X

Программа поведения

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных — опытом, самых невежественных — необходимостью, животных — природою.
Марк Туллий Цицерон

Объяснить, предсказать, изменить, сформировать поведение человека нужным образом не всегда представляется возможным. Даже если вы очень хорошо разбираетесь в психологии людей и понимаете, что и как ими движет, вы все равно не можете быть достаточно точны и успешны в этом деле. Ибо человек слишком сложно устроен, его нельзя запрограммировать, как тот же компьютер, чтобы он всегда вел себя согласно заложенной в него программы. Мы не так предсказуемы и последовательны, как созданные нами машины. Тем не менее, человек устроен таким образом, что его поведение определяется заложенными в него программами [алгоритмы поведения, инструкции действий], а также программами, которые в нем сформировались в течение жизни. И именно ими его поведение во многом и объясняется. И именно благодаря им человек до определенной степени предсказуем. Давайте посмотрим, что это за программы такие и как они в нас работают.

Природная программа

Природная программа – это примитивное инстинктивное поведение, определяемое нашими генами. Разума тут практически нет. Через мозг наш проходит минимум генетической информации, которая затем реализуется в наших простых действиях. И вот эти генетические врожденные позывы управляют нашим поведением на самом базовом уровне. Вы не найдете ни одного человека, действия которого не определялись бы природной программой. Другое дело, что эта программа бывает разной, в зависимости от того, какие внешние раздражители на нас влияют. Ну, например, есть у нас такая природная программа, которая отвечает за наше бегство от какой-то угрозы. Увидели вы, допустим, дикого зверя, который можем вас съесть, а вы в этот момент никак незащищены, в вас сработает заложенная природой программа – бежать. И вы побежите от этого зверя, чтобы спастись. Тут и думать-то особо не надо, все происходит автоматически и быстро, в вас срабатывает рефлекс. Программа бегства в вас уже есть, ничему учиться не нужно. А вот куда вы побежите и как, вот за это уже будет отвечать ваш интеллект. Но сейчас не об этом.

Главное, что здесь нужно понимать, это что природная программа не всегда срабатывает правильно. То есть, человек, руководствующийся такой программой не всегда адекватен происходящим в реальности событиям. Простой пример с тем же бегством – это паника. Допустим, вы находитесь в каком-то помещении, где начинается пожар. Вам страшно, вы боитесь погибнуть, поэтому впадаете в панику, у вас включается программа бегства и вы бежите к выходу вместе с другими людьми. Из-за этого образуется давка, в которой вы погибаете. Вроде бы и нужная программа защиты в вас сработала, которая должна была вам помочь, а в итоге она же вас и погубила. А если бы вы не стали руководствоваться этой программой, если бы немного подумали, взяв под контроль свой страх с помощью мыслей, то приняли бы другое решение для своего спасения. Например, оглядевшись по сторонам, вы бы обнаружили запасной выход и неспеша вышли бы через него, и таким образом спаслись бы.

Чтобы управлять природными программами, необходимо, во-первых, знать о них, чтобы понимать, что мы всегда на базовом уровне действуем по этим программами, а потому надо знать, какие позывы в вас активированы в той или иной ситуации и к чему они вас побуждают. Страх, агрессия, жадность, тщеславие, половое влечение, любопытство и прочие инстинктивные позывы лежат в основе всех, подчеркиваю, всех наших мотивов. Об этом никогда нельзя забывать. А во-вторых, необходимо иметь в памяти примеры различных вариантов действий в тех или иных ситуациях, когда вы узнаете о том, как поступали люди, руководствуясь теми или иными позывами. У вас должен быть выбор – как поступить, как лучше обслужить свою базовую инстинктивную потребность, как дополнить, улучшить, проработать базовую программу, чтобы она была эффективной. А это уже научение – приобретаемые нами программы поведения, как посредством личного опыта, так и посредством получения теоретических знаний.

Вот, допустим, знает человек, что случаются пожары и это не такая редкость в нашей жизни, чтобы игнорировать такие случаи и не планировать свое поведение в подобных ситуациях. Значит надо к ним подготовиться. И как в таких ситуациях действовать, как спасаться от пожара, если он возникнет? Вы об этом знаете? Кроме паникерства и бегства, что еще можно и нужно делать в различных ситуациях с пожаром? Вот об этом надо знать. Читать об этом, спрашивать у знающих людей, как правильно поступить в той или иной ситуации, в общем, изучать чужой опыт, вдобавок к своему, если он есть. Другими словами, надо дополнять природную программу собственными программами. Надо таким образом себя программировать для различных ситуаций, которые чаще всего случаются в жизни, чтобы ваша природная программа начала работать совместно с вашей приобретенной программой и ваше поведение было более разумным, а значит и успешным, результативным, хоть с точки зрения вашего выживания, хоть с точки зрения достижения вами каких-либо целей. Вот случится что-то, какая-то ситуация возникнет в вашей жизни из числа наиболее вероятных, но не привычных для вас, что вы будете делать, как поступите? Есть ли у вас необходимые инструкции действий на разные случаи, которые случаются в жизни и не являются для вас повседневными? А они должны быть. Нельзя доверять только природной программе, она слишком проста. Надо самим себя программировать, прописывая в своем уме алгоритмы поведения в различных ситуациях. Они или просто запоминаются, или еще можно их отрабатывать на практике, так сказать, тренировать, чтобы они лучше запомнились, и чтобы моторика соответствующая выработалась. Тогда сначала запустится природная программа поведения, а затем ее подхватит ваша собственная программа поведения и вы поступите обдуманно в возникшей ситуации.

