторону. Особенно сильно влияют негативные черты характера человека на людей. Их же так просто перенять, в отличие от чего-то возвышенного, благородного. Вот так, получается, сойдясь с каким-нибудь дегенератом, человек сам может деградировать. И это вместо того, чтобы партнера облагородить, сделать из него, как говорится, человека. Обратная связь есть всегда. Но не всегда люди ее учитывают. Потому что…, правильно, потому что не мыслят системно.

Недостаток системного мышления

Нельзя не сказать и о недостатках системного мышления, из-за которых им не пользуются даже те, кто умеет мыслить системно. И главным его недостатком является его сложность. В нем легко запутаться. Мыслить широко, далеко, учитывать все, что только можно, искать связи всего со всем, да это же такая возня, даже при изучении отдельно взятой ситуации, что порой просто у людей нет ресурсов, прежде всего временных, чтобы всем этим заниматься.

Да и ситуации могут быть такими, что в них надо принимать быстрое решение, пусть и недостаточно обдуманное. Системное мышление отнимает слишком много времени, ведь оно требует обработки очень большого количества информации, из-за чего решение может приниматься достаточно долго и в итоге окажется запоздалым. А это равносильно тому, что оно вообще не было принято. Иногда лучше рискнуть и принять, пусть и примитивное решение, основанное на простейших расчетах, но зато своевременное. Вот в таких случаях мыслить системно не получится, это даже вредно. Пример? Выгодная сделка, она может сорваться, если человек постарается все учесть, чтобы перестраховаться. В итоге упустит выгоду. А если бы рискнул, мог бы многое получить.

Еще одним недостатком системного мышления является то, что оно может затянуть человека в глубокие раздумья и сделать его таким образом менее активным. Ну это, как знаете, постоянно думать, думать, думать, чтобы все просчитать, все учесть, все предусмотреть, от всего перестраховаться и так никогда и не перейти к делу. Некоторые люди впадают в зависимость от постоянных размышлений, удовольствие от этого получают, а делать ничего не делают. А постоянно философствовать, но не действовать, значит ничего не получать, ничего не добиваться, ни к чему не приходить, ни к чему ощутимому, материальному. Толку тогда от таких размышлений будет мало. Даже при изучении относительно небольших систем, ну, скажем, при анализе человека, компании, бизнес-плана, какой-то ситуации, можно завязнуть в обилии информации обо всех деталях, требующих внимания и переваривать ее очень и очень долго. Некоторые люди на этом и останавливаются, они думают, рассуждают и этим живут. А делать ничего не делают.

Я могу сравнить такую зависимость от размышлений с зависимостью от постоянного получения знаний. Есть такие люди, которые очень любят учиться и учатся чуть ли не всю жизнь. Они постоянно знания получают, коих им, с их слов, всегда не хватает. Они только и занимаются тем, что учатся. Но они не применяют полученные знания. Они настолько в себе не уверены, что считают, что пока как следует всему не научатся, пока все в точности не узнают, то не смогут ничего начать делать. Эти люди просто боятся действовать, боятся ошибиться, бояться оказаться неправыми, боятся не получить желанного результата и боятся критики. Они не понимают, что всего они никогда не смогут знать и ошибаться будут всегда, каким бы количеством знаний не обладали, и что критику других людей иногда нужно просто игнорировать, чтобы действовать несмотря ни на что и к чему-то прийти. Вот так и с размышлениями. Хорошо, полезно, даже очень полезно мыслить системно, но нельзя только этим и заниматься все время, жизнь не только к размышлениям сводится, в ней и дела делать нужно. Но когда ты умеешь мыслить системно, тебя в такие постоянные размышления может затянуть.

Развитие системного мышления

Чтобы развивать системное мышление, нужно сначала развить в себе интерес к размышлениям, а для этого нужно быть любопытным. Благодаря любопытству человек постоянно стремится узнать что-то новое, он расширяет свой кругозор и развивает эрудицию, все это помогает ему самообразовываться. Соответственно, необходимые для системного мышления широкие познания будут у человека формироваться постоянно по мере того, как он будет узнавать все больше нового. Любопытство вообще для любого вида мышления необходимо, не только для системного. Но как это любопытство развить, если его нет у человека или оно было когда-то подавлено? Вот с этим вопросом мне часто приходится сталкиваться, когда я работаю с кем-то над развитием мышления. Многие люди признаются, что они недостаточно любопытны и многое из того, что происходит вокруг их совершенно не интересует. Ну не интересно человеку ничего, кроме самого важного, что относится к его жизни, ну не интересуется он ничем, что тут сделаешь.

