X

Психика человека

Мысли могут оказывать мощное воздействие на нашу жизнь и окружающую среду. Они способны влиять на нашу физиологию, поведение, здоровье и даже материю.
Вывод, сделанный из совокупности фактов о психике человека

В чем особенность работы с психикой человека? А в том, что она не всегда и не во всем поддается логическому пониманию, в ней нет постоянных, устойчивых и до конца понятных закономерностей. Психика человека способна удивлять нас своими неожиданными результатами, в виде идей, которые приходят в голову человека, решений, поступков. Психика – вещь сложная, хоть в целом и поддающаяся контролю. Вот как было бы просто, когда с человеком общаешься, работаешь, взять и показать ему, что есть что, объяснить, почему что-то такое, какое оно есть, привести рациональные аргументы, чтобы доказать свои слова и добиться того, чтобы человек все понял, уяснил, принял к исполнению и начал поступать правильно, в соответствии с полученными знаниями, согласно здравому смыслу. Но нет, человек – не машина, он не всегда по законам логики действует. Человек может так упереться в своих заблуждениях, что никакая логика и даже никакие страдания не изменят его точки зрения. А все потому, что влияние психики на сознание будет настолько велико, что именно она будет определять всю жизнь человека. Но что такое психика? И как с ней работать, как на нее влиять, как управлять ею? Разберемся.

Что такое психика

Дать определение психике тоже не так-то просто, как хотелось бы. Как можно объяснить то, что полностью не подпадает под логическое понимание, а потому и не может быть до конца понято логическим умом, с помощью которого мы привыкли все рационализировать, объяснять? Чтобы что-то объяснить, дав этому исчерпывающее определение, надо это полностью познать. А психика – это не до конца познанная вещь, а точнее, часть нашего ума, часть нашей нервной системы, если еще глубже на нее смотреть. Тем не менее, есть несколько популярных определение психики, давайте их рассмотрим.

1. Психика – это состояние сознания и мозговой деятельности человека, включая процессы мышления, эмоций, восприятия, внимания, памяти, воли и поведения.

2. Психика – это совокупность умственных процессов и функций, включая сознание, бессознательное и в частности, те бессознательные процессы, которые способны проявляться в мысли, эмоциях и поведении человека.

3. Психика – это сложный и многогранный механизм, который обрабатывает информацию, полученную из внешнего и внутреннего мира, и позволяет человеку определить свои потребности, желания и мотивы.

4. Психика – это отражение реальности в сознании и восприятие окружающего мира через призму собственных мыслей, чувств, представлений и опыта.

5. Психика – это комплексная система, которая включает в себя психологические процессы и связанные с ними поведенческие реакции, основанные на взаимодействии между мышлением, чувствами и действиями человека.

В общем-то, все эти определения подходят для понимания того, о чем идет речь. Почти об одном и том же они говорят. Какие-то определения более конкретные, какие-то менее. Но суть понятия, думаю, ясна всем. Ясна ведь? Лично я психикой называю бессознательные мысли человека, вернее, преимущественно бессознательные, которые формируют его внутреннюю картину мира, посредством которой он понимает мир внешний. Ну или, не столько даже понимает внешний мир, сколько определенным образом реагирует на него, руководствуясь преимущественно своими бессознательными мыслями. А уже потом на уровне логики объясняя то, что он видит и понимает.

То есть, психика – это совокупность сознательных мыслей, то есть таких, которые находятся в поле нашего внимания, на которых сосредоточена львиная доля наших умственных ресурсов и мыслей бессознательных, которые находятся как бы в тени, на заднем фоне или даже в глубине ума, мы их не осознаем, не отслеживаем, они сами по себе работают, ну, например, регулируя состояние нашего организма, то же сердцебиение, дыхание, пищеварение. Эти бессознательные мысли есть наши эмоции, чувства, они есть то, что мы иногда называем озарением. И при всем при этом, психика – это в значительной мере, именно вот такие, бессознательные мысли. То есть, преимущественно, это бессознательные мысли. Вот так я понимаю психику.

Теперь давайте поговорим о ее важных особенностях, которые встречаются в жизни.

Нелогичность психики

Психика нелогична. Вот если говорить о ее самой большой части – бессознательной, то она явно живет, работает, существует по другим законам. Нет в ней той связи, которую дает логика. Ее структура выходит за пределы известного нам здравого смысла, за пределы логических расчетов. Это видно по тем же снам, когда мы во сне часто наблюдаем в чем-то нелогичные сценарии, в которых человек может быть сначала в одном месте, потом непонятным образом очутиться в другом, его окружение может спонтанно меняться, сам он может обладать необычными способностями, к примеру, летать. Во сне это все кажется нормальным, мы не обращаем на это внимание, меняются образы, меняется ход вещей, непонятным для логического ума образом, а мы не беспокоимся на этот счет. А когда проснемся, начинаем вспоминать свой сон и нередко видим, что это был какой-то бред, с точки зрения здравого смысла. Пусть не во всем, но во многом, сон был каким-то нелогичным, некоторые вещи в нем трудно объяснить. Правда, наш сознательный ум потом пытается нарисовать логичную картину, но она все равно в своем первоначальном виде нелогична. Вот такая у нас психика – не постижимая логикой.

И ведь нельзя сказать, что это что-то ненормальное, что нелогичность нашей психики – это неправильно. Просто это что-то нами не познанное, а возможно, и не познаваемое вообще, по крайней мере нашим разумом, нашим сознательным умом. Возможно, психика требует к себе какого-то особого подхода, чтобы ее можно было изучить достаточно хорошо. Возможно, человек должен быть безумцем, сумасшедшим, чтобы изучать бессознательную часть ума на том уровне, на котором она изучается.