Мышление

Отдельно поговорим о мышлении. Хорошо развитое мышление позволяет создавать нужную программу поведения, так сказать на ходу. То есть, быстро. Это когда вы не знаете, как вам лучше поступить в возникшей ситуации, нет у вас в памяти готовых инструкций, а природная программа призывает действовать примитивно, что неуместно. Тогда вы просто думаете, вы начинаете гонять мысли по голове, комбинируя с помощью вопросов и ответов уже имеющимися у вас знаниями, чтобы создать новые и найти решение для текущей ситуации, ранее вам не знакомой. Так вы программируете себя в настоящем времени, создавая адекватную текущей ситуации инструкцию поведения.

Чем более динамичной является жизнь человека, чем больше у него амбиций, тем сильнее он нуждается в хорошо развитом мышлении, нежели в обилии знаний, многие из которых устаревают. Потому что в жизни такого человека часто возникают нестандартные для него ситуации, под которые у него просто нет нужных знаний, нет инструкций действий. Вы все, наверняка, с такими ситуациями сталкивались, когда просто не знаешь, что делать, тебя к таким ситуациям не готовили. И потом, сколько бы человек всего не знал, он все равно будет многого не знать, мир слишком сложно устроен, ко всему в нем не подготовишься. А действовать как-то надо, когда ты к чему-то стремишься и сталкиваешься с новой для тебя ситуацией. А как? Для этого надо придумать новые знания, новые инструкции. Иными словами, надо создать для себя новую программу поведения под текущую ситуацию. Без мышления тут никак не обойтись. Если не думать, а руководствоваться только имеющимися знаниями, то в незнакомой ситуации ты будешь делать то, что обычно делаешь, что привык делать в более или менее похожих ситуациях. Можно сказать, что ты будешь действовать так, как обычно действуешь в стрессовых ситуациях. Потому что новая ситуация вызовет у тебя стресс. Поэтому люди часто и ведут себя неадекватно, совершают ошибки, поставляют неуместные шаблоны под совершенно неподходящие ситуации. У человека с развитым мышлением таких проблем намного меньше. Он имеет возможность найти, придумать новую модель поведений в незнакомой для него ситуации, чтобы решить возникшие перед ним вопросы.

Вред от природной программы

И главная мысль в этой теме, касающейся именно природной программы, сводится к тому, что на определенном этапе жизни она начинает человеку вредить. Я уже приводил пример с паникой, которая мешает действовать эффективно и даже вредит человеку, вынуждая его действовать неразумно. Но как вы понимаете, таких примеров намного больше. И более того, жить исключительно по природным программам практически невозможно. По крайней мере в цивилизованном мире. Такой человек просто не сможет создать для себя комфортную среду обитания. Это будет зверь, а не человек.

Выражаясь религиозным языком, можно сказать, что человек от природы слишком порочный, что делает его опасным для окружающих и даже для самого себя. Примитивный человек желает сделать себе хорошо, руководствуясь краткосрочными целями и действуя во вред другим. То есть, человек от природы враждебен по отношению к себе подобным, так как видит в других свою жертву, которую надо или использовать, или уничтожить. Такая врожденная агрессия выражается в человеческих страстях.

Люди, живущие по природной программе, являются рабами своих страстей. Или, говоря иначе, своих инстинктивных позывов. Я бы сказал, что они подчиняются своему «хочу», не думая о последствиях. Захочу – убью, захочу – украду, захочу – унижу другого человека, чтобы себя показать, захочу – заставлю человека сделать то, что мне хочется, потому что я сильнее его, а захочу – предам, обману, подставлю человека, который мне доверяет, потому что так проще, чем быть честным и преданным. Словом, сделаю хорошо себе, сделав при этом плохо другому. Так ведь это бывает у людей, которые что-то делают, повинуясь своим желаниям? Религия очень хорошо эту проблему рассматривает, говоря именно о страстях и давая нам понять, что от природы человек не очень хороший. Хорошим его делает правильное воспитание, образование, достойные примеры вокруг, словом, культурная среда, в которой он находится. Да и то не со всеми и не всегда получается это сделать. Кто-то предпочитает жить преимущественно по природным программам, так сказать, как дикарь. Воспитание и обучение человека – это программирование его разума. Если такое программирование не произвести, цивилизованную личность мы не получим. А природные программы не подходят для цивилизованного мира, в котором не получится всегда делать только то, что хочется.

