Развитие интеллекта

Интеллект – это способность адаптироваться к изменениям.
Стивен Хокинг

Когда у человека слабо развит интеллект, многие люди могут к нему не очень хорошо относиться. Не потому, что они такие уж злые, хотя и такие могут быть, а потому, что, ну, это так соблазнительно, обмануть, спровоцировать на что-то, использовать человека, который недостаточно умен, чтобы себя защитить. Таким человеком будут пользоваться все, даже такие же не умные, как и он сам люди. Они будут его обижать, будут над ним насмехаться, жестоко подшучивать, заставлять делать что-то такое, что ему будет вредить, обманывать его во многом будут. И необязательно человек должен быть дурачком, чтобы с ним так поступали. Просто если он многого не понимает, он не сможет ничего этому противопоставить. Но если он начнет развивать свой интеллект и разовьет его, хотя бы немного, то жизнь его ощутимо изменится. И он уже больше не позволит так с собой обращаться.

Краткое определение интеллекта

Что такое интеллект? Знаете, я тут много определений посмотрел, чтобы понять, что можно назвать интеллектом. И вот такая формулировка определения мне кажется наиболее точной: интеллект – это способность человека или животного [в нашем случае человека] к обучению [прежде всего желание обучаться], решению проблем, адаптации к новым ситуациям и использованию знаний для управления своим поведением. Он включает в себя такие компоненты, как логическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект и социальные навыки. Интеллект может проявляться в различных формах, включая аналитический, практический и творческий интеллект. Вот, в общем-то и все. Самое основное, что касается интеллекта и чего касается он. Я считаю, что стремление обучаться, чтобы усложняться, совершенствоваться, становиться сильнее – это самая-самая главная черта интеллекта. Самый яркий показатель его существования. Интеллект должен осознавать сам себя, свою важность, ценность, нужность. Тогда он будет себя постоянно развивать. Не вынуждено, точнее, необязательно вынуждено, а по желанию. То есть, если человек достаточно умен, он будет хотеть стать еще умнее!

Задачи интеллекта

Некоторые люди, не видящие связи между тем, что называется интеллектом и теми результатами, к которым он приводит, не знают или сомневаются в его нужности, полезности, силе. Но если понять, какие задачи он выполняет, то неизбежно придешь к выводу, что интеллект решает все. Интеллект выполняет несколько ключевых задач, которые помогают индивидууму адаптироваться и функционировать в окружающем мире. Среди них такие важные задачи как:

— Обучение и адаптация: Интеллект позволяет людям учиться на основе опыта, что помогает адаптироваться к меняющимся условиям и средам. Ну и с помощью получения знаний, конечно же, тоже обучение происходит. Чем выше интеллект, тем оно эффективнее, так как знания понимаются интеллектуально развитым человеком лучше. И самое главное, как я считаю, как уже сказал, вообще тяга к обучению, желание учиться, с целью повышения своей эффективности во всем – это ценная работа интеллекта. Чем сильнее он становится, тем больше хочет учиться! Потому что лучше понимаешь, насколько это полезно.

Тут ведь важно понимать, что жизнь так устроена, что если в ней не учиться новому, обязательно в чем-то будут возникать, скажем так, необязательные проблемы. Ну и вообще не будешь достаточно эффективным в делах. Без проблем жить нельзя. Но без некоторых из них можно обходиться, если учиться постоянно и повышать свою эффективность. И для этого важен интеллект, который позволяет это делать. Достаточно интеллектуально развитый человек хорошо обучаем, вообще обучаем и переобучаем. Человек со слабо развитым интеллектом когда-то что-то выучит и потом всю жизнь с этим пытается жить. А если чему-то новому и учится, то тяжело.

— Решение проблем: Интеллект помогает находить решения для сложных задач, в том числе и таких сложных, которые мы называем проблемами. Мы их решаем, анализируя ситуацию и генерируя возможные варианты действий, чем больше таких вариантов, тем лучше. Ваш генератор решений будет выдавать отличные планы действий, если у вас хорошо будет развит интеллект. А это для жизни необходимо, в этом нет никаких сомнений. Чтобы не действовать примитивно, прямолинейно, неэффективно и не избегать проблем, трудностей, нужно становиться умнее. Тогда и проблемы пугать не будут, и бегать от них не придется, и жить с ними не надо будет, и прямолинейности, топорности можно будет избежать, из-за которых нередко только хуже становится.