Но, это не так важно для нашей жизни. Это работа для ученых, исследователей, пусть ковыряются в человеческом уме, им за это платят. Мы же потом пожнем плоды их открытий. Для нас сейчас важно другое. Нам важно понимать, что нелогичность наших рассуждений, идей, поступков, которые становятся следствием проявления психики – ее во многом бессознательной части – это не всегда плохо, а порой это что-то гениальное, какое-то озарение, какой-то инсайт. Поэтому не стоит этого бояться. Психика плоха тем, что трудно контролируема и то не полностью. Но тот богатый набор мыслей, который она имеет и те процессы, которые в ней протекают, могут оказаться весьма полезны для нас. Собственно, та же интуиция – это ведь тоже продукт бессознательной части ума, то есть, психики. И люди часто на нее полагаются вместо того, чтобы использовать расчеты, логические расклады, дабы быть уверенными, что принимают правильное решение. Но главное, интуиция не подводит тех, кто умеет ее слышать. Самовнушения, это тоже работа психики. Тот же эффект плацебо – пример полезной работы подсознания. И мало ли, что еще может человек себе внушить и к чему это приведет. Психика может из мышки сделать льва, когда никакая логика этого не даст, так как по всем раскладам такого получится не может, слабохарактерный человек не способен на сильные поступки. Но правильная работа с психикой может это исправить.

Поэтому, логику мы хорошо понимаем, мы ее изучили. Планировать, рассчитывать, просчитывать мы умеем. Сознательная часть ума людьми исследована более или менее хорошо, поэтому мы неплохо понимаем механизм ее работы. И этот принцип работы нами реализован в тех же компьютерах, в искусственном интеллекте, в том, каким он сейчас является. И результат мы видим, он неплохой. А вот той темной стороне психики, бессознательной, нам бы не мешало больше уделять внимания, чтобы понимать, на что мы еще способны и как еще может работать интеллект, как работает наш мозг, что он способен выдавать. Следовательно, это позволит и структуру психики лучше изучить. И мы уже можем экспериментировать с нашим подсознанием, посредством всякий внушений, самовнушений, команд, призывающих решить какие-то задачи. Как я иногда говорю людям, которые не могут с какими-то задачами разобраться – станьте на время безумцами, то есть, перестаньте мыслить по правилам, перестаньте критически оценивать свои мысли и поступки, дайте уму волю, дайте мыслям разыграться, позвольте фантазии выдвинуть любые, даже самые безумные идеи, чтобы что-то придумать, чтобы что-то решить. Это может здорово помочь. Дав свободу подсознанию, перестав его контролировать с помощью сознания, давая оценку собственным мыслям, можно отличные идеи найти, хорошие, а то и гениальные решения придумать.

Тут нужно понимать, что та расчетливая, логическая часть ума – это лишь одна из возможностей мозга, достаточно хорошая, эффективная, но не единственно полезная. Ведь что такое логика – это работа с информацией, с мыслями, которые эту информацию составляют и обрабатывают, по определенным правилам. И также, это обработка известной нам информации с помощью известной нам информации. То есть, что человек знает, тем и жонглирует, мысля логически. Но откуда нам знать, что правила логики применимы ко всем ситуациям и что они достаточно правильные, то есть, исчерпывающе правильные, чтобы мы все задачи могли с ее помощью решить, все явления объяснить? Этого инструмента может быть недостаточно, особенно в тех случаях, когда логика не позволяет понять что-то безумное. И уж тем более, как мы можем быть уверены, что обрабатываем таким образом, то есть, с помощью логики, правильные входные данные в виде той или иной информации, которая должна быть истинной и исчерпывающей, чтобы размышления о ней приводили к максимально полезным заключениям. Не можем мы быть уверены полностью, ни в том, ни в другом. По нескольким причинам. В том числе по причине того, что мы знаем, что наш ум – это далеко не только логика. И во многом не только логика. Поэтому, наша психика – это больше невидимая нами сторона мышления, недели видимая сознательная.

На примере работы психолога с людьми мы с вами сейчас увидим, насколько важно учитывать не сознательную логичную информацию, при решении тех или иных психологических проблем, а ту самую, темную, бессознательную, воспринимаемую, переживаемую и проявляющуюся в основном в виде чувств, а также в виде каки-то озарений, инсайтов.

Работа с людьми

Если бы люди руководствовали и подчинялись только сознательной части своего ума, только по законам логики мыслили и действовали, тогда они были бы похожи на компьютеры, которые можно программировать, перепрограммировать, стирать на них ненужную информацию, записывать новую и получать ее потом в виде отклика в истинном, не искаженном виде, и что особенно важно – с высокой точностью можно было бы предсказывать все решения и поступки людей. Но человек устроен сложнее. Логику он не всегда воспринимает и не всегда ею пользуется в своих делах. И пусть часто это считается чем-то не умным и даже безумным, все же иногда нелогичность себя с лихвой оправдывает. Именно выходя за пределы так называемого здравого смысла, люди часто совершают выдающиеся открытия и находит совершенно новые гениальные идеи. Да и вообще, я считаю, что логика может быть обманчива, ею можно запудрить мозги, манипулируя ложными данными, тогда как бессознательная, во многом таинственная часть ума способна, что называется, распознать душок в том или ином деле, каким бы логичным оно не выглядело. Ибо логичность – необязательно есть истинность.

Так вот, как работать с людьми, зная, что они могут быть совершенно нелогичны в своих рассуждениях, могут придерживаться ложных или же просто иных убеждений, в которые искренне верят и от которых не могут отказаться из-за своего эго, которое не допускает того, что человек может ошибаться, веря в то, во что он верит, или же из-за лени, когда просто не хочется отказываться от якобы своих представлений о чем-либо, с которыми долгое время жил? А для этого надо направить ход мыслей человека в комфортное для него направление. Обычно, это будущее. Его еще нет, поэтому о нем легче разговаривать, с ним легче играть, оно гибкое и вариативное, каким хочешь, таким и можешь его видеть. Поэтому, о нем с человеком разговаривать проще, чем о прошлом или настоящем.