А сделать можно следующее. Нужно нащупать методом перебора различных идей, концепций, увлечений, что-то такое, что зацепит человека и он начнет этим активно интересоваться. А потом еще на что-то переключится, на что-то схожее по смыслу и так его затянет в определенную деятельность, требующую умственного напряжения. Так еще с подростками поступают, которые ничего не хотят, им ничего не интересно, они только и могут, что целыми днями в игры играть. Родители таких детей с ума сходят, не зная, чем увлечь своих чад, хотя те уже увлечены играми. Но родителям-то нужно чем-то полезным их увлечь, что будет их готовить к жизни, от чего они будут развиваться, а не просто удовольствие получать от развлечений. Вот для этого надо перебирать различные темы, идеи, дела, пока ребенок на что-то, что называется, не клюнет. Для большей эффективности таким детишкам еще и жизнь надо усложнять, чтобы она не была легкой, но это уже другая тема. Так что, вот, на примере поиска интересной темы для подростка, можно решать и вопрос с пробуждением любопытства у взрослого человека, которого надо увлечь сначала одним, потом другим, затем третьем и так постепенно он начнет интересоваться чем-то новым для себя. А новое требует какого-никакого, а умственного напряжения. Ведь когда кругозор расширяется, человек начинает оперировать в своих размышлением большим количеством информации. Главное, найти что-то такое, что сдвинет ум человека с места, что вынудит что-то новое в свою жизнь впустить.

Почему это важно, почему именно с этого надо начинать, с любопытства? Потому что, повторю, мышление, а тем более системное, не будет развиваться, если человек не начнет сталкиваться с чем-то новыми и неизвестным для него. Если человек живет привычками, в постоянно знакомой среде, делает одни и те же дела одним и тем же образом, если он опирается только на имеющиеся у него знания, которые когда-то получил, его мышление развиваться не будет. Вообще никакое, не только системное. Потому что ни что не будет требовать от него раздумий. Ну вот как бывает, ты спрашиваешь человека о чем-то, а он говорит, что не знает ответа на поставленный вопрос. Ну да, такое бывает, и часто, когда мы чего-то не знаем. Но если вопрос ставится таким образом, чтобы человек подумал, предположил или даже придумал ответ, то ему и не надо знать этого ответа, ему надо думать над тем, каким этот ответ мог бы быть. Если человек знает, он не думает. Он просто достает из памяти информацию и все, вопрос закрыт. Зачем тут думать, где тут место мышлению? А чтобы думать, знать не надо. Надо как раз-таки не знать.

Вот поэтому и нужно почаще соприкасаться в жизни с чем-то новыми, чтобы новые вопросы перед человеком вставали, на которые он как раз-таки и не знает ответа. Тогда, чтобы с этим вопросом разобраться, он будет думать, будет искать ответ, придумывать его, изобретать, а значит будет шевелить извилинами. А чтобы на новое регулярно натыкаться, надо быть любопытным, надо методом перебора искать что-то такое, что будет интересно узнать получше, во что будет полезно углубиться. И всегда что-то можно найти, даже для самого нелюбопытного человека. В жизни много всего такого, что может увлечь, над чем захочется подумать, как следует. Вот это новое нужно искать всем, кто не привык ничем интересоваться. С этого можно начать развитие не только системного, но и многих других видов мышления. В жизни человека должны возникать вопросы, на которые он не знает ответов. И эти ответы надо искать.

