Насилие – в сущности людей, насилием богат наш свет; И человек лишь от нужды не причинит соседу вред.
Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди
Тема насилия одна из самых популярных в нашем обществе и, как я считаю, не достаточно хорошо раскрытых для большинства людей. Популярна она потому, что с насилием мы, либо напрямую, либо косвенным образом сталкиваемся довольно часто. Во всяком случае слышим мы о насилии постоянно. А запутанной эта тема является по причине не совсем правильного понимания людьми причин, целей и смысла любого насилия. С одной стороны, большинство из нас относится к насилию негативно, а с другой, многие люди его регулярно применяют или хотели бы применить для решения каких-то своих проблем. Мы понимаем, что сила в этом мире решает многое, а сила у нас чаще всего ассоциируется именно с насилием, то есть, с наиболее явной формой ее проявления. В этой статье я хотел бы поделиться с вами, дорогие читатели, своим опытом изучения различных проявлений насилия и помочь вам взглянуть на этот вопрос с практической точки зрения, чтобы вы лучше понимали это явление и знали, как к нему правильно относиться в различных ситуациях.
Так уж сложилась моя судьба, что вначале своей профессиональной деятельности я занимался исследованиями в области криминальной психологии и многое узнал о том, каким бывает насилие, кем и в каких ситуациях оно проявляется и что чувствуют проявившие его люди. Этот опыт сильно изменил мое представление о мире и о людях, которое до моего знакомства с криминальной средой основывалось преимущественно на искусственных догмах, сильно противоречащих как человеческой природе, так и природе в общем. Люди не такие, какими хотят себя считать и какими пытаются себя сделать с помощью культуры. На самом деле люди, не скажу, что хуже, чем они о себе думают, они просто ближе к природе, к ее жестоким, но в какой-то степени разумным законам. И хотим мы это признавать или нет, но тяга к насилию – это часть нашей природы. Не единственная и, пожалуй, что все-таки не основная, но довольно существенная часть. Мы жаждем насилия, потому оно является одним из способов выживания, но часто принимает извращенную форму, смысла которой мы не всегда можем понять.
Давайте определимся с тем, что такое насилие. В словарях я нашел два определения этого понятия, которые передам своими словами. А третье определение – мое собственное, которое лично для меня является более полным и точным.
Насилие — это такое действие, когда кто-то заставляет вас делать то, чего вы не хотите, в одних случаях при помощи угроз, в других с помощью физической силы.
Насилие — это жестокое обращение с кем-либо, при котором жертве наносятся физические повреждения, а также причиняется физическая и моральная боль.
Мое собственное определение насилия следующее: насилие – это стремление причинить вред или ущерб кому-либо с помощью силы, выраженной в той или иной форме. Цель этого стремления может быть разной, но она всегда связана, либо с защитой от кого-то или чего-то, либо с желанием что-то таким образом получить. Поясню смысл своего определения. В природе любое насилие связано с выживанием. Звери совершают насилие ради выживания – они либо защищаются от кого-то, либо нападают на жертву ради пропитания. При этом ни один зверь не нападает на более сильного, щадя при этом слабого. Нападать на сильного, когда есть слабый, просто глупо. И только в исключительных случаях зверь может это сделать. Это указывает на то, что задача выживания в природе является основной. И все живые существа стремятся именно к этому, когда совершают насилие. При этом сила в природе, как и в человеческом обществе, может быть разной. Не всегда это именно физическая сила. Кто-то кусает и царапает, кто-то давит и душит, кто-то жалит, кто-то обманывает, кто-то изматывает. У всех живых существ есть свои сильные и слабые стороны. И как мы с вами знаем, некоторые живые существа выживают благодаря обману, а не благодаря физической силе. При этом их обман может причинить серьезный вред другому живому существу, в том числе и физически сильному.
