Мудрость состоит в том, чтобы удалить из жизни все неважное.
Лин Ютань
В этой статье речь пойдет о практичном, эффективном, разумном, рациональном отношении к жизни, благодаря которому человек сможет жить гораздо более осмысленной жизнью, не бросаясь в крайности и не стремясь к тому, что ему на самом деле не нужно. Такая жизнь может способствовать обретению счастья намного больше, чем вся та суета, возня, борьба за все и вся, которая сейчас в основном присутствует в жизни большинства людей. Мы поговорим о минималистах и минимализме, о плюсах такого подхода к жизни. Заодно я расскажу вам и о своей новой книге, которая этой теме посвящена. Тема минимализма стала для меня одной из самых важных, одной из самых, скажем так, жизненных в моей жизни. Поэтому она напросилась на целую книгу. И теперь вот, я делюсь своими мыслями, а также своим опытом, который имеет отношение к минимализму, с вами. Думаю, такое отношение к жизни многим может приглянуться.
В чем суть минимализма
В один прекрасный, именно прекрасный, потому что он многое меняет в лучшую сторону, человек может для себя обнаружить, что в его жизни слишком много лишнего, от чего следовало бы избавиться. Это лишнее оттягивает на себя различные ресурсы, включая время и внимание, оно отягощает, требует усилий, чтобы этим лишним обладать, управлять, думать об этом лишнем или стремиться к нему. В лишнем нет необходимости, лишнее – это своего рода успокаивающий человека излишек. Больше денег, больше имущества, больше информации, всего больше – это вроде бы как лучше, чем если бы было меньше. Но это не так. Потому что если человека всем завалить, всего ему дать в избытке, лучше ему не станет. А вот хуже, да.
Придерживаться меры во всем – вот суть минимализма. Не надо ни в какой аскетизм впадать, лишая себя необходимого, но и жадничать не стоит, не нужно перегружать свою жизнь чем-то совершенно необязательным, особенно ценой больших жертв. И минималисты приходят к такому пониманию. Они упрощают свою жизнь, избавляются от лишнего, чтобы сосредоточиться на самом важном. И благодаря такому подходу к жизни во многом ее качество улучшается.
Во-первых, человек приходит к большей осознанности, становясь минималистом. Нельзя одинаково хорошо осознавать слишком большой объем информации. Есть известные пределы мозга, которые позволяют осознавать, то есть, очень хорошо понимать и сосредотачивать внимание на определенном количестве вещей. Если же количество этих вещей превышает возможности мозга, тогда что-то не понимается вообще, поскольку не замечается и не обдумывает или все вместе понимается хуже, ну или в тех или иных пропорциях. От человека может что-то ускользнуть, выпасть из поля его внимания, остаться не замеченным, а значит и не учтенным, не обдуманным. Что-то может быть проигнорировано необоснованно, из-за чего человек сделает неправильный выбор, не в пользу более важного элемента, а в пользу того элемента, который просто активнее обращал на себя внимание. Когда мы перегружены информацией, мы часто совершаем ошибки, ибо не можем в достаточной мере всю эту информацию осознать.
Во-вторых, человек благодаря минимализму способен придерживаться истинных вечных ценностей, да и просто более правильные вещи для себя выбирать, а не каким-то там новым модным тенденциям следовать, не выбирать что-то разрекламированное, распиаренное, что обычно подразумевает, что тобой манипулируют, а значит, используют тебя. В качестве ценностей человеку можно практически что угодно навязать. Любой образ жизни, любые вещи, любую деятельность. И он это примет, если, либо не будет знать о более важных ценностях, так сказать, вечных ценностях, не будет их замечать, понимать, не сможет их определить, либо не будет иметь возможности эти ценности сравнить между собой. Скажем, по причине того, что вокруг него полно людей, придерживающихся определенных, условно-ложных ценностей, поэтому, глядя на них, он думает, что именно так и надо жить. Или, если человеку постоянно говорят о ценности чего-то, постоянно это выделяют для него, принижая или игнорируя другие вещи, то тоже самое происходит, он начинает думать, что ценно именно то, на чем сосредотачивают его внимание, о чем часто и много говорят.
Но если он станет минималистом, он уже сам начнет решать, что в его жизни нужное и важное, а что лишнее, что ценное, а что не ценное, что более, а что менее ценное, что полезное, а что просто разрекламированное, в том числе и навязанное. Потому что он этим вопросом займется, став минималистом. Минималист на то и минималист, что занимается очисткой своей жизни и своей головы, посредством обдумывания важного и нужного для себя. Посредством определения нормы. Он обосновывает свои решения, а не просто подражает кому-то или что-то принимает от людей, от общества, что оно ему подсовывает, навязывает. Поэтому и к истинным ценностям ему прийти легче, ибо он этим начнет заниматься, начнет наводить порядок в себе и вокруг себя.