— Критическое мышление: Интеллект способствует качественной и всесторонней оценке информации, формированию суждений и принятию обоснованных решений, не поспешных, когда этого не требуется. В результате, никто не введет вас в заблуждение, во всяком случае легко, предоставив вам какую-то информацию, которую вы без тщательного обдумывания не примите, благодаря своему критическому мышлению. Во все подряд вы верить не будете, вот что важно. Обмануть вас будет значительно труднее, если вы хорошо мыслите критически. Вы будете достаточно хорошо все проверять и перепроверять, прежде чем брать на вооружение какие-то идеи, предложения, решения.

— Творческое мышление: Такое мышление я считаю самым возвышенным, самым сложным, с точки зрения его формирования и проявления. Ведь одно дело оперировать тем, что уже известно и совсем другое, что-то совершенно новое привносить в этот мир. Такое не всякий сможет сделать, далеко не всякий. Так что такое мышление позволяет генерировать новые идеи и концепции, что важно для инноваций и развития. Именно благодаря творческим способностям люди могут решить многие свои проблемы, которые в течение многих поколений им досаждают и качественно улучшить свою жизнь. Например, проблему войн, насилия решить. Но творческое мышление требует высокого интеллекта. Человек, конечно, может и абы что выдумывать, но это будет не совсем творчество, не такое, которое что-то полезное может быть. Это будут фантазии, но не созидательное творчество, которое нуждается в продуманности и согласованности всего со всем. Поэтому непросто придумать что-то на самом деле хорошее и новое, что можно как-то использовать в жизни. Хоть те же новые решения старых проблем. А если развить свой интеллект, это можно будет сделать.

— Социальное взаимодействие: Очень, очень важная часть нашей жизни. Учитывая, что без взаимодействия с людьми мало что можно сделать, нужно в этом вопросе хорошо разбираться. Наш интеллект включает в себя способность понимать эмоции других людей, их желания, их состояние, их мировоззрение, их ситуации, чтобы все это учитывать, подстраиваться под это при необходимости. Это способствует эффективному общению и сотрудничеству. Быть интеллектуально развитым человеком – это не умничать с людьми, не пытаться поставить себя выше них, не поучать всех, не придираться ко всем, не унижать людей, если они в чем-то вам уступают, это значит создавать такую атмосферу вокруг себя, благодаря которой с вами будет приятно находиться и интересно общаться. Ну и сотрудничать, конечно, тоже.

То есть, интеллект помогает человеку хорошо социализироваться в любом обществе, в любой компании. Помогает ему стать частью тех людей, с которыми он живет, определить, сформировать в обществе свой статус, грамотно взаимодействовать со всеми, ну или во всяком случае со многими его членами, чтобы гармония была. Та еще задачка, надо заметить. Но хороший интеллект помогает ее решить. И постоянно решать, по мере необходимости. Если не умные люди настраивают всех против себя или во всяком случае многих, то умные, наоборот, со многими общаются, взаимодействуют, дружат. Интеллект помогает ужиться почти со всеми.

— Умение вести себя в конфликтных ситуациях: Это жизненная необходимость. Как сами конфликты могут возникать часто, так и еще чаще могут условия для возникновения конфликтов складываться соответствующим образом. А в любых конфликтных ситуациях нужно уметь вести себя обдуманно, а не поддаваться эмоциям и не совершать глупостей, как это, к сожалению, нередко бывает. Чаще всего люди действуют очень просто – ответную агрессию проявляют, ну или просто ретируются, если чувствуют, что не справятся с чьей-то агрессией. Они сдают позиции. Если агрессор сильный и страшный, приходится уступать. И люди убегают, в прямом и переносном смысле. Больше никаких вариантов обычно не рассматривается. Открытая вражда или бегство, вот и все. А варианты есть. И их много. Но чтобы о них узнать, и чтобы ими пользоваться, нужно определенный уровень интеллекта иметь.

