Полное осознание бытия — дело всей жизни, а не результат отдельного прозрения.
Джеймс Бьюдженталь
Очень интересная и относительно популярная тема – расширение сознания. Звучит очень возвышенно, умно. И потому такое развитие человека преподносится, как что-то важное и ценное. И так оно на самом деле и есть. Расширять сознание – полезно. И интересно. А порой просто необходимо, иначе, пропадешь. Но что это значит? В чем выражается этот процесс, как его оценить, как понять, что расширил свое сознание, что делаешь это в настоящий момент, как увидеть пользу от такого расширения? Эти все моменты требуют прояснения, чтобы человек ясно понимал, что он должен делать, чтобы расширить свое сознание и что он от этого получит. Это тема жизненная, она не только к психологии имеет отношение, а вообще, ко всему, с чем мы сталкиваемся и можем столкнуться в этом мире. Поэтому давайте как следует ее изучим.
Как происходит расширение сознания
В чем же заключается процесс расширения сознания, как это происходит? Чтобы это понять, давайте рассмотрим пример с детьми и взрослыми людьми. Немного издалека позволим себе подойти к объяснению такого процесса. Дети во многом считаются людьми не осознанными, точнее, недостаточно осознанными, поэтому не могут в полной мере отвечать за себя и свои поступки. До определенного возраста ответственность за них лежит на родителях, как на более разумных, сознательных людях. И только потом, когда дети станут взрослыми и следовательно, достаточно осознанными, ответственность за их жизнь формально будет возложена на них. До этого момента взрослые с них не спрашивают так, как со взрослых людей, понимая, что дети многого не понимают.
Почему же дети считаются неосознанными людьми, почему они многого не понимают? Потому что знают и понимать некоторые вещи еще не научились, из-за недостаточно хорошо развитого мышления, правильно? Горизонт планирования у них слишком короткий, они, по сути, живут одним днем, что-то просчитать на слишком долгий срок дети не могут. Они живут во многом инстинктами, чувствами, их ум недостаточно сложен для грамотной адаптации во взрослом мире, где порой требуется принимать непростые с точки зрения их вероятных последствий решения. Соответственно, по мере обретения важных жизненных знаний, по мере развития своего мышления и по мере усложнения или можно сказать, созревания их мозга, дети расширяют свое сознание, становясь все более осознанными людьми.
Поэтому, давая определение процессу расширения сознания, я бы сказал так: расширение сознания – это увеличение своих познаний об этом мире, усложнение своего мышления и совершенствование способностей мозга, путем его нагрузки. Давайте расшифруем это определение получше. С познаниями все понятно, чем больше знаешь, тем легче тебе что-то понять. Усложнение мышления – это способность задаваться разнообразными вопросами, выстраивать из них разные комбинации, цепочки, конструкции, чтобы имеющимися знаниями грамотно оперировать и новые знания извлекать и создавать. Ну и совершенствование мозга – это общее его развитие, усложнение, благодаря знаниям, мышлению, опыту, умственной работе в целом, словом, это создание достаточного количества и вероятно, качества нейронных связей. Вот так лично я понимаю то, что называется расширением сознания. Но это еще не все. Есть и другие моменты, о них будет сказано ниже, которые к этому процессу относятся. А пока еще вот такое объяснение ему дадим.
Расширенное сознание – это достаточно хорошее понимание различных вещей. Тоже правильно звучит, согласны? Вот когда мы все ресурсы нашего мозга направляем на что-то, чтобы это что-то как следует изучить и понять, мы, приходя к желаемому, достаточному для нас пониманию, расширяем границы своего сознания. Это как комнату освещать фонарем, чтобы лучше видеть все то, что и где в ней находится. Картина мира для тебя в таком случае становится все более полной и детальной, и соответственно, сам ты становишься более осознанным человеком.
Зачем расширять сознание
Ну хорошо, выяснили мы, что значит расширять сознание, хотя этот вопрос пока не закрыт, мы еще к нему вернемся. Но что дальше? Стоит ли этим заниматься, стоит ли расширять свое сознание и если да, то зачем?
Ведь как видно из определения данного процесса, его нельзя назвать простым, если говорить об активной его форме. Хотя это может и само-собой происходить, все-таки мы каждый день можем узнавать что-то новое, какие-то задачи решать, которые углубляют наши познания в той или иной области, в целом картина мира для нас расширяется, если мы более или менее активный образ жизни ведем. Тем не менее, если активно и интенсивно расширять сознание, прямо специально этим заниматься, то это будет очень непростым делом. Ну это как учиться интенсивно. Будь оно простым, все люди были бы такими разумными, практичными, логичными. Но этого нет. Потому что быть осознанным, хотя бы в достаточной для совершения разумных поступков мере, непросто. Поэтому, чтобы этим заниматься, нужна мотивация. А она не всегда есть, даже у тех, кто такую задачу перед собой когда-то поставил.