Подумайте, можно ли считать насилием способность травоядных обманывать хищника так хорошо, что это негативно скажется на его выживании? То есть, речь идет о совершенной защите, которая наносит вред нападающему. К примеру, если волк не сможет себя прокормить из-за того, что все, на кого он охотится научатся от него успешно убегать, то это будет равносильно тому, как если бы сами волки уничтожили бы какой-то вид благодаря своим совершенным охотничьим навыкам. То есть, волк может с помощью одной формы насилия уничтожить какой-то вид, если получит над ним большое преимущество, а это вид, например, зайцы, могут с помощью другой формы насилия уничтожить волка, получив над ним преимущество в виде более успешной защиты с помощью бегства. Смысл в том, чтобы выжить за счет другого.
В человеческом обществе дела обстоят также, как в животном мире. Физически сильные люди далеко не самые приспособленные и живучие. Хитрость куда более полезна для выживания нашего вида. Поэтому, если какой-то человек, подобно жертве хищника в животном мире, сможет с помощью каких-то приемов, каких-то хитростей обойти в борьбе за выживание более физически сильного человека, причинив при этом ему какой-то ущерб, то разве это не насилие? На мой взгляд, любая хитрость, любое действие, позволяющее одному живому существу причинить вред другому, ради какой-то выгоды или ради выживания – это проявление насилия. И подходя к насилию именно с этой позиции, мы сможем увидеть его в том, в чем раньше никогда не видели. Например, в искусной лжи и манипуляциях. Или в равнодушии к бедам и страданиям других. Или в доносах и подставах. Пусть это будет в некоторых случаях пассивное насилие, тем не менее оно позволяет добиться тех же целей, как и явное физическое насилие.
Когда я изучал различные преступления и преступников, то поначалу испытывал массу негативных эмоций. Знаете, когда во всех деталях изучаешь всякие зверства людей, то важно уметь защищать свою психику от сильных негативных эмоций, чтобы просто не сойти с ума. А самый лучший способ психологической защиты – это рационализация и осмысление всего, что ты наблюдаешь и что с тобой происходит. И именно эта потребность в защите своей психики от неприемлемой для меня на тот момент информации позволила мне многое понять в природе насилия. Я увидел в насилии не зло, а смысл и необходимость. Самое интересное, что я обнаружил, изучая самые разные преступления, что разные люди совершают насилие по-разному. То есть, потребность в причинении вреда другим людям есть, ну уж если не у всех, не буду так смело это утверждать, то у многих. Но удовлетворяется эта потребность разными людьми по-разному. Кто-то прибегает к физическому насилию, а кто-то к более изощренным способам причинения вреда другим людям, например, к натравливанию одних людей на других. Я считаю, что это связано в первую очередь с возможностями людей, а во вторую с их убеждениями. Человек может совершить насилие, если, во-первых, ему представится такая возможность, когда он будет точно знать, что не понесет наказания за свои насильственные действия, а во-вторых, если желание совершить насилие не будет противоречить его убеждениям. Хотя во втором случае люди умудряются находить самые разные оправдания своим поступкам. И надо заметить, иногда им это хорошо удается сделать. Например, в целях самообороны можно убить человека, но при этом явно превысить самооборону.
Что касается так называемых добрых людей, то часто их доброта поверхностна. Они добрые только потому, что слабы. Поэтому ведут себя так, как этого хотят другие люди, а не так, как они сами этого хотят. Но стоит им стать сильнее, например, с помощью власти и денег, как они сразу же являют окружающим свое истинное нутро. Точнее, они демонстрируют свой целостный образ, который имеет не только светлую, но и темную сторону. Мы-то потом говорим, что деньги и/или власть, и/или безнаказанность и избалованность испортили человека. Но на самом деле эти вещи просто позволили ему быть собой, быть тем, кем он всегда был, но тщательно это скрывал. Это не говорит о том, что человек стал плохим, он просто стал свободным в своих желаниях, когда стал сильней. Таким образом, некоторые, а возможно и многие люди не проявляют насилия только потому, что не могут этого сделать – они слабы и трусливы, поэтому осторожны в своем поведении на людях. Но стоит им только получить возможность действовать более смело, эгоистично и расковано, как они сразу же изменятся. Говорят, что в тихом омуте черти водятся. Я уточню – во всех людях живут черти, только не все люди позволяют этим чертям себя проявить.
