Понимание

Понимают лишь те, кто хочет понять.
Бернар Вербер

Что такое понимание, зачем оно нужно, как к нему прийти и какое значение оно играет в жизни, в психологии и в частности, в решении психологических проблем? Прежде, чем дать определение пониманию и затем его объяснить получше, ответив на указанные выше вопросы, для пробуждения у читателя интереса к этой теме скажу, что понимание, когда оно настоящее, полноценное, приводит к такой жизни, которую можно назвать блаженством. Может это и не великое счастье, но понимая, если не все, то многое, чувствуешь себя прекрасно. Видите ли, из-за непонимания определенных вещей, мы не только ошибки совершаем, которые создают нам проблемы и не позволяют добиться своих целей, но и страдаем в тех случаях, когда вполне могли бы радоваться. Не понимая, мы не видим многого, не связываем то, что надо связать, не делаем нужных расчетов, чтобы из любой ситуации извлекать пользу или же просто не переживать по поводу определенных событий, по поводу всей жизни. А стоит все понять, все для себя со всем связать и жизнь тут же заиграет красками. Сейчас я все вам покажу и объясню.

И да, уважаемые читатели, по поводу мотивации, чтобы прочитать всю статью и сделать это вдумчиво, с интересом. Понимание – это очень, очень важно. Я эту статью несколько раз переписывал, чтобы она была понятной для большинства людей. Это очень важная тема. И я хочу, чтобы люди меня за этот труд уважали. Это не просто очередное объяснений чего-то, это методология понимания, которой я делюсь с вами, это инструмент, взяв на вооружение который, вы сможете эффективно анализировать информацию, качественно обучаться и проблемы разные, в том числе психологические решать. Ведь когда что-то хорошо понимаешь – тебя это перестает беспокоить. Ты знаешь, что делать. Или знаешь, что не надо ничего делать. Поэтому, тема важная. Лучше вдумчиво и неспеша прочтите эту статью, чем спешно читать как можно больше, в том числе, по этой теме. Умение понимать останется с вами на всю жизнь и будет служить вам хорошую службу. Один раз тему изучите как следует, обретете полезную способность и потом уже будет проще разные темы изучать.

Что есть понимание

Разберемся с определением данного понятия. Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то там будет сказано, что понимание – это способность человека осмыслять, постигать содержание, значение и смысл чего-нибудь. Расшифруем эти слова, чтобы лучше понять это определение.

Осмыслять – это что означает? То же самое, что и постигать смысл. А смысл – это видение того, какую роль в этой жизни играет то, что мы стремимся понять. Какую задачу выполняет понимаемся вещь, для чего она необходима, к какой цели стремится, какой вклад и во что она вносит, вообще, зачем это что-то нужно в этом мире. Ведь все, что есть в этом мире – это элемент одной большой системы. Все наше бытие, вся наша жизнь – это система. Когда понимаешь роль элемента в системе, лучше понимаешь сам элемент. И вот осмыслить, значит увидеть предназначение. Далее – постигать содержание – это что такое? Это уже значит изучать, анализировать, осознавать суть чего-либо. А суть – это устройство чего-то. Если смысл – это предназначение, то суть – это устройство, содержание, конструкция чего-либо. Это относится и к материальным и не к материальным вещам. Что-то каким-то образом устроено, создано [суть] и для чего-то предназначено [смысл]. Вот это мы и изучаем, чтобы понять это что-то. Суть посредством анализа познается. То есть, целое делится на части и изучается по частям, по элементам, по их связям между собой, по их влиянию друг на друга, в общем, чем больше деталей выявляется для изучения их конструкции и связи между собой, тем глубже анализ и лучше понимание.

Ну, про значение и смысл я уже сказал, что это такое. Давайте еще вот что скажем о значении того, что нужно понять. Значение – это ценность, важность чего-либо. То есть, это оценка определенная того, что мы хотим понять. Что-то существует, это что-то устроено определенным образом, предназначено для таких-то целей и имеет вот такую-то ценность, важность, полезность, необходимость для жизни, для системы, для определенных процессов. Так мы определяем значение. Это как конструкцию дома изучить и понять, какое значение тот или иной элемент в нем имеет. Ну, скажем, если в доме сломать окно, то определенные проблемы возникнут, но дом не рухнет, он будет дальше стоять. А если разрушить фундамент, хотя бы в нескольких местах, дом полностью или частично разрушится. Соответственно, мы можем сделать вывод, что значение окна для дома ниже, чем значение фундамента. И это, скажем так, открытие помогает понять лучше и сам дом, как конструкцию, имеющую свои особенности и его предназначение, чтобы понимать, в каком виде он должен быть, чтобы свою задачу выполнять. Явно не в разрушенном.

Вот так мы можем расшифровать известное определение такому понятию, как понимание. Но давайте взглянем на это понятие с бытовой точки зрения. Даже с психологической, чтобы понять, какое значение понимание чего-либо играет в нашей жизни. У меня для этого есть свое, несколько измененное определение понимания.

Понимание – это постижение смысла, значения чего-либо, при котором мы в той или иной мере меняемся сами, меняем свое мировоззрение и что особенно важно, поведение, тем самым, благодаря таким изменениям, подтверждая, что мы что-то поняли. Это, повторю, мое собственное, немного измененное, можно сказать, бытовое определение стандартного определения такого понятия как понимание. Ключевым моментом именно моего определения является такая вещь, как изменение. Что, в общем-то, видно. Это изменение сознания, изменение чувств, изменение поведения, решений, поступков, изменение и всей жизни человека. Ну и соответственно, самого человека. Если человек что-то понял, действительно понял, а не на словах это высказал, если он не просто что-то запомнил, спутав запоминание с пониманием, то в его жизни, в его мировоззрении обязательно что-то должно измениться. В зависимости того, что именно он понял. Меняется мировоззрение – меняется и состояние, и поведение, и дела, и цели, и как следствие, результаты от действий человека. Понимаешь – значит делаешь что-то уже не так, как раньше, а по-новому.

Ну, например, если вы поняли, что ваш страх перед чем-то не имеет оснований, он пустой, ложный, состоит из несуществующих угроз, от которых не надо защищаться, то этот страх уйдет. Не может быть такого, чтобы понимание ложности страха его не убрало. Это невозможно. На то оно и понимание, чтобы убрать чувства, которые вызваны непониманием. Ложный страх, когда человек понимает, что он ложный, существовать не может. А если он остался, значит понимания нет. И наоборот, понимая, что вам угрожает, реально угрожает, скажем, радиация, которую не видно, но вы знаете, что она есть и понимаете, что она опасна, вы будете этого обосновано бояться. И действовать будете в соответствии с этим обоснованным страхом. Так природа через чувства будет призывать вас принять меры по обеспечению собственной безопасности.

