Всякий раз, когда ум может сформулировать истину, он празднует маленькую победу.
Джордж Сантаяна
Есть такая важная в жизни вещь, как знания. Они сами по себе очень ценны, если это качественные и уместные знания. Но сами по себе никакие знания не будут приносить человеку пользу, если человек не умеет их правильно воспринимать, хорошо усваивать, обрабатывать потом с помощью мышления, комбинировать ими и в нужное время нужным образом их использовать. Поэтому такое известное высказывание, что знания – это сила, оно не совсем точно передает важную жизненную истину. Да, знания – это сила, великая сила. Но она сама по себе не работает, если ее не понимать принцип ее работы и не стремиться ее развить. И если не уметь ею пользоваться. А чтобы все это уметь делать, необходимо разбираться в такой области психологии, как психология знаний. Вот в этой статье мы об этой области с вами поговорим. Чтобы вы знали, как работать со знаниями и как их использовать.
Психология знаний – определение
Психология знаний – это область психологии, сосредоточенная на том, как люди воспринимают, обрабатывают и используют знания. Эта дисциплина исследует не только механизмы усвоения информации, но и влияние знаний на поведение, эмоции и взаимодействие с окружающим миром. Таким образом, все, что знания делают с человеком и что человек делает со знаниями, это все изучается и объясняется психологией знаний.
Теоретические основы
Психология знаний включает в себя несколько ключевых концепций и направлений, которые определяют суть ее работы. Одним из них является когнитивная психология, лично мною очень уважаемая методика, которая изучает внутренние процессы мышления, восприятия и памяти. Многие когнитивные психологи утверждают, что знание формируется через активные процессы обработки информации, а не просто через пассивное восприятие. Я с этим соглашусь во многом, но не полностью. Поскольку считаю, что пассивное восприятие неплохо набивает информацией наше подсознание, где эта информация потом обрабатывается неизвестным образом и может обрести устойчивую форму, то есть, знаниями стать, которые потом будут влиять на сознательные мысли и умозаключения через чувства, через догадки, озарения, через то, что называют интуицией.
А так, да, более очевидным для нас является все то, что на уровне сознания происходит со знаниями, когда мы волевыми усилиями заставляем себя работать с новыми знаниями, обдумываем их, запоминаем, применяем. Старые знания поднимаем, когда нам это нужно. Все это активная, сознательная работа со знаниями. Видимые, понятные когнитивные процессы, так это можно назвать. И при этом каждый человек создает уникальные ментальные модели мира на основе своего опыта и знаний. Уникальные потому, что повторить максимально точно какой-либо опыт, дополнить его абсолютно одинаковыми знаниями, ну просто невозможно. Поэтому все мы в чем-то, да различаемся, касательно того, как видим этот мир. У всех у нас в чем-то да разный взгляд на него. Вот это всегда надо помнить. Чтобы, желая понять кого-то, не думать, что он все видит и понимает также, как вы.
Другим важным направлением является конструктивизм, который подчеркивает активную роль обучающегося в процессе получения знаний. Чем активнее ученик, чем он лучше мотивирован что-то узнать, тем эффективнее будет процесс обучения. Согласно этой теории, знания не просто передаются от учителя к ученику, они строятся в результате взаимодействия с окружающей средой и другими людьми. То есть, чтобы стать устойчивыми, полноценными, знания должны подкрепляться условиями, в которых они получаются человеком и его активной работой для их усвоения. Этот подход акцентирует внимание на значении контекста и социального взаимодействия в процессе обучения. Обсуждение знаний с другими людьми, изложение их своими словами, адаптация их для своей жизни – вот что должен делать ученик, чтобы чему-то качественно научиться.
В образовании конструктивизм представляет собой подход, согласно которому познание рассматривается как активный процесс конструирования знаний, а не просто слепое перенятие информации, без всякого ее критического осмысления, без ее обдумывания, может даже очищения от чего-то лишнего, что не подтверждается опытом учащихся. Таким образом учащиеся не просто усваивают информацию, а создают свои собственные знания на основе уже имеющегося опыта и информации.