Следующее, что требуется от человека, чтобы развивать системное мышление – это искать связи между различными вещами, чтобы не рассматривать никакие вещи, события, явления в отрыве друг от друга. Лучше такую связь искать в том, с чем соприкасаешься по жизни. Например, в получаемой информации. Нельзя довольствоваться только теми обрывками информации, которые мы имеем, что-то прочтя, что-то услышав, что-то увидев. Ну, например, вам о чем-то сказали, какую-то новость сообщили, вам в таком случае надо подумать, какие вопросы задать или какими вопросами задаться, чтобы расширить свое представление об этой новости, чтобы узнать о ней как можно больше. Вот тот же источник информации, вам надо задуматься, что он из себя представляет, какие цели преследует тот, кто за этим источником информации стоит, сообщая вам о чем-то, как он добыл эту информацию, как ее проверял и вот так по кусочкам, надо все больше и больше узнавать об этой новости, даже такое, что непосредственно с ней не связано. Это системный подход. Не довольствуйтесь предоставленной вам информацией, узнавайте больше, узнавайте все то, что так или иначе связано с этой информацией. Чтобы познавать систему, нужно выходить за рамки известного и доступного. Любые рамки системы условны. Каждая система является частью другой системы, еще более крупной и так скорее всего до бесконечности. Поэтому, всегда нужно узнавать больше того, что уже известно, чтобы продолжать двигаться вширь, а также вперед-назад, если речь идет о времени. Это следует делать даже просто ради тренировки. Знаете вы что-то о чем-то, тогда возьмите и подумайте, а что еще вы можете об этом узнать и как. Что предшествовало чему-то, к чему все приведете, что это затрагивает, на что это похоже, из чего это состоит и так далее. Понимаете смысл? Узнавайте больше о том, что уже знаете, даже очень хорошо знаете. Все равно узнавайте больше. Приучайте себя к тому, чтобы не довольствоваться известным. Системное мышление требует постоянного поиска новых звеньев и новых связей между ними.

Образ жизни и вид деятельности также сказываются на способности человека мыслить и развиваться интеллектуально. Соответственно, чтобы развивалось системное мышление, нужно заниматься чем-то таким, где оно будет востребовано. Понятно, что не магазин охранять и не мешки ворочать. Думаю, для всех очевидно, что простая, рутинная, однообразная работа, не требующая вообще никакого анализа, никакого креатива, она не только не будет развивать мышление человека, вообще никакое, оно еще и отобьет у него желание мыслить. Это же тоже привычка – думать или не думать. И все начинается, как я считаю, с системы образования. Если вас учат в основном запоминать, а потом, когда это необходимо, выдавать по команде запомненную информацию, мышление не будет развиваться, по крайней мере сильно. Вспомнить или не вспомнить, не так трудно, как связать какие-то вещи между собой, провести аналогии, найти новое решение.

Стандартная система образования требует от человека способности делать расчеты в рамках известных ему фактов и применяя известные правила. Ну если только он не ищет число X. Тут надо думать, хоть и в рамках известных правил, но надо думать. Но системное мышление требует не работы с известными фактами, а поиска новых фактов и увязки их всех между собой. Надо предполагать, выдвигать гипотезы, разрабатывать теории, связывать между собой то, что ранее никто между собой не связывал или вам о таких связях неизвестно. Нужно искать аналогии в прошлом и предполагать, каким будет будущее. При системном мышлении, как и при творческом, надо не бояться что-то новое предлагать, на основании своих размышлений. Вот тогда мышление, в частности системное, будет развиваться. Но если из вас делают автомат для какой-то работы, то ничего такого не будет, никакие новые связи ваш ум обрабатывать не станет. Именно поэтому не редки случаи, когда весьма образованные люди теряются в незнакомых для них условиях. А нас этому не учили, мы знать не знаем, что делать. Вот и все, что они могут сказать, если сами не развивать свое мышление. У нас такое, помню было, во время математической олимпиады. Все задачи по математике были решены быстро и качественно. А потом были задания на логику, требующие сообразительности, ну как при тестах на коэффициент интеллекта. И столько умных детишек на этих заданиях, что называется, зависли, включая автора этих строк, что пришлось вмешиваться учителям, чтобы хоть как-то сдвинуть с мертвой точки этот умственный застой. А потому что думать не учили. Вот тебе и математика, которая ум в порядок приводит. Нет, это все-таки разные вещи.

Поэтому, мышление и знания, знание чего-то, это не одно и то же. И на мой взгляд, мышление важнее. С ним будешь чувствовать себя гораздо увереннее. Чтобы оно развивалось, надо и жизнью жить соответствующей, в которой регулярно надо решать какие-то новые задачи, новые решения придумывать, находить, новые подходы к чему-то. Для системного мышления вредно жить привычками и все делать по правилам, то есть, находиться в рамках известного.