Понимание, таким образом – это руководство к действиям, но другим, чем те, что были до этого понимания, при непонимании. Вот что важно понять. Изменения должны быть, если понимание пришло. Если нет никаких изменений, нет и понимания. И оно ложное, если человек думает, что оно есть, но ничего при этом не меняет, отталкиваясь от этого понимания. Грубо говоря, если вам скажут, что употребляя какие-то ягоды вы умрете, потому что они ядовитые, то поняв это, вы перестанете их есть. Если же вы продолжите это делать и у вас нет в планах преждевременно этот мир покинуть, значит, вы ничего не поняли. Все равно, что вам сказали об их ядовитости на непонятном вам языке.

Вот некоторые люди говорят, когда им что-то объясняешь, рассказываешь, что они понимают, осознают, о чем идет речь, но при этом ничего сделать не могут, ибо эмоции, чувства ими управляют, а не разум. Получается, голова одно говорит, а тело делает другое. Или сознание говорит одно, а подсознание заставляет делать другое. Вот это пример того, когда нет понимания, но кажется, что оно есть. Ну, можно еще допустить, что поняли люди не то, что нужно было понять или поняли, но не все. Но опять же, это то же самое непонимание, только в профиль. Если ты понял не то или не полностью, значит, ты не понял ничего. А если мы говорим о правильном и полном понимании, что и следует считать пониманием, как таковым, то в случае, когда, скажем, о проблеме идет речь, ее понимание должно эту проблему убрать. Или, как минимум, человек должен приступить к действиям, чтобы эту проблему решить. Но не сидеть сложа руки. Если ты понимаешь проблему, ты ее решишь. Ты ее начнешь решать – это первое и главное. И решишь. А если не решишь, то по крайней мере, будешь искать решения того, как с ней сосуществовать, как жить с ней. Ты будешь решать проблему, понимая ее, а не бездействовать. Ты будешь это делать, не просто зная, как это сделать, а прежде всего имея желание это делать. Потому что, проблема является проблемой, когда ее нужно решить. А если ее решать не нужно, значит это и не проблема вовсе. И поняв это, человек, опять-таки, разберется с ней. Так или иначе, но он что-то с ней сделает. То есть, проблема либо решается, либо определяется, как не проблема, тогда и решать нечего и незачем. Действия – вот доказательство понимания многих вещей. Но не всех. А действия ведут к переменам.

Что-то после понимания человеком определенных вещей меняется само, например, общее его мировоззрение, взгляд на какие-то вещи и соответственно, чувства с ними связанные. Еще вчера тебя что-то злило, пугало, подавляло, а сегодня ты, благодаря пришедшему к тебе пониманию, смотришь на это спокойно, может даже с юмором. И есть то, что меняется по воле человека, после его действий. Какие-то вещи можно изменить только благодаря нашей воле, когда разум через тело влияет на внешний мир, в котором нужно что-то изменить или хотя бы попробовать изменить. Но в том и плюс понимания, в том его и смысл, один из смыслов, что оно активирует эту волю, оно дает нам необходимый толчок, чтобы делать то, что надо делать. Это, помимо прочего, мотивирующий фактор. Понимание того, что делать, это не просто инструкция, как, к примеру, к той же стиральной машине, когда мы видим, как ею пользоваться нужно, это и движущая сила, позволяющая запустить эту стиральную машину, потому что знаешь, видишь то, зачем это нужно делать. Понимание не просто открывает глаза на что-то, оно и к действительно необходимым действиям приводит.

Рассмотрим еще пример из повседневной жизни людей. Если, допустим, человек говорит, что у него проблемы с деньгами, то понимание этой проблемы требует от него ответов на два главных вопроса. Первый: зачем тебе деньги? Второй: что для их обретения тебе надо сделать? Ну а дальше уже, когда вопросы прояснятся, мотивирующий фактор включится. Человек перейдет к действиям, зная, зачем ему то, что он хочет, в чем нуждается. Ведь если он понимает, зачем ему деньги, если проблема сними на самом деле актуальна и понимает, что надо делать, чтобы они появились, а делать всегда что-то надо, то дальше дело за действиями. И они будут произведены, когда понимание есть. А если он чего-то не знает, например, откуда у него появилось желание иметь деньги или не знает, как ему их лучше достать, заработать, найти, то опять же, понимание важности проблемы, ну, например, он понимает, что деньги ему нужны на срочную операцию его родственнику, чтобы спасти ему жизнь, то будет искать нужную информацию. Он будет узнавать то, что не знает, потому что понимает, что это нужно узнать. Или, если желание ему навязано, он будет искать причину его возникновения, чтобы понять, почему он хочет того, ради получения чего, он ничего не делает. Раз не делаешь, значит, либо не понимаешь важности желания, либо оно ложно. Например, если человеку навязали такое желание, то внутри у него будет противостояние между его истинными желаниями и этим навязанным. Поэтому и действия его будут неоднозначными, если они вообще будут. Ты должен быть богатым, иначе ты не человек – это, допустим, внушенная мысль. А сам он хочет жить так, чтобы не к деньгам двигаться, а от каких-то дел удовольствие получать. И у него диссонанс возникает – хочу и не хочу то и другое. Вот он и беспокоится. Но когда он увидит источник своего желания, поймет его значение, то уже сможет окончательно решить, стоит или нет тот или иной аргумент в пользу или против своего желания воспринимать всерьез. И либо будет желание реализовывать, либо откажется от него в пользу других желаний.