Вот я много раз замечал, как люди советуют своим детям, которые жалуются на то, что их обижают, в школе, не улице, еще где, дать сдачи, чтобы постоять за себя. Подумайте, сколько человек из ста посоветуют своему ребенку именно так поступить. Девяносто или девяносто девять? Я думаю, что многие так советуют. Потому что другого ничего не знают. А это простое, очевидное, но не самое умное решение. Но люди так привыкли жить, с такими решениями. У них отец, дед, прадед так жил. Это шаблонное решение, не интеллектуальное, потому что оно не обдуманное, не продуманное, не учитывающее многие нюансы и потенциально проблемное. Чуть поумнее совет – пожаловаться на чью-то агрессию, сделав это так, чтобы сторонние силы умело использовать для решения своих проблем с агрессором. Уже надо думать, чтобы это сделать правильно. А ведь так поступать считается зазорным. Явно не случайно так считается. Вас специально будут стыдить за якобы недостойное поведение, если вы будете жаловаться. И многие на это поддаются.

А более сложные и умные ответы [не реакции, а именно ответы] на чью-то агрессию используются очень немногими людьми. Потому что тут уже требуется работа в меру сильного интеллекта. Без него люди просто не знают о других вариантах защиты себя, не знаю, как свои интересы отстоять, особенно в противостоянии с сильным агрессором, не знают, как им к чему-то прийти, преодолев чье-то сопротивление. И не могут их придумать, эти решения, варианты. А также не знают, как их использовать, даже если люди слышали о чем-то хитром, о каких-нибудь там манипуляциях, позволяющих кого-то переиграть, но не умеют ими пользоваться. Вот и живем мы в мире, где насилие является частью жизни, оно очень часто встречается, начиная с бытовых конфликтов и заканчивая войнами. И ведь скажи так людям, что насилие – это неразумно, так они еще будут настойчиво уверять, что по-другому никак, по-другому нельзя. А когда интеллект сильный, он знает, как можно иначе, что можно сделать, чтобы обойтись без насилия.

— Решение, недопущение психологических проблем: И еще хочется отдельно обратить внимание на психологические проблемы. На страхи разные [фобии], обиды, на злобу, ненависть, которые не осознаются и мешают жить. Развивая свой интеллект, человек обретает больше возможностей все эти разрушительные чувства контролировать. Вот когда люди консультируются у психолога и разбирают свои проблемы, они в этом деле становится более сведущими, они умнеют, потому что вникают вместе со специалистом в причины своих проблем, в закономерность их возникновения, начинают видеть способы их решения. Это же не к хирургу на операцию прийти, когда ты спишь, а он делает операцию, а потом ты только результат получаешь, знать не зная, что и как с тобой делали. Работая с психологом, человек видит, как решается его проблема. И его понимание себя улучшается. Он методологию решения таких проблем познает. Начинает понимать, из-за чего они возникают. И в будущем у такого человека будет значительно ниже вероятность того, что он снова с такими проблемами столкнется.

Как развивать интеллект

А теперь о главном, о том, как развивать интеллект. О самом интересном. И вот тут я вам скажу, у нас огромное поле для экспериментов. По крайней мере, изучая эту тему, я много интересных идей находил, которые помогают развивать интеллект. Речь у нас сейчас идет о так называемом подвижном, флюидном, гибком интеллекте, о когнитивной гибкости. Он отличается от кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованный интеллект – это опыт, накопленные знания, хорошо запомненные факты, способность использовать свои навыки. А вот подвижный интеллект, то есть то, о чем мы тут говорим, это умение учиться новому, придумывать новое, соображать. Я его называю мышлением. То бишь, развитым мышлением. И когда я говорю о развитии мышления, то именно о таком интеллекте идет речь. То есть, а развитии подвижного интеллекта.

Так вот, чтобы его развивать, можно разными головоломками, различными логическими задачками себя тренировать, развивать рабочую память [одним из наиболее известных методов является задача n-назад, которая помогает улучшить кратковременную память и когнитивные способности. В этой задаче участнику нужно запоминать последовательности объектов, которые появляются на экране, и указывать, какой объект был представлен n шагов назад], мультимодальные тренировки можно использовать [использование различных сенсорных стимулов (звуков, изображений и прочего) в обучении, они помогают улучшить способность к концентрации и обработке информации. Это может включать в себя задания, где одновременно используются визуальные и слуховые элементы, что способствует развитию гибкости мышления], обучение различным новым навыкам, разумеется, помогает, ну и физическая активность.