Если направить мысли человека в прошлое, как это часто делается в психоанализе, когда надо изучать и даже открывать историю его проблемы, чтобы найти то место или те места, на которых задержались мысли человека, не дающие ему покоя, то в некоторых случаях люди не захотят в это прошлое идти, не захотят его правильным образом интерпретировать, потому что, они тогда поступили глупо, плохо, совершили злой поступок и настоящее – это плоды, которые они справедливо пожинают. Им не хочется осознавать эту болезненную для них связь, не хочется видеть себя в дурном свете, прочие болезненные для них ситуации им не хочется переживать, хоть это и способно помочь им избавиться от душевных переживаний. Людям не хочется обсуждать истинное прошлое, поэтому, они могут или отказаться это делать или будут обманывать, как специалиста, так и самих себя. Их эго нарисует им полностью ложную или же частично искаженную, выборочную картину прошлого, которую они и будут передавать другим. От реального же прошлого, им невыносимо больно. От той его части, которая создает им проблему в настоящем.

Поэтому, многие неприятные моменты из прошлого находятся у людей под большим замком, их избирательная память заботливо освобождает сознание людей от таких воспоминаний, позволяя вспоминать только то, что приятно вспомнить, а значит и безопасно. Поэтому раскопать некоторые проблемы бывает непросто, не говоря уже о том, чтобы осмыслить или же переосмыслить какие-то болезненные события, которые эти проблемы вызвали. Тут есть своя логика, не привычная для нас, примитивная, суть которой в том, чтобы сохранить человеку жизнь, дабы он не навредил себе из-за сильных негативных переживаний. Тут мы, как страусы, сующие голову в песок – защищаемся от болезненных воспоминаний посредством их игнорирования, чтобы таким образом избавиться от душевной боли. Эго защищает личность человека, позволяя ему ценить себя всегда, в любых ситуациях, считать свою жизнь ценной, каким бы мерзким, подлым, слабым, глупым не был человек, какие бы ошибки он не совершил, какой бы ущерб не понес. Это часть работы инстинкта самосохранения – несмотря ни на что, видеть себя таким, каким следует себя видеть, чтобы ценить себя и продолжать жить. А привычная логика, призывающая нас смотреть правде в глаза и что-то с ней делать, в таких случаях не работает. Только вот, когда что-то плохое случилось в жизни человека, оно же совсем не уйдет из головы. Оно будет всплывать, но в виде несознаваемых переживаний. Чтобы человек имел возможность при желании и необходимости вспомнить прошлый опыт, когда это потребуется и с его помощью справиться с аналогичной ситуацией в настоящем. Вот так это примерно устроено.

С настоящим, с условным настоящим, с тем настоящим, которое мы считается таковым – текущую секунду, текущий день и прочее, тоже не все просто. Оно может быть отвратительным во многом, таким, что человек не живет, а мучается. Но и этого признать человек не всегда хочется, он не хочет видеть проблем, не хочет видеть своих и чужих ошибок, которые даже в настоящий момент совершаются, не хочет отказываться от того, во что давно верит, не хочет замечать всего того, что требует серьезного вмешательства, он бежит от проблем, боли, страха, прячется от всего, что вызывает дискомфорт, хотя все эти вещи все равно на него влияют. С точки зрения здравого смысла, логического мышления, этим бы надо заняться, но нет. Психика отвергает неприятную, тяжелую правду о настоящем времени, она отвергает правду о том, в чем человек участвует, частью чего является. И поэтому человек отвергает истинную картину мира, не совпадающую с картиной мира, в котором он хотел бы жить. Поэтому он интеллектуально слеп, глух и нем, потому что не может сказать того, что должен, хотя бы просто сказать. И если с ним начать говорить о неприятном настоящем, о его поступках, он от этого захочет убежать.

Вот и остается, что направлять мысли людей, не желающих поднимать в памяти тяжелое для них прошлое, все или какие-то отдельные его моменты, а также трезво смотреть на настоящее, признавая в нем то, что есть, в будущее, чтобы таким образом человек смог ослабить негатив прошлого и тяжесть настоящего, а главное, мысленно настроиться на перспективную, позитивную, созидательную волну. Так можно переосмыслить и болезненное прошлое, поняв, что если бы не оно, не было бы у человека таких прекрасных перспектив, как сейчас. Принять неприятное или тяжелое настоящее, тоже можно, поняв, что оно лишь часть пути к чему-то очень хорошему, что ждет человека впереди. Собственно, религия такую терапию и проводит с людьми, обещая им красивую загробную жизнь и люди, получив спасительную надежду и веру в счастье, выживают в тяжелом настоящем и смиряются с неприятным прошлым. Если не хочется менять психику, меняя внутреннюю картину мира, ту ее часть, что уже сформировалась, эту картину можно нужным образом дорисовать.

Поэтому, главное, чего можно добиться, направляя мысли человека в будущее – это на действия нужные его настроить. Путь твое прошлое тебя чем-то беспокоит, и ты не хочешь это что-то разбирать, не страшно. Пусть в настоящем что-то не очень хорошо складывается, например, из-за страха и невежества ты на стороне зла находишься, потворствуешь ему, поддерживаешь его, но не признаешь этого, пусть так. Но мы можем сейчас начать рисовать картину твоего будущего, мы можем твою психику менять не путем изменения ее существующей структуры, а путем ее дополнения новыми мыслительными конструкциями, новым опытом, когда старое остается, но новое добавляется и перекрывает собой старое. Новые идеи, новые мысли, новые цели, новые дела, они автоматические заместят все старое, неактуальное, болезненное, проблемное, тяжелое для принятия и осмысления, которое просто забудется под натиском нового опыта, новых знаний. Что бы не было раньше и что бы не происходило сейчас – делай такие-то вещи, стремись к таким-то целям, принимай такие-то установки, не идущие вразрез со старыми, а лишь дополняющие их и все будет прекрасно.

