X

Развитое мышление

Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель

Когда речь заходит о развитии интеллекта, часто почему-то очень большое внимание уделяется информации, знаниям, которые человек должен получать, чтобы стать умнее. И слишком мало говорят о мышлении, которое позволяет с этими знаниями работать. Разве нас учат в той же школе развивать мышление? Да и в высших учебных заведениях этому не так много внимания уделяется. Знания, да, их дают ученикам в избытке, они в приоритете, тогда как способы мышления и тренировка мышления особо не рассматриваются. Однако, если посмотреть на то, как люди принимают решения, посмотреть на их способность решать различные проблемы, то мы увидим, что именно развитое мышление является более важным инструментом для человека, чем знания. Конечно, одно не отделимо от другого, но при этом приоритет следует отдавать тому, что дает наибольшую отдачу. А этим чем-то у нас является именно мышление, так как оно позволяет более эффективно пользоваться знаниями. Давайте обсудим важность мышления в нашей жизни и посмотрим, что оно нам дает и в чем оно выражается.

Знания или мышление

Сначала поговорим о том, что дают нам знания. Знания – это, по сути, готовые решения, уже кем-то когда-то в каких-то ситуациях опробованные. Это продукт прошлого, это опыт других людей, это готовый план действий. Безусловно, знания нужны и важны. Но с ними надо уметь работать. Например, какой-то известный факт [то, что реально произошло – событие, явление] можно множеством разных способов трактовать, в зависимости от того, что знает человек о предшествующих появлению такого факта процессах. Кто-то свяжет этот факт с одной цепочкой причинно-следственных связей и получит одно заключение, а кто-то с другой и, соответственно, у него на выходе будет совсем другое заключение. Одно событие может иметь разные объяснения и разные последствия. Сам факт вам мало что даст, если вы его не обдумаете. И вот знания, они хоть и дают готовый план действий – сделай то-то и получишь то-то, они не ко всем ситуациям такие планы применимы. Знания надо обдумывать, а не просто руководствоваться ими, как готовым планом действий. Вернее, делать-то это можно, можно постоянно использовать один и тот же порядок действий в разных похожих ситуациях, к которым эти действия по мнению человека применимы, но тогда возникает высокая вероятность совершения ошибок. Не все знания универсальны и вечны – вот в чем их проблема.

Но есть и другой негативный момент, связанный со знаниями. Вот говорят, что сила в знаниях, что знания важны, что тот, у кого много хороших знаний будет превосходить того, у кого их мало и/или у кого они хуже. Но все ли способны нужные знания воспринять? Обратите внимание, как бывает с чтением тех же книг – давнего и пожалуй, самого лучшего источника знаний. К примеру, разные люди, берут одну и ту же книгу, не сложную, не изобилующую какими-то сложными терминами и заумными рассуждениям, в ней все предельно просто изложено, понятным для большинства людей языком. И вот разные люди начинают ее читать. Кто-то после ее прочтения обретает новое понимание и новые возможности, и начинает применять в жизни полученные знания. У кого-то появляется масса вопросов по непонятным для него моментам, хотя все предельно просто изложено, но человек все равно что-то не понял. А будут и такие, которые, что читали эту книгу, что не читали, никакой разницы. У них ничего в голове не отложилось после ее прочтения, ничего они не поняли, закрыли эту книгу и все, и дальше живут, как жили, словно и не читали ничего. Это называется: смотрю в книгу, вижу фигу. А еще бывают такие случаи, когда человеку вообще неинтересно читать то, что он начал читать. Немного почитав книгу, он прекращает это занятие. Потому что ему неинтересно. А неинтересно потому, что он ничего не понимает из прочитанного. Хотя книга простая, в ней написаны слова, значение которых человеку известно. А он все равно ее не понимает.

Как же это так получается, что знания все одинаковые получают, а воспринимают их по-разному, реагируют на них по-разному? Такое в школе можно наблюдать, в любом другом учебном заведении. Восприятие у всех разное и понимание у всех разное. Понятно, что и базовая подготовка у всех разная, но даже когда она примерно одинаковая, все равно, знания воспринимаются людьми по-разному. Потому что дело еще и в сообразительности, с помощью которой человек придает получаемым знаниям практический смысл, представляя себе, как он будет применять их в жизни и это улучшает его понимание этих знаний. Дело также и в воображении, которое помогает создавать образы в голове, дело и в вычислительных способностях ума, которые помогают работать с понятиями. Без той же логики человек не сможет связать разные события друг с другом, не сможет провести нужные аналогии. Тут много что можно назвать, от чего зависит восприятие и понимание человеком получаемой информации.