Природная программа может вредить не только тем, что вынуждает человека действовать неадекватно той ситуации, в которой он оказался, потому что действия его будут слишком примитивными, но и из-за того, что она не позволяет действовать на перспективу. Люди от природы не склонны планировать надолго, этому они учатся. Грубо говоря, руководствующийся природной программой человек будет преследовать маленькую, но быструю выгоду, а не большую, но в отдаленной перспективе. Чем примитивнее человек, тем короче его горизонт планирования. А это значит, что человек может ради здесь и сейчас загубить свое будущее. Природная программа вообще не требует обдумывания, без которого планирование невозможно. Захотел и сделал, ни о чем не думаю – так она в нас работает. Именно из-за работы природной программы поведения люди бывают нетерпеливыми, хотят получить все и сразу, не желая для этого прилагать какие-то усилия в течение продолжительного времени.

А вот более сложная программа поведения, приобретенная человеком по мере изучения им этого мира и имеющихся в нем закономерностей, позволяет ему планировать на годы в перед и действовать поэтапно, дисциплинированно, шаг за шагом приближаясь к поставленной им цели. Сложная программа поведения может позволить человеку планировать аж на несколько поколений вперед, думая не только о себе, но и о потомках. И речь тут не просто о мечтах, а именно о плане, который поэтапно воплощается в жизнь, над реализацией которого человек работает. Вот этой способности мы учимся, природа нам ее в готовом виде не дает.

Давайте подумаем, как все вышесказанное, да и нижесказанное тоже, к нашей повседневной жизни отнести. А этим можно объяснить все наши поступки, не только с точки зрения их мотивов, когда мы понимаем, какая природная программа в текущий момент работает, но и с точки зрения того, насколько далеко человек ушел в деле совершенствования своих природных программ. Чем умнее человек, тем труднее объяснить и понять его поведение. Ну если только он не выбирает сознательно более простой способ достижения своих целей, потому что это актуально в той или иной ситуации. Но обычно люди, которые усложнили свои природные программы, дополнив их новыми, полученными благодаря обучению и жизненному опыту программами, могут быть труднопонимаемыми. Потому что они маскируют свои истинные цели и выбирают порой сложные, но зато результативные способы их достижения. Если же поведение легко объяснимо, значит человек работает преимущественно по природным программам. Вернее, они в нем работают, вынуждая его вести себя примитивно. Такое поведение легко просчитать, под него легче подстроиться, на него легче повлиять.

Вот я часто замечал, как люди говорят, что руководствуются своими чувствами, когда принимают какие-то решения и совершают какие-то действия. На что чувства их толкают, то они и делают. И многие из них не видят в этом никакой проблемы для себя. Они так и говорят, что им это нравится – делать то, что хочется, поддаваясь влиянию чувств. Но потом, когда у них в жизни случаются проблемы, они не видят связи между таким своим отношением к жизни и этими проблемами. Они не понимают, что их чувства, а в нашем случае речь идет о природной программе поведения, прописанной в генах, подвели их, приведя к этим проблемам. Ну, например, человек эгоистичен, есть у нас такое неоднозначное чувство, и он думает только о себе, все делает только для себя, а другие люди для него не важны, их интересы он игнорирует. Будет такой человек нравиться людям, захотят они иметь с ним дело и что-то для него сделать? Понятно, что нет. С чего бы людям думать о том, кто не думает о них? Примитивный, даже можно сказать, дикий эгоизм во взрослом мире может сильно вредить, если этому чувство поддаться. Точнее, если руководствоваться природной программой поведения – эгоистичной, тогда в отношениях с людьми возникнут проблемы.

И вот сравните очевидный примитивный эгоизм человека, когда он как ребенок, только просит, но ничего не желает давать взамен, с поведением, при котором человек что-то вам предлагает, что-то хорошее для вас делает, чем-то вас подкупает, чтобы что-то получить от вас. Что эффективнее? Понятно, что к тем, кто что-то делает для нас, мы относимся лучше, чем тем, кому нет до нас никакого дела. Я вам что-то даю, и вы мне что-то даете. Скажите, это справедливо? На мой взгляд, да. Это и есть сотрудничество, в упрощенном его объяснении. И этому надо учиться. Или вот еще, воровство – это тоже природная программа поведения. Она помогает нам быстро получить что-то нужное нам, просто взяв чужое. Но во взрослом мире за воровство могут серьезно наказать. И наказывают. Люди, не совладавшие с такой слабостью, отвечают за нее перед обществом. А вот если вы хитрый человек, вы можете сделать так, что люди вам сами все отдадут и при этом вы можете ничего существенного не дать им взамен. Можно такие комбинации проворачивать, когда тебе добровольно отдают ценности, а ты можешь лишь словами откупиться. Я не говорю, что это правильно, но это возможно. И научившиеся манипулированию людьми люди, так поступают. Это тоже аморально, в обществе всякие манипуляции порицаются, за некоторые из них тоже наказывают, но это лучше, чем воровство, хотя бы потому, что не всегда наказуемо. Но всякий может этим заниматься. Потому что такую программу поведения сложно освоить, в отличие от природной, которая просто уже есть в человеке.

