Если вы хотите изменить что-то малое в своей жизни – измените отношение, но если вам нужны большие перемены – меняйте мышление.
Альберт Эйнштейн
Иной раз люди думают, что сказав кому-то что-то, они донесли до человека, до людей, информацию в таком же виде, в каком она имеется в их собственной голове, что на самом деле может быть далеко от действительности. На самом деле, понять их могли совсем не так, как они того хотели. И точно также, сами мы можем думать, что точно правильно поняли то, что нам сказали или что мы прочли, что мысли других людей в нашу голову проникли в том виде, в каком они и были задуманы их автором. И это тоже может быть далеко и даже очень далеко от действительности. А все из-за так называемых когнитивных искажений – понятия, существующего в когнитивной науке, которое напрямую связано с нашей психологией. О нем и поговорим в этой статье.
Когнитивные искажения – что это?
Очень важно дать четкое и исчерпывающее определение рассматриваемому понятию, чтобы оно само не подверглось никаким когнитивным искажениям. Что мы и сделаем. Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, которые влияют на восприятие, суждения и последующее принятие решений человеком. Обратите внимание на слово «систематические». Оно говорит о том, что такие ошибки происходят постоянно. Это не один-два раза что-то не так, неправильно понять. Человек может многое и постоянно не понимать. Вернее, понимать, но не все и не так, как надо.
А возникают эти искажения из-за предвзятости, стереотипов, ошибочных убеждений, предубеждений, предрассудков и недостатков в обработке информации. Проще говоря, это заблуждения и неправильные мысли, возникающие из-за предвзятости, стереотипов и особенностей работы человеческого мозга. И такое вот со многими из нас происходит довольно-таки часто. Чаще, чем мы думаем. Не во всем, конечно, но время от времени мы можем неправильно понимать, интерпретировать то, что услышали, прочитали и даже увидели. И если об этом не задумываться, мы не учтем этого в своих решениях, не допустим так нужных порой сомнений, чтобы рассмотреть другие варианты.
Когнитивные искажения влияют наши знания о жизни, о каких-то людях, о разного рода закономерностях, которые в этом мире происходят. Мы можем видеть то же, что и другие, но понимать это по-своему. В каких-то случаях наше понимание точнее, чем у других, в каких-то наоборот, оно менее точное и адекватное. Поэтому понимание причин возникновения когнитивных искажений может помочь людям лучше осознавать свои мысли и улучшать качество принимаемых решений, благодаря учитывания таких причин, а также их устранению, если это получится сделать.
Такие искажения нужно как минимум учитывать, чтобы вообще допускать их возникновение. А не думать, что мы прямо все четко и ясно понимаем. Хоть эго и говорит нам, что мы не ошибаемся, но в важных решениях к этому мнению нужно относиться скептически. Ну а как максимум, искажения надо отрабатывать, проверять и перепроверять свое понимание чего-то, свои выводы, с учетом известных вам причин искажения. Например, если вы знаете, что склонны видеть в каких-то людях только плохое, потому что предубеждены соответствующим образом на их счет, тогда в очередной раз, оценивая действия таких людей, попробуйте допустить мысль, что вы ошибаетесь на их счет и проверьте лишний раз свои суждения, любыми доступными вам способами. Вот все, что вызывает какие-то сильные эмоции, хоть положительные, хоть отрицательные, уже указывает на наличие оснований для возникновения когнитивных искажений в отношении тех вещей, той информации, с которой эти эмоции связаны.
Основные виды когнитивных искажений
Существует множество типов когнитивных искажений, каждое из которых имеет свои особенности. Давайте рассмотрим самые такие, часто встречающиеся искажения:
— Черно-белое мышление: Оценка ситуаций в крайних категориях, без промежуточных вариантов. Это когда человека мыслит крайностями. Например, человек может считать себя полностью успешным или полностью неудачником, не учитывая нюансов. Никаких оговорок, никаких условностей, никакой относительности он не учитывает. Как и условий, в которых он находится, возможностей, которые у него есть. Не говоря уже о том, чтобы оценивать свои результаты с точки зрения глобальной статистики. Не получил желаемое – неудачник! Даже в депрессию такой человек может впасть из-за этого. А если ему повезло в чем-то, не просто он преуспел в каких-то делах, а именно что повезло, так все, он самый умный, самый лучший, самый-самый! С его точки зрения. Вот такое может быть мышление при подобном когнитивном искажении.