И мы тоже можем оценивать со стороны, именно по действиям и изменениям, к которым эти действия приводят – силу того или иного желания людей. Если мы видим, что проблема человека с деньгами вызвана тем, что он не работает, ну, это такая, самая банальная причина, а также другими способами их не добывает, только говорит, что ему деньги нужны, но ничего не делает, то становится очевидно, что когда ты ничего не делаешь, у тебя ничего и не будет. Это, пусть и простое, не точно истинное объяснения наличие у человека указанной им проблемы. Дальше задумываемся о других сторонах проблемной ситуации. А почему человек ничего не делает? Потому что не понимает, зачем ему деньги, не понимает, что будет с его жизнью, если он денег не добудет, он не видит для себя таких последствий их отсутствия, которые смогли бы активировать его волю, чтобы он приступил к нужным действиям. Много чего еще может не понимать человек, в зависимости от ситуации, из-за чего не будет действовать. А может ему даже и хватает всего, поэтому он и не хочет напрягаться, хоть и говорит там что-то о проблеме. Мы в свою очередь, благодаря вот такому наблюдению, понимаем, что если нет действий, если никакие перемены человек не инициирует, то его желание, либо ложно, либо он чего-то не понимает. Согласитесь, вот так такую вещь, как понимание определять намного удобнее, чем просто слова какие-то оценивать.

Действия, изменения – это как мокрый асфальт после дождя, по ним мы видим истинность или ложность, ошибочность слов людей. Сложно поверить, что прошел дождь, если асфальт сухой, хотя прошло совсем немного времени после дождя. Также сложно поверить, что человек понимает что-то, если это что-то требует действий, которые человек не производит и требует перемен, которые человек не инициирует. Сделай что-то, чтобы у тебя появился нужный тебе ресурс и твое желание осуществится. Может и не сразу, тебе какое-то время придется определенные действия совершать, но понимая, что тебе надо делать и зачем это надо делать, ты в конечном счете добьешься своей цели. Если ты понимаешь, что деньги на голову тебе не упадут сами, ради них надо что-то сделать, то ты будешь что-то делать. И мы все будем видеть твои действия, а не бездействие. Понимая при этом, зачем тебе нужен этот ресурс, действительно ли ты его хочешь, ты будешь достаточно настойчив. Понимание, как просветление, меняет жизнь.

Получается, понимание является более глубокой формой знания, чем просто знание фактов или информации. Оно включает в себя умение связывать новую информацию с уже имеющимся знанием, анализировать и синтезировать данные, а также делать выводы и принимать решения на основе полученного понимания. Поэтому, если понимание пришло, обязательно должны быть перемены.

Понимание – это не просто точечная идентификация чего-то, не просто полное соответствие услышанного, прочитанного и увиденного с имеющимися в голове образами и закономерностями, это системный взгляд на то, что понимается. И, как я уже сказал, это мотивирующий к переменам фактор. И это то, от чего происходят определенные изменения.

Системный взгляд

Я считаю, невозможно прийти к пониманию, практически всех вещей, а может и абсолютно всех, если не применять к изучаемому предмету системный подход. А что значит системный? Это значит, что мы не смотрим на что-то в отрыве от всего остального, мы это что-то связываем со всем, с чем можем связать, в том числе и в контексте времени. Это как принцип домино рассматривать при изучении чего-то и учитывать эффект бабочки. В одном случае, мы смотрим, каким звеном является изучаемая нами вещь в цепочке явлений, в случае же с эффектом бабочки пытаемся просчитать влияние изучаемой вещи на различные события, чтобы понять значение этой вещи.

Мы учитываем взаимозависимость элементов, явлений, всего, включая мысли, чтобы именно оценить значение, роль элемента, который для нас важен, именно для полного его понимания. Именно так ведь мы и избегаем каких-то нежелательных последствий, когда, к примеру, не идем на конфликт, который может привести нас к плачевным результатам. Сейчас ты что-то сделал, а потом так называемый бумеранг к тебе вернется, в виде вполне научно объяснимым и измеримых последствий. Чтобы это понять, надо мыслить шире, дальше, надо учитывать другой похожий опыт, чтобы смотреть на свои действия с точки зрения их влияния на систему, а не только на конкретный момент.

Системный подход – это более широкий взгляд на изучаемые вещи, требующие понимания. В таких случаях, такие вопросы, как: «Причем здесь это?» или «Как это связано друг с другом?», обязательно требуют ответов. Все связано, все уместно, все оказывает какое-то влияние на систему и имеет смысл, надо только понять, каким образом и для чего что-то происходит или что-то существует. Мы не отрываем одни вещи от других, а думаем, как их связать. Чем больше об этом думаем, тем лучше тренируем свое системное мышление, помогающее нашему пониманию разных вещей. И это не философия, это нужно и в быту. Ты пообщался вчера с каким-то человеком, а через неделю у тебя настроение ужасное, депрессивное, ничего делать не хочется, ты не можешь работать, не можешь творить, собой заниматься не можешь, ты несешь убытки, ущерб и не понимаешь, почему. Ты будешь связывать происходящее с тем, что произошло накануне, в поисках причины своего состояние, но забудешь о том, что было неделю назад. А ведь именно то, что было неделю назад и может оказаться основной причиной твоего упаднического настроения.

Как вариант, что-то из сказанного тебе человеком неделю назад всплыло и получило подтверждение, открыв тебе глаза на неприятную тебе правду. Она-то тебя и прибила к земле. Причины могут быть и незначительными, косвенными, какая-то надпись может изменить состояние человека сильнее, чем разговор с важными людьми. И по времени они могут быть сильнее оторваны от следствия, как, к примеру, в случаях, когда детские травмы не просто периодически напоминают человеку о чем-то болезненном и создают ему проблемы, те же неврозы вызывают, но и влияют на его решения во взрослом возрасте в отдельно взятых ситуациях, никак о себе не напоминая. Взял и обозлился на кого-то, кто ничего плохого тебе не сделал и не понимаешь, почему.

Системный взгляд – это такое видение предмета, вопроса, ситуации, явления, которое позволяет определить качество понимания человеком чего-либо. Мы часто многое понимаем не до конца. Нам это и не всегда нужно. Достаточно понимать столько, сколько необходимо, чтобы решить задачу. Но если задача не решается, понимать нужно больше. Если человеку трудно связать тот предмет, в котором он старается разобраться с другими вещами в жизни, пусть не со всеми, глобально все не охватишь, но с теми, которые имеют значение, потому что его взгляд недостаточно широк, то нужно начать связывать вещи попроще, лишь бы расширять свою паутину взаимосвязанных с изучаемым предметом вещей. Связь надо искать, даже если не понимаешь, не видишь, как это сделать. Интуиция, догадки, любые идеи, как одно может быть связано с другим – все нужно использовать. Иногда это можно назвать творческим процессом. Вот не знаете вы, как связаны конкретные мысли конкретного человека с магнитными бурями на Солнце, придумайте какие-нибудь версии, выдвиньте теории, гипотезы, которые такую связь объяснят. Не страшно, если ошибетесь, главное, расширить представление об изучаемых вещах.