Можно же изучить как следует только самое необходимое для себя и с этим жить, а в остальном быть в неведении и не беспокоиться об этом. Ну не понимаю я чего-то и ладно. Жить-то можно. Вроде бы как. Сколько вон людей живут, которые даже не могут объяснить какие-то свои поступки, потому что не понимают своих мотивов, но тем не менее, они живут. И нередко даже относительно неплохо.
Поэтому, на самом деле, ответить на вопрос, зачем расширять сознание, не так просто, как кажется. Если поверхностно к нему подходить, то можно сказать, что любые новые знания и глубокое понимание разных вещей позволяет человеку лучше приспособиться к этому миру, к конкретной жизни, цели свои достигать проще, когда многое знаешь, манипулировать тобой сложнее, когда ты достаточно осознан и видишь, как тобой пытаются скрытно управлять, ну и сам ты не будешь чудить и глупости совершать, по крайней мере слишком уж очевидные, понимая, в чем они могут выражаться, понимая примитивность некоторых своих решений, которые могут быть неуместными и даже опасными. И в то же время, знания знаниям рознь, понимание некоторых вещей имеет сомнительную полезность. Если, к примеру, вспомнить школьную программу обучения, когда дети вроде и расширяют свое представление о мире, узнавая о нем что-то новое и понимая лучше некоторые вещи, а значит и сознание их расширяется во время учебы, но в то же время, это расширение происходит в не всегда нужном для их будущей жизни направлении, то тут уже начинаешь сомневаться, а нужно ли оно вот именно такое расширение?
Почему изучается одно, а не другое? Почему учат тому, что большинству людей в жизни может не пригодиться вообще или пригодиться, ну очень уж в редких случаях? В то время, как более практичные, востребованные повседневные знания игнорируются. Почему? Потому что, вероятно, человека готовят к определенному образу жизни, к определенной деятельности, но не к жизни в целом. Тут разные версии можно выдвигать. Но если большая часть когда-то полученных знаний забывается из-за невостребованности, то такое расширение сознания выглядит неубедительным с точки зрения его необходимости в жизни, ну, пожалуй, большинства людей.
Получается, что если расширять сознание таким образом – получая малопригодные для жизни знания, то это не такая уж и полезная деятельность, чтобы ею восхищаться, хвастаться и призывать к ней, но вместе с тем требующая времени, сил и иных ресурсов. Например, вы можете потратить много времени на то, чтобы изучить все виды бабочек на планете. Вы можете делать это не только вместо того, чтобы те же деньги зарабатывать, быт свой обустраивать, отношения с людьми развивать, но и в ущерб другим знаниям об этом мире, имеющим более важное значение для повседневной жизни. Вы, конечно, расширите свое сознание в области лепидоптерологии, только вот зачем? Что вам это даст? В то время, как другие сферы вашей жизни останутся на прежнем месте. Или даже просядут. Вы же им не уделяли внимания, на все время не найти, оно не резиновое.
То же касается и ситуаций, когда люди постоянно получают знания, книжки всякие читают, где-то учатся, но ничего с этими знаниями не делают, не ставят их себе на службу. Да, они расширяют свое сознание, они могут знать больше слов, большим количеством разных понятий обладать, достаточно хорошо понимать различные процессы, которые большинство людей слишком поверхностно воспринимают, но при этом, на качестве, характере их жизни это никак не отразится, не в материальном, ни в каком-то другом смысле, потому что их знания не получат материального воплощения. У таких людей могут быть не закрытыми некоторые важные потребности, из-за чего у любого здорового человека возникает чувство неудовлетворенности, ведущее к более сложному чувству – ощущения себя несчастным человеком. Так что, сознание хоть и расширяется, когда мы учимся, вникаем, думаем, но это не обязательно делает нас счастливыми, если эти знания не меняют нашу жизнь, не помогают удовлетворить нам свои потребности.
Из этого логически вытекает, что расширять сознание, как и многое другое делать в этой жизни, нужно для того, чтобы… быть счастливым. Ну а для чего еще? Никакого общего плана для людей, по тому, как прожить жизнь, не существует. Следовательно, жить надо так, чтобы радоваться жизни, получать от нее удовольствие и удовлетворение от своих дел. Это и есть счастье. И расширять сознание нужно именно для этого. Это если обобщенно, не конкретно объяснять смысл этой задачи.