Знания – сила. И мы это знаем. Но эта сила не всем передается одинаково эффективно. А кто-то может ее вообще не воспринимать. Получается, один человек умеет знания принимать и применять, а другой нет. Почему же знания не всем помогают стать сильнее? Потому что все дело в мышлении. А мышление – это умение работать с знаниями. Это значит не только воспринимать их, но и комбинировать ими, видоизменять и создавать новые знания, за это отвечает творческое мышление. Тот же гений – это творец нового. Творческий ум способен создавать новое знание. Творчество – это не знание – это мышление.

Поэтому, видите, как получается, чтобы овладеть силой знаний, необходимо иметь развитое мышление. Тогда знания будут скользить в разум, как по маслу. Одно у нас помогает пользоваться другим. Не стоит, а точнее, необязательно противопоставлять знания мышлению, нужно просто поменять их местами, определив мышление, как более ценное качество, а такой ресурс, как знания, сделать менее значимой ценностью. Овладев мышлением, можно и знания эффективно впитывать, та же запоминаемость будет лучше. Иначе вам что угодно могут написать, показать, сказать, какие угодно ценные знания вам могут передать, наиполезнейшие советы могут дать, вся эта информация пройдет через вас, как вода сквозь сито и ничего не останется.

Я много раз замечал, как люди с плохо развитым мышлением злятся на тех, кого не понимают. Им тяжело признать, что проблема в них, в их восприятии информации, поэтому они обвиняют других людей в том, что те ерунду какую-то говорят или пишут. Непонимание делает людей агрессивными. Вот засунь в интересный текст какой-нибудь малоизвестный термин, который мало кто понимает и это станет ложкой дегтя в бочке с медом. Ты уже подпортишь человеку восприятие им этой информации. Он может даже перестать читать из-за того, что не понял всего только одно слово. Я это проверял с помощью своих экспериментов. Непонимание отталкивает людей от информации, настраивает их против нее. А если сделать все для них понятным, они будут намного быстрее и лучше учиться новому. Но все упростить невозможно, а вот мышление свое человек способен усложнять бесконечно долго, чтобы существенно расширить свое понимание, а значит и улучшить процесс усвоения новой информации. Иными словами, человек может учиться в тысячу раз эффективнее, если у него будет хорошо развитое мышление.

Как мыслит человек

Если говорить обобщенно, то я понимаю мышление, как внутренний диалог, когда человек с помощью вопросов и поиска ответов на них обрабатывает, изменяет и создает информацию. Мышление позволяет нам связывать куски информации друг с другом, комбинировать ими, рисовать с их помощью разные картины, новые куски информации создавать и присоединять их к уже существующим. Мыслить, это как собирать разные картины из кусочков пазла или как создавать разные конструкции с помощью деталей конструктора. Знания – это уже готовая картина, а когда человек мыслит, то это процесс создания картины.

Обратите внимание на детей, которые задают очень много вопросов взрослым. Что они делают? Знания получают, чтобы мир познать? Да. Но не только это. Они еще и мыслить учатся. Они учатся связывать одно с другим – причину со следствием, чтобы понять, что от чего зависит, как из одного вытекает другое, как одно зависит от другого. И чем больше самых разных вопросов зададут дети, тем лучше будет развито их мышление, потому что ребенок научится устанавливать связи между вещами. Потом, в жизни такого человека не будет случайностей, вернее, их не будет слишком много, потому что он будет понимать, что и почему происходит. Или, по крайней мере, он будет по привычке стремиться к такому пониманию. Если, конечно, его не отучат задавать вопросы. Только тут надо учесть один важный момент – дети берут ответы из внешнего мира, а не внутри себя их ищут. Взрослый думающий человек умеет искать ответы не только во внешнем мире, но и во внутреннем.

Обратите внимание, что делали и делают философы? Я говорю о настоящих философах – мыслящих людях, а не о тех, кто изучает философию и потом ее пересказывает. Философы тоже задают и задаются вопросами, в основном они задаются ими. Только информацию они ищут не во внешнем мире, во внешнем мире ее ищут ученые, а во внутреннем. Они обозначают проблему, задаются по ней рядом вопросов и выдвигают различные гипотезы в качестве вероятных ответов. Потому думают над этими ответами, чтобы обосновать их правильность. Так они мыслят.