И в-третьих, минималисты получают больше времени на жизнь. Мы ведь для чего норму определяем в чем-либо? Чтобы не переборщить, чтобы не было хуже, чтобы не перегрузиться, чтобы не тащить все на себе в этой жизни, не тащить слишком многое, не мучиться из-за этого, вот для чего. И чтобы высвободить в том числе и время на саму жизнь. Чтобы жить. Наслаждаться чем-то, размышлять над чем-то, благодарить жизнь за то, что в ней есть. Жизнь требует от нас определенного спокойствия, чтобы мы смогли заметить что-то красивое в ней, приятное, смогли насладиться тем, что уже имеем, к чему пришли, чего достигли. Этого нельзя сделать всуе! Нельзя это сделать с безумными от жадности глазами. Когда тебе всегда мало, ты не можешь успокоиться, все время к чему-то бежишь, ты не можешь жить имеющимся. И пусть достижения, стремления – это часть нашей жизни, а процесс, действия, активность, перемены есть сама жизнь, без умения наслаждаться тем, что имеешь, счастья не испытаешь. Поэтому люди и находят в минимализме значимую долю разумности, чтобы изменить свою жизнь, если она утомила своей суетой и постоянной неудовлетворенностью.
В этом мире есть вещи, которые чему-то хорошему способствуют, той же жизни, тому же процветанию, развитию, счастью и есть вещи, которые ведут к плохим вещам, к неестественной, несвоевременной смерти, к разрушениям, боли, страданиям. И люди, посредством наблюдений, а также с помощью научного подхода, когда-то что-то исследуется системным образом, выявляют различные ценные закономерности. И на основании этих закономерностей мы делаем выводы, что для нас хорошо, а что плохо. Что хорошо в текущем моменте, а что в средне и долгосрочной перспективе лучше будет, и не противоречит ли одно другому. Сложные противоречия выявляем, конфликты интересов. Бывает, что когда хорошо одному человеку, то плохо другому. И вот чтобы не было конфликтов, не было негативных последствий от тех или иных решений, мы стремимся согласовать интересы людей, чтобы они не пересекались, путем определения нормы всего и вся. И благо, в этом мире такое возможно. Поэтому минималисты становятся минималистами, чтобы к гармонии определенной прийти. Чтобы жить более умной жизнью, без крайностей, без вызванных излишками или недостатком проблем.
Поэтому главная польза минимализма в том, что он способствует гармоничной жизни, а значит и разумной. Благодаря ему люди могут избежать многих негативных последствий от превышения меры в чем-то, либо от ее несоблюдения.
Граница допустимого
Тема минимализма не возникла бы вообще, понятия такого не возникло бы, идеи такой, если бы люди не столкнулись с проблемами, вызванными в основном превышением ими границ допустимого. Как бы еще и недобор бывает, когда не получаешь, не имеешь необходимого, но его люди понимают лучше, чем перебор. Когда мало – это видно. А вот когда много – это не всегда понимается. Поэтому человек хочет еще больше, больше, больше и приходит к разбитому корыту. Проблема жадности, проблема перебора, вот как это можно еще назвать. И вот поняв это, люди стали определять границу допустимого. В основном, верхнюю границу, где обычно разум нужен, чтобы вовремя остановиться, убрать лишнее, не перегибать палку и так далее. Как бы, понятно стало когда-то, что больше – не значит лучше. А вот когда достаточно – это хорошо.
Так вот, минимализм позволяет человеку находится в пределах границ допустимого, если человек настроится на определение этих границ. Минималист всегда ищет норму во всем. В этом смысл этой идеи, смысл быть минималистом. Лишнего ему не надо. Только он прежде должен определиться, сколько для него будет лишним и почему. Вот как говорил швейцарский алхимик Парацельс: «Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством», так и мы можем сказать, я во всяком случае так скажу, что во всем надо знать меру, чтобы не перейти границу допустимого. Чтобы, в том числе, и не начать творить зло, которое начнет распространяться, мутировать, приумножаться и возвращаться в том или иной виде к тому, кто его породил. Когда ты превышаешь меру, ты творишь зло. Себе или другим, но зло появляется, в виде чего-то разрушительного и губительного. Может быть, оно тоже к чему-то потом хорошему или доброму приведет, не будем тут философствовать. Мы знаем, что когда норму превышаешь, это может привести к негативным последствиям. И для нас этого достаточно.
Потребность в норме и без всякого минимализма очевидна. Та же жадность, в широком смысле, может вызвать серьезные конфликты между людьми. И, собственно, вызывает. Жадный человек поначалу, может быть, что-то и выиграет, если успешно что-то сделает, но потом он рискует за свою жадность поплатиться. Ему кто-нибудь отомстит, он потеряет кого-то – партнера, как в личной жизни, так и в деловой, друзей, родственников. В общем, не мне вам говорить, как жадность губит людей. А возможной она становится тогда, когда человек не осознает норму, которая ему требуется. Когда он не видит границ, скажем так, которые нельзя нарушать. Когда наполняемый им стакан начинает переливаться, он создает себе проблемы. И чтобы этого не было, нужно иметь способность вовремя останавливаться. Минималисты ею обладают, поскольку практикуют такой образ жизни, который подразумевает в том числе и умение остановиться и не пытаться взять больше, чем нужно, чем можешь унести.