И будет просто чудом то, если человек с мыслями о лучшем будущем начнет делать то, что нужно, чтобы это будущее пришло. Когда будущее обещает быть прекрасным, тогда, любое прошлое и любое настоящее, станут фундаментом этого будущего. Получается, полученный и получаемый опыт нужен и полезен, чтобы через него прийти к лучшему будущему. А избирательная память все равно отфильтрует все лишнее, а если будущее, став настоящим, окажется хорошим, как и планировалось, ничего плохого их прошлого и некогда настоящего, не будет всплывать. Ибо незачем. Когда у человека все хорошо или когда он думает, что все хорошо, полностью в этом уверен, дурные мысли из прошлого его не посещают. Если только не перекликаются с какими-то опасностями в настоящем. Ну, тут уже понятно, что память нам для того и нужна, чтобы не ходить по граблям.

Мысли о будущем – это отличное спасение для многих людей, у которых было болезненное прошлое и есть тяжелое, неприятное настоящее. Когда психолог не может прошлое человека вместе с ним раскопать и обсудить, потому что, человек этого не хочет и всеми силами этому сопротивляется, когда настоящее игнорируется во многих эпизодах, так как не хочется видеть его таким, какое оно есть, мы работаем с психикой человека, с помощью мыслей о будущем, а это очень гибкий инструмент. Сейчас ты, допустим, плохой, сделай то-то и то-то, и ты станешь хорошим. Не ломай построенное тобой в твоем внутреннем мире – построй новое, что будет затмевать собой старое. И тогда этим новым ты будешь жить. И чем лучше будет это новое, по многим критериям, тем более счастливым человеком будешь ты.

Беда только в том, что направить мысли человека в будущее не всегда получается. Если у человека плохо развито воображение, он просто не сможет себе представить картину будущего, у него не возникнет в голове нужных образов, особенно таких, которые он еще в своей жизни не видел, а фантазия не позволяет ему их сконструировать. Ну, например, некоторые люди не могут представить себя успешными в каких-то делах, в целом успешными по жизни людьми, потому что никогда такими не были и сконструировать нужный образ в голове у них не получается. Таким людям нужны ассоциации с наиболее яркими событиями, которые они переживали в жизни, положительными, разумеется. Все эти события собрать вместе, предварительно о них, конечно же, узнав у людей и слепить из них картину будущего для человека, которая ему окажется знакомой. Вот ты уже переживал такой успех, ты его еще раз переживешь, причем еще лучше, чем раньше. Ты вот такие-то достижения имел, они снова у тебя будут. Ты видел, как восхищаются люди кем-то, как они кого-то любят, вот и тебя также будут любить.

Нужную мозаику можно собрать, которая поможет человеку увидеть картину своего будущего и начать жить ею. А как долго, это уже зависит и от человека, от его веры, целеустремленности, способности управлять своими мыслями, и от специалиста, который, если потребуется, будем ему в этом помогать.

Хорошее и плохое

Поскольку психика – это во многом бессознательная, а потому и не всегда логичная часть ума, то представление о хорошем и плохом в голове человека также может противоречить тому, что мы привыкли считать здравым смыслом, логичным, разумным. Все зависит от того, какая часть нашей психики нами активно управляет большую часть время или в тот момент, когда мы принимаем какие-то решения – разумная или та, темная, бессознательная, которая в основном ею и является. Поэтому наши убеждения, желания, вполне могут является противоречивыми, взаимоисключающими, неполными и непоследовательными, когда одной рукой человек за мир и добро, а другой зло и насилие поддерживает и не видит в этом ничего ненормального. А таких случаев много. Поэтому, какой только жизнью люди не живут, считая ее нормальной. В тех же религиозных, да и не только религиозных сектах, люди могут жить по ужасным правилам и считать это нормой для себя. Потому что психика к такому мира адаптировалась и стала во многом с ним согласованной.

Хорошее для людей может быть иллюзорным, и они могут жить такими иллюзиями несмотря на то, что суровые законы реальности постоянно эти иллюзии отрицают, целиком или частично. Задумайтесь, почему все мошенники обещают людям какие-то нереальные, сказочные результаты в том или ином деле, чтобы их куда-то затащить? Людям предлагают легко и быстро заработать огромные деньги, девушкам рассказывают истории про Золушек, обещая им богатых и во всех смыслах самых лучших мужей, целители предлагают чудо-средства, которые вылечат от всех болезней быстро и безболезненно, и так далее. И люди в это верят, несмотря на абсурдность, с точки зрения логики, таких обещаний. Почему? В хорошее, в очень хорошее, люди верят охотно, потому что от одних только мыслей о хорошем люди пьянеют. Удовольствие, получаемое от красивых обещаний, затмевает рассудок. Люди, поверив в красивую сказку, мысленно уже оказываются в ней. Психика формируется согласно таким вот желаниям людей, согласно созданным образам в уме, когда представляет себе блаженство, и они начинают смотреть на мир другими глазами, словно хорошее уже происходит с ними.