Если конкретнее говорить, то здесь может быть куча всего, что нужно для жизни большинству людей, – это построить удачные отношения с противоположным полом, с друзьями/подругами, коллегами, больше денег заработать, мир повидать, власть обрести, творчески себя выразить и так далее и тому подобное. Тут многое можно перечислить из того, что нам нужно, что нам хочется, согласно нашим инстинктивным потребностям и придя к чему, мы будем чувствовать себя счастливыми. Вот для этого и надо расширять свое сознание. Но тогда возникает другой вопрос. И мы им сейчас зададимся.
Как расширять сознание?
Имеется в виду, как правильно это делать. Как делать это вообще, мы уже знаем. А как это делать правильно для себя, вот это мы выясним сейчас.
Познай себя – эта фраза все и объясняет. Расширение сознания должно начинаться с познания себя. Кто мы есть, как мы устроены, что нам нужно – каковы наши потребности, что и почему мы хотим – каковы наши желания? Поиск ответов на вопросы о самих себе – это движение в верном направлении. Потому что только понимая себя, мы можем грамотно расставить в своей жизни приоритеты, решая, в каком направлении нам расширять свое сознание, что узнавать, во что вникать, о чем думать, на чем концентрировать все свои умственные ресурсы, чтобы это в полной мере осознать. Знания ради знаний нам не нужны, как я считаю, нам нужны знания ради хорошей, счастливой жизни. А таковая начинается с нас, с того, что внутри нас.
Потому что, иначе слишком много лишнего, можно сказать, мусорного и конечно же, ложного, может быть нам подсунуто или просто появиться на пути нашей жизни, чему нет особого смысла уделять свое внимание, время, силы, чтобы это изучить и понять. Иными словами, может наша память и умственные ресурсы безграничны, но время жизни точно ограничено, чтобы тратить его на осознание совершенно ненужных нам вещей. Мир настолько многообразен и сложен, что даже то, что изучено человечеством, отдельно взятому человеку не изучить и за десять жизней. А весь мир может быть в миллиарды раз сложнее. Так что же, все осознавать, хаотично расширяя свое сознание в разных направлениях? Это не выглядит разумным решением, поскольку в этом нет явной необходимости. Зато есть необходимость определить главное для себя в жизни, расставить приоритеты и согласно им изучать, вникать, познавать, обдумывать и в конечном счете осознавать это главное.
И тут каждый сам может решить, что является главным именно для него. Любая жизнь, чему бы человек ее не посвятил, имеет право на существование и может оказаться по-своему интересной. Но все же в сравнении с более близкими к потребностям человека вещами, некоторые увлечения, дела, могут казаться как минимум бесполезными. Пример с бабочками я уже привел. Но таких примеров может быть значительно больше. Интерес любопытство – это, конечно, тоже важная потребность. Но есть потребности и посерьезнее. Вот, ориентируясь на эти серьезные, важные потребности, человеку и стоит определять направление для расширения своего сознания.
Познание себя
Как я уже сказал выше, я нахожу разумным начинать расширять свое сознание преимущественно с познания себя. Именно поэтому лично для меня та же психология – это более приоритетная наука, чем некоторые другие науки, помогающие познать мир вокруг себя. Но не только психология, конечно, помогает человеку изучить себя и себе подобных. Наук о человеке, о людях, много. Все они заслуживают особого внимания. И когда мы их изучаем, мы постигаем самую основу нашей жизни – природу человека, находим объяснения многим закономерностям в своем поведении и своим поступкам, в том числе и тем, которые выглядят странными, нелогичными, а порой и откровенно безумными.
Люди очень часто ведут себя не так, как говорят и даже не так, как хотят себя вести, согласно своим сознательным решения, а так, как у них получается это делать и как они хотят себя вести в глубине своего подсознания.
Люди не хотят быть больными? Да неужели. Почему тогда многие делают все, чтобы стать больными – употребляют алкоголь, курят, принимают наркотики, питаются неправильно, ведут нездоровый образ жизни, занимаются опасными видами деятельности, создают в своей жизни стрессовые ситуации, которые подрывают их иммунитет? Они лицемерят, занимаются самообманом и обманом других? Да нет. Это имеет место быть, но это не главная причина. Главная причина – непонимание себя и своих желаний, непонимание того, что на эти самые желания влияет. Отсюда и отсутствие контроля над собой.