Это все стандартные способы развивать интеллект. О них можно узнать из многих статей и книг на эту тему. Однако я для себя, и теперь вот для вас, получается, определил ряд дополнительных условий, благодаря которым можно очень эффективно свой интеллект развивать и становиться умнее. Рассмотрим их по порядку.

Развитие мышления

Об этом у меня много статей написано. Относительно много. И я даже услугу предлагаю в одной из таких статей, предлагаю людям развивать мышление. Работа эта из трех этапов состоит – я задаю человеку вопросы на первом этапе, стараясь делать их такими, чтобы над ответами нужно было думать, потом, на втором этапе, человек мне вопросы задает таким же образом, ну а затем, на третьем этапе, мы перекрестным методом друг друга вопросами и поиском ответов на них загружаем и таким образом свой ум тренируем. Хороший метод, очень хороший. Человек учится мыслить, думать, вести внешний, а потом и внутренний диалог, работая с вопросами и ответами. Получается Сократовский метод рассуждений и размышлений. Когда-то я с ним впервые познакомился, и он меня сильно впечатлил. Я только понял, что не получится людей засыпать вопросами, как это делал Сократ, а еще Диоген, потому что людям неудобно на них отвечать. Ну кому захочется задумываться над вопросами, которые обнажают какие-то несовершенства в убеждениях человека, в его мышлении, это же неприятно. А иногда и странно. Ну с какой стати человек должен подвергаться допросу. Поэтому надо многое согласовывать, делать этот подход психологически удобным, чтобы люди с удовольствием таким образом прокачивали свое мышление на полную катушку.

Если не лениться и не халтурить, не отмахиваться абы какими ответами на заданные вопросы и также не лениться грамотные вопросы придумывать, то голова начнет работать очень хорошо. И потом такой подход к продумыванию всего и вся на любые задачи перекидывай и везде дело пойдет. Везде будет по уму действовать. И ум будет развиваться. Потому что он чаще будет задействован. Ни как положено, ни как принято, ни как привык будешь действовать, а как надо, с учетом твоих размышлений. Этот метод я описал первым, потому что давно его практикую. Развивать мышление, значит, развивать интеллект. Однако, если говорить о важности, о значимости, то следующее условие, о котором речь ниже, будет важнее.

Мотивация

Чтобы развивать интеллект, подвергая себя соответствующим нагрузкам, стрессу, нужно иметь хорошую мотивацию. Либо вот что-то из того, что сказано вначале статьи должно вас подталкивать к этому, ну, например, вы не хотите, чтобы люди вас дурили, использовали, эксплуатировали вас, издевались над вами и прочее, что можно назвать кнутом, которым вы можете себя подгонять, которым жизнь вас подгоняет. Либо, у вас должна быть страсть или вы уже должны быть достаточно умны, чтобы осознавать всю ценность развитого интеллекта, чтобы все силы бросить на его дальнейшее развитие. Не на развлечения, которые привлекают не особо интеллектуальных людей, а вот именно желание стать сильнее, став умнее. Обычно пинки помогают многим. Это как в детстве у некоторых бывает, им побили на улице, в школе и они пошли в спортзал заниматься, качаться, боевые искусства осваивать, чтобы потом постоять за себя. Кого-то, конечно, родители к этому приучают, в секции отводят, следят за тем, чтобы дети их посещали. Но очень часто именно проблемы, страдания, злость, в целом какой-то негатив толкает молодых людей на то, чтобы такими вещами заниматься. Они ищут возможности стать сильнее, чтобы эту силу использовать для защиты и отстаивания своих интересов. Вот и с интеллектом также. Не хочешь быть битым жизнью и использованным людьми, тогда умней.

Я много раз замечал, что в этом деле люди могут сильно разные результаты показывать, в зависимости от того, есть у них мотивация развиваться интеллектуально или нет. Даже вот те же тесты на IQ могут к различным результатам приводить, если проходить их без мотивации и с мотивацией. Когда мотивация есть, цифры выше. Например, когда я проходил такие тесты без всякого напряжения и интереса, так, лишь бы быстрее отделаться, результат был средненьким. Стоило чуть посерьезнее отнестись к этому процессу и уже цифра возрастала. Когда начинаешь думать, то уже высокий результат. Хотя, если повторно проходить такие тесты, в любом случае результат будет выше. Если только ты не пьяный, не уставший, в своем уме. Так что, все это такие цифры, весьма и весьма относительные. Тем не менее, даже такие тесты показывают, что если как следует начать думать, результаты будут прилично выше.