Основные принципы
1. Активное обучение: Ученики участвуют в процессе обучения, что требует их мотивации. Тут знаете какой принцип хорошо работает? Если хочешь чему-то научиться очень хорошо – попробуй научить этому кого-то другого. Надо будет не просто знания получить, их надо будет как следует обдумать, как-то проверить, с чем-то соотнеся, в чем-то додумать, от чего-то очистить и затем еще и переформулировать их таким образом, чтобы кому-то их передавая, добиться их понимания. Представляете, какая это серьезная, глубокая работа со знаниями? Вот поэтому они и усвоятся очень хорошо.
2. Конструирование знаний: Новая информация интегрируется с уже существующими знаниями, формируя уникальные связи. Все, что узнаешь нового, надо как-то связать с уже имеющимися знаниями, чтобы дополнить новыми знаниями свою картину мира, сделать ее гармоничной, а не просто держать в голове кусок информации, который не согласуется ни с чем тебе ранее известным. Надо согласовывать, надо связывать все со всем, чтобы система была в голове, надо, если потребуется, искать дополнительные знания, которые помогут связать уже известное с чем-то новым.
Еще важно, в каких условиях мы получаем какие-то знания. Условия будут определять нашу заинтересованность в них. Например, можно сказать, что некоторые знания будут важнее, если их получение сопровождалось какими-то эмоциональными событиями, даже стрессовыми условиями. А еще люди, которые эти знания передавали, которые тем или иным образом, например, своим примером или авторитетом усиливали их значение для нас, доказывали их истинность, тоже способствуют их усвоению.
Методы исследования
Исследования в области психологии знаний используют разнообразные методы, чтобы открыть, что называется, устойчивые истины в этой области. Экспериментальные методы позволяют изучать, как различные факторы влияют на усвоение информации. Когда есть возможность проводить эксперименты, конечно, можно много разных закономерностей выявить. И тут всегда будет что изучать. Экспериментируй и экспериментируй, ведь спроектировать можно миллионы условий. Например, эксперименты могут показать, как различные стили обучения [визуальный, аудиальный или кинестетический] влияют на запоминание и понимание материала. Знания можно подавать под разным, так сказать, соусом и смотреть, кому и насколько хорошо они заходят, насколько качественно усваиваются.
Сейчас вот мы живем в такое время, когда интернет людьми активно используется для получений различной информации, в нем всякие интерактивные методы обучения применяются, ранее не использовавшиеся. Поэтому мы можем смотреть на, по сути, проходящий на наших глазах эксперимент, хоть на своем опыте, хоть на чьем-то чужом делая выводы, насколько интернет эффективнее нас учит, чем привычные учебные заведения, чем учителя, книги.
Тот же искусственный интеллект может здорово помогать в получении новых знаний. С ним можно общаться, он быстро находит нужную информацию, может ее объяснить, факты излагает очень точно. Как это скажется на получении людьми знаний? Пока до конца не ясно. Но по моему мнению, очень даже положительно. ИИ вот только объясняет не всегда хорошо что-то, не может подстроиться под психику людей, слишком уж он формальный что ли, не живой, поэтому людям друг друга учить еще какое-то время придется. А потом, не исключено, что только ии и будет этим заниматься.
Еще используются такие качественные методы исследования способов передачи информации, знаний, как интервью и наблюдение, которые помогают исследователям понять, как люди применяют свои знания в реальных ситуациях, уже после того, как они их получили. А то узнать ты может и узнаешь многое, освоишь многое, запомнишь, но что ты потом с этим будешь делать, это тоже имеет значение. Кто-то применяет знания очень активно и разнообразно, кто-то пользуется ими от случая к случаю, а кто-то не пользуется ими вообще, хотя хорошо ими владеет, все помнит, все понимает. Поэтому все эти методы позволяют глубже понять индивидуальные различия в восприятии и использовании знаний. Все это нужно для повышения качества обучения, чтобы люди могли быстрее, эффективнее учиться и активнее применять в жизни все или многое из того, чему они научились.
Практическое применение
Психология знаний имеет множество практических приложений, поэтому часто востребовано в образовательной сфере. В образовании она помогает разработать более эффективные методы преподавания и обучения, чтобы, к примеру, обучить учеников нужным навыкам за меньшее время, чтобы найти способы обучить людей новым навыкам, даже если они уже в солидном возрасте находятся. Понимание того, как студенты воспринимают и обрабатывают информацию, позволяет создавать учебные программы, которые лучше соответствуют их потребностям. Тут всегда будет что менять. По мере того, как меняется мир, появляются новые профессии, отмирают старые, людям нужно уметь получать новые знания, обретать новые навыки, чтобы идти в ногу со временем.