Или вот, к примеру, к примеру, как образ жизни человека связан с его здоровьем, благосостоянием, интересами, убеждениями, поездками куда-либо или их отсутствием, ценностями, увлечениями, мыслями и так далее? Тут связь явно есть. Но какая и где она сильнее, а где слабее? Если знаний нет, которые бы помоги эти связи узнать, остается только придумывать варианты, такие связи, показывающие и объясняющие. Это порой даже лучше и даже необходимо, чем знать. Потому что готовое знание может быть не актуально. Не подходят знания под ситуацию, нужны новые. Поэтому, надо думать самому. Можно поискать связь с более сложными вещами, скажем, связь здоровья человека с расположением звезд на небе или же с землетрясением на другом конце мира и наверняка она будет, она должна быть. Только в этом не всегда есть смысл. Слишком уж широкий взгляд может потребовать от человека большого количества сил для придания ему готового системного вида. Все со всем увяжи, всю цепочку взаимодействий между разными элементами просчитай, на эту кучу времени уйдет. Но для тренировки системного взгляда, системного подхода такая работа будет весьма полезной.

Понятно, что в системном подходе важную роль играет кругозор. Чем он шире, тем лучше. Лучше для анализа и понимания чего-то. Поэтому, для системного мышления, помогающему что-то изучить и понять много знаний быть не может. Но поскольку все знать невозможно, да и доступа к знаниям порой нет, или нет понимания того, какие знания и где искать в первую очередь, что мы интуитивно задаемся вопросами по тому, что еще нам нужно увидеть в том, что мы хотим понять. Эти вопросы должны помочь нам найти связь между разными вещами, чтобы мы могли мыслить системно для лучшего понимания чего-то. Не знаешь чего-то – подумай, что можно узнать для того, чтобы потом узнать то, чего не знаешь, но это нужно узнать. Получи, так сказать, предварительные знания, которые укажут на путь к другим, уже гораздо более нужным тебе знаниям. Это как спросить у одного человека про другого, а у того про еще одного, третьего, а уже затем у него про нужного тебе четвертого. Чтобы у этого четвертого человека получить нужную информацию. То есть, через поиск доступных и простых знаний мы движемся к открытию новых сложных знаний.

Смысл

Поиск смысла в чем-либо, чего-либо позволяет нам с психологической точки зрения прийти к удовлетворению от ощущения понимания необходимости каких-то вещей в этом мире. Ведь если считаешь, что видишь смысл в чем-то, то это что-то легче принять. Ты понимаешь, почему что-то должно существовать, происходить, ты принимаешь разные вещи, независимо от того, нравятся они тебе или нет. В них есть смысл, значит, они должны быть в этом мире. И таким образом смысл способствует пониманию, потому что есть удовлетворение от ответов на свои вопросы. Чтобы куски информации как-то склеились между собой, можно все их обдумать с точки зрения их предназначения, как для текущего момента, так и для будущего, в том числе отдаленного. Зачем природа создала, скажем, тараканов, если они мешают жить? Или зачем человеку чувство жадности, если оно его способно погубить и часто губит? Это же не просто так все существует, все эти вещи являются частью большой и сложной системы и выполняют в ней свои важные задачи.

К пониманию смысла ведет изучение структуры разных вещей и тех функций, которыми они обладает. Неважно, идет ли речь о каком-нибудь устройстве, природном явлении или о человеческой мысли – мы должны выяснить, как изучаемый предмет, изучаемое явление устроено, какие функции оно выполняет, а значит и то, для чего оно предназначено, какие цели преследует, как проявляет себя в течение определенных отрезков времени. Например, рассмотрим тот же карандаш – это не просто грифель в деревянной оправе. Это с точки зрения его конструкции можно о нем так сказать. Но ведь это еще и то, ради чего он предназначен. Какая основная функция у карандаша? Для чего он нужен? Чтобы писать, рисовать, верно? Чтобы понять что-то, нужно выяснить, какими функциями оно обладает, какие задачи решает. Это можно считать смыслом.

У человеческой мысли тоже есть разные функции и определенное предназначение. От одних мыслей людям становится хорошо, от других плохо, одни побуждают их к действию, другие, наоборот, вынуждают опускать руки. Мысли ведут нас к каким-то целям, мысли помогают жить по определенному плану, а не как получится. Вот когда вы видите, знаете или хотя бы предполагаете, с какой целью человек делится своими мыслями с другими людьми, в частности с вами, вы можете понять эти мысли и понять самого человека. Зачем и почему он что-то написал, сказал, показал? Этот вопрос вам нужно задавать себе каждый раз, когда вы хотите понять другого человека, — его слова, поступки, мысли, мечты, желания. Ищите причину, вызвавшую что-либо, и ищите цель, которую что-то или кто-то преследует, чтобы понять, с чего все началось и к чему идет.

Поиск и определение смысла чего-либо, помогает нам мыслить широко, глубоко, далеко. Мы с разных сторон подходим к изучению того, что хотим понять. И это требуется для понимания. Это как увидеть как можно больше деталей картины, чтобы понять, что она нам показывает. Нельзя понять смысл чего-то, посмотрев на это что-то только под одним углом и только в ситуации здесь и сейчас. Смысл, он как сценарий, у которого есть начало, есть разные периоды, этапы и есть конец. И вот когда этот сценарий целиком знаешь, уже есть ощущение того, что понимаешь смысл чего-либо. Например, смысл жизни – это сценарии жизни. А их много, и они разные. И это говорит нам о том, что какой бы жизнь не была, какой бы сценарий жизни мы не рассматривали, не изучали, само его наличие говорит о том, что смысл жизни – это сама жизнь. Мы понимаем это, потому что видим, чтобы допустимы самые разные сценарии жизни, которые дают этому миру какой-то опыт. Олни есть, потому что они должны быть, чтобы интерес к жизни всегда сохранялся.

Так что поиск смысла ведет к пониманию. Точнее, к лучшему пониманию чего-либо. И чем его больше, этого понимания, тем лучше и смысл виден, так как изучение деталей помогает увидеть их необходимость для каких-то вещей. Такая вот взаимная связь.