Если людям настойчиво предлагать то, что им нравится, уверенно это делать, не выражая ни доли сомнения, что именно так и будет, как вы говорите, они поверят в это, несмотря на всю нелогичность и нелепость ваших слов. Внутренняя картина мира подстроится под желаемую реальность, и новая внутренняя реальность позволит людям видеть и объективную реальность такой же, какая она у них внутри. По крайней мере до тех пор, пока что-то не разрушит их иллюзии. А разрушить их бывает не просто. Поэтому опытные мошенники никогда не признаются в обмане и продолжают гнуть свою линию несмотря ни на какие неудачи своего обмана. Они оправдывают любыми способами любой свой обман, чтобы помогать человеку оставаться в своих иллюзиях, это поможет им и дальше наслаждаться верой в хорошее, хоть и она и пошатнется, но главное, им не придется признаваться себе в собственной наивности и заблуждениях, ибо это очень болезненно для эго. Проще продолжать верить в бред, чем прекратить его, признавшись себе в том, что тебя водили за нос, потому что ты это позволил. Внутренняя картина обманываемого мошенником долго не рухнет, если мошенник будет поддерживать ее своей ложью, что бы там не происходило в реальности. Это говорит нам о том, что психика стремится к такому состоянию, при котором человеку будет удобно жить.

От приятных образов человек может получать огромное удовольствие. И когда он его получает, он перестает мыслить критически. Поэтому-то и имеет смысл льстить людям, обещать им много всего хорошего, искажать реальность в угоду им, чтобы понравиться этим людям, подмазаться к ним, симпатию к себе вызвать и что-то с этого получать. Вроде бы просто, а почему-то не все так делают. Потому что у многих проблемы с самомнением. Как можно лить мед в уши другим, если самому его не хватает. А ведь можно и себя в своих глазах рисовать таким, каким тебе приятно себя видеть, психика питается любой информацией, не только той, которая исходит из окружающей действительности из, так сказать, условно реального мира. Она мало того, что слова способна ценить также высоко, как события, так еще и избирательно может питаться информацией, предпочитая формироваться под воздействием удобных и приятных мыслей, нежели тех, которые разрушают все и вся. Инстинкт самосохранения вынуждает все тело стремиться к тому, что выглядит безопасным и приятным. И мысли, не исключение.

Поэтому, лучше обмануть человека и сделать ему хорошо, чем сказать правду и причинить вред. Некоторые говорят, что это опасно делать, суровая правда потом может раскрыться, все время от нее убегать или уберегать не получится и тогда она станет еще тяжелее, чем была изначально, так как человек к ней не готовился. Да, такое может быть. При условии, что человек к ней не подготовлен. Но, если все-таки определенная подготовка идет, то когда это произойдет, когда правда откроется человеку, тяжелая для него правда, то и сам человек будет другим, он будет сильнее, чтобы принять эту правду. Ведь он же не будет жить в одних только иллюзиях, если его в них намеренно не держать, негатив все равно будет пробиваться в любой внутренний мир любого человека и тем самым подвергать его необходимой стрессовой нагрузке для укрепления психологического иммунитета.

Поэтому, если сегодня какая-то правда способна убить человека, завтра, благодаря специальной или естественной подготовке, он может стать морально сильнее, чтобы с этой правдой справиться. Конечно, при специальной подготовке это происходит быстрее и лучше, когда человека планомерно и постоянно готовят к принятию плохих, болезненных, разрушительных для него вещей. И тогда, когда они произойдут, он уже не будет шокирован этими вещами, что-то примет, с чем-то начнет бороться, но не сломается, ни морально, ни физически. Естественными образом к этому прийти сложнее, нужно трудности разные пережить, не сломавшись при этом, уверенность свою победами повышать, что не всегда происходит в жизни некоторых людей. Тем не менее, в комфортном обмане можно очень долго жить и жить относительно счастливо.

Мне вот таким образом некоторым людям удается годами поддерживать интерес к жизни, веру в лучшее, удается делать их счастливыми, даже не столько обманывая их относительно той жизни, которой они живут, сколько акцентируя их внимание на тех моментах, тех вещах в их жизни, которые делают их счастливыми. А если бы не это формирование реальности посредством нужных мыслей, они бы скатились в депрессию и постоянно страдали бы, прежде всего от своих мыслей. А может быть, и что-то плохое с собой сделали.

А так, они активны, жизнерадостны и строят свою жизнь согласно своим желаниям, мы вместе радуемся любым их победам и достижениям и постоянно говорим о том, что это и есть счастье. Вот что значит, не искать истину, а творить ее.

Разотождествление со своим Я

Еще об одном важном моменте в психике человека поговорим, который часто в моем общении с людьми возникает. Бывает, человек так сильно переживает по поводу чего-то, что прямо сгорает весь от страданий, места себе не находит, а все потому, что слишком сильно, слишком тотально отождествляет себя с чем-то, слишком, как говорится, к сердцу что-то близко принимает, хотя напрямую никакого ущерба не несет. То есть, психика, как внутренний мир человека, порожденный его мыслями, преимущественно бессознательными, может принять в себя такие вещи из внешнего мира, которые будут доставлять человеку страдание. Человек будет считать себя частью каких-то лишних для него элементов из внешнего мира и из-за них переживать. Он будет включать эти элементы, какие-то понятия в свое Я. Хотя он ни есть эти вещи.

Ну, например, самое простое – переживание за других людей, которых человек считает частью себя каким-либо образом. Скажем, это его земляки, а то и вообще все люди. Оно хоть и полезно, так как делает нас людьми и вообще, эмпатия, как способность переживать за других, здорово помогает понимать людей и находить с ними общий язык, но если человека такое состояние тяготит, он не справляется с такой психологической нагрузкой, то она ему ни к чему. Здорово быть людьми, умеющими мыслить масштабно, а не так, когда каждый только за себя, так выживаемость общества в целом увеличивается, когда мы вместе, а не врозь, но это требует моральных сил, требует большой осознанности, чтобы понимать все закономерности этого мира. И если кто-то страдает, кому-то плохо, кто-то погиб, то это может быть для чего-то необходимо. Это над уметь принимать, если человек себя со многим отождествляет. Но если морально не справляешься с чужими бедами, делая их своими, то лучше не отождествлять себя ни с чем лишним. И ни с кем. Ведь порой такое отождествление себя с кем-то, чем-то, просто убивает человека морально, а также физически. Кто-то страдает, а человек это переносит на себя, делает чужие страдания частью своего внутреннего мира, частью самого себя, но не может справиться с такой болезненной нагрузкой. И ему становится очень плохо. Поэтому можно поиграть с мыслями таким образом, чтобы не только разотождествиться с чем-то посторонним, но даже с самим собой.