Вот так и в жизни бывает, почти со всеми, если захочешь подумать и подумаешь, многое решишь, во многом разберешься, добьешься нужного результата. Разберешься даже в том, что без должной мотивации тебе казалось просто нерешаемой проблемой. Без мотивации интеллект работать не будет, по крайней мере на пределе своих возможностей. Как ты свой ум не оценивай и не измеряй, какое образование не имей, какие бы оценки тебе во время учебы не ставили, все это сойдет на ноль, если не будет мотивации всем нажитым пользоваться. Причем в разных ситуациях способности человека по-разному могут себя проявлять. Когда поймешь, что тебе важно какую-то задачу решить, то напряжешься как следует и покажешь отличный результат. А не будешь напрягаться, будешь вести себя глупо, принимать глупые решения, как если бы ты и был глупым. Поэтому многие люди, как я считаю, умнее, чем они думают. Но часто ленятся, не думают и потому их решения оказываются совсем не умными.

Интеллект необязательно измерять всякими там придуманными линейками в виде тестов, если только это не мотивирует развивать его еще сильнее. А если так, просто покрасоваться, то это может даже вредить. Будешь думать, что жутко умный, потому что какие-то там циферки набил, что, конечно, хорошо, потому что уверенности будет больше, а она положительно сказывается на интеллектуальных и прочих способностям. Но все равно, на самом деле в жизни в важных делах у тебя будут серьезные просадки, а ты из-за своего самомнения не будешь придавать им значения. Ты же такой умный, что тебе до земных проблем. Я вот, допустим, вообще не отношусь серьезно к тем же IQ тестам и прочим головоломкам. Хоть они мне и показывали очень даже хорошие результаты. Я всегда чувствовал и чувствую, что это какой-то самообман. Решение проблем с людьми давало мне куда больше уверенности в своих способностях, чем результаты таких тестов. Как можно оценивать интеллект человека только-лишь подстановкой каких-то нужных картиночек? Ну да, о чем-то это говорит. Но не о многом и точно не о важном. Это слишком узкий подход к оценке своего, либо чужого ума. Я вообще считаю, что если человек суть этих заданий уловит, у него будут высокие результаты, не отражающие его способность решать жизненные задачи. Его ум подстроиться под эти фигуры, задачки и он их будет щелкать, как орешки. Но это же не значит, что такой подход у него будет во всем. Это не значит, что мышление перекидывается на все остальное в жизни.

Наши отношения с людьми, умение с ними договариваться, не конфликтовать, уживаться с разными людьми, даже если мы с ними сильно разные, говорит о нашем интеллекте больше, чем все эти тесты. Потому что это действительно важно. Это же основа жизни. Подумайте сами, как можно назвать умным человека, который со многими конфликтует, не может договориться, вызывает раздражение у людей, отторжение, настраивает многих против себя? Тот же Сократ, ну вот до чего он довел людей, что в итоге они ему предложили или уйти, или яд выпить. Ну разве не странно, что умный человек, точнее, человек, который показывал себя, как умного, в итоге настроил против себя многих, придираясь ко всем? Если ты умный, люди должны к тебе тянуться, любить тебя, а не ненавидеть. Как ты можешь этого не понимать? И как твой выдающийся ум не может эту задачу решить? Вот тот же Карнеги, наоборот, учил тому, как можно влюбить в себя людей, слушая их, хваля их, поддерживая, потому что им это нравится. Понятно, что всегда и со всеми так нельзя. Правда порой бывает горькой и колючей, они злит. И ее надо говорить. Людей надо кусать, чтобы они шевелились. Вот, в частности, чтобы тот же интеллект стремились развить. Но не до такой же степени, чтобы тебя все ненавидели. Высокий интеллект должен помогать человеку этого избегать. Иначе он сам себе навредит, настроив против себя многих.

Или вот еще пример – умение распоряжаться ресурсами. Не хочу никого обижать, но что можно сказать об интеллекте человека, который утонул в долгах, в кредитах, целыми днями только на проценты и работает. И главное, для чего, чтобы быть не хуже других? Люди барахла всякого наберут в кредит, а потом пашут на проценты и жалуются, что долги не могут отдать. И что это им дает, такой образ жизни, в чем радость-то? Вот где интеллект измеряется более точно. Вот в таких делах. А по текстам всяким люди могут показывать выдающиеся результаты. IQ у них будет высокий, а жизнь проблемная. Не говорю, что плохая, но проблемная.