Особую роль в поведении человека играют его убеждения. Убеждения позволяют нам контролировать свою природу посредством разума и веры. Некоторые люди не причиняют другим вреда потому, что считают это неправильным. Может быть даже иногда они это делают в ущерб своим интересам и в ущерб собственной безопасности, но если их убеждения сильны, то они будут вести себя так, как считают нужным, а не так, как им хочется или как они должны. Эти люди неидеальны, у них свои грешки, свои недостатки, свои слабости, но до определенного момента они могут быть весьма миролюбивыми. Этим определенным моментом может стать, к примеру, вопрос их выживания, когда они предпочтут сохранить свою жизнь в ущерб интересам других людей. Но убеждения дело тонкое, люди склонны их менять, когда им это выгодно или в тех случаях, когда они перестают во что-то верить. К примеру, есть люди, которые придерживаются убеждений, согласно которым причинять вред другим людям не только можно, но и нужно. Некоторые преступники, с которыми мне довелось общаться в свое время, говорили, что считают людей мусором и грязью, поэтому от них нужно избавляться. Они были твердо убеждены в том, что насилие, которое они чинили, было таким же естественным явлением, как, например, поедание хищниками травоядных. Так что не все видят мир так, как его видим мы. Поэтому наличие хороших законов и суровость наказания за проявление насилия, нашему обществу необходимы как воздух. Однако даже самые суровые законы и страх перед наказанием не способны полностью лишить общество насилия, так как люди испытывают в нем потребность. Речь может идти как о защите от кого-то, как в животном мире, так и о преследовании каких-то своих хищнических целей. И в том и в другом случае приходится прибегать к насилию. А некоторые люди совершают насилие потому, что получают от него удовольствие. Ниже я объясню смысл этого удовольствия.
Но прежде мне хотелось бы обратить ваше внимание на взгляды некоторых людей на проблему насилия в нашем обществе. Некоторые психологи в частности утверждают, что телевидение и компьютерные игры провоцируют насилие в обществе. Якобы, жизнь отражает телевидение, а не наоборот. Я так не считаю. Я считаю, что именно телевидение отражает жизнь, причем лишь частично. В действительности, никакое насилие на экране телевизора или на мониторе компьютера не отразит всех тех форм насилия, которые существуют в нашем обществе. Мы ведь с вами знаем, что насилие было всегда, задолго до телевидения, компьютерных игр и даже книг. Люди всегда были злыми и жестокими. Разумеется, хорошие качества в них тоже были и есть, такие как доброта, сострадание, милосердие, любовь. И эти качества также не имеют прямого отношения к различным источникам информации, включая телевидение. Они есть внутри нас. И если мы хотим руководствоваться преимущественно ими, то их нужно развивать. Различные источники информации, включая телевидение, могут программировать нас на определенный образ жизни и определенные действия. Но почему-то к хорошему, доброму, чистому и светлому многих людей приучить сложнее, чем к плохому. Иначе бы нам не нужны были законы в качестве сдерживающего фактора.
Мне известны случаи, когда дети, не видевшие в своей жизни, ни телевизора, ни компьютера, тем не менее были очень жестокими по отношению к слабым, а в некоторых случаях и к своим родителям. Их никто не учил тому, как совершать насилие, к некоторым из них никто никогда не применял насилия, из-за которого они могли бы озлобиться. Тем не менее, эти дети совершали насильственные действия, просто потому что хотели этого. Они давали волю своей природной агрессии. А хотите знать, почему от доброты, бывают так жестоки дети? Потому что доброта для них – это проявление слабости. А в природе, как мы с вами знаем, на слабых нападают. Слабость провоцирует агрессию. Но вернемся к телевидению и прочим источникам информации, чтобы понять еще один очень важный момент, связанный с насилием.