В бизнесе психология знаний применяется для повышения эффективности работы команд. Одного человека научить непросто что-то делать очень хорошо, а целую команду подготовить к слаженной и продуктивной работе еще сложнее. Знание о том, как сотрудники обмениваются информацией и учатся друг у друга, как они друг другу помогают, что их к этому мотивирует, может помочь в создании более продуктивной рабочей среды. Люди могут передавать друг другу знания по мере необходимости и тем самым улучшать, как работу друг друга, так и работу всей команды. Психология знаний тут также включает в себя разработку тренингов и программ повышения квалификации. В условиях современного бизнеса это постоянно требуется.
Кроме того, психология знаний играет важную роль в области технологий. Благодаря ей эти технологии адаптируются под конкретные задачи людей. С развитием информационных технологий и интернета возникает необходимость понимать, как люди взаимодействуют с цифровыми ресурсами, что помогает им активно их использовать, а что препятствует этому. Исследования показывают, что дизайн интерфейсов и доступность информации могут значительно повлиять на то, насколько эффективно люди могут использовать знания. Например, минималистичный стиль привлекает серьезных и вдумчивых людей. Тогда так людям, которые привыкли преимущественно через эмоции воспринимать знания больше нравится яркий, насыщенный дизайн, с большим количеством графической информации.
Интересные факты и наблюдения
Расскажу о нескольких интересных фактах и наблюдениях, о которых я узнал и которые познал с помощью своего опыта, касающиеся психологии знаний. Они могут помочь вам сформировать свою программу образование или самообразования, усовершенствовать методики по обретение и укреплению к голове новых знаний. Ну и просто полезно знать работу мозга, работу ума, в частности, его работу с информацией. Чтобы использовать это в своем развитии.
1. Избирательное внимание
Наш мозг не может одновременно сосредоточиться на нескольких задачах. Поэтому если пытаться его распылить на несколько дел, несколькими раздражителями его отвлекать, обязательно он начнет в чем-то ошибаться. Например, многие люди уменьшают громкость музыки, когда им нужно припарковаться, что разумно. Это связано с тем, что при наличии нескольких стимулов мозг выбирает, на чем сосредоточиться. И надо понимать, что он может и ошибаться. Выберет не то, что важнее, а, например, то, что лучше на себя внимание обращает или что легче, приятнее. Поэтому при том же обучении важно находить в себе силы воли, чтобы сосредотачиваться на том, что важно, на тех же знаниях получаемых, убрав, отключив все остальные раздражители.
2. Объявление целей
Исследования показывают, что если вы делитесь своими целями с другими, это может снизить вашу мотивацию их достигать. Словно сила намерений нас в таких случаях покидает. Когда мы озвучиваем свои намерения, наш мозг воспринимает это как частичное достижение цели, якобы уже все сделано, что может привести к снижению усилий для ее выполнения. Так что, это как шкуру не убитого медведя делить. Лучше уж не болтать много о том, что мы хотим сделать, а просто делать. И когда результат будет достигнут, уже признать его и объявить о нем.
3. Влияние музыки на восприятие
Музыка в вашем плейлисте может значительно влиять на ваше настроение и когнитивные функции. Быстрая и оптимистичная музыка может повысить уровень энергии и мотивации, в то время как медленная музыка способствует расслаблению. Есть также злая музыка, повышающая агрессию, есть музыка меланхоличная, которая вызывает грусть, есть музыка, которую можно к чувству любви отнести. Для меня, например, это некоторые шедевры классической музыки. Соответственно, в зависимости от целей человека он может подобрать себе соответствующую музыку, чтобы она поддерживала в нем нужный настрой. Например, для меня мотивирующая музыка – это музыка радостная, веселая, энергичная. Но, это важно, это именно такая музыка, которая для меня является веселой, энергичной, радостной. Что-то с детства мне нравится, что-то я полюбил в течении жизни, но это моя собственная, так сказать, коллекция предпочтений. Точно могу сказать, что это не универсальная музыка. По отзывам других людей она их может вообще не мотивировать, а меня вот мотивирует. Так что тут надо эксперименты над собой проводить, наблюдать за собой и выписывать для себя, какая музыка лично вам подходит для тех или иных целей.