Это я к тому, что, как угодно можно подходить к оценке своего интеллекта, лишь бы это мотивировало человека продолжать его развивать. Нравится тестами баловаться, пусть будет так. Набивайте эти пункты IQ, другие тесты проходите, пусть это будет для вас топливом, раз нравится. Главное, чтобы не зазнаваться от высоких цифр и не думать, что ты уже и так умный, поэтому умнеть тебе не надо и решать жизненные задачи тоже не надо. Любые измерения уровня интеллекта должны мотивировать человека к развитию, а не наоборот.

Я вот несколько сталкивался с идеалистами или даже, как они сами иногда в шутку говорили – сектантами, которые просто помешаны на саморазвитии. А именно, на развитии своего интеллекта. Эти люди считали эту задачу очень и очень важной. С чем в общем-то я согласен. Не считая того, что я не только логику считаю важным развивать, но и подсознание свою познавать, оно важнее. По логике мы скоро искусственному интеллекту во всем напрочь проиграем. Уже проигрываем. А вот то, что у нас в подсознании творится, вот это действительно может быть нашей великой силой. Но неважно, не будет отвлекаться. В общем, некоторые из этих людей – идеалистов, и сейчас занимаются со мной развитием мышления, вот уже несколько лет. Время от времени они предлагают мне снова потренировать мышление моим методом, через задавание вопросов и поиск ответов. И мы занимаемся с ними этим. А потом они на другие тренировки ума переключаются. Потом опять возвращаются.

Эти люди одержимы идеей саморазвития, как я уже сказало. Они стремятся стать настолько умными, насколько это возможно. Всякие тренинги проходят, головоломки разгадывают, ноотропы разные принимают, в общем, у них комплексный подход к этой задаче. Им мотивации хватает. Ну и что я могу сказать о них, это очень интересные люди. У них у всех разная, но очень такая, необычная, продуманная жизнь. Многие из них живут в своем мире, не разделяя взгляды большинства людей на многие вещи. И живут умно. Живут интересно, как им нравится. Им ум нужен для того, чтобы быть свободными от общества, от его влияния, идей, насколько это возможно. Из того, что я знаю, все эти люди нормально обеспечены. Но это для них не главное. Жизнь на заработок денег они тратить не собираются. У них другие цели. А тем, что им нужно, они себя обеспечивают нормально.

Вот эти люди движимы идеей. Они идеалисты. Идея саморазвития их мотивирует. И это отличная мотивация. Ни страх, ни боль, ни жадность, ни деньги, ни тщеславие, а идея развиваться. Саморазвитие является для них самоцелью. Это отчасти безусловная мотивация. Что-то делать ради самого действия. Даже если у них все нормально в жизни, никто их не обижает, не унижает, не оскорбляет, не использует, они все равно хотят умнеть. Конечно, если помучить таких людей вопросами, чтобы понять, что ими движет, то какие-то пояснения будут. Кто-то говорит, что таким образом хочет приблизиться к Богу, кто-то хочет весь свой потенциал раскрыть, кому-то важно сильным себя чувствовать и постоянно для этого усиливаться. В общем, за идеей может что и стоит, какие-то желания, какие-то мысли. Но это только усиливает такую идею. А суть всегда одна – стремление стать как можно более развитым интеллектуально. И с такой мотивацией люди живут и постоянно себя развивают. Не по настроению это делают и ни когда петух клюнет жаренный, а всегда. Так что мотивация для развития интеллекта, она как воздух нужна.

Чтение книг

Разумеется, чтение книг и статей, равно как и просмотр, прослушивание всяких лекций, в общем, получение информации, знаний, тоже способствует развитию интеллекта. Но, есть один момент. Даже два. Что читать и как читать? Вот тут, извините, все совсем не просто. Нельзя взять какую-то общепризнанную очень умную книгу, какого-то известного автора, прочитать ее от корки до корки и чудовищно поумнеть. Не получится. А если и получится, то не у всех и не сразу. Есть куда более эффективный подход к этому делу. Читать надо то, что хорошо ложится на ум, что понимается и что интересно читать. Пусть даже это будут комиксы. Ничего страшного, сейчас это будут комиксы, потому что человеку их проще воспринимать. А через несколько шагов это уже будут сложные философские труды, призывающие задуматься над вечными жизненными вопросами. Не надо сразу пытаться прыгнуть слишком высоко и понять то, что соответствует более высокому уровню интеллекта.