Давайте подумаем, почему средства массовой информации так много рассказывают нам о насилии? Ведь его действительно очень много в тех же новостях. Может быть они хотят нас запугать, показав, в каком опасном мире мы живем? Может это заговор какой-нибудь, цель которого контролировать общество с помощью страха? Думаю, что все намного проще – нам предоставляют именно такую информацию, к которой мы проявляем наибольший интерес. А мы проявляем большой интерес к насилию. Нам часто рассказывают о том, как где-то кого-то убили, обокрали, обманули и мы все равно никак не насытимся этой негативной информацией. Почему? Почему негатив привлекает наше внимание и удерживает его? Я считаю, что все дело в том, что такая информация важна для нашей жизни – она способна уберечь нас от потенциальной опасности, предупреждая нас о ней, поэтому мы придаем ей такое важное значение. Хорошие новости могут поднять нам настроение, но они для нас не столько важны, по сравнению с негативными новостями, ибо все хорошее для нас является нормой. А вот все плохое и страшное задевает нас лучше, потому что обращается к нашей потребности в выживании. Чтобы выжить, любое живое существо должно придавать значение всем видам угроз, с которыми оно сталкивается или может столкнуться. Если этого не делать, тогда можно погибнуть. Представьте себе не бдительную и безразличную к любым шевелениям в кустах антилопу, да она сразу же станет добычей хищника. И если все антилопы станут такими безразличными к одним только намекам на опасность, они вымрут. Вот поэтому человеческий мозг так жадно потребляет информацию, связанную с опасностью. Если не хочешь, чтобы тебя съели, тогда проявляй интерес ко всему тому, что представляет для тебя опасность.
И еще один важный момент, связанный с мнением людей о насилии. По мнению некоторых психологов, насилие связано с неудовлетворенными потребностями людей. И якобы, если эти потребности удовлетворить, то люди не станут прибегать к насилию. Я считаю, что это частичное заблуждение. Действительно, если у человека не удовлетворены его основные потребности, он становится агрессивным и склонным к насилию. Но и удовлетворив свои потребности, человек может прибегать к насилию, что мы неоднократно наблюдаем со стороны некоторых неплохо устроившихся в жизни людей, которые, как говорят в народе, с жиру бесятся, когда причиняют вред другим людям. Это происходит потому, что насилие – это сама по себе потребность, нуждающаяся в удовлетворении. Сколько человеку не дай того, в чем он нуждается и чего он хочет, он все равно будет совершать насильственные действия в отношении других людей, преимущественно тех, кто слабее его, имея на то желание и возможности. Поэтому в людей, которые в своей жизни мухи не обидели, я не верю. Но я верю в то, что человек может быть по большей части хорошим, добрым, миролюбивым, отзывчивым, нежели злым и агрессивным, если в его жизни все будет складываться хорошо и он будет придерживаться миролюбивых убеждений.
Человек не плохой и не хороший, не злой и не добрый, он такой, каким должен быть, чтобы выжить в этом мире. Но это не означает, что нам можно перекладывать вину за свое дурное поведение на обстоятельства, оправдывая тем самым свое или чужое насилие. Нам хочется думать, что мы хорошие, добрые, что это жизнь делает нас злыми, а обстоятельства вынуждает совершать насилие, но это не так. Мы добрые, хорошие, только не всегда и не со всеми. Иногда мы можем быть злыми, мстительными, коварными, подлыми и жестокими. И это не всегда связано с теми обстоятельствами, в которые мы поставлены. Часто это связано с теми качествами, которые мы сами в себе поддерживаем и развиваем, делая тот или иной выбор в различных ситуациях. Очень легко сделать выбор в пользу насилия, когда у тебя есть возможность его совершить и тебе это может помочь добиться своих целей. Гораздо сложнее воздержаться от такого соблазна и поступить по совести, по справедливости, по-человечески, принимая во внимание интересы и желания других людей, даже если они намного слабее тебя.