Люди не хотят быть бедными? Не верю. Почему тогда они, ну, ладно, некоторые из них, с одной стороны, не делают ничего, чтобы разбогатеть или хотя бы жить достойно – не учатся, не работают в нужных местах нужным образом, не перенимают опыт успешных людей, а только лишь завидуют им и критикуют их, а с другой стороны, ведут себя так, словно они презирают деньги – не успеют получить зарплату, сразу все тратят, в том числе на всякую ерунду, влезают в долги, берут ненужные кредиты, словом, избавляются от денег, неразумно потребляют, копят пассивы, переплачивают, в частности, через кредиты, чтобы… получается, оставаться бедными? Ну, не будем сейчас говорить, сколько людей так поступает. Но когда ты не ценишь ресурсы, не распоряжаясь ими грамотно, соришь ими, не изучаешь науки, которые учат ими распоряжаться, другие вещи не постигаешь, которые помогают прийти к достойному положению в обществе, ты будешь в числе тех, кого богатым не назовешь. То есть, если тебе не интересно, как вообще можно успеха в жизни добиться, если ты не стремишься прийти к нему подходящими тебе путями, значит, ты этого не хочешь. Но на словах многие люди говорят, что они хотят жить достойно. И эта достойная жизнь, видимо, должна свалиться на них с неба. Тоже вот пример недостаточной осознанности, прежде всего в отношении самого себя.
Люди хотят счастливых отношений? И в этом я сомневаюсь, смотря на некоторых из них, а может это и многих касается, потому что с проблемами в отношениях многие не просто сталкиваются, многие их себе сами создают. Вот, в частности, почему женщины из-за всякой ерунды пилят своих мужей – не купил новый холодильник или полку не повесил, как просила, еще какую-то ерунду не сделал или сделал не так и из этого делается трагедия? Зачем из мухи раздувать слона? Зачем конструировать проблему на ровном месте? Или почему женщины выводят своих мужчин на сильные негативные эмоции, вынуждая их применять к ним насилие, после чего их в этом самом насилии обвиняют, но при этом еще и не уходят от них? И наоборот много странных с виду поступков случается, когда мужчины, с их слов, хотят от женщины одного, но своими делами все делают так, чтобы получать от женщины другое. Абсолютная неосознанность в этом моменте.
А правда, сколько людей утверждают, что хотят ее знать, что она им нужна? А на деле, они не просто ищут и просят лжи, как в примере с тем же стокгольмским синдромом, когда в ложь верят, потому что в нее хочется поверить, потому что в нее легче поверить, чем правду принять, но еще и наказывают тех, кто им эту правду говорит, показывает, открывает. Особенно за правду о самих себе люди начинают ненавидеть других, потому что она разрушает их иллюзии.
То же касается и уважения, которое достигается тем, что человек держит слово. Некоторые люди смывают в унитаз свою репутацию, подрывая к себе всякое доверие абсолютно ненужной ложью. Ладно, если бы ты, соврав, что-то значимое с этого получил, тут еще как-то можно оправдать твой, с виду аморальный, но по факту практичный поступок, если от него для тебя пользы больше, чем вреда. И пусть от других ты ждешь правды, а сам лжешь, то получая с этого выгоду, ты хотя бы выглядишь логичным, разумным, хоть и подлым, лицемерным. Но когда твоя ложь, совершенно неуместная, тебя же и губит, твою репутацию убивает, вот это здоровой логикой не объяснишь. В таких случаях человек врет неосознанно, так сказать, по привычке и этим себе вредит. Ведь даже маленькая ложь рождает большое недоверие. Поэтому, зачем лгать, если и без лжи можно прекрасно обойтись? Но люди лгут. Одни лгут без надобности, потому что там им проще, привычнее. А другие ищут, выпрашивают и потребляют эту ложь. Но все при этом говорят о том, что им нужна правда и что они уважают и ценят правду. У этого есть объяснение, которое можно найти, если расширять сознание вглубь себя.
Таким образом, разбираясь в себе, можно много всяких странностей, противоречивых желаний и нелогичных решений выявить, изучить, объяснить и при необходимости повлиять на них нужным образом, чтобы жить более осознанной, а потому и предсказуемой, и удобной для себя жизнью. А иначе и не получится. Потому что, если судить по большинству поступков и решений большинства людей, человек – это существо неразумное. Но он склонен к разумной жизни, к разумному мировоззрению, разумному поведению, он может стать разумным, хотя бы в самых важных для него сферах жизни. Лишь бы он к этому стремился.