Я вот думаю, что многие люди не извлекают из чтения достаточно пользы потому, что их со школы приучали читать такие труды, которые на тот момент им было трудно понять. И если ты по принуждению привыкнешь читать что-то, не понимая этого, не вникая в это, то потом и дальше в жизни также будешь действовать. Ну, конечно, не совсем без понимания читать, но усвоение материала будет не очень высоким. Ты же привык читать не вдумываясь, не анализируя, не вникая в смысл, поэтому многое можешь именно так и читать. И что тогда советовать такому человеку читать книги, чтобы интеллект свой развивать. Не поможет ему это. Пока он мышление свое не разовьет, чтобы вдумываться в прочитанное, анализировать это, сравнивать, связывать с чем-то, какие-то выводы самостоятельное из этого делать, чтение ему особо не поможет. Ну может какие-то инструкции он узнает, которыми сможет воспользоваться, но на развитии интеллекта это сильно не скажется.

Бросать себе вызов

И давайте последний в этой статье способ, последнее условие рассмотрим, следуя которому можно эффективно развивать свой интеллект. Я этот подход называю бросанием себе вызова. Хотя иногда это не столько вызов, сколько просто возможность сделать что-то новое, непривычное, непонятное, чтобы испытать себя в новом деле, чтобы напрячься необычным образом, научиться чему-то новому. Чтобы в голове новые нейронные связи возникали и причем такие связи, которые нам будут помогать решать нужные задачи в будущем. Поэтому надо создавать себе новые условия, в которых мы с новыми трудностями столкнемся, с новым стрессом.

Ведь интеллект развивается особенно хорошо, когда мы стимулируем его развитие теми задачами, которые важны для мозга. Он как и мышцы, позволяет нам приспособиться к условиям, что важно для выживания, что является нашей основной задачей. Поэтому нужно создавать соответствующую необходимость в этом. Также, как и мышцы, интеллект развивается от новых нагрузок, от умеренно больших нагрузок, он сильнее всего активен в таких условиях, когда мы себя чем-то удивляем, шокируем, напрягаем, что обычно связано как раз-таки с необходимостью в выживании, с необходимостью добычи важных для жизни ресурсов. Следовательно, нужно создавать себе такие условия, которые бы указывали нашему мозгу на эту самую необходимость выживания, для чего нужно решить какую-то новую задачу, какое-то новое дело сделать, связанное с жизненными потребностями.

Если заниматься постоянно одними и теми же делами, будут постоянно задействоваться одни и те же возможности, одни и те же нейроны, связи между ними. А для развития нужно совершенствовать структуру мозга. Так вот, полезно для умственного развития пробовать разные дела делать, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Может даже разными профессиями заниматься время от времени, на что-то новое переучиваться, новые подходы к старым задачам применять, убеждая себя в том, что это важно для вас. Иначе, если несерьезно к этому относиться, не возникнет нужного напряжения, которая заставит голову работать. Проще будет все бросить и найти простое решение – кого-то на помощь позвать или вообще ничего не делать.

Самое элементарное, что можно сделать – сломалось у вас что-то – попробуйте сами это починить. Что-то нужное если сломалось, что нужно для жизни. Не вызывайте мастера, не покупайте новую вещь – подумайте, как самому сломанное починить. Разберитесь в вопросе, интернет вам в помощь и вперед, чинить свою технику, мебель, машину, да что угодно. Лишь бы вас такая задача достаточно напрягала, чтобы вы старались ее решить. Или другой пример, со здоровьем если возникли проблемы, а здоровье, это ведь важно, – попробуйте собрать информацию о подобных симптомах и поискать безобидные способы лечения. И не надо слушать тех, кто критикует самолечение, это вас не должно волновать. Если кто-то убеждает вас, что вы беспомощный и зависимый, что сами ничего не можете, то этих людей нельзя слушать. Добра они вам точно не желают, лишая уверенности в своих силах. Разбирайтесь в вопросах, которые напрямую касаются вашей жизни.