Человеку никогда не требовалось много всего. Тех же ресурсов, внимания, может быть даже и ума, из-за избытка которого людей порой такие безумства совершают, что диву даешься, как такое вообще возможно. Так что, иногда и большой ум идет во вред, хотя, конечно, в целом, пользы от него несравненно больше. Всегда требовалось и требуется всего или многого в меру. И эта мера в отдельных случаях невелика. Даже по современным меркам, когда столько всего просится в руки человека, когда комфортная и красивая жизнь требует наличия разных вещей, все равно, даже в этом случае, есть своя разумная мера, которую не следует превышать. Хотя, как минимум для того, чтобы не сойти с ума. Потому что, если начинаешь это делать, то есть, меру превышать, обязательно какие-то негативные последствия наступают, как побочный эффект. Ну не может мир быть так глупо устроен, чтобы в нем количественные критерии были показателем хорошего или плохого. А вот мера, дозировка, норма – вот это то, что достойно человека разумного.
Поэтому, вроде бы, разумное поведение условно разумных существ требует от них какого-то рычага самоограничения, когда они видят, что явно перебарщивают. Однако, если психику человека начать уродовать, разными способами, хоть соблазнами, хоть психологическими травмами, то она у него и начинает работать с перекосами, вопреки его разумности, вопреки здравому смыслу, какой-то логике. Человек даже может не понимать, что вредит себе и не будет знать, как это остановить. К примеру, лишенные полноценного родительского внимания дети, во взрослом возрасте требуют к себе слишком много внимания от других людей и в частности, от своего партнера. И вроде бы, какая проблема в том, чтобы им это внимание дать? Но это иной раз просто невозможно сделать. Человек работает, какие-то дела свои делает, да и просто, не хочет напрягаться слишком сильно, ему и самому нужно определенное внимание, поэтому он не может позволить себе проводить кучу времени с психологически травмированным партнером, да еще и вести себя с ним каким-то определенным образом. А тот этого не понимает, потому что у него восприятие нарушено. Такие люди слишком болезненно реагируют на разного рода критику, замечания в свой адрес, они обидчивые. Они бывают через-чур ревнивыми. То есть, нет вот этого понимания пределов допустимого, границ допустимого, в своем восприятии и поведении. Им надо, они требуют больше того, чего когда-то у них было слишком мало. Вот одна из причин выхода человека за границы допустимого.
Бывают и случаи внушения неестественных вещей людям, сильно ухудшающих их жизнь. Например, аскетического подхода к жизни. Откажись от этого, откажись от того, потому что так якобы правильно. Человек в итоге не удовлетворяет даже самые базовые потребности должным образом. И страдает из-за этого. Разве может он быть нормальным в таком случае? Он будет страдать и физически, и психологически. Отсюда и поведение его может быть очень странным. А в некоторых случаях и опасным для других людей. Минималисты к такому положению дел чувствительны, они понимают не только верхнюю границу допустимого, но и нижнюю. Соответственно, не поддаются таким внушениям, убеждениям, которые призывают их жить хуже, чем нужно. А если они оказываются в такой ситуации не по своей воле, то ищут возможности из нее выбраться, а не мирятся с ней.
В наше время все-таки чаще встречается другое. А именно – разжигание страсти в глазах людей, которая становится следствием их чувства неполноценности. Ложного чувства, надо заметить. Им его внушают, указывая на недопустимое отсутствие в их жизни каких-то определенных вещей. Нет у тебя, допустим, престижного автомобиля, внушительного счета в банке, модной одежды, какой-то техники и тебя уже называют не нормальным, не своим, не современным и так далее. А некоторые люди воспринимают тебя, как человека второго сорта. Это создает жуткий внутренний дискомфорт, из-за которого люди начинают стремиться ко всем этим вещам, которые им на самом деле не нужны, многим порой для этого жертвуя. Иначе к тебе не будет уважения, тебя не признают, над тобой могут насмехаться, с тобой не захотят иметь дела серьезные люди, да многое может внушаться. Так на ровном месте создаются проблемы, которые хочется решить, чтобы хотя бы быть, как все. Это может привести к возникновению уже реальных проблем. К той же жадности, обману, насилию, когда ради денег люди почти на все готовы. А деньги уже позволяют им почувствовать себя полноценными, обзаведясь всем тем лишним барахлом, которое им навязали.
При этом, разумные ограничения и самоограничения необязательно ведут к какому-то застою, потери мотивации и, скажем так, опреснению жизни, когда хочется, но не нельзя, даже если при этом и можется, и человек из-за этого теряет интерес к жизни. Просто ищутся иные пути, иные способы достижения чего-то, не ценой чьих-то, в том числе и своих собственных страданий, не той ценой, о которой можно сожалеть. Всегда можно найти решение, позволяющее не превысить рамки допустимого, а расширить их. Если, конечно, в этом есть смысл. Иногда просто достаточно понять, что тебе не нужно то, чего ты хочешь. Этому и способствует идея минимализма.