Что мешает пониманию

Пониманию человеком чего-либо, обычно мешают его сильные установки относительно этого чего-то. Вроде как определился человек с чем-то и все, больше он ничего в этом чем-то видеть не хочет, не изучает это что-то с других сторон. Люди не любят менять свое устоявшееся мнение о чем-то, что они уже, как им кажется знают и понимают, по разным причинам, в том числе и по причине лени. Ведь очень просто придерживаться одной единственной точки зрения на что-то, не утруждая себя размышлениями об этом.

Вообще, я вам скажу, укоренившиеся установки – это капкан для человека. Когда что-то себе в голову вбил и точку поставил, считай, закрыт себе доступ к новой информации. Разумность человека, я считаю, определяется как раз-таки его способностью изменять свое мнение относительно чего-либо, по мере получения им новой информации. Которую еще и надо искать, догадываясь, что она существует. Разумный человек – это постоянно исследующий все и вся человек. И наоборот, если человек не желает менять свои убеждения, независимо от предоставленных ему доказательств того, что его убеждения неверны – это признак неразумности. Как и нежелание вообще что-то новое узнавать. Костное мышление, привычки, приверженность своим установкам, убеждениям, фанатизм, слепая вера во что-либо – все это признаки неразумности. Люди из-за этого всегда страдали и будут страдать, потому что такой подход к жизни их ограничивает. В данном случае проблема заключается не в неспособности, а в нежелании человека что-либо понять, путем расширения своего представления об этом чем-то. И это, заметьте, причиняет большой вред прежде всего ему самому, но и нередко и зависящим от него людям.

Спешка и суета – тоже очень сильно мешают прийти к пониманию! Это вообще одна из самых серьезных проблем нашего времени. Людям стало некогда не только что-то понимать, но и вообще жить. В больших городах это особенно заметно. Это настоящее безумие – все куда-то спешат, все что-то делают постоянно, возятся, суетятся все, очень много говорят и мало слушают. Мозг людей не размышляет, он просто отражает все то, что получает из внешнего мира. Многое делается по шаблону, по привычке, люди подражают друг другу вместо того, чтобы что-то свое придумать для решения своих вопросов. В итоге, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, знают, но не понимают.

Людям просто некогда что-то слышать, некогда всматриваться, чтобы увидеть, некогда что-то понимать, как следует что-то обдумав, изучив. Им надо спешить, у них дела, много дел, которые, как им кажется, важны для них. Поэтому все надо успеть. Они совсем не глупые, но изучить какую-то тему достаточно основательно, так сказать, системно, у них нет возможности из-за суеты. Люди вынуждены сегодня конкурировать друг с другом особенно сильно, что выжить, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь, обойдя, превзойдя других, поэтому им нужно много работать, очень много. А когда ты много работаешь, как пчелка, тебе некогда познавать важные вещи. Некогда учиться, читать, мыслить, все надо делать быстро, по известным схемам, чтобы успеть.

Люди так заняты и загружены, потому что играют в чужую для них игру. Человеку необязательно суетиться, можно построить свою жизнь так, что суеты в ней будет мало, но это не так просто организовать. А вот те люди, которые когда-то придумали свою собственную игру и хорошо в нее сыграли, которые стали первыми в чем-то – сумели добиться в жизни большого успеха, занимаясь важными делами, а не по чужим правилам все делая, они вырвались из колеса с белками, они смогли более умно устроить свою жизнь. Ведь люди часто вынуждены конкурировать, потому что они подражают, а не творят. И у них нет возможности вырваться из этого вечной гонки, потому что у них нет времени на то, чтобы понять, как устроена жизнь, какие правила в ней существуют, кто их придумал, как играть по этим правилам и нужно ли вообще это делать, или лучше обойти эти правила, свои придумать. Поэтому и требуется людям понимание важных основ жизни, этаких важных жизненных истины, вечных законов, им требуется системный взгляд на окружающие их вещи, чтобы можно было увидеть, как лучше поступить, чтобы жизнь была интереснее, приятнее, а не такой, в которой много стресса и приходится с кем-то вечно грызться за кусок хлеба. Спешка и суета – это образ жизни плохо понимающих жизнь людей, это настоящее наказание для них, наказание за непонимание.

От восприятия понимание тоже очень сильно зависит. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, они по-разному воспринимают реальность, по-разному воспринимают себя и других людей, а следовательно, и по-разному все эти вещи понимают. Само по себе восприятие зависит от многих факторов – начиная с качества получаемой информации и внимательности человека, и заканчивая тем, какое образование имеет человек, сколько у него знание и как хорошо развито его мышление. Вы знаете, что, к примеру, читая статью или книгу, среднестатистический человек воспринимает лишь часть получаемой им таким образом информации, иногда меньше половины он понимает правильно и вообще запоминает? Я не буду сейчас говорить о точных процентах, считаю все эти цифры сильна размытыми, ибо как можно тут что-то высчитывать, если люди все разные, да и ситуации, в которых они находятся и получают информацию тоже разные. Достаточно понимать, что не все прочитанное, а тем более увиденное и услышанное воспринимается человеком полностью, не все слова, фразы, предложения понимаются, не все запоминается. Многое пролетает мимо глаз и ушей, многое забывается, многое вызывает не те образы в голове, какие должны быть. Отсюда и непонимание, как всего контекста, так и отдельных его моментов.

Поэтому важно развивать внимательность, развивать аналитическое мышление, критическое, логическое, способность делать дедуктивные умозаключения развивать, чтобы видеть в изучаемом контексте больше, а значит и понимать его лучше. Форма подачи информации тоже имеет важное значение. Всегда надо выбирать такую, которая для человека удобнее, которая ему лучше подходит. Я вот, допустим, очень не люблю воспринимать информацию по тому же телефону, всегда прошу людей присылать мне текстовую информацию. Тогда ни что не ускользнет от моего внимания, ну, насколько это возможно. Все прочту, каждое слово проанализирую, особенно цифры, факты, ничего не забуду и смогу принять верное решение. А слова по телефону забываются, путаются, улетучиваются, отсюда потом и ошибки в решения. Я считаю, что звук и видео воспринимаются хуже, чем текст. Написанное слово оно всегда перед глазами, в текущем моменте, думай над ними, связывай его с другими словами, с текстом это удобнее делать, благодаря ему информация точнее, детальнее передается и принимается.