Не надо рассуждать о политике, в которой вы ничего не смыслите, полагаясь только на всякие сказки из телевизора. Не обращайте на нее внимания, даже если вас к этому побуждают, например, новости, всякие там аналитические программы. Это все вредит мышлению. Потому вам через эмоции впихивают в голову всякие ненужные вам установки. Чтобы вы потом о них думали не думая, а просто гоняя мысли по голове. Не надо о других ненужных вам проблемах думать, о глобальном потеплении, о каких-то экологических проблемах, которых может на самом деле и не быть. У вас тут все равно никаких путных думок не будет, потому что вы не располагаете для этого достаточными данными, чтобы адекватно все оценивать. Кто там на другом конце света что сказал, во что одевается, с кем живет – вас тоже волновать не должно. Мозг от этого мусора развиваться не будет. Потому что все это неважно для него, он от такого мусора только больше лениться будет.

Интеллект может даже пострадать из-за обдумывания всякой ерунды. Потому что для него все это второстепенное неважно. А вот то, что вас напрямую касается, надо и обдумывать, и обсуждать, и делать. Мозг увидит важность решаемой вами задачи, если задача связана с вашей жизнью достаточно сильно, он поймет, что вы делаете то, что реально относится к вашей жизни и станет лучше работать. Действительно важное его хорошо мотивирует. Ну идеи как-нибудь сильные тоже его мотивируют. Потому что если вы решили, что эти идеи станут смыслом вашей жизни, как вот я выше говорил про людей, занимающихся фанатично саморазвитием, то они и станут вашей жизнью. И мозг, сделав вывод, что это очень важно, как и вопрос выживания, будет пахать на всю катушку.

А иначе вызов себе не бросишь. Не осмелишься. И до конца не пойдешь в новом деле. Не начнешь делать что-то новое достаточно серьезно, если не будешь уверен в том, что это важно. Сомнения одолеют, а надо ли оно. Ведь когда жизнь нормальное, все нужное есть, ты сыт, одет, тебе тепло и сухо, зачем вообще напрягаться и что-то новое дело. Вот сплетни всякие по голове гонять, это можно, потому что это весело. Только пользы от этого ноль. А вот понять, как ту же розетку поменять, чтобы не вызывать электрика по такой мелочи, вот тут уже надо будет напрячься и подумать. И это ведь еще не так сложно, инструкции можно готовые найти, чтобы знать, как все это делается. А если инструкций нет? Самому придется догадаться, как то или иное дело сделать.

Мне некоторые люди говорили, зачем мне самому какие-то проблемы бытовые решать, если выгоднее кого-то вызвать, пусть профессионалы делают свою работы, а мы будем делать свою. Ну да, экономически это не всегда выгодно. Некоторые люди потеряют в деньгах больше, если полдня будут сами что-то чинить вместо того, чтобы вызвать мастера, который за десять минут все сделает. Ну так ведь речь не об экономической целесообразности, а о развитии. Ради него и деньгами можно пожертвовать. Если других идей нет, почему бы с решения бытовых вопросов не начать, чтобы выйти за границы привычной деятельности. Хороший получится вызов, брошенный себе.

А когда работу люди меняют, вообще в новую профессию идут, где еще ничего не знают, с нуля можно сказать, работать начинают, чтобы свой образ жизни поменять полностью, они не теряют в деньгах? Тоже теряют. И не только в деньгах. Они и время теряют на освоение новых навыков. В краткосрочном периоде они теряют. А в долгосрочной перспективе выиграют. Они и в деньгах могут выиграть, и в образе жизни. А могут и только в образе жизни. Но для них это важнее, чем деньги. Им, например, больше свободы нужно в жизни. Вот и меняют они профессию. Поэтому и нужно понимать, зачем тебе себя развивать, почему интеллект – это важно, чтобы не сравнивать эту задачу с другими задачами, например, с заработком денег. Ну или с комфортом моральным, когда человек вообще ничего без острой необходимости делать не хочет.

Ну ладно, на этот раз хватит. Сказано и так достаточно. Вон сколько букв получилось. Хватит. Тема интересная, широкая, глубокая, полезная, нужная. Будем к ней еще возвращаться в будущем. А пока и это важно обдумать, чтобы может быть что-то поменять в своей жизни ради такой ценной вещи, как интеллект.