Большинство людей думает, что они думают, когда просто гоняют по голове чужие мысли, когда вспоминают когда-то полученную информацию. Конечно, это тоже думание, мозг напрягается, особенно когда вспоминает такие вещи, которые он посчитал недостаточно важными и потому убрал их очень глубоко в память. Тем не менее, думать о том, что ты уже знаешь и о том, чего не знаешь, вспоминать известные тебе связи между вещами и создавать новые – это совершенно разные вещи. Мозг работает по-разному в тех и других случаях. Просто вспоминать, что знаешь – это быть похожим на компьютер, который будет работать с информацией только в тех рамках, которые ему задаст программист. А вот изменять, дополнять, комбинировать информацией, а главное, создавать новую – это уже думать, как человек, а значит, как творец.

Процесс мышления

Процесс мышления человека запускается в тот момент, когда человек задается не шаблонным вопросом, требующим определенных умственных усилий для нахождения ответа на него. Это если говорить о серьезном, качественном мышлении, направленном на решение какой-то задачи, а не просто о хаотичном блуждании мыслей по голове и не о подстановке известных ответов под новые вопросы, независимо от того, насколько они под них подходят. Сначала человек задается вопросом, то есть, он перед собой этот вопрос ставит, концентрирует на нем свое внимание, а потом может искать на него ответ во внешнем мире, либо во внутреннем. И вот этот промежуток времени между поставленным вопросом и ответом на него – это то время, в течение которого мышление человека активно работает.

Я частенько замечал, когда работал с людьми по своей программе развития мышления, да и просто наблюдая за тем, как разные люди ищут решения каких-то вопросов, проблем, задач, что для того, чтобы не мыслить, не напрягать свой ум, они предпочитают подставлять уже известные, готовые ответы под поставленный перед ними вопрос, даже если этот ответ недостаточно точный. В жизни это выглядит, как выбор самого легкого пути, не самого лучшего, не самого обоснованного, не самого подходящего, а именно легкого. Как человеку легче, так он и поступает. Например, нужно ему какое-то свое дело запустить, а необходимых средств для этого нет. Можно подумать, где эти средства раздобыть, как их привлечь, а можно согласиться на уже готовое легкое решение – взять кредит. И люди часто именно так и поступают – выбирают легкое решение, они берут кредит, даже если их финансовое состояние в перспективе выглядит весьма туманным и не факт, что они смогут этот кредит отдать. То есть, они не сами ищут ответ на вставший перед ними вопрос, а довольствуются кем-то предложенным им ответом. У них нет другого решения этой задачи. А чтобы оно появилось, надо думать, а не хочется. Вот они ничего другого и не предпринимают, они просто соглашаются на то, что уже есть. Вот в таких случаях процесс мышления не запускается. Когда человек довольствуется уже имеющимся в его голове, во внешнем мире ответом, он не думает. Они просто реагирует на то, что существует.

Думать трудно, это давно известно. Во время этого процесса происходит колоссальная затрата энергии, что доказано опытами. Поэтому, как я понимаю, природа поставила в нашем мозге своеобразный предохранитель в виде лени перед такой работой, который утомляет нас от глубоких и тщательных раздумий, призывает отказаться от них, чтобы мы не сожгли себя, чтобы силы не покинули нас. Но когда к этому привыкаешь, когда посредством долгих тренировок ума адаптируешь свой организм под такую нагрузку, под такой стиль жизни, то думать становится интересно, потому что ты начинаешь открывать для себя новые горизонты, начинаешь видеть то, чего никогда не видел из-за своего ограниченного восприятия, можно сказать, полусонного. Думающий человек воспринимает куда больше информации из внешнего мира, чем не думающий, это любой из вас может проверить, просто понаблюдав даже за самим собой. Когда вы действуете по привычке, не думая, на автомате или информацию воспринимаете без всякого напряжения, без того, чтобы вдумываться в нее, оценивать ее и анализировать, просто слушая, читая, смотря, то результат один. А если вы будете делать то же самое вдумчиво, сосредоточенно, задаваясь вопросами по тому, что происходит, что вы делаете, почему и зачем вы это делаете, а также что вы слышите, что читаете, смотрите, почему что-то так, а не иначе, то результаты получаются совсем другие. При вдумчивом подходе вы увидите, запомните и поймете во много раз больше.