Если не считать себя собой, не отождествлять себя со многими приходящими понятиями и даже в отдельных случаях со своим телом, многое перестанет человека беспокоить. Он переживет такие страдания, такие потери, такие удары судьбы, которые могли бы свести его с ума. Но ему будет все равно, потому что он будет знать, что он ни есть все вот эти вещи, что это все происходит не с ним, а с тем, кого он считал собой. А это совсем другое восприятие себя. Вот, допустим, если не отождествлять себя со своей нацией, со страной, с религией, с профессией, с какой-то группой людей, с другими, часто придуманными понятиями, то не будешь заложником всех этих вещей, не будешь служить этим идеям, за которыми часто ничего, по сути, и нет, кроме интересов отдельных лиц. Человеку необязательно быть тем, частью чего и кого его делают. Мы слишком многое считаем частью себя, слишком много лишнего, что на самом деле к нам не относится. Человек может переживать за кусок земли где-то у черта на куличках, который якобы принадлежит ему, принадлежа, скажем, его стране, ведь эта земля является частью его родины – вымышленного понятия, хотя лично он никаких прав на этот клочок земли не имеет и вообще ничего с него не получает. А то и содержит его за свой счет, отчасти. Например, платя налоги на его содержание. Переживать в таком случае за этот кусочек земли, который может переходить от одних людей к другим, без учета мнения этого человека, также бессмысленно, как переживать за чужое имущество – мебель, машину, прочее. А уж тем более, за эту землю не стоит рисковать жизнью и здоровьем.

Ты не есть эта земля, которую кто-то с тобой косвенным образом связал. Ты не есть какая-то нация, это придуманная вещь. Ты даже не какая-то раса, потому что, это слишком расплывчатое понятие. Т ты не есть часть страны, не есть часть истории условно твоего народа, твоей расы, не говоря уже о том, что ты не есть твоя школа, институт, работа и прочее, прочее. Даже твое имя – это не ты. И даже твое тело, может не быть тобой в полной мере. Хотя, это хоть что-то реальное, что можно считать своим, в отличие от всех этих виртуальных понятий. Людям многое навязывается, как часть их личности. Чтобы они за эти навязанные им вещи переживали. И ладно, если человеку такое отождествление себя со всеми этими выдуманными понятиями что-то дает, какую-то выгоду, тогда хоть имеет смысл за это держаться и отстаивать это, и то, не во всем и не всегда. А если ты с этого ничего не имеешь, то ты просто живешь в невыгодном для тебя мире, с виртуальными ценностями, переживая за чуждые во многом тебе вещи, от наличия или отсутствия которых тебе не жарко и не холодно. Психика человека – это во многом придуманный мир. Вопрос в том, кто больше оказывал влияние на его формирование, сам человек или обстоятельства, другие люди.

Свою психику мы можем формировать преимущественно сознательно, бессознательно она формируется нашим опытом, обстоятельствами, словом, всем приходящим в нашу жизнь. Поэтому, имеет смысл всегда и во всем искать личный интерес, чтобы не воспринимать мир так, как его невыгодно воспринимать, в угоду другим людям, которые могут тебя использовать, связывая твою личность с чем-то бесполезным для тебя. И также человеку важно заботиться о своей среде, об информационном окружении, так как психика подстраивается подо все, что нас окружает. Грубо говоря, если человек человека посадить в сумасшедший дом с ненормальным людям, то его психика начнет подстраиваться под такую среду, а значит, не исключено, что со временем человек сам станет ненормальным, если только у него не хватит силы духа и разума видеть вещи такими, какими он их считает правильными, а не такими, каким они выглядят из-за влияния других людей.

За нашу индивидуальность отвечает наше Я, формирующееся под воздействием объективных факторов – нашего опыта, наших достижений и неудач, мнения других людей о нас, различными связями с теми или иными вещами – работой, увлечениями, религией и прочими вещами. Благодаря своему Я [пишу «Я» с большой буквы из уважения к индивидуальности, личности человека] мы свои интересы отделяем от интересов других людей, оно позволяет нам ценить себя и любить, заботиться о себе. Я связываю Я человека с его эго, хоть и считается, что это несколько разные понятия. Ну, посудите сами: эго – это часть психики, которая отвечает за самосохранение и реализацию личных желаний и потребностей. Эго помогает нам адаптироваться к реальному миру и удовлетворять наши основные потребности. Тогда как наше Я – это более общее и абстрактное понятие, которое описывает целостную личность человека, включая все его аспекты, в том числе и эго. Я представляет собой более широкое понятие, которое включает в себя сознание, бессознательное, идентичность и многие другие аспекты человеческой личности. Почти одно и то же. Получается, что эго – это одна из частей, составляющих Я, но они не идентичны. Я представляет собой более комплексное понятие, охватывающее всю личность человека, в то время как эго фокусируется на конкретных аспектах самосохранения и желаниях. Тем не менее, в жизни, проявление нашего эго часть связано с интересами нашего Я. А наше Я является частью нашей психики, частью нашего внутреннего преимущественно бессознательного мира. Впрочем, можно не использовать это введенное Фрейдом понятие [эго], чтобы не было разногласий по поводу того, что оно означает и просто говорить о нашем Я, которое, как к нему не подойди, существует в виде нашего определения себя, как личности, во многом уникальной, как индивидуальности, по-своему особенной. От этого ведь зависят наши мысли и наше поведение.