Необходимость в понимании – это еще одно важное условие, которое к этому самому пониманию ведет. Ты поймешь, если не все, то многое, если захочешь понять. А захочешь ты понять тогда, когда тебе это будет очень нужно. Либо жизнь должна укусить человека или даже должна кусать его регулярно, чтобы ему захотелось что-то изменить, для чего и надо что-то понять. Либо сам человек каким-то образом придет к мысли, что в его жизни все идет не так, как должно, поэтому все надо менять. А значит, надо что-то понять, что этому поспособствует. Если человек готов со всем мириться и со всеми соглашаться, действовать по инерции, плыть по течению, ему не зачем будет что-то понимать. Пока не припрет. А если можно жить с непониманием многих вещей, люди часто выбирают этот условно легкий путь жизни.

Современного человека приучают жить и действовать по инструкциям, следовать чьим-то советам, не задумываясь над их правильностью, подражать кому-то, слушаться кого-то, а не размышлять и рассуждать. Что врач посоветовал, то и делает человек. Чему учитель учит, тому он и учится. Что по телевизору сказали, то и есть правда. Что реклама навяжет, то и потребляется. И так во всем. Понимать, что ты делаешь, зачем ты это делаешь, какие альтернативы у таких действий существуют, как бы и незачем. Самообразовываться тоже незачем, хватит и тех знаний, которые тебе когда-то дали. Это происходит потому, что люди могут обеспечить себе минимум для жизни, не думая слишком много, достаточно качественно и совершенно не вникая в какие-то явления, процессы, решения, не интересуясь чем-то новым, что не связано напрямую с их деятельностью. Я не специалист, поэтому и не знаю, что да как в той или иной области. А попробовать им стать, ну хоть немного, чтобы разобраться в том или ином вопросе, нужды нет. Она появляется, когда человеку становится сильно плохо. И если у него с инстинктом самосохранения все в полном порядке, он начнет думать, чтобы понять, что с ним и в его жизни происходит.

Так что понимание – это не только желание и умение что-то понять, для чего человеку необходимо научиться очень хорошо думать, это еще и возможность задуматься над необходимостью понимания. С этого надо начинать. Зачем мне что-то понимать? У вас есть ответ на этот вопрос? Может быть, ниже вы его найдете, где я расскажу о том, что дает нам понимание.

Иногда, чтобы захотеть понять, надо прийти к мысли, что существует иное видение жизни, чем то, которое есть у нас и оно во многом лучше. Тогда человек захочет получить новое, вместо того, что у него есть сейчас. А мы ведь часто даже не знаем толком, что нам нужно. Мы просто хотим того, что есть у других, не думая о том, подходит ли это нам. Согласитесь, чтобы определиться с тем, что нам нужно, а что нет – мы должны узнать о том, что вообще есть, что существует в этом мире, из чего можно выбирать. А как об этом узнать, если не соприкасаться с чем-то новым, в частности, с новыми мыслями, новыми идеями, новыми концепциями, новыми событиями. Новое нам чаще всего открывают другие люди, особенно те, кто мыслит в совершенно иной плоскости. Поэтому важно, чтобы в жизни человека, в тот момент, когда он уже исчерпал собственный ресурс познания в виде собственных идей, появился своего рода проводник, учитель, наставник, либо в виде какого-нибудь источника полезной информации, либо, что желательнее, в лице другого человека, который знает больше или даже не больше, а просто что-то другое и может его этому другому, новому для него научить. Он выведет человека из его картины мира, покажет, что есть и другой мир и поможет ему обрести потребность в понимании этого другого мира или даже других миров. Тогда можно научиться понимать других людей, понимать другие ценности, понимать другую культуру и прочее, прочее. А значит и с большим числом людей общий язык находить можно. А значит и пользу от взаимодействия с ними получить. А значит…Ладно, об остальном ниже.

Я думаю, что мы все, в той или иной степени, являемся друг для друга такими проводниками, учителями, наставниками, так как все мы можем чему-то друг друга научить. Кто-то знает одно, кто-то другое, кто-то третье. У кого-то одни идеи в голове возникают, у кого-то другие, у кого-то третьи. Если всем этим качественно обмениваться и главное, стараться задуматься над чужими идеями, можно существенно расширить область понимания.

Что дает понимание

Понимая, что есть такое состояние понимания, при котором можно видеть жизнь в совершенно ином свете, мы можем понять и то, что оно может нам дать. Оно дает прежде всего какие-то изменения. Я смею утверждать, что это такие изменения, которые всегда к лучшему. Да, иногда кажется, что во многой мудрости много печали и иногда после понимания чего-то становится не очень хорошо, но это, я считаю, лишь свидетельствует о понимании не всего, что нужно понять, чтобы в конечном счете стало хорошо. Человек может что-то узнать и понять, что испортит ему настроение, но узнав и поняв еще больше, человек придет к спокойствию и умиротворению. Конечно, в жизни всегда будут загадки, неопределенности, неизвестность, но расширяя свое понимание, мы сможем прийти к главному – к гармонии с внешним миром, к принятию всего того, что в нем есть. А если не всего, то многого.

Мотивация – это тоже важное следствие понимания определенных вещей. Это вот как раз то самое понимание, которое призывает к переменам, которые в свою очередь помогают более целостно смотреть на жизнь и более полноценно жить. Если вы вдруг поняли, что у вас ужасная жизнь, что так жить нельзя, что вы все запустили, что именно вы во всем этом виноваты, то вы обязательно начнете многое в своей жизни менять. Понимание ведет к действиям, это я уже говорил. И прежде всего вы себя менять начнете, у вас появится такое желание. Потому что продолжать жить так, как вы живете, с пониманием того, что так жить нельзя, не получится. Новая информация, вклинившаяся в нашу картину мира и ставшая ее новой частью, сказывается на нашем поведении, наших действиях, решениях, ибо они именно от этой картины мира во многом и зависят. Понимание происходящего автоматически позволяет на него влиять. А если ничего не меняется, ну, значит, не то понял человек или не понял чего-то важного или даже всего.

Успокоение – тоже ценное следствие понимания. Почему со мной произошло, происходит то-то и то-то, почему вообще что-то в этой жизни происходит тем или иным образом и почему мне это не нравится, и действительно ли это должно мне не нравиться или на самом деле, все нормально, просто я себя накручиваю? Когда мы находим ответы на подобные вопросы, понимаем эти ответы, потому что они исчерпывающие, мы начинаем принимать все или много, в том числе и достаточно плохие с виду вещи. Мы вживаемся в такой мир, какой он есть. Достаточно понять, что происходит то и так, что и как должно происходить. Это происходит потому, что жизнь так устроена. И смысл в ней есть у всего. Тогда на душе становится легко и спокойно.