4. Эффект Рингельмана
Этот эффект показывает, что производительность индивидуумов в группе снижается по мере увеличения числа участников. Люди как правило прилагают меньше усилий, работая в группе, по сравнению с тем, когда они одни. Признаться, этот эффект я своим опытом подтвердить могу лишь отчасти. Видел такие закономерности, о которых он говорит. Но также по моим наблюдениям некоторые люди, наоборот, и учатся, и работают, и тренируются, если речь идет о спорте, эффективнее, если делают это в группе. В том числе и тогда, когда есть некая атмосфера соревновательности, конкуренции. Поэтому некоторые люди даже желают учиться или работать в группе, чтобы качественнее выполнять свою работу, чтобы быть более мотивированными. Но это то, что знаю и что иногда наблюдал, наблюдаю я. А так, вообще, вот есть такой эффект Рингельмана. Значит и такая закономерность чаще встречается, чем я ее видел.
5. Эмоциональное заражение
Общение с позитивными людьми может повысить уровень счастья и улучшить общее эмоциональное состояние, что в свою очередь улучшает восприятие информации, так как в счастливом состоянии люди охотнее стремятся к развитию. Это явление называется эмоциональным заражением – позитивные эмоции могут передаваться от одного человека к другому. Наоборот тоже бывает. Вот такая передачи эмоций, это не совсем передача знаний. Но косвенным образом она помогает настроиться на принятие какое-то информации, настроиться на учебу. Например, позитивно настроенные люди могут побуждать других людей чему-то вместе с ними или у них учиться. Потому что, когда видишь счастливого человека, тоже хочешь таким же стать, быть. И поэтому смотришь, чему у него или с ним можно научиться.
6. Влияние имени на восприятие
Имя человека может оказывать значительное влияние на то, как его воспринимают окружающие. Соответственно, и то, что он говорит и пишет. Люди часто делают предположения о характеристиках личности и его трудах на основе имени. Авторитетные личности пользуются особым интересом, потому что многие хотят быть лучшими, а для этого они должны учиться у лучших. Но тут не все так просто. Такие прямолинейные выводы делать нельзя. Есть еще такие вещи, как понимание того, о чем говорит и пишет человек и его близость к людям, в частности, к определенной социальной группе. Люди охотнее учатся у того, кто больше похож на них, потому что у них больше веры такому человеку, больше веры в то, что они смогут повторить его результат, ведь они такие же, как он. И также охотнее перенимаются понятные знания, а не какие-то там невероятно умные от гениев. Поэтому люди не читают и не слушать только тех, кто там, допустим, Нобелевскую премию получил или считается самым лучшим экспертом в какой-то области, очень умным считается. Хотя, конечно, к их знаниям прислушиваются часто, авторитет есть авторитет, он будет к себе особое внимание притягивать. Но и обычные люди, которые попроще, скажем так, которые активно о чем-то вещают, которые ближе к какой-то социальной группе, этой самой группой воспринимаются очень хорошо. Нередко даже лучше, чем какие-либо авторитеты. И чем понятнее изъясняется человек, тем сильнее желание его слушать, читать. Поэтому одного имени, как я считаю, недостаточно.
7. Сила ожиданий
Чем больше у нас ожиданий от чего-либо, тем выше вероятность разочарования. Нереалистичные ожидания могут привести к негативным эмоциям и неудовлетворенности. Ожидания формируют наши установки и предвосхищения относительно будущих событий. Это может влиять на то, как мы интерпретируем информацию, которую получаем. Например, если у человека есть сильные ожидания относительно положительного результата, он может игнорировать негативные аспекты ситуации или интерпретировать их в более благоприятном свете. Это связано с тем, что наши ожидания могут искажать восприятие реальности.