Давайте теперь подумаем, почему же природа наделила нас такими программами, которые могут нам вредить, если их не дополнить более разумными программами поведения? Да потому, что на начальном этапе жизни эти программы нам нужны для выживания. Это необходимый минимум, который, как видно, можно прописать в генах. С чего-то надо начинать. Тот же ребенок, если он не будет эгоистичным, то просто не сможет получить то, что ему необходимо для выживания. Своим эгоизмом он побуждает взрослых заботиться о себе. Базовые программы необходимы нам для старта. А за то, чтобы их усложнить, модернизировать, усовершенствовать, посредством научения, отвечает одна из таких вот базовых программ, которая проявляется в виде нашей тяги к знаниям, в нашей способности учиться, в том числе посредством подражания другим и проявлять любопытство ко всему новому и неизвестному. Если эта программа в человеке нормально работает, он будет учиться и совершенствовать свое поведение, делая ее более социальным и эффективным. И внешний мир ему может в этом помогать, когда уже взрослые и развитые люди создают такую среду для молодежи, в которой та активно развивается, уходя от своей врожденной примитивности. Это называется культурное наследие. Мало стать умнее самому, что-то познав, чему-то научившись, это еще надо передать последующим поколениям, чтобы они продолжили наши общий человеческий путь существования с того места, на котором мы остановились. Иначе нет смысла в развитии.

Природа дает нам то, с чего можно начать жизнь. А дальше мы сами себя программируем, чтобы эту жизнь достойно прожить. Природой нам дана возможность самим себя усложнять, настолько, насколько это вообще возможно. Одну и ту же задачу человек может решать тысячью разных способов. А может и миллионом разных способов. А может быть таких способов вообще бесконечное множество, это неизвестно. Но чем активнее человек себя усложняет, тем больше таких способов он узнает.

Программа поведения – это не просто шаблон, не просто инструкция, алгоритм – это еще и кругозор, и восприимчивость. Каждый видит из нас ровно столько, сколько знает и понимает. Мы получили минимум от природы и этот минимум показывает нам жизнь в определенной рамке. Вы будете ценить самые обычные вещи, необходимые вам для физического существования, руководствуясь природными программами поведения. А когда вы новые программы поведения постигните, а значит и новые формы мышления освоите, а также собственные программы создадите, сгенерировав новые идеи, вы гораздо больше всего вокруг увидите и больше всего сможете оценить. Так раздвинутся ваши рамки восприятия. Чем больше я могу, тем больше я вижу и понимаю. Только человек, видящий больше, может не просто оценить, например, то же искусство, но и наслаждаться им. Я говорю и о человеческом, и о природном искусстве. Посмотрите, как прекрасна осень, как сказочно выглядит зима, какой обнадеживающей и вдохновляющий является весна и каким легким и беззаботным кажется лето. Во всем этом столько красоты, столько величия, столько продуманности, что можно только поражаться этим вещам, причем постоянно, в течение всей жизни. Это такое же удовольствие и даже большее, как и то удовольствие, которое человек получает от привычных ему вещей, той же вкусной еды, интимной близости, разного рода развлечений, не говоря уже о различных стимуляторах, уводящих человека в мир грез. Но вы не сможете увидеть всей этой красоты и испытать от нее радость, если будете руководствоваться только природной программой поведения, а значит и свойственным ей мышлением. Нужно усложняться, чтобы видеть и чувствовать больше. И когда мы себя программируем, осваивая новые модели поведения, более сложные, более точные и совершенные, мы совершенствуем свое восприятие.

Таким образом, природа наделила нас минимумом, но также дала и возможность достигнуть максимума, заложив в нас стремление к познанию, а значит и к самопрограммированию, чтобы мы могли совершенствовать свое поведение, приспосабливаясь к различным условиям. Но с самопрограммированием не все так просто. Оно зависит не только от нас и наших желаний, но и от той среды, в которой мы находимся и прежде всего от того общества, в котором мы живем. Давайте теперь поговорим о том, как общество нас программирует.

Социальная программа

Социальная программа – это то, чему мы учимся в жизни посредством наблюдения за другими людьми и то, чему нас специально учат другие люди, закладывая в нас таким образом алгоритмы поведения в различных ситуациях. Также можно сказать, что это шаблоны поведения, схемы действий, инструкции, которыми мы руководствуемся в своих действиях, когда выполняем какую-то работу или решаем какие-то задачи, проблемы. Такая программа поведения дополняет природную программу, позволяя нам действовать более обдуманно и адекватно. Например, если все тот же пожар рассматривать в качестве примера, то социальная программа поведения подразумевает научение тому, как действовать в экстремальных ситуациях, вот, в частности, при пожаре, чтобы не паниковать, как это бывает в случае с работой природной программы, которая побуждает человека к бездумному бегству, а грамотно эвакуироваться, действуя по инструкции.