Социальные проблемы
Для меня минимализм – это проявление здравого смысла. И когда я смотрю на различные социальные проблемы, которые приводят и к проблемам у отдельно взятых людей, все ведь мы тем или иным образом связаны друг с другом, то я понимаю, как сильно вот такого здорового, разумного мировоззрения не хватает людям. В книге про минимализм я пишу о гуне страсти – понятии из индийской философии, коим можно объяснить то состояние ума, коим живут очень многие люди в этом мире, будучи одержимые жадностью до всего. И на мой взгляд, это не лучший подход к жизни. Потому что это приводит ко многим проблемам, как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом. Как в песне: «Люди гибнут за метал, сатана там правит бал».
В любых социальных проблемах ищите жадность, неумеренность, безумное превышение всех разумных пределов, чтобы их объяснить. Или, говоря точнее, нужно искать потерю кем-то чувства меры, после чего уже иррациональная сторона человека начинала править балом. И как бы люди не рационализировали свои неуемные желания, какую бы логику не использовали, чтобы оправдать свою жадность, свои безумные амбиции, это все будет просто игра словами, которая будет служить прикрытием антисоциального безумия, в которое впали эти люди. Они отошли от порядка, от здравого смысла, поэтому происходят какие-то события, которые вредят людям, создают проблемы. А когда человек начинает мыслить, как минималист, то есть, здраво, разумно, сдержанно, в меру спокойно, он все это видит. Он видит всю эту бессмысленность оправдания безумной жадности, видит нелепость рассуждений, которые оправдывают, пытаются оправдать какой-то беспорядок и хаос, возникший из-за нарушения определенных законов жизни.
Давайте рассмотрим конкретные примеры социальных проблем. Я выдерну для этого некоторые распространенные вещи, с которыми мне приходилось сталкиваться в жизни, в своей работе, чтобы именно на их примере показать, как отсутствие чувства меры приводит к проблемам. Обратим внимание прежде всего на такую, традиционную для многих обществ ценность, как семья. Я не стану какую-то статистику сейчас в пример приводить, сколько разводов в каком-то определенном обществе происходит, через какое время после вступления в брак люди разводятся, кто становится инициатором разводов чаще, какие причины к этому приводят. Я не могу эту статистику проверить, в сборе ее я тоже не участвовал, а просто поверить в нее, ну, можно было бы, конечно, но что-то не хочется. Ибо незачем. А вот если на свой опыт опираться, коим я обычно и стремлюсь делиться, чтобы предоставлять уникальную в некотором смысле информацию, а потому и по-своему ценную, то могу сказать, что очень часто причиной разводов становятся экономические трудности. Наиболее, пожалуй, распространенная причина.
Но эти трудности, экономические, они весьма условные. Они в основном в головах людей возникают, а не в реальной жизни. Люди в известных мне примерах ссорились и расходились не из-за того, что им кушать было нечего, жить негде было и одеть нечего, а потому, что уровень жизни, даже, точнее, уровень комфорта у них, видите ли, был не тот, которого они желали. Он, этот уровень, мог или упасть по каким-то причинам или не вырасти до нужного им предела. И из-за этого они рушили семью, считая, что так жить нельзя, невозможно, нужно искать другого партнера. Они искали более выгодные в материальном смысле варианты. И стоит ли говорить, что очень часто не находили? Потому что проблемы не было, проблема создавалась искусственно. Люди сами ее себе придумали, не понимая, что имели они столько, сколько им полагалось, сколько им было нужно, сколькому они сами соответствовали.
При этом, в серьезных отношениях куда важнее личностные качества человека, а не тот уровень жизни, который с ним возможен, если мерить его материальными ценностями. Потому что определенные ценные личностные качества – куда более редкое явление в этой жизни, чем способность обеспечить себя, своих близких какими-то благами. Существует немало обеспеченных людей, с которыми невозможно жить! Так вот они ужасны. У этого масса причина, сейчас не об этом, просто это надо учитывать. А если человек нормальный, человечный, прежде всего в отношениях с партнером, с ним можно многого добиться, вместе, а не так, чтобы на все готовенькое прийти. И если вдруг не получается большего достичь с кем-то, то значит, большего и не нужно. От большего люди сатанеют. Точнее, от лишнего. Для них лишнего. Поэтому всегда для себя нужно определять максимум и минимум необходимого и придерживаясь этих рамок выстраивать разумную линию поведения, в том числе и в семейной жизни. И не бегать, как в случае с работой, туда-сюда за лишними тремя копейками, когда в этом нет абсолютно никакой необходимости. Потому что из-за этих трех копеек можно потерять гораздо более важные ценности. Например, порядочность и преданность. Кто знает, в чем это проявляется в серьезных отношениях, тот понимает всю важность такой потери.