Так вот, эго или, пусть это будет Я, делает нас примитивными эгоистами, думающими только о себе, что важно для выживания на определенном этапе жизни, а уже разум позволяет нам быть эгоистами разумными, согласовывая свои интересы с интересами других людей, что важно для успешной социализации, чтобы свои интересы лучше преследовать, отстаивать. Поэтому, если не размышлять о своем Я, не формировать его, не связывать с ним то, что выгодно связать с собой, как с личностью и не делать его частью того, с чем нет смысла себя связывать, то оно будет формироваться кем-то другим. То есть, если вы свою личность не придумаете, ее придумают за вас. Человеку скажут, что он, допустим, член какой-то организации, а значит, эта организация часть него, часть его Я. Следовательно, все, что затрагивает интересы организации, затрагивает и его интересы. И об организации он должен заботиться, как о самом себе, защищать ее, как самого себя. А могут еще и сказать, что без организации нет и самого этого человека, что без нее он никто. А значит, об организации ему следует беспокоиться больше, чем о самом себе. Что ложно. Но это часто встречается. И люди часто отождествляют себя с тем, что к ним не относится и что не дает им никакой абсолютно выгоды.

Подумайте, что входит в Я каждого конкретного человека. Это ведь значимая часть психики – видение человеком того, кто он есть, кто скрывается за его Я, то есть, за его личностью. Я – это кто? Можете ответить себе на этот вопрос? А попробуйте это сделать, убрав все то, что к вам пришло в течение жизни – имя, пол, раса, национальность, образование, работа и так далее, и что тогда останется? Это сложно объяснить. Но ведь личность человека существует и без всех этих приходящих к нам определений нашего Я. Разотождествиться можно со многим, чтобы не переживать, не беспокоиться, освободиться от всех ненужных и ложных обязательств, чтобы упростить свою жизнь. Мы не во всем и не всегда можем влиять на внешний мир, слишком уж от многого в нем все зависит. Но нам по силам свой внутренний мир делать во многом таким, какой он нам удобен. То есть, с психикой своей нам работать легче, чем с объективной реальностью. Не хочу, не сделаю что-то неприятное мне частью моего внутреннего мира. А захочу, сделаю. Как мне удобно, так и я буду видеть этот мир, так и буду с ним взаимодействовать. Мое желание все определяет.

И вот когда у человека проблемы, он смотрит на них, как на что-то происходящее именно с ним, он отождествляет эти проблемы с собой, потому что вживается в свой образ, который является их частью. А они могут, либо вообще его не касаться, либо касаться так, что можно и не связывать себя с этими проблемами, с тем, что человек считает проблемами, чтобы стало легче. Меня обманули, меня предали, меня оскорбили, значит, я часть всех этих негативных вещей. А если убрать это Я и посмотреть на себя со стороны, в третьем лице начать о себе говорить, что, конечно, будет выглядеть не совсем нормально, но зато это поможет с чем-то справиться, что-то пережить. Некоторые вещи вообще можно от себя оторвать, каких-то людей, какие-то понятия, которые тебе навязали, как часть тебя. Я не есть это все, какая мне разница, что со всем этим происходит. И сознательно принимаю решение не отождествлять себя с тем, что мне не нравится. Например, с тем, на что я не влияю, что происходит вопреки моему мнению, желанию. Со мной не считаются, делая что-то, так зачем мне видеть в происходящем что-то мое?

Что произойдет, если исключить из своего Я все лишнее, а то и вообще все, что мы с ним связывает? Проблема, проблемы, присущие этому собирательному понятию Я, тоже станут не мои, не твои, не наши, а чьи-то, например, его – говоря о себе в третьем лице. Или их, кто принимает решения и действует. Но не он, то есть, Я. Ведь кто этот он? Во многом выдуманный персонаж. Наше Я – это во многом придуманная личность. А раз она выдумана, то можно ее пересоздать в своей психике, отделив себя от всего, что нам не подходит. Когда мы с людьми это практикуем, то результаты бывает просто поразительными. Оказывается, можно дышать намного легче, если убрать из головы все ложные представления о своем Я. Психика как бы перерисовывается и человек оказывается в другом, более комфортном внутреннем мире, через который и на мир внешний смотреть проще и воспринимать его, взаимодействовать с ним.

Подумайте, зачем, к примеру, отождествлять себя с какой-то национальностью? Обычно, люди это делают для того, чтобы привилегии какие-то получить, к заслугам и достижениям приобщить себя. А если нет привилегий? А заслуги и достижения отдельных людей к нам не имеют никакого истинного отношения, мы не есть они несмотря на то, что нас объединяет такое вымышленное понятие, как нация. Или, как быть с ошибками, поражениями, неудачами, мерзкими деяниями тех, кто принадлежит к той же нации, что и мы? С этим себя хочется отождествлять, нести за это ответственность, или тут в дело идет оправдание и игнорирование всего плохого? Мы придумываем себе свой мир, даже в глобальном масштабе, этакую глобальную психику создаем. Нет в природе национальностей, а мы их придумываем, верим в них и еще и служим им, причем порой безвозмездно. Собрались люди играть в футбол и разделились на две команды, которым дал названием, скажем, одни «синие», другие «желтые». И появились два придуманных, виртуальных понятия – «синие» и «желтые». И уже одни начинают противопоставлять себя другим, начинают испытывать друг к другу неприязнь, если заиграются, и даже ненависть, если кто-то проигрывать начнет. И все это становится частью психики людей, которые во всем этом участвуют. Свою внутреннюю картину мира она дополнили вот этими выдуманными понятиями. Они уже говорят о себе, как о в том числе «синем/желтом» и воспринимают проблемы этих понятий, как свои собственные. Хуже того, они берут на себя ответственность за других членов этих понятий и могут действовать вопреки своим интересам из-за такой ответственности.