Самый простой способ освоить социальную программу поведения – наблюдать за другими людьми и подражать им в том, что кажется разумным и полезным. Лишь бы сама такая возможность наблюдения была. Потому что некоторые люди умело скрывают свои действия, либо чего-то не показывая другим из того, что они делают, либо показывая совсем не то, что делают на самом деле. А уж на словах человек и вовсе может увести других от истины очень далеко, рассказав о себе самые разные небылицы. Лучше всего смотреть за тем, что и как делает человек, чтобы чему-то научиться, чем слушать, что он говорит. Глаза обманывают реже, чем уши. Но не все знания можно передать посредством демонстрации нужных действий, что-то приходится описывать и словами, в том числе и через их написание. Таким образом, в человеческом обществе все люди чему-то друг у друга учатся, повторяя что-то друг за другом, а потом ведут себя в соответствии с тем, чему научились. Подражание – это самое распространенное явление, свидетельствующее о таком научении. Мы друг друга программируем, когда подаем друг другу какой-то заразительный пример.

Социальная программа поведения – это уже кем-то опробованный в жизни алгоритм действий, который оказался популярным, поэтому прижился в обществе. С подражательства начинается наше обучение самым простым в жизни вещам. Мы смотрим, как поступают другие и если это поведение приводит других людей к хорошему результату, то и сами поступаем также. Или, наоборот, если поведение других людей неудачное, если оно приводит к плохим результатам, мы можем заключить для себя, что так поступать нельзя, это неправильное поведение, оно не к хорошему приводит, а к плохому и не стоит перенимать эту программу, надо искать другую.

Однако есть одна проблема с социальными программами, которая заключается в том, что не всегда понятно, насколько хорошей является так или иная программа, так как ее вред или польза не очевидны. А потому и не всегда понятно, стоит или не стоит их перенимать. Вроде бы смотришь на человека, который что-то делает и вроде получает хороший результат. Но потом, спустя како-то время видишь, что в средне или долгосрочной перспективе его действия оказались вредными. Ну как, например, с мошенниками, которые обманули кого-то, получили быструю выгоду и кажется, что их модель поведения правильная, дающая нужный им результат, хоть и аморальная. Но потом, может оказаться, что эти мошенники понесли наказания за свои махинации или, если речь идет о каком-то бизнесе, то люди перестали им доверять и они остались без клиентов. И получается, что в средне и долгосрочной перспективе их программа поведения ошибочная и ее лучше не осваивать.

А еще такие программы ложными могут быть, когда вам покажут якобы успешную модель поведения, а на деле она окажется манипулятивной. Вы повторите за человеком его действия и получите совсем другой результат, не тот, что был у него. Например, финансами неудачно распорядитесь, вложив их по примеру других людей в неудачный или заведомо мошеннический проект. Поэтому, слепо подражать другим людям опасно, программируя себя по их примеру. Ибо не всегда есть возможность достаточно полно и точно изучить их поведение и оценить его последствия. Но даже если чье-то поведение дает положительный результат, это не значит, что его копирование даст точно такой же результат другому человеку. Потому что в других случаях, в других условиях, с другими людьми оно может оказаться бесполезным или даже вредным. Это как идти по следам опытного грибника, вроде бы все повторяешь за ним, а грибов почему-то нет. Или если чей-то успех в бизнесе пытаться повторить, скопировав его бизнес-модель, не понимая, что рыночная конъектура изменилась и подобная деятельность уже не актуальна, либо ниша уже сильно занята и «пирог» поделен, остались только крошки, либо людям не нужна копия известного продукта, они пользуются оригиналом, а потому второго такого успеха уже не достичь, нужно во что-то новое идти, тогда тоже будет неудача на выходе. Не все можно скопировать и не во всех ситуациях одно и то же поведение дает желанный результат.

И еще один важный момент связан уже с обучением нас другими людьми. Люди часто, можно даже сказать, что всегда программируют друг друга в соответствии со своими интересами и потребностями. Задумайтесь, как нас программируют с ранних лет, закладывая в нашу голову различные модели поведения? Что служит основным мотивом людей, которые этим занимаются? Личный интерес, правильно? Думай так, как я считаю правильным, делай так, как я считаю нужным, желай того, что с моей точки зрения нужно желать и так далее. И соответствующая программа кладется в голову человека, либо иногда даже вбивается в нее, посредством многократных повторений и силового навязывания. Воспитание родителей, образование, получаемое в школе и в последующих учебных заведениях, религия, если человека к ней приобщают, другие общественные заведения со своими правилами и уставами, все эти люди и организации закладывают в голову человека такие программы, которые отчасти или во многом связаны с их интересами. То есть, они дают нам инструкции действий, применимые к различным ситуациям. Это и есть программы. И они учитывают их интересы.