Знаете, вот я был бы абсолютно спокоен, если бы вместо школьного образования мои дети целыми днями занимались бы развитием мышления. Желательно, конечно, под моим руководством, но это дорогое удовольствие. Его лишь частично можно себе позволить. Тем не менее, если мои дети будут развивать свое мышление, в том числе мышление системное, каждый день что-то новое узнавая и связывая это с уже известным, я за них, за их будущее буду спокоен, даже если бы они вообще не ходили при этом в школу и не осваивали школьную программу. Я был бы спокоен за их будущее. Необходимый минимум освоить можно и дома, то же чтение, письмо, счет. А остальное может быть благополучно компенсировано постоянным развитием мышления, которое неизбежно приведет к регулярному получению новых знаний и не просто к их получению, но и к их обдумыванию. Будешь развивать мышление, всегда сможешь учиться новому, чему угодно. Я тут абсолютно убежден в своей правоте. Я знаю, что с хорошо развитым мышлением человек может освоить все. И также я много раз был свидетелем того, как люди с полным средним образованием и более того, с высшим образованием, не могли переучиться на новую профессию, чтобы подстроиться под новые условия. Они были умны, но в рамках определенной деятельности. А чтобы новую деятельность постичь, нужно стремиться узнать новое и думать над этим новым. Интеллект – это прежде всего способность постоянно обдуманно обучаться, никогда не останавливаясь на достигнутом.

Вот давайте с вами подумаем, какой образ жизни способствует работе и развитию системного мышления. В каких случаях у человека создаются новые нейронные связи, благодаря встрече с чем-то новым, с чем ему необходимо разобраться, что необходимо обдумать. Глубокая аналитика этому способствует? Очевидно, что, да. Работа с большим объемом данных, которые нужно определенным образом систематизировать, упорядочить, чтобы прийти к какому-то значимому заключению, это не просто тяжелая умственная работа, это обширная умственная деятельность, когда можешь узнать о чем-то много нового. Анализируя что-либо, порой и не знаешь, что ты можешь обнаружить и как потом эту информацию связать с уже известной. А любая работа, требующая креативности, когда надо постоянно расширять свое представление о чем-то, чтобы что-то новое предлагать, придумывать, как думаете, подходит для тренировки системного мышления? Понятно, что ответ будет утвердительным. Любой информационный бизнес, включая писательскую работу, тоже учит думать широко, далеко, глубоко. Творческая деятельность в самом широком ее виде, определенно не только творческое мышление будет развивать, но также и системное. Пусть придумывание нового необязательно требует связки этого нового со старым, но все равно человек расширяет свой горизонт допустимого, что потом позволит ему смотреть на вещи максимально широко. Изучение сложных систем и построение сложных систем разного характера тоже, разумеется, требует системного подхода к работе с информацией. Те же инженеры, в зависимости от того, какие задачи они решают, могут быть просто вынуждены мыслить системно, чтобы что-то сложное создать или с чем-то сложным разобраться. С отдельными частями ты ничего не сделаешь, нужно представлять себе все целиком. Когда ты очень сложные системы создаешь, разрабатываешь или администрируешь, то обязательно будешь многие элементы этих систем принимать во внимание, а не мыслить только в строго ограниченных рамках, в противном случае ты не решишь такую задачу. Правда, не стоит забывать о том, что системное обдумывание одних вещей, совсем необязательно будет помогать разобраться также хорошо в других вещах. Это как с шахматистами, которые в том же бизнесе или политике могут не просчитывать также эффективно свои ходы наперед, как они это делают в шахматах. Просто системы разные, в одном случае надо учитывать одни данные, а в другом другие. Так что, система системе рознь.

Что еще важно? Важно решиться на то, чтобы признать себя человеком, который многого не знает, независимо от того, сколько всего вы знаете. Это хороший способ расширять свои познания бесконечно долго, познавая все новые и новые элементы системе. Для этого порой необходимо усмирить свое эго, которое любит убеждать человека в том, что он все знает, что он самый умный, из-за чего так и хочется покрасоваться, продемонстрировав свои знания, способности. Хвастовство в этом деле мешает действительно много нового и важного узнать, а порой и необходимого, ведь человек будет стремиться сам что-то рассказать, а не других послушать. В некоторых случаях и зависть к другим людям может возникнуть, которые что-то знают, чего ты можешь не знать, которые могут знать больше тебя, которые даже в чем-то талантливее тебя, и ты это видишь. Из-за этой зависти хочется их как-то убрать из своей жизни, заткнуть, принизить вместо того, чтобы использовать их знания и способности для расширения собственных познаний. Наше эго может нам тут сильно навредить, помешав узнать что-то важное. Вот, допустим, произошло какое-то событие, и ты можешь попробовать его объяснить сам, зная то, что ты знаешь. А можешь не спешить с этим делом и внимательно послушать объяснения других людей, чтобы оценить их логичность, разумность, какие-то факты новые принять во внимание. Одного человека послушал, другого, третьего, умных людей много. Чем больше всяких точек зрения ты узнаешь, тем сам умнее станешь. И твоя собственная точка зрения окажется весьма продуманной. А будешь только себя слушать, только свои мысли высказывать, очень многое упустишь из виду. Поэтому, лучше послушать других, а уже потом и свое мнение сформировать. Системное мышление в таком случае будет прекрасно развиваться, благодаря другим людям, дающим тебе ценные знания. Ведь чем больше разных точек зрения ты узнаешь, тем больше у тебя появится мыслей для их обдумывания. И на их основе можно такую четкую систему создать, что комар носа не подточит к твоему собственному мнению, сформировавшемуся на основании мнений других людей. Твоя система будет идеальной, насколько это возможно, поскольку в ней будет учтено максимум известной информации.