Я часто в своей работе с людьми привожу их к пониманию с последующим принятием тех вещей, которые вызывают у них душевные страдания, с которыми они ко мне обращаются. Вначале человек страдает, так как не понимает многого из того, что с ним произошло и происходит, но после нашего общения он становится спокойным, умиротворенным, а в некоторых случаях у него появляется мотивация к нужным действиям. Нужно только обсудить как следует некоторые вещи, чтобы хорошо их понять. Одна голова хорошо, а две-то лучше. Особенно, когда вторая голова может видеть то, чего не видишь ты.

Я думаю, этого достаточно, чтобы понять, что понимать – полезно, приятно, выгодно, интересно. Поэтому, к пониманию нужно стремиться.

Как прийти к пониманию

Давайте теперь окончательно сформулируем методологию прихода человека к пониманию чего бы то ни было.

1. Чтобы что-то понять, нужно выяснить, для чего это что-то предназначено. Надо решить, какую роль это что-то играет для системы, для этого мира. Ничто не существует в отрыве от системы, все для чего-то предназначено, все тем или иным образом связано со всем остальным и надо узнать, ну или теорию выдвинуть, либо гипотезу – для чего существует то, что мы хотим понять, какую роль оно выполняет в этом мире. Необязательно быть уверенным в истинности своего ответа на этот вопрос, главное, найти его для себя. Потом его всегда можно будет пересмотреть, по мере узнавания новых фактов или появления новых идей. Человек только должен нуждаться в этом ответе, чтобы не мыслить калейдоскопически, рассматривая отдельные куски информации в отрыве от всего остального. Понимание требует целостного подхода. Это как разобрать машину, компьютер, прочую технику и увидеть связь изучаемого элемента со всем остальным, чтобы определить его роль в системе.

2. Понимание также требует максимально подробного объяснения чего-либо, с использованием уже известных человеку слов, понятий, явлений, образов. Это как изучить конструкцию чего-то, сравнивая неизвестные элементы с известными. Мы связываем неизвестное с известным, чтобы понять, с чем предположительно имеем дело. Это не всегда точный метод, не всегда такое сравнение помогает прояснить какую-то неизвестность, но он необходимый. Чем больше деталей о чем-то мы узнаем, тем лучше. Подобное изучение чего-то – это путь к пониманию посредством, по сути, детального анализа, который и подразумевает разложение целого на части с целью изучения этих частей и их связей между собой, а также их роли в работе всей системы.

Вот меня иногда критикуют за многословие, за большие тексты и некоторые люди спрашивают, зачем столько букв пишу, ведь все можно изложить короче, чтобы так много читать не нужно было. Ведь людям лень или некогда читать так много. Неужели нельзя о чем-то рассказывать короче? Нет, нельзя! Нельзя быть короче, нельзя меньше букв, меньше слов нельзя! Это все необходимо для полного и точечного понимания какой-то темы. Если писать короче, то будет много неточностей, будет много двусмысленностей, трактовать некоторые вещи люди будут по-разному, не будет ясно, что из чего вытекает, почему что-то я вижу так, а не иначе, какой опыт, какие размышления лежат в основе тех или иных моих утверждений.

И так порой люди уточняют, что я имел в виду, говоря то или это. Потому что не все моменты достаточно хорошо и подробно объяснены. В итоге, получается, недостаточно слов, чтобы хорошо объяснить те или иные вещи. А ведь это важно, от этого зависит полезность источника информации. Прочитал статью или книгу, все понял и уже твой уровень образования существенно повысился. Ты стал умнее. А иначе, как говорится, смотришь в книгу – видишь фигу. Открыл, закрыл и все забыл, ничего не поняв. Зря только время потратил, даже если и не так уж много прочитал. Поэтому, детали, подробности важны. А если лень читать, то можно читать неспеша, кусками, а не сразу все. Книжки же мы тоже не сразу прочитываем. Сегодня одну часть прочитал, завтра другую, потом еще и еще. Главное, ничего не упустить, все детали увидеть, обдумать, дабы извлечь из материала максимум пользы.

А если бы все можно было объяснить парой предложений, все бы только и читали всякие там тезисы, выжимки, краткие выводы, цитаты. Цитата может занимать всего одну строчку, а ее объяснение, примеры, в том числе противоречивые, могут растянуться на несколько страниц. Для полного и точного понимания нужно много букв, много слов. Особенно, если речь идет об известных большинству людей словах, а не об узкоспециальной терминологии. Нужно не просто много букв, а знакомых букв и понятных слов из них собранных. Чтобы что-то новое понять, надо это объяснять с помощью уже чего-то понятного. А чтобы объяснить некоторые относительно сложные вещи, необходимо много-много простых слов использовать. Так что, подробности и детали ведут нас к пониманию.

3. Понимание требует времени. Это и время на изучение какого-то вопроса, и время на обдумывание разных моментов, концепций, идей, и время на размышления, рассуждения, обсуждения. Можно еще сказать, что человеку требуется спокойствие, чтобы вникнуть во что-то, подумать над этим, чтобы без суеты, спешки, возни, всего того, что нервирует, вызывает стресс, беспокоит, раздражает, в чем-то разобраться. Понять что-то, значит из разных кирпичиков известного выстроить новую систему. Всуе этого не сделать. Поэтому, надо успокоиться, жизнь свою сделать более размеренной, чтобы было время над всем важным и нужным как следует подумать.

4. Еще нужно учиться проводить аналогии, чтобы понять новое посредством его сравнения с чем-то старым. Человек всегда, в любом вопросе, цепляется за то, что ему уже известно. Если вы ему объясняете какую-то сложную для него тему, используя неизвестные ему термины, он не сможете понять, о чем идет речь, не за что будет уцепиться, чтобы хоть какую-то картину в своем воображении создать. Но если провести сравнение этой новой для человека темы с чем-то, что ему уже известно, то ему будет гораздо проще нужные образы в своей голове создать. Подбираем подходящий пример для изучения нового и нам уже есть от чего оттолкнуться, чтобы таким образом новое познать. Гусеница ползет по ветке, которая относительно нее ровная, а относительно нас кривая. Так можно объяснить относительность, которая означает, что видение, понимание чего-то часто зависит от точки зрения. Попробуйте любые другие вещи, в том числе очень сложные, сравнить с чем-то попроще, с чем-то, что многим известно. Учитесь проводить аналогии, как для себя, так и для других, чтобы себе и другим объяснять что-то новое.