Измены – тоже частая причина распада семьи. То есть, причина вот этой рассматриваемой нами в качестве примера распространенной социальной проблемы. Все человек получает от партнера, из того минимума, на который вправе рассчитывать. А ему все равно мало. И он ищет что-то на стороне, изменяет и этим доставляет страдания партнеру. А потом все рушится. Редкий брак сохранится, не говоря уже о том, чтобы быть прочным, если в нем есть ложь, предательство, а то и паразитизм, когда паразитируют на том, кому изменяют. Напряжение в такой семье будет слишком большим, чтобы его долго можно было терпеть. По крайней мере, оставаясь при этом нормальным человеком, способным терпеть подобное отношение к себе. Это не носки разбросанные по квартире собирать, не ужином плохо приготовленным давиться. Эти все незначительные раздражающие факторы принять, пережить можно. Смириться с подобными грехами людей, значит на определенные жертвы пойти ради семьи. Не такие уж и большие, если подумать.
А вот измены, предательство – это уже совсем другой уровень греха, скажем так. Это уничтожение личности предаваемого, это вытаптывание его Я в грязь. И это не культурой определяется, а самой природой. Редкая культура способна приучить человека с таким отношением к себе мириться. И то, неизвестно, насколько такое смирение будет полным, не повлиявшим негативно на психику человека. Обычно к изменам относятся негативно многие люди и во многих местах, потому что они вредят душевному состоянию. И не только ему. Человек теряет жизненные силы, теряет любовь к жизни, к себе, когда через измену ему показывают, что он не достоин преданности, честности, потому что он никто, потому что другие лучше него. В общем, тут целая матрица разрушительных мыслей возникает, которая губит человека. Поэтому такие вещи он терпеть не может. А что такое измены? Это проявление жадности! Это превышение пределов допустимого ради сомнительных с точки зрения их необходимости ощущений. А даже если они и дают что-то новое, дополнительное, то важно понять, что ты, стремясь к этим ощущениям, ради них разрушаешь. Минималист так поступать не станет. Потому что того счастья, которое дает ему нормальная семейная жизнь, ему будет достаточно, чтобы не разрушить это из-за каких-то незначительных дополнительных удовольствий. Он понимает, что всего иметь нельзя, надо в этой жизни всегда выбирать что-то, но никак не все. Иначе не будет ничего. Или вообще неизвестно, что будет.
А еще дети, для некоторых, если не для многих людей являются просто огромной экономической прежде всего проблемой. Это опять-таки, социальная проблема, которая мне в сознание врезалась, когда я с ней имел дело. Отношение к детям. Оно ведь у некоторых людей, а может и у многих, кто считал, совершенно потребительское. Они с калькулятором считают, насколько им может быть выгоден или не выгоден ребенок. Больше они никак не оценивают наличие ребенка в их жизни. Не с духовной точки зрения, не понимая, каково это жить, кого-то любя. Ни с мотивационной, когда не понимаешь, что если у тебя появляется ответственность перед тем, кого ты будешь любить, ты сделаешь в десять раз больше, чем делаешь сейчас. Чтобы все проблемы решить, все вопросы закрыть. Если, конечно, ты сможешь любить. Это же тоже надо уметь. Любовь тоже требует своих ограничений. Иногда, любя, надо отказаться от легких решений и принимать решения сложные, чтобы помочь тому, кого любишь, даже если для этого ему нужно причинить боль. Так что, тут все сложнее, чем просто деньги. А люди с калькулятором считают, сколько им будет стоить ребенок. Это же смешно. И даже при таком примитивном подсчете вводные данные у них не совсем разумные окажутся. Ими считается все, что надо и что не надо. Отсюда и итоговые цифры запредельные и страх перед появлением детей. Конечно не потянешь ребенка, если планируешь снабжать его многим лишним.
Вообще, что только детям не навязывают с самых ранних лет, считая это необходимым для них. К примеру, есть методики раннего развития, при которых детей учат тому же чтению очень рано. Они в два года уже читают, благодаря таким методикам! И родители этим гордятся, хвастаются, считая, что это хорошо. Хотя есть исследования, которые показывают, что это не только не полезно, но и вредно. Дети ничего не понимают из прочитанного в таком возрасте. Плюс к этому, их вообще лучше не изнурять различными занятиями в столь раннем периоде, а дать им возможность насладиться детством – играми, весельем. Это важно и для развития, в том числе интеллектуального, не только физического и для психологического здоровья. А придет время, они с охотой и быстро изучат и то же чтение, и счет, все, что нужно изучить. Всему свое время. Поэтому не нужно жадничать и стремиться дать своему чаду, а по сути, себе, что-то лишнее, для какого-то извращенного превосходства над другими.
Но родители поддаются всяким рекламным призывам, страстям собственным поддаются, когда хотят, чтобы их дети не столько счастливы были, сколько превосходили других детей, чтобы им, родителям, было приятно. И поэтому нагружают своих бедных детишек разными задачами сверх всякой нормы, тратя на это порой очень много денег, которых им потом и не хватает. Какие-то свои личные комплексы, страхи, неуверенность они таким образом выражают через жадность, желая получить больше от своих детей, больше необходимого. И порой даже больше, чем дети способны дать. У родителей у самих что-то не получилось в жизни, что может не так уж и важно, только они из-за этого все равно переживают, поэтому они требуют от своих детей каких-то достижений, чтобы если уж не собой гордиться, то своими детьми. Это довольно-таки эгоистично. И такой подход к воспитанию приводит ко многим проблемам, как детей, так и их родителей, а также общество.