Каждая деталь из внешнего мира, каждое слово, каждый символ обрабатывается человеком с развитым мышлением на сознательном уровне, а потому и более тщательно, и позволяет ему сделать массу ценных выводов, которые он никогда бы не сделал, если бы не активность его мышления. Он бы просто не заметил все дополнительные сигналы, которые к нему поступают, если бы не мыслил. Он бы отреагировал только на те сигналы, которые ему известны, задействовав минимум умственных усилий. Потому что для их восприятия и обработки думать много и глубоко не надо, и достаточно минимума умственных усилий, чтобы выдать более или менее подходящую реакцию на них. Соответственно, человек, который активно мыслит, способен предельно точно реагировать на внешние раздражители, потому что он видит больше. За счет этого он гораздо адекватнее относится ко всему, что с ним происходит. Мы это фиксировали с людьми, с которыми развивали мышление, они сами потом признавались, что начинали видеть в своей повседневности гораздо больше, чем видели раньше и начинали принимать иные, более точные и качественные решения в тех ситуациях, в которых ранее вели себя одним и тем же образом, руководствуясь своими привычками. И это логично. Чем больше ты понимаешь, находясь в какой-то ситуации, тем более разумным будет твое решение по ней. Работа, бизнес, общение с людьми, различные развлечения, во всех этих делах можно стать в разы эффективнее благодаря более качественным решениям, которые в свою очередь становятся возможны благодаря активному процессу мышления и в конечном счете благодаря развитому мышлению.

Мышление, когда оно активно, не просто помогает какие-то задачи решить и не просто сводится к философским рассуждениям о жизни, оно может решить в том числе и психологические проблемы. Точнее, только оно-то их и решает. Подумайте, к чему сводятся все психологические методики, направленные на лечение людей, все абсолютно, какую главную цель они преследуют, в чем их суть? В наладке мышления, согласны? Цель у них у всех одна, у всех этих методик – наладить или можно сказать, настроить мышление человека нужным образом, чтобы он не испытывал психологического дискомфорта. Подход только у каждой методики разный. Также разным является подход к относительно здоровому и больному человеку. Психология настраивает мышление здорового мозга, в котором нет физических дефектов, делающих его невосприимчивым к нормальной информации и не позволяющих ему адекватно реагировать на нее. А психиатрия имеет дело с людьми, у которых предположительно имеются физические проблемы с мозгом, поэтому они настолько больны, что обычная терапия им не поможет. Или у них очень сильно расстроена работа мозга, что также делает их неподатливыми к воздействию на них психолога или психотерапевта. Если сравнивать работу с мышлением человека с работой с компьютером, то психолог – это человек, который настраивает программы на компьютере, а психиатр – это тот, кто работает в том числе и с железом, то есть, с оборудованием, чтобы восстановить работу системы. И опять-таки, тут общее то, что надо настроить работу мышления нужным образом, чтобы человек безболезненно и адекватно воспринимать реальность.

Во время работы специалиста с мышлением человека могут преследоваться две цели: первая – это выяснение истины и ее осознание, возможно и мыслительная корректировка этой истины, иная ее интерпретация, после которой человек не будет страдать из-за травмировавшей его ситуации. А вторая цель: придумывание удобной для человека картины мира, так сказать, создание для него нужной истины, которая избавит его от страданий. В частности, с помощью гипноза и других форм внушения можно таким образом поменять картину мира в голове человека, сделав ее удобной и комфортной для него. В обоих случаях, еще раз это подчеркну, работа ведется с мышлением человека и с помощью его мышления, которое настраивается таким образом, при котором человек сможет нормально жить, решая необходимые повседневные задачи. А все травмирующие ситуации просто уходят на задний план, становятся частью опыта человека, полезного опыта. Очень многие люди страдают из-за того, что мысленно зависли на травмировавшей их ситуации и потому не могут двигаться дальше, не могут продолжать жить нормальной жизнью, так как их внимание частично или полностью остановилось на каком-то эпизоде их жизни. И пока они с ним не разберутся, дальше спокойно жить не смогут. Вот наладка мышления позволяет это сделать. Это как заевшую пластинку поправить, чтобы она дальше нормально играла.