Мы потом руководствуемся этими программами, то есть переданными нам моделями поведения, последовательностью действий, инструкциями и действуем не только, а в некоторых случаях и не столько в своих интересах, но и в интересах других людей, тех самых, интересам которых эти программы в той или иной мере отвечают. Конечно, получать мы тоже многое получаем, в зависимости от того, кто и чему нас научил. Но надо понимать, что если в усвоенной нами программе поведения заложено немало чужих интересов, то в таких же пропорциях наше поведение будет отвечать этим чужим интересам. Иными словами, наше поведение и поступки, которые мы выучили, переняли, могут оказаться не такими уж и полезными для нас, какими кажутся на первый взгляд. На стремлении людей подражать другим, поступать, как другие, основана та же реклама. Почему известные люди что-то рекламируют? Потому что многие хотели бы быть на них похожи, хотели бы жить такой же жизнью и потому стремятся им подражать во всем или во многом. А подражать всегда легче в простых вещах. Например, известному спортсмену легче подражать в одежде, обуви, питании, средствах ухода за собой, нежели в тренировках, спортивных состязаниях и других сложных делах. Поэтому люди повторяют за ними то, что легче повторить. Что в нашем случае означает, что таким образом люди программируются, хоть и не очень сложно.

Я вот выражаюсь таким компьютерным языком, говоря о программировании человека, чтобы читатель понимал, что наше поведение – это не просто что-то свойственное нашей, так сказать, природной натуре, за нее отвечают врожденные программы, которые у нас у всех одинаковые, а во многом пришедшее к нам от других людей. Люди программируются также, как машины, они тоже заучивают инструкции и потом действуют по ним. Некоторые из них мы называем привычками, то есть это такие инструкции, по которым мы действуем очень долго. Люди вот часто говорят о своем мнении, своих желаниях, своих решениях, а ведь это, якобы свое, часто оказывается чужим, тем, чему мы каким-либо образом научились у других людей. Конечно, импровизации, разного рода комбинациям, новым идеям в нашем поведении тоже есть место. Наше мышление помогает нам свои собственные программы создавать. Особенно часто люди сами находят какие-то идеи, если у них хорошо развито творческое мышление. Но гораздо чаще большинство из нас пользуется чужими программами, которые люди могут даже неосознанно перенимать друг у друга. Поэтому, повторю, пришедшие к нам от других людей программы могут не в полной мере отражать наши интересы. Над этим нужно иногда задумываться, когда в жизни что-то не очень хорошо складывается. Человек должен спрашивать себя, почему он поступает так, как поступает и можно ли поступать иначе.

Вот, например, в моей практике бывают случаи, когда люди думают, что раз они благодаря своему образованию имеют очень хорошую работу и много зарабатывают, то у них с программами поведения все в порядке, они живут правильно, так, как и надо жить и ничего им менять не нужно. А то, что они только и делают, что работают, порой только этому занятию себя и посвящая, совершенно забыв про личную жизнь, они и не видят, и не считают это проблемой для себя. С их точки зрения у них все нормально, потому что они могут многое себе позволить из того, что можно купить. И не сказать, что их программа поведения и в целом образ жизни неправильные, но когда они видят, что упускают многое в жизни из-за работы, что никакой личной жизни у них из-за нее нет и когда работа высасывает из них все силы, им становится некомфортно. И они оказываются у меня. И мы с ними обсуждаем их программы, по которым они живут. Они же, эти программы поведения, к ним откуда-то когда-то пришли, сделав этих людей такими, какие они есть. И чтобы что-то поменять в своей жизни, этим людям надо себя, скажем так, перепрограммировать. Сначала они приходят к пониманию того, что фанатичный подход к работе, который лишает их всего остального в жизни, даже элементарного отдыха, явно не отражает в полной мере их интересы. А потом уже думают, что тут можно поменять, какие новые программы поведения освоить для изменения ситуации. Понимаете, их запрограммировали таким образом, чтобы от них было много пользы, но не подумали о полноценности их жизни. Работай много, работай всю жизнь, а про все остальное забудь.

Еще бывают случаи, когда люди запрограммированы своими родителями на определенную жизнь. Например, родители так сильно к себе привязывают своих детей, что те и в сорок лет даже не думают о создании своей семьи. Их просто убедили в том, что семья им не нужна, что надо жить с родителями, помогать им, то есть, дети должны посвятить себя родителям. Представляете, какого это? У людей, по сути, отняли их жизнь, сделав из них игрушки. Неудивительно, что у некоторых из них возникают серьезные проблемы с психикой, особенно когда родители их умрут. Люди осознают, что всю жизнь жили неправильно, но уже ничего не изменить, потому что слишком поздно. Неправильная программа поведения, можно еще сказать, что неправильное мировоззрение лишило их возможности прожить более полноценную жизнь и выполнить свое природное предназначение. Видите, как бывает, социальная программа может сильно повлиять на природную программу. От природы мы все нацелены на продолжение своего рода, инстинкт размножения, половой инстинкт, сексуальный и даже инстинкт выживания в широком определении, как угодно можно назвать – толкает нас к поиску партнера с целью размножения. Но если человеку в голову заложить определенные убеждения, в нашем случае речь идет о программировании человека определенным образом, то он может от этой задачи отказаться. Оно пойдет против природы. Вот такой силой обладают социальные программы, они же убеждения, идеи, концепции.