Давайте вернемся к тому, каким бывает насилие, чтобы понять, как часто мы сами используем различные его формы для достижения своих целей. Ведь некоторые из нас могут думать, что они не пользуются насилием в своей жизни и всегда поступают справедливо, по совести, с учетом интересов и желаний других людей. Но это может быть не так. Потому что речь совсем необязательно может идти о физическом насилии, которое проявляется в явной форме. Обман, манипуляции, сплетни, подставы, предательство, оскорбления, унижения, подавление и даже бездействие в ситуациях, когда кому-то нужна помощь, я тоже, как вы уже знаете, отношу к определенным формам насилия. Для меня всякое желание одного человека причинить вред и ущерб другому человеку, другим людям является насилием. Потому что важен не метод достижения цели, а его результат и те последствия, к которым он приводит. Физическое насилие – это насилие в явной форме. А, скажем, ложь, провокации, подстрекательство, стравливание людей друг с другом – это завуалированное насилие, которое способно нанести людям такой же или даже более серьезный вред, как и физическое насилие. Поэтому проанализировав свое поведение, человек может понять, к какой форме насилия чаще всего прибегает именно он, желая добиться своих целей в ущерб интересам других людей. Если вы, ради достижения тех или иных своих целей, причинили другим людям вред или ущерб, действуя вопреки их желаниям, интересам и воле, я смею утверждать, что вы совершили в отношении них насильственные действия. Насколько это было необходимо, вам лучше знать. Но прибегнув к насилию вы, вполне возможно, пошли по легкому для вас пути. Можете не соглашаться с моим определением насилия, но тогда вам придется дать указанным выше поступкам, которые совершают люди для достижения своих целей, другое объяснение и другую оценку.
Давайте теперь подумаем над тем, можем ли мы обойтись без насилия, стремясь достичь своих целей или решая свои проблемы. Как вы считаете, может ли хрупкая женщина, защищая себя и своих детей от взбесившегося мужа-тирана, который намного сильнее ее, так рассчитать свои силы, чтобы не нанести ему несовместимых с жизнью увечий? А можно ли быть честным и одновременно успешным политиком? А выиграть войну, не умея стравливать своих врагов друг с другом можно? А может ли человек, поставленный в тяжелейшие жизненные условия, не причинять материального ущерба тем, кто его в эти условия поставил ради своих непомерных желаний? Может и можно воздержаться от разных форм насилия в указанных мною примерах, коих, как вы понимаете, может быть намного больше, да только зачем это делать? Зачем усложнять себе жизнь, идя против своих интересов, чтобы только воздержаться от насилия? Да и невозможно это сделать, ибо в таком случае придется сдать свои позиции везде, где только можно. Мы не можем жить без насилия, потому что оно является одним из наиболее эффективных способов решения разного рода проблем и задач. Как невозможно жить и выживать без взаимопомощи и сотрудничества, которые также часто встречаются в нашей жизни, так сложно жить и без насилия. Поэтому и имеем мы врожденное стремление к насилию, или можно сказать инстинкт – инстинкт насилия. Одни люди с его помощью отнимают, порабощают, завоевывают и захватывают, а другие защищаются и защищают, отстаивают и выживают.