Также согласно теории ожиданий Виктора Врума, мотивация человека к достижению цели зависит от его представлений о том, что усилия приведут к желаемому результату. Если ожидания нереалистичны, это может привести к разочарованию и негативным эмоциям. Исследования показывают, что мотивационные ожидания являются важным фактором в формировании поведения и принятии решений. Вот мне часто в работе с людьми приходилось искать железные доказательства для них, которые бы помогли им настроиться на позитивную волну и перейти к каким-то действиям, иначе люди просто не хотели ничего принимать новое для них, что способно было им помочь. Они закрывались от любых знаний, которые не отвечали их ожиданиям. Поэтому людям нужно было поверить в знания, убедиться в их истинности и главное, поверить в то, что они сами смогут эти знания использовать, чтобы принять их.
8. Чтение как средство борьбы со стрессом
Чтение является эффективным способом справиться со стрессом и тревогой, что позволяет использовать его в успокоительных целях и заодно для развития умственных способностей. Исследования показывают, что чтение помогает быстрее расслабиться по сравнению с другими методами, такими как прогулки или прослушивание музыки. Хотя, конечно, многое зависит от того, что читаешь. Если читать то, что усиливает стрессовое состояние, страх усиливает, злобу, то только хуже станет. Надо выбирать такое чтиво, которое наоборот, отведет от раздражающих тем, в другую сторону мысль направит
Так что, чтение как средство борьбы со стрессом и тревогой обсуждается в ряде исследований и статей, подчеркивающих его положительное влияние на психоэмоциональное состояние. Чем не мотивация получать новые знания, даже когда считаешь, что и так многое знаешь. Вот только подумайте, что вы получите, если будете больше читать книг и статей:
— Эмоциональная устойчивость: Благодаря чтению вы сможете улучшить эмоциональную устойчивость и адаптивность мозга, снижая вероятность эмоциональных срывов, всяких там истерик, состояний бешенства, когда о мышлении и речи уже не идет, одни только эмоции присутствуют. Это связано с тем, что чтение активирует те же участки мозга, которые работают при реальном опыте, что может вызывать эмоциональные реакции и способствовать пониманию собственных эмоций. Вы как бы даете понять мозгу, что все под контролем, все дела делаются, проблемы решаются, поэтому нет необходимости бить тревогу, можно успокоиться.
— Снижение уровня стресса: Исследования показывают, что всего 20-30 минут чтения в день могут значительно снизить уровень кортизола – гормона стресса. А такое время себе может выделить любой человек. Уж полчаса почитать, какие-нибудь статьи в интернете, подобные этой, думаю, не такая уж и роскошь. А более глубокое погружение в книги позволяет, как временно, так и на очень долгое время отвлечься от повседневных забот и проблем, при этом не игнорируя их, а просто решая по мере возможностей. Такое отвлечение способствует снижению тревожности, а это помогает более конструктивно подходить к решению проблем и задач, без лишних эмоций.
— Развитие эмпатии: Чтение различных жанров, включая биографии и романы, может даже дневники людей, помогает развивать эмоциональный интеллект, улучшая способность понимать свои эмоции и эмоции других людей. Все-таки, когда активно познаешь чей-то внутренний мир с помощью чтения, это делает тебя более чутким, более внимательным к людям, более понимающим все то, что не сходится с твоими убеждениями и поступками. Что очень полезно для жизни, для эффективного взаимодействия с людьми. Это также может помочь в управлении стрессовыми ситуациями и повышении общего уровня счастья. Когда ты многое понимаешь, в данном случае, все то, что связано с поведением людей, с их чувствами, поступками, тебя меньше всего удивляет, ты не реагируешь негативно на то, что не сходится с твоим мнением, твоими желаниями. Ты понимаешь, что другие люди – они другие. У них своя точка зрения, сформировавшаяся по своим закономерностям. И ты это учитываешь. Поэтому особенно полезно читать книги и статьи по психологии.
— Психологическая терапия: Чтение также используется в рамках когнитивной терапии, где книги могут служить инструментом для управления эмоциями и снятия напряжения. Ну или статьи, все-таки они быстрее читаются, чем книги и более сжато передают знания. Это делает чтение не только способом развлечения, обучения, но и важным элементом психоэмоционального здоровья. Хорошей книгой, хорошей статьей порой можно вылечить такие душевные недуги, которые с психологом будешь решать долго. Но для этого, конечно, надо еще найти такую статью, такую книгу, которая такой эффект окажет. Для этого их надо перебирать и полагаться на свои ощущения от чтения.