Ну и логично допустить, что хорошо развитое мышление не только помогает избавить человека от проблем, в том числе от внутренних, но и вообще не допустить их возникновения. Ведь проблема – это тупик, в который человек попал, действуя или рассуждая определенным образом, двигаясь по определенной стезе. Вот вы сами подумаете, если, например решая математическую задачку, вы легко находите все ответы, складываете два и два и получаете четыре, все легко и просто, то ваше мышление в таком случае течет, как река, не встречая никаких преград, не останавливаясь, не упираясь ни во что, ни в какую неизвестность и потому никаких проблем у вас нет. А что будет, если вы не знаете, как решить следующую формулу, к которой придете? Будет тупик. Точнее, ощущение тупика. Мысль встанет, вы не будете знать, что дальше, потому что дальше неизвестность. И пока ваше мышление не напряжется нужным образом и не найдет, куда ему дальше двигаться – вперед, назад, в сторону, вверх, вниз, в саму себя, вы будете чувствовать себя в тупике и этот тупик определите, как проблему, будете переживать ее, как проблему. Нужно настроить мышление на дальнейшую работу, найдя подходящий для этого вопрос, чтобы можно было начать искать ответ, который можно найти, тогда процесс мышления восстановится, рано или поздно ответ будет найден, и проблема исчезнет. Главное – запустить поиск ответа, может быть даже не одного, а нескольких.

Развитие мозга и мышления

Хочу обратить внимание читателя на то, что развитие мышления и развитие мозга не одно и то же. Знаю, что есть люди, которые считают, что достаточно почаще напрягать мозг, тогда и мышление будет развиваться. Но ничего подобного. Тут разные подходы используются для одного и другого. Одно может дополнять другое, но развитие мозга в целом лишь косвенно способствует развитию мышления. Для развития мозга важно вызвать мозговую активность разного рода раздражителями, на которые мозг будет вынужден реагировать. Чем более насыщенной и разнообразной является внешняя среда, более информативной, тем активнее мозг начнет на нее реагировать, а значит начнет и развиваться. Такое развитие необязательно должно быть целевым, главное, чтобы различные отделы мозга просто работали, откликаясь на внешние раздражители. Те же дети потому ко всему и проявляют интерес и многое хотят попробовать, потому что это важно для их развития.

Когда мы погружаем свой мозг в чрезмерно информационную среду, он вынужден изучать, анализировать, группировать, систематизировать поступающую информацию и вообще все сигналы, поступающие к нам, влияющие на наши органы чувств. Системы, как таковой, при таком подходе может не быть. Что бы вам не показывали, чем бы вы не были заняты, если раздражение идет, информация поступает – мозг развивается. Вопрос лишь в интенсивности такого развития. Обилие информации, фиксируемой разными участками мозга, нагружает его лучше, чем поступление какой-то информации лишь по одному каналу. К примеру, можно сидеть и читать умную книгу, нагружая мозг только по этому каналу. А можно вдобавок к такому чтению еще и письмом заниматься, скажем, своими словами излагать прочитанное, можно музыку на заднем фоне включить, можно вкусовые, тактильные, обонятельные и кинестетические ощущения испытывать и тогда мозг будет вынужден работать еще сильнее, чтобы со всем этим управиться. Так и будет происходить его развитие. Для такого развития, повторю, система не важна.

Однако для развития мышления необходим порядок и дисциплина. Мышление требует дисциплинированной работы с информацией, а не просто вала мыслей в ответ на множество раздражителей. Тут уже нужна система, голова должна работать по строгим правилам. Точнее, нужно стремиться к системе, задавая определенные правила для своих размышлений, рассуждений. Ну это как с логикой, чтобы быть логичным в своих рассуждениях, надо правила логики соблюдать, тогда мышление будет развиваться правильно. Таким образом, для развития мышления важен порядок. Просто загружать мозг недостаточно, надо делать это по определенным правилам, преследуя конкретные цели, дисциплинированно переходя от одного ответа на заданный вопрос к следующему вопросу, чтобы продолжать свою мысль пока она не придет к какому-то разумному результату, который можно оценить. Работа непростая, как и все, что требует высокой дисциплины. Но зато каких успехов тут можно добиться, какие возможности для себя открыть. Вот о них давайте теперь и поговорим.