Тогда не будет такого, когда говоришь одно, делаешь другое, а получается третье. Много чего не будет из того, у чего есть негативные последствия. Ведь как говорил один мистик – самый страшный и основной грех – это неосознанность. Потому что, пребывая именно в таком состоянии, человек совершает и все прочие грехи.
Практики расширения сознания
Существуют различные практики расширения сознания. Полагаю, не лишне будет ознакомиться с концепциями некоторых из них, чтобы дополнить этим то, что мы уже для себя выяснили. Почти все эти практики сводятся преимущественно к развитию способов управления своим вниманием, к успокоению своими мыслями своего ума, к направлению ресурсов мозга в определенном направлении. И тогда человек от хаоса в своем уме, от шума мыслей избавляется, после чего обретает способность о чем-то как следует задуматься, не отвлекаясь ни на что другое. Благодаря этому он сможет хорошо понять то, над чем задумается.
Вот, в частности, медитация учит успокаивать свой ум и концентрировать внимание на чем-то определенном. Ну, самое простое – это дыхание. Это для тренировки. Можно также и на какой-то деятельности концентрироваться, на процессе, на собственных мыслях, все это можно считать медитацией. Избавляешься от хаоса в голове, затем определяешь важные для тебя мысли, направляешь на них все свое внимание и как следует их обдумываешь. И таким образом углубляешь, расширяешь свое понимание чего-то. Соответственно, расширяется и сознание в этом направлении.
Умение концентрироваться имеет важное значение. Ведь чтобы что-то как следует понять, в это надо вникнуть, углубиться, сосредоточив на этом все свои умственные ресурсы, дабы задуматься как следует над этим. Все знания, какие только можно, касающиеся изучаемой темы, нужно собрать и проанализировать, дабы получить максимально полное представление по этому теме. А это не получится сделать, если у человека тысячи дел, тысячи думок и из-за этого настоящий хаос в голове. Он многое будет воспринимать поверхностно, стереотипно, действовать будет по инерции, интуитивно, инстинктивно, реактивно, машинально, по привычке, по примеру других, не задумываясь о том, что он делает, как делает, зачем делает. Без порядка в голове не будет и порядка в делах. Все будет делаться на автомате. Это и есть неосознанность.
И чтобы из нее выйти, надо не только больше узнавать и лучше все понимать, но и жизнь свою спокойнее сделать, чтобы не было постоянного распыления внимания на все и вся, чтобы не было суеты, возни, загруженности, из-за которых нет времени даже над самыми главными вещами более или менее нормально задуматься. Не может мозг одинаково эффективно слишком большое количество информации обрабатывать, обязательно в чем-то ошибется, что-то упустит, где-то какие-то ошибки совершит. Тогда и никакой осознанности не придет и не будет. В данном случае количество вредит качеству. Обилие мыслей мешает осознать самые важные из них.
Поэтому все эти практики, они во многом схожи и в разной степени одинаково полезны. Кому-то один вариант управления своими мыслями и вниманием подойдет, кому-то другой. Конечно, к чудесам они и не приведут, чтобы человек в один момент всю суть бытия познал, просветленным сразу стал, прочие сильные преображения с ним произошли, как это иногда представляется различными учениями для привлечения внимания к ним. Но порядок в голове все эти практики действительно навести помогут, чтобы человеку было проще что-то большее увидеть, что-то лучше понять и прежде всего самого себя. Себя важнее познать потому, что в таком случае у человека появится достаточно самоконтроля, чтобы познать и окружающий его мир. И не все подряд, а то, что он определит для себя, как важное.
Эффективная техника расширения сознания
Я тоже позволю себе предложить читателю свою технику расширения сознания, практикуемую мною, как на самом себе, так и на тех людях, с которыми мы занимаемся определенным образом. Это лишь один из подходов к этой задаче. Техника не уникальная, насколько я знаю, но мною определенным образом сформулированная, можно сказать, приготовленная для удобства ее восприятия. Она сводится к способности разными типами мышления обдумывать какую-то важную часть самого себя. Например, свой характер, свои чувства, свои вкусы, убеждения. Я предлагаю людям развивать свое мышление через обдумывание собственных личностных качеств, либо собственных переживаний, мыслей. А это подразумевает, что людям надо задаваться разными вопросами, которые помогут им что-то в себе изучить с разных сторон, разными методами.