И вот мы иногда с людьми все эти вещи убираем из их внутреннего мира. Мы меняем, переосмысливаем их Я, как часть их внутреннего мира, часть их психики. Ты не «желтый» и не «синий», ты даже не тот опыт, который у тебя есть, так как все это уже в прошлом. Тебе необязательно делать какие-то выдуманные вещи частью своего внутреннего мира и частью себя, своего Я, как части твоего внутреннего мира. Если это неудобно, мешает, отягощает, накладывает ненужные тебе обязательства на тебя – откажись от этого. Это не всегда просто сделать, из-за привычки считать себя тем, кто ты есть, кем тебя приучили себя видеть. Но, с одной стороны безупречная логика – это для сознательного ума, с другой – сильные эмоции, в моем опыте, это часто были негативные эмоции, помогают эти привычки поменять, постепенно. И человек уже не говорит о себе, как о том, у кого были проблемы, косвенные или же даже прямые, он говорит о себе так, как ему удобно. Я не представитель той или иной нации, я не человек такой-то профессии, я даже не есть мое тело, чтобы переживать по поводу тех или иных вещей. Человек сбрасывает с себя лишний груз ответственности и переживаний, а потом просто решает, как ему лучше жить, что считать собой и своим, а что нет. Человек начинает действовать налегке.

А то ведь, сколько всего на нас вешают, со скольким не нужным нам нас отождествляют, сколько обязательств на нас вешают. И мы, как ослы, груженые кучей всякого не нужного лично нам барахла, прем это все для кого-то, жертвуя своим психологическим и физическим здоровьем. Психика – вещь гибкая, изменяемая, в отличие от некоторых базовых объективных явлений и законов. Солнце светит независимо от нашего отношения к нему, но в нашем внутреннем мире, это будет или солнце, которое нас достало своим светом, или солнце, которое доставляет нам наслаждение и позволяет нам радоваться жизни. А если говорить про наше Я, то мы даже не знаем толком, кто мы такие. То ли мы тело с памятью, которая в нашем мозге находится, то ли еще и душа или прежде всего душа, так как тело живет временно, а душа, как энергия, может жить, если не вечно, то гораздо дольше, тут пока нет точных исчерпывающих ответов, особенно учитывая то, что наличие души доказать сложно. А может мы еще что-то, кто-то. Поэтому, мы тут можем маневрировать, как нам угодно, решая, кто есть Я.

Разумеется, когда у человека проблемы, я ему помогаю стать тем, у кого их нет, кого они не касаются. Или тем, кто способен их решить, способен пережить их, уйти от них. Наше Я, как часть нашей психики, трансформируемо. Следовательно, убеждения и внушения могут сделать с ним все, что угодно. Это лишь вопрос времени. Некоторые привычки надо долго искоренять и заменять, в том числе привычки думать определенным образом. Не надо бояться самому решать, как и на что смотреть, кем себя считать, с чем или с кем себя связывать, отождествлять. Делать это надо по своему желанию, а не по каким-то там надуманным обязательствам. Такой подход к жизни – это часть концепции свободы. А свобода – это эликсир счастья. Свобода всегда дает варианты того, как поступить, как подумать, как и на что посмотреть. Психика человека – это свободная территория. Как и его Я. Но за эту свободу иногда надо отчаянно бороться, прежде всего с теми мыслями, которые ее отнимают у нас. И которые обычно приходят из вне. И никакие личные выгоды эту свободу не заменят. Все, что могут дать человеку взамен его свободы, могут и отнять, и отнимут, или будут угрожать отнять, чтобы продолжать делать человека чьим-то слугой. Разотождествление со своим Я необходимо в тех случаях, когда это Я порабощает человека и вынуждает его страдать. В наших силах не видеть себя страдальцем, неудачником, слабаком, глупцом и так далее. Можно сделать себя, кем угодно в своем внутреннем мире, просто собрав свое Я так, как нам удобно и изменив таким образом свою психику. А потом и внешний мир начнет меняться. Мысли многое способны изменить, в том числе и материю.

Иначе, кто-то другой для нас наш мир будет создавать. В том числе и мир страданий, и постоянной неудовлетворенности. Как часто бывает в жизни, когда кого-то выжмут на работе, как лимон, испортят ему нервы, а потом этот человек несет всю эту гадость куда-то, в тот же свой дом и начинает отыгрываться на других людях, передавая им эту заразу, портящую настроение и отравляющую жизнь. Но если научить человека выбирать – где работать, как работать и главное, как относиться к негативу, не принимая его на свой счет, так как нет никакого Я, к которому бы этот негатив относился, человек от него освободится. Он жизнь свою построит так, как ему удобно, начав изменения со своей психики. Тогда почти любой негатив пройдет через него, как песок сквозь сито. И не надо будет жить в отравленной жизни и отравлять ее другим. Зачем это делать, если есть выбор? И не надо говорить, что его нет. Его нет в неправильных мыслях, а не в жизни. Очень многие люди сами на себя по навешают всякие ненужные тяжести – плохая работа, кредиты, ипотеки, ответственность за посторонних людей и так далее, а потом свято верят, что только так можно жить, такова их судьба. Они страдают, они выматываются, у них сплошной негатив в голове, и они не понимают, что сами себе все это создали.

Если играешь по чужим правилам, приняв их, поверив в их правильность и истинность, вносишь в свой внутренний мир то, что тебе не нужно, считаешь своим Я то, что им не является, – будешь служить, страдать и мешать жить другим. Но это все в любой момент можно поменять. Не сразу, но можно. Наша психика зависит на 99% только от нас. Как и наше Я.

Последнее обновление: 17.11.2023