Безграничные возможности

Ну и давайте теперь заострим свое внимание на тех возможностях, которые открывает перед человеком хорошо развитое мышление, чтобы у вас к этому стремление появилось. Мыслить тяжело, но когда ты знаешь, ради чего тебе учиться это делать, легко преодолевать сопротивление ленивого тела. Мотивация – самая важная вещь в любом деле. Так вот, в отличие от знаний, в которых человек может быть ограничен и в которых вообще-то ограничено все человечество, мышление открывает перед нами поистине грандиозные возможности, благодаря бесчисленному количеству самых разных мыслей и их комбинаций. То есть, если мы чего-то не знаем, мы можем это придумать. А потом придумать и то, как это придуманное воплотить в реальность. Человек может придумать что угодно, как совершенно новое, благодаря своей фантазии, так и какую-нибудь изысканную комбинацию создать из того, что ему уже известно.

Например, те же бизнес-идеи, которые позволяют быстро и много заработать – это результат работы именно мышления. Часть из них появляется за счет уникального сочетания уже известных человеку вещей, а часть возникают вообще из ничего, то есть, это абсолютно новые мысли, не опирающиеся на уже известные знания. Создавать бизнес с помощью таких идей намного интереснее, чем идти по уже проторенной кем-то дорожке. Потому что отдача от него может быть во много раз больше. Человек смотрит, чем живут люди, в чем они нуждаются, чего хотят, о чем мечтают, смотрит, какие предложения на рынке товаров и услуг уже существуют, и насколько они удобны людям. А потом, на основании всей вот этой информации, берет и придумывает что-то новое, что оказывается востребованным в обществе и приносит ему большие деньги и даже известность. При условии, конечно, что ему удастся свою идею реализовать. Впрочем, если подумать, то и вопрос реализации своей идеи тоже можно будет решить с помощью другой подходящей идеи. Тех же инвесторов можно привлечь чем-то необычным, подобрав для них нужные слова. В общем, тупиковых ситуаций для думающего человека быть не может. У мышления нет границ при решении каких-то задач, варианты можно придумывать бесконечно. Чем больше человек думает, тем больше решений находит. Но отсутствие границ при решении различных проблем и задач, это еще не самое главное. Главное – внутреннее состояние человека, умеющего мыслить.

Сумасшедшая уверенность в себе и отсутствие страха перед какими-то трудностями, проблемами, ударами судьбы, перед любым будущим – вот какое состояние у человека, имеющего развитое мышление. И это самая ценная награда за умение думать. Когда человек умеет мыслить, он знает, что сможет выкарабкаться из любой ситуации, он найдет решение даже в тех случаях, в которых никогда раньше не оказывался, он может на себя положиться всегда и везде. Даже если он чего-то не знает, а мы все чего-то не знаем, то найдет способ найти нужную информацию, либо во внешнем мире, либо внутри себя. Когда информации из внешнего мира не хватает, когда нет возможности ее получить, ее можно искать в мире внутреннем, комбинируя имеющимися знаниями. Либо что-то новое можно придумать, задавшись нестандартным вопросом и найдя на него такой же нестандартный ответ, который может оказаться гениальным решением в сложившейся ситуации. Я вообще считаю, что все, что может породить фантазия человека является частью реальности, вопрос только в том, при каких условиях такая реальность возможна. Возможно, это реальность будущего, которое когда-нибудь наступит. И еще раз повторю главную мысль: человек с развитым мышлением невероятно уверен в себе и не боится непредвиденных ситуаций, новых, в том числе и неприятных для него обстоятельств, он не пугается всего неизвестного и незнакомого. Потому что знает, что всегда найдет решение, ведь он умеет это делать – умеет думать. Это не привыкшие и не любящие думать люди теряются в новых для них ситуациях, боятся перемен, не умеют приспосабливаться к новым условиям, сомневаются в своих способностях, когда предстоит иметь дело с чем-то непривычным, потому что они привыкли жить и действовать по шаблонам, на автомате, особо не думая.

Что еще тут важно понимать. Важно понимать, что развитое мышление и даже не столько развитое, сколько постоянно развиваемое, потому что делать это можно всю жизнь, пока, что называется, голова соображает, может уравнять в возможности принимать эффективные решения самых разных людей. Пусть кто-то будет более одаренным от природы, память, к примеру, хорошую иметь. Путь у кого-то будет хорошее образование, опыт богатый, позволяющий лучше разбираться в различных ситуациях, все это можно превзойти своим хорошо развитым мышлением. Отсутствие у человека этих вещей может быть прекрасно компенсировано развитым мышлением, или, говоря по-простому, хорошей соображалкой. Поэтому, можно переиграть кого угодно.