Например: почему я боюсь того, чего боюсь? – логический вопрос, суть которого направлена на выявление причины страха. Копаем по цепочке причинно-следственных связей вглубь. Зачем я, испытывая этот страх, делаю то, что делают? – логический вопрос, суть которого направлена на осознание своих желаний, целей. По той же самой цепочке двигаемся в сторону выявления вероятных последствий. Как мой страх устроен, о каких конкретно угрозах он мне говорит? – аналитический вопрос, суть которого заключается в том, чтобы разобрать страх на составные части, дабы увидеть, какие именно опасности он отражает. А действительно ли то, чего я боюсь, опасно? – критический вопрос, который призывает усомниться в актуальности пугающих моментов и требует доказательств уместности чувства страха. Как я могу использовать этот страх себе во благо? Например, для мотивации, – это уже практический вопрос, практический подход к пониманию данного чувства. Если что-то существует, надо подумать, как это можно применить. А какие еще существуют опасности в этом мире, которые значительно превосходят по значимости те опасности, о которых сигнализирует мой страх? – вопрос, который является проявлением системного мышления, когда мы смотрим на что-то не в отрыве от остального, а связи с ним.
Творческим еще вопросом можно задаться, пожалуй, самым сложным – что я могу придумать, чтобы мой страх, к примеру, позволил мне решить какую-то задачу? И что-то уникальное надо придумать, не слизать чью-то идею, а новое придумать, о чем вы еще не знаете. Это сложно. Понимаю. Но попробовать можно. И когда находишь ответ на каждый их вопросов, надо придумать следующий вопрос, который поможет лучше прояснить этот ответ. И так дальше по цепочке. Такая сложная конструкция рассуждений будет выстраиваться, проясняющая то, что мы изучаем. Это прекрасный способ расширить свое сознание, причем не абы в какую сторону, а внутрь себя. Преимущественно внутри себя мы будем становиться более осознанными в таком случае, но и во вне тоже. И если вот такой работой заниматься, то через какое-то время человек станет вести себя гораздо более разумно во многих ситуациях, с которыми он чаще всего сталкивается в жизни. В частности, он не будет руководствоваться животным страхом в ситуациях, в которых он не помогает, а только вредит. Он сможет взять под контроль многие свои чувства, так называемые пороки, – не будет жадным, агрессивным, завистливым, похотливым, когда это совершенно неуместно. Расширенное внутрь себя сознание даст человеку больше власти над самим собой.
Но не скажу, что это просто. Даже задаться вопросом непросто, не то, что вразумительный ответ на него найти. Но с точки зрения процесса расширения сознания таким методом, такая работа доступна всем. Выше головы тут прыгать не надо, надо прыгать вообще.
Трусость, гордыня, лень, упрямство
Эти вещи мешают расширению сознания. Причем очень сильно. Не хочу знать правду, потому что боюсь ее и вместо нее ищу комфортную для моей психики ложь, как при стокгольмском синдроме. Она не обезопасит меня, но создаст иллюзию безопасности. Встану-ка я на сторону злого, но сильного, а не на сторону правого, но слабого. Так вроде бы безопаснее. Но сильный и злой разделается со слабым и возьмется за меня. Он же злой, а злу все равно, кого уничтожать, давить, поедать, на то оно и зло. Оно и само себя уничтожить может, когда доберется до своего хвоста и начнет его пожирать. А так, глядишь, будь я смелее и встань на сторону правого, хоть и слабого, вместе бы мы и одолели зло, не позволяя ему давить нас по одиночке. Так хоть какой-то шанс на спасение был бы. Но я лишь конец свой отсрочил. Из-за неосознанности. Трусость помешала мне увидеть и понять больше, чтобы найти другое решение.
Гордыня мешает мне признать кого-то сведущим в чем-то лучше меня, она не позволяет мне учиться, но призывает меня учить, особенно тех, кто умнее, опытнее, авторитетнее в какой-то области. Это же так здорово, в чем-то начать критиковать далеко не глупую личность. Молодежь этому особенно подвержена, когда критикует, насмехается над кем-то, чем-то, ищет соринки в чужом глазу, рушит чужие теоретические конструкции, объясняющие что-либо, но своего ничего не предлагает или предлагает совершенно абсурдные альтернативы. Таким молодым людям лишь бы авторитетную и более осведомленную личность посрамить, чтобы таким образом самоутвердиться, свой ум показать, который научился рушить, но не строить. И это вместо того, чтобы учиться у тех, кто видел, знает и понимает больше, даже если эти учителя в чем-то и ошибаются. А кто не ошибается, кто все знает? Да нет таких. Но надо же уважать тех, кто не один день и не один год над чем-то думал, работал, что-то изучал, познавал, чтобы потом какую-то версию, идею выдать. Это же немалый труд, за который не всякий готов взяться.