А еще родители необдуманно различными благами, игрушками балуют своих детишек с ранних дет, вещами заваливают их, а когда те подрастают, то и все проблемы за них решают, вплоть до покупки им квартиры, устройства их на работу. Такая опека делает их детей не только эгоистичными, что негативно сказывается на их социализации, но и слабыми. Когда все за тебя делают – ты не развиваешься. Так и хочется сказать таким через-чур заботливым родителем – еще кушать за своего мальчика, за свою девочку начни. И вообще, всю жизнь за ребенка проживи, а он пусть просто наблюдает за тем, как эта жизнь проходит. Неудивительно, что такие дети могут быть неудовлетворены жизнью, потому что сами ничего не умеют, они не приспособлены должным образом к ней. Они и жадными бывают часто, потому что привыкли все легко получать, поэтому им многого хочется просто так, потому что им хочется. И при этом они неблагодарные. Им сколько всего не дай, они будут только большего требовать. А за что им тех же родителей благодарить, ведь они отняли у них возможность жить, приучив только просить или требовать. Этакие вечные птенцы в гнезде с открытым клювом. Вот как бывает, если нарушать границы допустимого. Если сверх меры что-то делать.
Родители из-за своей неразумности или эгоизма, желая привязать к себе детей, мешают им жить, не позволяя их крылышкам вырасти. А дети таких родителей могут потом мешать и часто мешают жить другим людям в обществе. И все это следствие нарушения людьми той меры, которой нужно придерживаться во всем.
Примеры социальных проблем можно приводить бесконечно. Это простыня получится, состоящая из одного только списка таких проблем, что на десяток книг хватит, большого объема. Таких проблем великое множество. Больших и маленьких, глобальных и локальных, касающихся разных групп населения и всех вместе. И это такие проблемы, которые люди сами себе создают, своими решениями и действиями. И все эти проблемы будут так или иначе связаны с нарушением законов жизни или с их неправильным использованием, при котором будет происходить нарушение меры в том, в чем она должна соблюдаться. А она должна соблюдаться во всем. Кроме может быть того, что мы можем назвать безумием, способным показать нам что-то необычное, но в то же время губительное. Например, конец света, который человечество может себе устроить из чувства любопытства. Ладно, закончим с философией, перейдем к книге.
Книга о минимализме
Почему о минимализме я сейчас книгу написал? Почему эта тема оказалась одной из таких тем, которой я уделил внимание? Потому что эта тема, наряду с другими, сама напросилась на труд. Мне как бы о многом хочется написать, много написать хочется, именно столько, сколько нужно для книги, чтобы в чем-то основательно разобраться. Но тема минимализма одна из самых важных для меня оказалась по той причине, что именно в таком мировоззрении, в таком подходе к жизни я вижу решение многих проблем, с которыми сталкиваются люди и с которыми я имею дело, работая с людьми.
Вот ранее я тему свободы в одной из книг раскрыл, как посчитал нужным, потому что она очень важная с моей точки зрения. Эту тему надо обсуждать с пеленок, чтобы ценность свободы человеком не генетическом уровне ощущалась. В другой книге тему законов жизни рассмотрел, так сказать, вечных законов, от которых зависит правильность или неправильность наших решений, как мы это понимаем. В еще одной книге о правильном с моей точки зрения понимании Бога я рассказал и о том, как Его слышать. Чтобы человек, которому эта тему не чужда, с этим вопросом для себя определился, чтобы внутренний стержень обрел, чтобы мог ориентироваться в жизни, понимая, какие поступки следует совершать, а какие нет и почему. О безумии книгу написал, чтобы было понятно, почему люди могут совершать те или иные безумные поступки. И теперь вот о минимализме книга готова. Это все такие темы, которые часто всплывают в жизни в том или ином контексте, особенно, когда речь идет о проблемах, в частности, психологических.
И вот тема минимализма, о которой я в книге рассуждаю и главное, что в ней я помогаю настроиться на такое мышление, такой образ жизни помогаю начать вести, пропагандируя его, стала отражением того безумия, которое я наблюдал и наблюдаю, когда люди мыслят не практично, не разумно, когда распыляют свое внимание на множество малозначимых вещей, считая, что чем больше всего, тем лучше, вместе того, чтобы концентрироваться на самом важном и довольствоваться необходимым. Иными словами, как и тема свободы, тема законов жизни и прочего, о чем я писал ранее, минимализм – это лекарство или даже иммунитет от многих психологических проблем. А заодно и рецепт решения тех проблем, которые из-за таких психологических проблем возникают. Если человек, прочитавший о минимализме, последует хотя бы какой-то части написанного, хотя бы часть мыслей примет на вооружение, не просто согласится с ними, а начнет их использовать в своей жизни, тогда, могу со всей уверенностью сказать, что в таком случае он избежит многих бестолковых проблем, коими мы сами себя мучаем, а какие-то сможет решить, если они уже стали актуальными.