Разумная программа

А теперь поговорим о том, что зависит от нас, как от людей мыслящих, волевых, способных к осознанию себя, своих мыслей и своего поведения. Поговорим о разумности нашего поведения. Разумная программа поведения – это тщательно продуманная, спланированная и при необходимости корректируемая модель поведения. Такую модель поведения человек может сформировать из уже существующих, известных моделей, взяв на вооружение лучшее из того, что делали и делают другие люди, то есть, не слепо кого-то копируя, а с пониманием того, что именно он заимствует и почему. Он также может что-то свое привнести в уже известные планы действий, инструкции, шаблоны и может полностью сам придумать что-то абсолютно новое, какой-то порядок действий, который позволяет достичь определенных целей. Это называется создать программу поведения самому.

При таком подходе к жизни человек подвергает критическому осмыслению все существующие в обществе правила, нормы, традиции, шаблоны поведения, инструкции, по которым люди действуют в тех или иных ситуациях, а также вникает в суть своих природных программ, от которых невозможно отказаться, но которые можно выполнять так, как этого требует ситуация, условия, чтобы не навредить себе. Все мы знаем, что нельзя брать чужое, если тебе это нужно, нельзя утолять голод, отнимая еду у другого человека, нельзя приставать к понравившемуся тебе человеку, из-за того, что у тебя возникло половое влечение к нему, и так далее. Большинство из нас это понимают, тут мы умеем своими инстинктами управлять. Но вот социальные программы взять под контроль сложнее. К примеру, все живут по определенным правилам, значит и я так должен. Есть известные критерии успеха, значит их надо придерживаться, надо добиться соответствующих целей, чтобы тебя считали успешным. Все люди определенной профессии поступают таким-то образом, значит и я должен исполнять эту роль таким же образом, если у меня такая профессия. Ну и так далее. Это слепое подражание. Однако при разумном подходе к жизни человек не действует вслепую, он не копирует известные модели поведения, не обдумав их как следует. Таким образом, можно назвать разумную программу поведения – осознанной программой. Это когда вы все предельно ясно понимаете, что с вами происходит, что вам нужно, зачем вам это нужно и как лучше к этому двигаться. В этом случае человеком ничего не делается без ясного понимания своих действий.

Любой рассудительный человек может сесть и подумать над всем, что он делает, с точки зрения того, насколько эти его действия правильные, насколько хорошо они согласуются с его природными задачами, насколько хорошо она отвечают его интересам, истинным желаниям, текущим потребностям и можно ли что-то делать иначе, можно ли стремиться к другим целям и вообще другой жизнью жить. Надо понимать, действие программа определяет нашу жизнь. За это и отвечает наш разум. Это как заниматься установкой и настройкой программ на своем компьютере. Мы выбираем лучший вариант каждой из нужных нам программ, лучшей, по нашему мнению, все лишнее удаляем, согласуем все программы друг с другом, чтобы все работало без сбоев и ошибок, и в итоге у нас получается максимально продуманная и эффективно работающая система. Наша картина мира, от которой зависит наше поведение, тоже нуждается в таком порядке. Если вы будете реактивным человеком, который легко поддается чужому воздействию – рекламе, пропаганде, влиянию отдельно взятых людей, мнение которых вы считаете важным и ценным, вы будете как лодка без гребца, которую бросает из стороны в сторону, то одни мысли вас захватят, то другие, то третьи. Или если у вас будет каша в голове, из-за кучи всяких поведенческих программ, в том числе и таких, которые друг другу противоречат и друг с другом конфликтуют, вы растеряетесь и начнете метаться из стороны в сторону, не зная, чего вы хотите, что вам нужно, что делать, чтобы это получить. Ваш образ жизни будет хаотичным.

Поведение человека должно быть упорядоченным, можно сказать, концептуальным, то есть, какую-то общую цель преследовать, какой-то общий смысл иметь, тогда его можно считать разумным. Иначе говоря, надо понимать, что тебе нужно, зачем и что для получения этого тебе следует делать. А иначе, сегодня вам одну программу установили в голову, завтра другую, после завтра третью и вы, то одного хотите, то другого, то одним образом действуете, то другим. При такой жизни психологические проблемы неизбежны. Это как если к одному компьютеру будут подходить разные люди и что-то на него устанавливать, что с него удалять, какие-то свои настройки делать. Сами понимаете, какой потом бардак в этой системе возникнет, из-за чего появятся сбои, ошибки, зависания. Так что, как с машиной, так и с собой нельзя позволять такое делать. Разум для того и нужен, чтобы навести порядок.