Почему бы не учиться у каждого человека тому, чему можно научиться, чему он способен научить, а что кажется нелогичным, неправильным в его видении вещей, просто проигнорировать? Не нравится остальное – дорисовывай свою картину мира или в другом месте, или сам. Но будь любезен, прояви уважение к тому, кто хоть что-то своим умственным трудом позволил тебе нарисовать в своей голове, хоть на что-то тебе глаза открыл, расширив таким образом твое сознание, поскольку стал для тебя тем самым плечом, стоя на котором можно видеть дальше и больше. Иначе с тобой просто не захотят больше общаться, учить тебя чему-то и в чем-то тебе помогать. Потому что ты – неблагодарный. Ведь уважение – это не просто слово, это готовность ценить труд, время, силы человека. А иначе, зачем наполнять стакан, из которого и так уже льется, зачем тратить себя на того, кто не ценит твой труд, твои силы и твое время, а вместо этого хочет покрасоваться на твоем фоне. Если есть более благодарные и послушные ученики, готовые впитывать новое, пусть и не идеальное по своей конструкции, но зато помогающее знать и понимать больше, то лучше заниматься ими.
Так что, ломать – не строить. Критиковать легко, находить недочеты в чужой работе можно постоянно, если этому себя посвящать, а вот формировать, создавать, творить знания – сложно. Но когда гордыня тобой владеет целиком и полностью, ты будешь именно ломать, будешь топтать бисер, лишь бы покрасоваться. Достоин ли ты в таком случае того, чтобы тебе помогали двигаться к большей осознанности?
А лень не позволяет мне вообще что-то новое узнавать, даже если это важно. А зачем? Даже этим вопросом человеку может быть лень задаться. Лучше довольствоваться тем, что уже знаешь. Вроде этого хватает. Сознание там какое-то расширять, да ну ее. И все новое, что тебе иногда преподносят через комфортные для тебя источники информации, когда даже и искать ничего не нужно, все вот, на виду, легче принимать на веру, чем критически обдумывать. Ну не станут же люди меня обманывать, правильно? Им же это совсем не нужно, не выгодно, они же добрые, они же для меня стараются, такого особенного и ценного.
В итоге, к примеру, кто-то говорит мне, что он хорошие деньги зарабатывает, работая всего два часа в день. Тогда как я пашу по восемь-десять и зарабатываю в несколько раз меньше. Но я не спрошу, как человек это делает, мне же лень. А потому и не интересно. Но жить я лучше хочу. Но не спрошу о том, как можно еще заработать, я же ленивый и потому не любопытный. Да еще и гордыня может мешать. Ведь это что же получается, ты умнее меня!? Нет, я останусь при своем мнении и при своей жизни, даже если хочется жить лучше.
И упрямство тоже так себя проявляет, заставляя держаться за якобы свое мнение. Оно из-за чувства ущербности возникает. Человеку важно чувствовать себя правым, а не правду знать. Он не хочет новое что-то для себя открыть, ибо оно не согласуется с его знаниями, поэтому он даже не слушает тех, кто ему что-то говорит, что отличается от его мнения. Эго человека вынуждает его быть упрямым до последнего вздоха. Особенно поражают люди, которые судят о чем-то исключительно на основании своего собственного жизненного опыта. Такие люди видели кусочек жизни, уловили какие-то закономерности в ней и думают, что у всех все также происходит. Они уверены, что все в таких же ситуациях поступают также, как они или известные им люди, что у всех такие же результаты на выходе, как у них. И с этими линейками они потом ходят и рассуждают о вещах, оценивают их, о которых толком ничего и не знают. Но думают, что знают. И хоть ты тресни, не станут они допускать мысли о том, что в точно такой же ситуации, как у них, у других людей все может складываться совсем по-другому. Из-за этого могут возникать конфликты, недопонимание, враждебные настроения, которые потом выливаются во враждебные поступки, которые в свою очередь ведут к негативным для многих участников конфликта последствиям.
А ведь всего-то и надо, что допустить мысль о том, что твой опыт далеко не полный, чтобы с его помощью можно было объяснить все похожие ситуации. В чем проблема, признать, что знаешь не все?