А еще лучше, не только объяснить, но демонстрацию определенных вещей проводить, использовать моделирование, чтобы наглядно показать, о чем идет речь, для лучшего понимания. Иногда и словами, и действиями надо показывать, что вы имеете в виду. Это как расшифровать какой-то термин. Термин – один, и он неизвестен. А объяснение строится из нескольких слов, но более распространенных, известных, иногда даже из нескольких предложений, которые объясняют смысл этого термина. Чтобы расшифровать что-то сложное, надо подобрать подходящие примеры для демонстрации, подходящие аналогии, подходящие слова, смысл которых известен многим. И получится, что-то вроде плавного перехода от неизвестного к известному.

5. Изучение чего-то в контексте времени – это важное условие для полного понимания некоторых вещей. Нельзя смотреть на некоторые предметы, явления, законы, происшествия, исходя только из текущего момента, не изучая их историю и вероятные или известные последствия, стадии существования. Мы знаем, что все из чего-то устроено, у всего есть какое-то предназначение, все обладает какими-то функциями и при этом у всего есть свой временной промежуток, в течение которого это что-то определенном образом функционирует. Как у изделий есть жизненный цикл, после которого они теряют свои функции, чаще всего сначала частично, а потом и полностью, так и у любых явлений, процессов, идей, вещей есть некий временной отрезок, в рамках которого они действуют определенным образом. А потом их структура и функциональность меняются.

Тут можно привести пример с превращением гусеницы в бабочку. Этот процесс включает несколько стадий, таких как яйцо, гусеница, куколка и, наконец, бабочка. Гусеница претерпевает радикальные изменения во время куколки, в результате чего формируется бабочка. Этот процесс является примером полной метаморфозы, которая характерна для многих видов насекомых, включая бабочек. Таким образом, чтобы понимать, с чем мы имеем дело, часто важно знать предшествующие стадии существования этого чего-то и последующие стадии, которые точно или вероятно могут быть. И вот поэтому, чтобы понять некоторые вещи, нужно смотреть на них от момента их зарождения и до момента, который можно назвать их гибелью, то есть, когда они перестают выполнять свои основные функции. Это как жизнь человека, чтобы ее лучше понять, нужно учитывать и то, как возникает человеческая жизнь, как она проходит и то, как она заканчивается смертью физического тела. Тогда мы как минимум поймем то, что смерть тела – это часть жизни.

Время часто позволяет многое переосмыслить, когда мы используем его, чтобы как следует о чем-то подумать. Иногда не знаешь, правильно ты поступил или нет, пока не пройдет какое-то время. Иногда это годы и даже десятки лет. А иногда и несколько часов. Поэтому и трудно оценить какой-то выбор, какое-то решение понять его правильность или неправильность, если судить по результатам, которые достигнуты или не достигнуты в краткосрочной перспективе. По каким конкретно результатам можно судить о некоторых решениях, если они могут привести к разным результатам в разные периоды времени? К примеру, если ты учишься чему-то, скажем, мышление развиваешь, какую-то профессию осваиваешь, то завтра и послезавтра результатов может не быть вообще. Разве из этого следует, что твоя учеба ничего тебе не дает? Нет, конечно. Потому эффект от нее может проявиться через год, два, три года, когда твои знания станут полными, навыки, например, мыслительные, отшлифуются и ты уже сможешь делать такие вещи, которые без такого обучения сделать не смог бы никогда. Поэтому и нужно изучать чужой опыт, чужие судьбы, чужие жизни, чтобы понимать, к чему тебя может привести то или иное решение, тот или иной выбор через определенное время. Потому что своей жизни уж точно не хватит, чтобы все возможные решения проверить исключительно самому, посредством своего опыта.

У некоторых людей слишком короткий горизонт планирования, поэтому им трудно понять вещи, которые могут произойти через несколько лет. А значит, они и решения будут принимать, исходя лишь из понимания ими только краткосрочных целей. Например, с молодежью так бывает, которая еще не научилась мыслить стратегически, поэтому многие решения молодых людей исходят из их желания получить быстрые результаты. А такие результаты могут оказаться вредными для более важных результатов в отдаленной перспективе, важность которых молодые люди поймут только в более зрелом возрасте. Например, халатное отношение к своему здоровью в молодости может привести к большим сожалениям в будущем, когда оно, это здоровье, начнет человека подводить. Но понять это трудно, не обладая выдержкой, дисциплиной, не будучи рассудительным и не видя в деталях примеры жизни других людей, которые уже совершили подобные ошибки. Не видишь, не знаешь, не можешь в полной мере оценить какие-то последствия, как же ты их поймешь и учтешь в своих решениях. Вот поэтому я часто, очень часто в работе с людьми призываю их обратить внимание на чей-то известный им жизненный опыт, изучить его как следует, чтобы прочувствовать все те вещи, которые могут случиться и в их жизни, прими они то или иное решение, схожее с тем, которое принял когда-то человек, чей опыт они познали. Это как в будущее заглянуть, чтобы понять, как ты живешь сейчас, в настоящем.

Ну вот, пожалуй, и хватит про понимание. И так я уже слишком много написал для объяснения этого состояния. Но даже если что-то и непонятно еще читателю, то всегда можно что-то уточнить, спросить, чтобы еще лучше понять понимание. Я объясню все, что смогу объяснить. Понимание – это хорошее лекарство для психики и ума человека. Само стремление к нему уже много дает. Оно может избавить человека от многих внутренних и внешних проблем. А уж когда многое понимаешь, то и жить становится легче.

Особенно страхи легко лечить пониманием. Тут и понимание причин, смысла того или иного страха помогает его растворить, и понимание себя, своих возможностей, в которые мы порой не верим или которые не видим и потому не используем их, и понимание жизни, ее законов, все это приводит человека к комфортному состоянию. Все собираешь воедино, в систему, расставляешь все по своим местам, все со всем увязываешь, все проясняешь для себя, все последствия и все причины учитываешь, и у тебя перед глазами появляется карта жизни, по которой ты можешь ориентироваться, уверенно двигаясь в ту или иную сторону. Так что, стремитесь к пониманию, пусть не всего, что есть в этом мире, но самого важного в вашей жизни. Это стремление всегда себя окупает.