9. Порядок из хаоса
Еще один факт, связанный с психологией знаний, который лично я для себя выделил особым образом – это способность нашего мозга из хаоса информации и хаоса мыслей формировать четкую и ясную структуру. Мозг создает систему из знаний, связывая и структурируя их нужным образом, даже если они сами по себе выглядят хаотично, в разнобой подаются человеку. Но для этого надо давать себе время на обдумывание полученных знаний. Это совсем не то же самое, что запоминать их, потом, когда надо воспроизводить. То есть, знания надо не просто сохранять в своей памяти, надо их переваривать своим мышлением, рисуя из них общую картину мира для себя. Не надо бояться «каши в голове», мозг с ней разберется. Это его работа. Но ему нужно время. И нужно внимание уделять своим знаниям, чтобы обдумывать их. Не получается обдумать, нет такой способности, потому что не привык человек это делать, не научили его что-то обдумывать, значит, ему надо с кем-то эти хаотичные знания обсудить, чтобы с чьей-то помощью все по своим местам расставить, создать нужную структуру и все со всем увязать.
Так разок обсудишь, разберешься, другой, третий, а потом и сам сможешь это делать. Мозг и должен этим заниматься, наводить порядок в голове и систему из разных знаний строить. Это его работа. И не нужно его от нее избавлять, потребляя только готовые знания, где уже все со всем увязано и все со всем связано. Надо доверять своему уму, нагружать его такой работой, чтобы он разбирался с тем, что в него поступило. Он должен наводить порядок в своих архивах и новой информации, конструировать наше мировоззрение из любых знаний, это важно для жизни. Потому что развитая способность ума так работать делает нас более открытыми к любым знаниям. Мы ничего не боимся, не правды неудобной, не откровенного вранья, когда знаем, что мозг, ум, разберется со всем.
10. Разнообразие знаний
Ну и последний важный факт из психологии знаний, о котором я расскажу, который важен на мой взгляд, касается важности и нужности разнообразия знаний. Вот я в нескольких своих книгах об этом писал, акцентируя внимание читателей на этом важном моменте и здесь скажу, что чем больше разных точек зрения на что-то вы будете иметь, тем лучше сможете это понять. До истины сможете докопаться, смотря на что-то с разных углов, с разных колоколен. Даже если какие-то точки зрения, какие-то мнения будут абсурдными, странными, неадекватными или просто неприятными, ничего страшного и ужасного в этом нет, они тоже нужны. Поэтому никогда ни от чего закрываться нельзя. Это себе же вредить. Себя же ограничивать, свое мировоззрение сужать. Зачем это нужно, ради какого такого душевного комфорта, ради какой такой простоты? Зачем нужен комфорт душевный, достигаемый за счет неведения? Зачем нужна простота, которая лишает понимания, ясности, осознанности?
Человек, который получает знания, он как следователь, который расследует дело – он должен всю возможную информацию собрать, чтобы потом уже из нее что-то слепить и понять, что случилось. Поэтому, допустим, ту же историю полезно учить по разным источникам. А если вам говорят, что какие-то источники лживые, поэтому надо вот только такой-то источник использовать, то скорее всего лживым будет именно он.
Люди сами решат, что считать истиной, им только предоставить разные данные нужно, разные факты, разные мнения, мысли. Люди, которые хотят разобраться, они разберутся. Найдут время и разберутся во всем многообразии мнений касательно чего-либо. Может они и ошибутся, сделают неверные выводы, но при этом они хотят бы сделают достаточно, чтобы докопаться до истины. Сами сделают, как и надо, чтобы чувствовать себя уверенно, а не просто поверят одним источникам и не поверят другим, а потом будут волосы на голове рвать из-за того, что позволили себя ввести в заблуждение. Вообще, когда будешь использовать те или иные знания в жизни, быстро увидишь, что больше похоже на правду, а что является скорее всего вымыслом или откровенной ложью.
Вот так, друзья, мои, дела у нас с такой психологией обстоят. Вот сколько всего интересного связано с психологией знаний. Полезное направление в психологии, без всяких оговорок и «но». Потому что такие знания для всего применимы, чем бы человек не занимался. Потому что везде мы имеем дело с какими-то знаниями. И надо уметь их находить, получать, оценивать, переваривать, применять, чтобы они работали на нас, хорошо работали. Психология знаний помогает этого добиться.