Особенно не любят люди в возрасте признавать, что всю жизнь прожили с какими-то не полными или же ошибочными представлениями о чем-то. А таковые всегда есть. У нас они у всех есть, вот эти ошибки и неполные знания о чем-то, какой бы богатый жизненный опыт мы не имели. Но некоторым людям не нравится признавать это. Это же получается, что человек всю жизнь носил в себе что-то ложное, ошибочное? О нет, это тяжело принять. Но почему? В чем тут, собственно, проблема? Понимаете, такой человек может не понимать, почему он в этом видит проблему для себя. А ведь ее нет. Ты не есть те знания, которые в себе носишь, даже если ты их носишь всю жизнь и даже если ты их пропагандировал и защищал. Ты есть совсем другое. Ты сегодня одно знаешь о жизни, завтра другое узнаешь, потом еще что-то. И это дает тебе право отказаться от одного мнения о чем-то ради другого, более верного. Поэтому тебе, человек, тут не о чем беспокоиться. И чтобы это понять, надо познавать себя. Потому что у людей могут быть внутренние проблемы, в виде различных психологических травм, которые создали у них внутренние блоки, которые мешают воспринимать какую-то информацию. В том числе, информацию о собственной неосведомленности. Надо эти болезненные места лечить, чтобы человек мог двигаться к новым знаниям, а не держаться за старые, боясь их потерять.
Для того мы и расширяем свое сознание, в том числе внутрь себя, чтобы понять, что мы не есть те, кем нас сделали другие люди, наш жизненный опыт, мы не есть те знания, которыми нас напичкали и которые мы получили, благодаря нашему опыту. Все это лишь капля в море, жизнь намного сложнее, многообразнее и богаче, чем опыт даже миллионов людей, не говоря уже об одном человеке. Но если есть что-то, что мешает это принять, что-то болезненное внутри человека, это надо лечить, посредством все того же расширения сознания, только в определенном направлении. Ведь осознание чего-то, в том числе чего-то болезненного, что ограничивает восприятие человека – это само по себе хорошее лекарство. Когда все прекрасно понимаешь, тебя это уже не беспокоит и не ограничивает.
Так что, чтобы расширять свое сознание, надо быть открытым новым знаниям, новым идеям, а не искать то, что согласуется с тем, что ты уже знаешь, лишь бы находиться в зоне комфорта. Если тебя окружают люди, которые поют тебе то, что ты хочешь слушать, что тебе приятно слышать, твое сознание расширяться не будет. Оно еще и сузиться может, потому что по мере твоего привыкания к меду в ушах, тебе все больше будет хотеться слышать только самое-самое лучшее, ты все больше «лишнего» начнешь отметать. А чтобы сознание расширялось, должны быть люди, которые что-то новое тебе будут показывать и рассказывать, независимо от того, нравится тебе это или нет. Ключевое слово, именно «новое»! Даже если оно выглядит бредово, абсурдно, нелогично, дико, главное, чтобы оно было. Только так новые нейронные связи будут возникать, дополняя собой существующие. Только так угол твоего зрения на что-то начнет смещаться, открывая тебе новый ракурс и позволяя тебе видеть больше.
Вот так происходит, может происходить расширение сознания. Сложно это или нет, важно или неважно, думаю, решить для себя не сложно. Я могу сказать, что это непростой процесс. Он и для меня непростой, и для тех, с кем я работал, работаю. Познание с помощью логики, рассуждений, анализа тяжело дается даже весьма умным, образованным людям. Часто мешает то, что человек уже знает, что вынуждает его идти по проторенной, а не по совершенно новой дороже, которая кажется опасной, ибо она незнакомая, некомфортной, так как ранее ты по ней не ходил, бессмысленной, так как не знаешь, куда она приведет. Хочется быть в знакомой среде, тем более что ты же так много о ней знаешь. И это не говоря уже об остальных, приведенных мною тут факторах, тормозящих сознание в его попытке расшириться. Поэтому человеку трудно стать, даже в меру разумным, хоть такими нас и принято считать. По уму мы поступаем не так часто, как хотелось бы. И как надо бы, чтобы мир не выглядел безумным.
Ключевой момент, определяющий нашу готовность к расширению сознания – это желание узнавать новое. Вот когда оно есть и человек этим занимается, а не только в своей бочке варится, в знакомом бульоне, то это самое разумное, что он может делать в своей жизни. Поскольку в таком случае он понимает главное – сколько бы ты всего не знал, не знаешь ты еще больше. И это большее надо узнавать – всю жизнь! При этом, определив для себя, что тебе важнее узнавать в первую очередь.