Если говорить о получении новых знаний, способствующих развитию системного мышления и любого другого, то я бы отдал предпочтение философии, как матери всех наук. Если, допустим, передо мной поставили бы выбор, какие книги выбрать, по жанру, чтобы только их изучать, запретив все прочие, то это, однозначно, были бы книги по философии. Изучая философию, неизбежно научишься при необходимости понимать и многие другие вещи, просто благодаря способности размышлять. Всему можно научиться, пока у тебя живой и активный ум, а таковым он будет оставаться, пока ты будешь продолжать думать, размышлять. Человек будет обучаемым до тех пор, пока у него будет сохраняться способность размышлять, для чего всегда надо что-то новое притягивать в свою жизнь, что нуждается в понимании.

Система, в которой мы живем, огромна. Возможно, и даже скорее всего безгранична по своей сложности и продолжительности. Познать ее целиком, во всех деталях, вероятно, не получится никогда даже у всего человечества, не говоря уже об отдельно взятом человеке. А значит, всегда будет вероятность неожиданности в любых наших делах. Это не учел, то не учел, потому что не знал об этом. Вот и получил неожиданный результат. Но притягивая в свой ум все новые и новые элементы этой системы в виде новых знаний, расширяя свое представление обо всем, с чем приходится сталкиваться, связывая эти элементы между собой и с уже известными элементами, учитывая последовательность этой связи, можно такие вещи узнать и понять, которые позволят совершить грандиозные открытия, как в глобальном, так и в локальном масштабе. В глобальном масштабе такие открытия выражаются в новых теориях, концепциях, идеях, технологиях, культурных нормах, делающих жизнь людей качественнее, безопаснее и комфортнее. Вчера не умели, скажем, перемещаться в пространстве со скоростью света, завтра научимся. Вчера общество жило по одним правилам, а сегодня, руководствуясь новой идеологией, оно живет по другим, более гуманным правилам. Вчера один подход к обучению людей использовался, для подготовки их к морально устаревшему рынку труда, а сегодня подход изменился и на выходе мы получаем уже совсем других людей, способных мыслить целостно, глубоко, разносторонне, творчески, а не только алгоритмически и в рамках своей специальности. Ну и так далее. Вариантов преобразования жизни может быть бесконечно много. Познавая мир, как систему, мы получаем возможность подчинять его законы своим желаниям. Мы можем в рамках глобальной системы строить свои собственные системы, мысля системно.

А в локальном масштабе, этот вид мышления может привести человека к озарению, прозрению, высокому уровню осознанности. Если вчера человек многого не видел и не понимал из того, что его окружает, мысля слишком узко, поверхностно и поэтому был в определенной мере заложником обстоятельств, то сегодня, прозрев, узнав и поняв что-то совершенно новое для себя, связав это с уже известными ему вещами, поняв какие-то новые закономерности, он может в значительной мере расширить сферу своего влияния, взяв под контроль больше жизненных процессов.

Для этого ведь нам и нужно развитое мышление, чтобы управлять жизнью, во многом контролировать ее и чувствовать себя увереннее благодаря такому контролю. Иначе, можно было бы и не мыслить вообще, а просто инстинктивно реагировать на все происходящие события. Но мы так не хотим. Слишком уж это примитивно, неэффективно и опасно для человека. Значит надо учиться мыслить, в том числе системно, целостно.