В общем, это такие знания, которыми лично я хотел бы обладать в первую очередь. Одни из самых важных. А поскольку в этой жизни все узнать, все книги перечитать невозможно, да и не нужно, надо быть минималистом – выбирая как раз-таки самое важное и изучая это важное в первую очередь. И вот это, о чем у нас речь идет – это точно важное!
Но что еще важно понимать, обращая внимание на какую-либо тему и разбирая ее. Важно не просто что-то узнать о чем-то, важно настроиться на это знание особым образом, чтобы впитать его целиком. Это значит заразиться не только осознаваемыми, логически понимаемыми мыслями, но и такими скрытыми мыслями, которые влияют на темную, глубокую сторону нашего ума, то есть, на наше подсознание. Это и сознание свое поможет настроиться особым образом. У человека не возникнет противоречий между его логическими выводами и теми поступками, которые он вопреки всякой логике совершает. Такое возможно, если проникнуться какой-то темой достаточно основательно.
Очень часто вижу, как люди себе вредят, делают себе хуже, поскольку не придерживаются даже очень простых правил поведения, подразумевающих какие-то разумные ограничения. Люди эти правила нарушают, как будто специально хотят сделать себе плохо. И делают. Например, они берут в долг и не отдают. Хотя, когда приходит время расплачиваться, у них есть возможность рассчитать по долгам, без всяких негативных последствий для себя. Но они проявляют жадность и создают себе такие проблемы, которые лишают их гораздо большего, чем то, что они должны. Скажем, они начисто подрывают к себе доверие и таким образом лишаются будущего источника финансирования, либо источника каких-то других благ, которые могли бы получать, если бы просто соблюдали простые, посильные им правила. Почему так происходит? Это можно было бы списать на глупость, свойственную роду человеческому, как это часто делает. Что-то сделал не так, значит, совершил глупость. Но глупость – это слишком не конкретное, да и не корректное определение причин такого поведения. Все сложнее, если стараться заглянуть за границы безумия, как я писал в одной из своих книг, чтобы все-таки найти понятные мотивы тех или иных поступков людей.
Психология позволяет нам видеть или хотя бы догадываться о том, что находится за пределами нашего обычного понимания, за пределами логики, здравого смысла, словом, за пределами понятных нам мыслительных процессов. Это мы называем обычно бессознательными мотивами. И вот люди, они не могут поступать разумно, с пользой для себя, когда по каким-то причинам себя не любят, не ценят и наказывают за какие-то грехи. В этом тоже есть своя разумность. Если человек абстрагируется от своего эго, он станет беспристрастно себя оценивать, судить себя будет и увидит все, что он делал плохого, без всякого оправдания этого. В том числе и по причине жадности. Ну а если ты в чем-то виноват, то вину надо искупать. Вот поэтому люди себе и вредят. Делают они это бессознательно. Огромным количеством способов. И в этом во всем не разобраться, если жить одними страстями, ведя хаотичный, суетливый образ жизни.
Многим людям нужно просто успокоиться, остановиться, подумать как следует над своей жизнью, над своими проблемами, чтобы начать наводить во всем порядок, а не метаться из стороны в сторону, пытаясь на всех стульях усидеть, всех зайцев догнать. Минимализм этому способствует. Поэтому эта тема важна.
Чтобы не хотеть лишнего, чтобы успокоиться и жить в гармонии со многим, что есть в этом мире, многим людям нужно залечить свои душевные раны, свою душевную боль успокоить, со всеми навязанными им ложными ценностями разобраться. Для этого нужно обратить внимание на самое важное, забыв обо всех этих погонях за лишними вещами, ресурсами, отказаться от попыток объять необъятное. К этому я в своей книге и призываю, на это и помогаю настроиться. Если человек не хочет быть частью всего творимого в этом мире безумия, не хочет жить вот этими разрушительными страстями – больше денег, больше власти, больше земель, больше имущества, больше любовников и любовниц, не хочется выкладывать человеческими костями дорогу ко всему этому, чтобы самому не стать одной из таких костей, ему надо успокоиться. И ум, и душу надо успокоить. Иначе никакого счастья так и не обретешь. Проживешь жизнь в вечной погоне за чем-то большим и все равно будет мало.
Если человек хочет научиться наслаждаться красотой этого мира – красотой природы, красотой искусства, хочет научиться получать огромнейшее удовольствие от творчества, от развития, от созидания, то минимализм ему в этом поможет. Умея жить достаточным, умея концентрировать внимание на важном, человек не станет с безумными глазами грызться за то, что ему не нужно! То есть, за лишнее! Думаете, почему люди вот так с ума сходят, когда выгрызаются друг другу в глотки и удавить друг друга готовы по любой причине, из-за любой мелочи? Думаете, почему люди бывают такими дикими, что культивируют насилие и жадность, называя это объективным законам этого мира? Потому что они не умеют ценить красоту, не умеют ею наслаждаться, не умеют определять важное, не умеют созидать, не умеют любить, не умеют творить, открывать, думать, не умеют находить более полезные и не разрушительные способы решения тех или иных проблем и задач. Вот не умеют и все тут. И не учатся, потому что им лень. Они многого не умеют, поэтому агрессия и насилие – это единственное, что становится им доступным. И они этими решениями пользуются, страдают из-за них нередко, но все равно продолжают верить, что других решений нет и быть не может!