В этом мире жесткой конкуренции одной из главных задач человека является стремление к превосходству над другими. Превосходство дает власть, позволяет подчинить себе других людей и получить доступ к большому количеству ресурсов. И на что только люди не готовы ради того, чтобы оказаться лучше других. А главное преимущество человека в чем? Правильно, в интеллекте. Люди, чтобы быть умнее друг друга знания получают в больших количествах, работают много над собой, стараются узнать то, чего не знают другие. И тут развитое мышление также играет большую роль. Когда человек хорошо мыслит, он может в любой игре с любыми людьми сделать прекрасный ход, который позволит ему победить. Ведь что такое успех в каком-либо деле, от чего он зависит? От правильно принятого решения! Именно оно даст желаемый результат. А чтобы такое решение принять, порой недостаточно просто много знать, потому что всякие знания могут оказаться неуместны в определенный момент. Либо они могут оказаться недостаточно хороши. А вот как следует подумать и выдать что-то особенное, чтобы всех переиграть, вот это такой сильный козырь, который может появиться у любого человека в рукаве. Тем мышление и прекрасно, что подумать может каждый, чтобы что-то этакое придумать. Не надо для этого рождаться гением или превосходное образование получать, надо лишь методологию мышления освоить и приучить себя не лениться и думать почаще, а не на автомате все делать.

Мышление даст вам возможность переиграть любого. Это как уникальную шахматную комбинацию провести, которая приведет к успеху, просто зная, что для этого нужно делать. Таких комбинаций может быть ну очень много. Даже конкретно в шахматах, насколько мне известно, количество комбинаций больше, чем атомов в наблюдаемой Вселенной. Чего уж там говорить про жизненные ситуации, особенно, если речь идет о цепочке разных событий, которую можно как угодно просчитать, чтобы в конечном счете оказаться в победителях.

Я думаю, многие из вас сталкивались с такими ситуациями в жизни, когда поначалу все кажется безнадежным, ситуация тупиковая, неудача выглядит очевидной и поэтому остается только опустить руки и смириться с происходящим, признав свое поражение. Но если немного подумать, то может оказаться, что все-таки выход есть, есть определенная комбинация, которая может обратить ситуацию в вашу пользу. И вы одно, второе, третье действие совершаете и все приходит в норму. Просто поначалу так лень думать, проще на все махнуть рукой. Но если надо, то человек думает и придумывает выход. Было у вас такое? Да наверняка было. На каждом жизненном шаге, в каждом отдельном микромоменте человек может принять массу решений, которые изменят ход событий. Мышление дает нам возможность быть вариативными и находить свою победную комбинацию в любых условиях.

И все, что надо сделать – это научиться дисциплинированно, по определенной системе задавать и задаваться вопросами и искать на них ответы. А потом опять задавать и задаваться вопросами, отталкиваясь от полученных ответов и дальше продолжать искать информацию вокруг себя или внутри себя, создавать ее на основе имеющейся информации, придумать, чтобы в конечном счете эта информация лучше всего подходила в качестве ответа. Так мы мыслим.

Я и те, кто со мной таким образом развитием мышления занимается, знаем о том, что никакой ответ на поставленный вопрос не является окончательным и единственно верным. Это только в человеческих правилах может быть один верный ответ, потому что мы так решили. А в жизни таких ответов всегда много, как и вопросов, которые можно задать в каждой конкретной ситуации, чтобы разобраться в ней и обернуть ее в свою пользу. Таким образом, развитое мышление – это сила. И это очень серьезная сила. Она превосходит силу знания, потому что знаний никогда не бывает много, а вот мышление позволяет нужное знание создать, когда оно необходимо. Знания – это ресурс. А развитое мышление – это источник такого ресурса, а также инструмент, позволяющий этим ресурсом эффективно пользоваться.

Ну что же, надеюсь, мне удалось, скажем так, прорекламировать столь важную способность, которой мы все обладаем. И вы, после прочтения этой статьи, станете уделят ей больше внимания. Развивайте свое мышление, чтобы стать сильнее, увереннее в себе, чтобы ничего не бояться, не теряться в незнакомых ситуациях и побеждать других людей, самих себя и всевозможные обстоятельства, дабы в вашей жизни все складывалось в вашу пользу. Этот великолепный инструмент, в отличие от знаний, не устареет никогда.

Последнее обновление: 12.10.2021