Теперь поговорим о том, к чему я обещал вернуться выше – об удовольствии, которое человек может получать, совершая насилие. Это особенно интересный момент, благодаря которому можно понять природу и смысл данного явления. Не все люди готовы признать, что получают удовольствие от наблюдаемого или причиняемого ими насилия. Мне только ярко выраженные психопаты и социопаты об этом говорили открыто. Психопаты и социопаты практически ничем друг от друга не отличаются, с точки зрения симптома: антисоциальное расстройство личности. Разница только в том, что психопатами рождаются [по мнению некоторых психологов [речь идет о генетической предрасположенности]], а социопатами становятся под воздействием среды. Эти люди прямо говорили мне, что им нравится наблюдать насилие над другими и самим его использовать, даже без особой необходимости. Но я считаю, что и другие, так сказать, нормальные люди, тоже получают удовольствие от насилия, только не признаются в этом. Почему я так считаю? А вы посмотрите, сколько в нашем мире необоснованного, необязательного и часто абсолютно ненужного насилия, которое люди, либо любят наблюдать, либо совершать. Вспомните про гладиаторские бои в Колизее и посмотрите, как сегодня люди себя развлекают с помощью боев без правил или смотря фильмы, в которых много насилия и даже творя его в виртуальном мире с помощью компьютерных игр. Людей привлекала боль, страдания, мучения, унижения и гибель других людей. А уж про разного рода бытовые конфликты, когда люди желают зла друг другу и говорить нечего. Поэтому я считаю, что многие люди хотят получать удовольствие именно от насилия, совершаемого либо ими самими, либо кем-то другим.
Почему некоторые люди получают удовольствие от наблюдаемого или совершаемого ими насилия? Какая в этом может быть практическая польза с точки зрения природы? Обычно, любое удовольствие – это стимул и одновременно награда для человека, делающего что-то нужное природе. К примеру, мы получаем удовольствие от совокупления для того, чтобы стремиться к этому процессу, благодаря которому мы размножаемся. А что же дает нам удовольствие от насилия? Вероятно, все дело в том, что таким образом мы производим естественный отбор, позволяя самым приспособленным выживать, а самым слабым погибать. Вполне возможно, что человек радуется насилию потому, что видит, как его конкуренты в борьбе за ресурсы и жизненное пространство устраняются, либо им лично, либо кем-то другим. По крайней мере из рассуждений тех людей, которые раскрывали мне все тайны своей любви к насилию, я делаю именно такие выводы. Когда другим людям плохо, нам может быть хорошо от этого именно потому, что мы избежали той участи, которая постигла их. Это, конечно, не означает, что человек человеку всегда волк. Все, как я считаю, зависит от обстоятельств. Если человек удовлетворен своей жизнью, если он понимает, как сильно мы все друг от друга зависим и умеет проявлять эмпатию, то в большинстве случаев он будет проявлять жалость и сострадание к тем, кто подвергается насилию, а не получать от этого удовольствие. Борьба за выживание совсем необязательно должна сводится к уничтожению более слабого. Сотрудничество и взаимовыручка также этому способствуют и по мнению некоторых ученых в гораздо большей степени. Тем не менее, когда люди чем-то не удовлетворены и многого не понимают, то ими управляют преимущественно агрессивные инстинкты.
Так что совершая добрые дела и помогая другим людям, мы тоже можем получать удовольствие и не только из-за соответствующих убеждений, но и благодаря врожденному стремлению к выживанию с помощью сотрудничества и взаимовыручки. Жизнь, как видите, многогранна, в ней нельзя придерживаться всегда какой-то одной стратегии выживания и развития. Иногда нужно протянуть руку помощи ближнему, а иногда и силу использовать, чтобы кого-то обойти или убрать со своего пути. Поэтому природа позволяет нам получать удовольствие, как от условно хороших, так и от условно плохих поступков.
Иногда некоторые люди не могут и не хотят устоять перед соблазном использовать силу, неважно в какой именно форме, чтобы решить какие-то свои проблемы и реализовать свои желания. Все-таки сила в нашем мире решает многое, поэтому люди ее любят и уважают. Однако мы знаем, что на одном только насилии далеко не уйдешь, что чем больше его в нашем обществе, тем менее комфортно и более опасно в нем жить. Поэтому любая борьба с насилием, прежде всего идеологическая и культурная, и реже в виде ответного насилия, является благородным и с точки зрения природы перспективным делом. На естественный отбор можно смотреть, как с точки зрения выживания самых сильных и приспособленных особей, так и с точки зрения выживания всего вида. Вот во втором случае мы можем сделать вывод, что человечеству будет намного легче выжить, если оно будет сплоченным и миролюбивым, если сильные будут помогать слабым, а не уничтожать их.