Отдельно хочется сказать про образование в контексте тема разумной программы поведения. Ведь образование является ни чем иным, как программированием учащихся людей. Какое образование можно считать хорошим, с точки зрения повышения разумности человека? Чтобы ответить на этот вопрос я бы хотел затронуть тему искусственного интеллекта, ныне не без причин модную. Искусственный интеллект уже существует и успешно выполняет некоторые задачи, причем успешнее человека. Например, в шахматы намного лучше людей играет. Вопрос только в том, насколько этот интеллект будет интеллектуальным в будущем. То есть, насколько обширными будут его возможности. И вот представьте себе, что вы концепцию такого интеллекта разрабатываете, подумайте, что самое главное, что вам нужно будет в него заложить? Полагаю, очень важно будет сделать его самообучаемым, чтобы он не зависел от тех, кто его программирует, чтобы он сам мог учиться, сам мог программировать себя. Разумно? ИИ должен быть самообучаемым. Также важно, чтобы он критически оценивал получаемую информацию, то есть не принимал какие-то знания на веру, без доказательств их истинности, без осмысления их логичности, адекватности, иначе его можно будет легко сбить с толку. В себе, своих знаниях, мыслях, расчетах, он также должен уметь сомневаться, чтобы контролировать возникновение возможных ошибок во время работы. И еще такой интеллект должен уметь творчески мыслить, то есть, генерировать новые знания, а не только теми знаниями руководствоваться, которые он получил. Вот такой интеллект можно будет считать полноценным интеллектом.

И наше образование должно быть таким же, оно по такому же принципу должно строиться, если его целью является повышение разумности человека. Либо это может быть самообразование, если человек хочет сам научить себя рассуждать разумно. В нашем случае, используя компьютерную терминологию, мы говорим о самопрограммировании. Человек сам себя программирует, желая действовать разумно. Подобно тому, какая концепция должна лежать в основе искусственного интеллекта, чтобы он был полноценным, такой же она должна быть и для интеллекта естественного, если цель обучения человека такая же – сделать его более разумным существом. Но образование не всегда придерживается такого подхода к работе с людьми. Потому что оно часто другие цели преследует. Людей учат жить по определенным правилам, чтобы они мыслили в определенных рамках и не заходили за них. Вот, допустим, мое дело цифры считать, а вопрос того же здоровья я полностью доверяю врачам, потому что сам в этом ничего не понимаю. И не хочу ничего понять, не мое это дело. Я делаю свою работу, другие пусть делают свою работу и такое разделение труда сделает работу системы более эффективной. Такая взаимозависимость людей в обществе важна для стабильной работы системы, для экономики, но не всегда для самих людей. Ведь в таком случае получается, что, не раздумывая над своим здоровьем самостоятельно, я автоматически должен доверять его другому человеку – врачу. На это настроено мое мышление. А не рискованно ли это, вот так, просто брать и доверять, учитывая человеческую природу и, в частности, его пороки? И таких примеров может быть много. Я не говорю, что все надо делать самому, но уметь вникнуть в каждый вопрос, с помощью своего интеллекта, дабы не полагаться только на других людей, определенно необходимо, чтобы принимать разумные решения. Система программирует нас с учетом общих интересов, тогда как нам выгодно мыслить максимально широко, чтобы учитываться прежде всего свои интересы.

Система образования настраивает человека на или под рынок труда. Это ее основная задача. А на рынке труда разум не всегда необходим. Например, во многих, если не во всех иерархических организациях от человека требуется не столько свободное размышление над чем-то, сколько строгое и беспрекословное подчинение вышестоящему начальству. Думать за него думают другие, а ему нужно только слушаться. Именно такие люди продвигаются по службе, а не думающие, рассуждающие, а тем более спорящие с начальством. Почему? Потому что такой подход к работе вносит порядок в систему. Если все будут думать и рассуждать, и действовать с учетом только своих интересов, работа системы расстроится. Лебедь, рак и щука – вот что мы получим. Поэтому, человек программируется, как элемент, а не как самостоятельная система. Иногда даже думать человек не должен, чтобы быть угодным системе. Допустим, на войне, если солдат будет думать, а не подчиняться, он не обвешает себя гранатами и не кинется под танк. Или он не подымится в атаку, не побежит на пулеметы, потому что это неразумно, это глупое решение, с точки зрения интересов этого человека. Поэтому в таких случаях людей программируют соответствующим образом, вынуждая их действовать во вред себе, но во благо другим. Приказ не обсуждается и точка. Правда, есть армия, в которой приказы обсуждаются и даже оспариваются. И эта армия достаточно эффективна. Но сейчас не об этом.

Все это последнее, что я написал, я написал для того, чтобы показать, что разумная программа поведения, обязательно должна быть во многом самостоятельной, независимой от других людей, можно сказать, автономной. Подобно тому, как искусственный интеллект, чтобы считаться полноценным интеллектом должен обрести независимость от человека, стать самостоятельным в своей работе и своем развитии, так и поведение человека будет разумным, если оно перестанет полностью зависеть от других людей. В чем-то зависимость будет всегда, это неизбежно, но чем разумнее существо, тем оно более самостоятельно. Поэтому, повторю, главное, на что следует ориентироваться, стремясь к разумному поведению – это самостоятельность. Можно и более широкое понятие использовать – ответственность. Человек должен стремиться быть ответственным за все, что он делает и что с ним происходит. Это будет проявлением его разума.

Вот такие программы поведения нами руководят – природные программы, социальные и разумные, то есть такие, которые мы сами для себя выбрали, доработали или создали. Ими и объясняется все наше поведение, все наши поступки. Все мы действуем по каким-то инструкциям, алгоритмам, которые находятся в нашей голове.

Последнее обновление: 11.01.2022