Но разве это так? В истории полное примеров, которые показывают, что решения есть, их надо только искать. Когда-то воевали за еду, помимо прочего, а потом люди научились массово синтезировать аммиак, чтобы производить азотные удобрения, которые сильно повысили урожайность зерновых. И проблема голода была решена. То же самое можно сказать про порицаемые ГМО продукты, которые сделали еду еще более доступной людям. Видимо, поэтому против этой технологии и ведется такая агрессивная пропаганда. То есть, решения есть, ненасильственные. Сегодня проблема голода и недоедания – это исключительно социальная проблема. Там, где она есть. И когда она есть. То есть, она рукотворная. Все могут быть сыты, еды в мире завались и может быть еще больше. Воевать за нее – уже глупо. Понимаете? И так со всеми другими проблемами может быть. Не агрессия проблемы хорошо решает, а исследовательский и творческий подход.
Это касается любых проблем, любых технологий, которые эти проблемы способны решить. Проблему энергетики, экологии, условного жизненного пространства, все можно решить без насилия, без агрессии, без вражды. И все эти проблемы давно уже были бы решены, если бы такая цель людьми ставилась более серьезно. Но нет. Проще поддаться своей животной сущности и все проблемы решать примитивными, варварскими методами – через насилие, жестокость, подавление. Это делается и на глобальном, и на локальном уровне. Психология у нас такая – мы ищем легкие решения, которые, чаще всего, оказываются далеко не самыми лучшими. А порой просто ужасными. За копейку люди убить готовы. И не потому, что им копейка нужна, а потому, что они агрессивны. Агрессия – это самое простое и самое доступное человеку, с помощью чего он может пытаться свои желания осуществить, свои проблемы решить. Получается, люди не умеют жить, не умеют наслаждаться жизнью, не умеют любить, в том числе себя, поэтому они часто идут против жизни, против радости, счастья, против созидания. И я считаю, что минимализм помогает увидеть более лучшие решения, поскольку благодаря ему человек способен отогнать от себя все лишнее, глупое, примитивное, что мешает такие решения, не то, что найти, а вообще начать искать. Минималисты придерживаются такого мировоззрения, которое обнажает неэффективные безумные решения, потому что ум минималиста не загружен мусорными мыслями и обилием деструктивных чувств. Это такой настрой, который может помочь навести порядок в жизни и разобраться с бардаком в голове. Точнее, сначала бардак в голове устраняется, а потом и в жизни порядок наводится. Вот для чего я книгу о минимализме писал.
Можно не согласиться с чем-то написанным в этой статье, с чем-то, что написано в книге, считая, что все не так и не то. Со многим даже можно не согласиться, с большей частью написанного. Это не проблема. Ни для вас, ни для меня. Но нельзя отрицать важный закон жизни, согласно которому всего в ней должно быть в меру. И эта мера во всем может быть измерена, определена, а в самых сложных для изучения случаях, допущена. И минимализм – это перенос этого закона на все основные сферы нашей жизни. Я предлагаю людям начать очищать свое сознание, отказываясь от лишнего, чтобы лучше обращаться с самым важным, извлекая из него максимум пользы. Тоже в меру. Нужно определить, чего и в каком количестве будет достаточно, нужно определить самое важное в чем-либо, чем занимаешься, а затем действовать в пределах разумных границ, не впадая в крайности и не перегибая палку. И тут может случиться чудо, окажется, что многого плохого в жизни можно избежать, чтобы не страдать из-за этого плохого. И еще чудеснее то, что в этом мире, оказывается, и без лишнего столько всего хорошего и прекрасного, что даже и этого много, наслаждайся, сколько тебе угодно.
Посмотрите на все те ценности, которые вас окружают. Многие из них – это роскошь, а не необходимость. И эта роскошь нужна вам лишь для того, чтобы компенсировать отсутствие в вашей жизни самого важного. Так ведь? Положите руку на сердце и скажите честно, что всем лишним вы заедаете отсутствие нужного! Вы не можете обрести истинные ценности, поэтому компенсируете их отсутствие у вас всеми теми вещами, которые позволяют вам создать иллюзию высокого качества вашей жизни. Они позволяют вам казаться, а не быть счастливым человеком!
Я в своей книге предлагаю пересмотреть такую игру в жизнь и перестать жить этими иллюзиями. Если, конечно, вы чувствуете в этом потребность. Если все эти крысиные бега вам надели или не интересны. Если хотите иначе. Минимализм – это дверь в другой мир. Он берет свое начало внутри человека, он его внутренний мир прежде всего меняет. Так что, если ваша жизнь кажется вам не совсем правильной, разумной, счастливой, то книги по теме минимализма вам определенно стоит прочесть. Не ради любопытства, а ради изменения правил своей жизни. Глядишь, минималистом быть окажется приятнее и интереснее.
Книгу эту вы найдете там же, где и все остальные – на странице «Книги» в меню сайта.
Последнее обновление: 22.10.2024