— Сверхобобщение: Еще одно частое явление, это когда после одного негативного опыта человек делает вывод о том, что подобные события будут происходить постоянно. Например, если кто-то не прошел собеседование, он может решить, что никогда не найдет работу. Или если человек создал бизнес и потерпел неудачу, обанкротился, то он может сделать для себя ошибочный вывод, что просто не предназначен для бизнеса. А вот эти фразы «все мужчины/женщины одинаковые», в разных вариациях, как часто их можно слышать от людей, у которых что-то не сложилось с противоположным полом? Тоже пример сверхобобщения. И даже если люди так не говорят, они так часто думают, особенно, если ни один раз ошиблись с выбором партнера. Раза три подряд неудачу потерпишь, уже сложно не думать, что с тобой что-то не так. Или с кем-то что-то не так. Или что тебе что-то недоступно. А если пять раз, десять раз потерпеть неудачу в чем-то? Но даже в таких случаях, это на самом деле ни о чем не говорит. Поэтому, когда мы сильно что-то обобщаем, мы определенно ограниченно это что-то понимаем.
— Чтение мыслей: Здесь речь идет о ваших предположениях о том, что вы якобы знаете мысли или чувства других людей без достаточных доказательств, а лишь потому, что, к примеру, вы сами так думаете или потому, что какие-то знания вас уверяют в том, что люди в таких-то ситуациях могут думать только так. Человек вообще может думать о совсем других вещах, но вы ему приписываете какие-то сторонние мысли и этим накручиваете себя. Такой взгляд на людей может привести к недопониманию и конфликтам, которые возникнут буквально на ровном месте. Сами придумаете за людей, что они думают, поверите в это, заведетесь из-за этого и устроите конфликт. В отношениях такие случаи часто возникают, когда партнеры обвиняют друг друга в «неправильном думании» о чем-то, в намерениях, желаниях, целях, которых на самом деле нет.
— Эффект ореола: Это формирование общего мнения о человеке на основе одной положительной или отрицательной характеристики. Мы можем приписывать людям слишком много лишнего. Например, если кто-то выглядит привлекательно, его могут считать более компетентным, более добрым, умным. Человека таким образом необоснованно идеализируют. Или если человек в чем-то преуспел, то в нем начинают видеть эксперта чуть ли не в каждом вопросе. Особенно смешно выглядят ситуации, когда, к примеру, спортсмены, получившие известность благодаря успехам в спорте, могут начать учить людей тому, в чем мало что понимают, используя для этого свой авторитет в качестве подкрепления своего мнения. И люди к таким мнениям прислушиваются. Ну как же иначе, это же известная личность, такой человек точно должен знать, о чем говорит. Или вот люди из мира бизнеса, политики, когда-то попадавшиеся, иногда даже ни раз, на аморальных поступках, потом учат других «правильной» жизни, хотя их слова идут вразрез с тем, что они сами делают. Или люди, погрязшие в роскоши, рассуждают о духовности, учат тому, как духовные ценности исповедовать, хотя даже не в состоянии представить себя на месте «голодного» человека, чтобы хоть немного его понять, ибо сами-то только к комфорту привыкли. С их стороны это лицемерие, а со стороны тех, кто их слушает, это вот, искажение такое когнитивное, в виде эффекта ореола, из-за которого люди сильно ошибаются в своих выводах. Создадут себе кумира, а потом разочаровываются в нем, когда наконец поймут, насколько он несовершенен.
— Иллюзорная корреляция: Восприятие связи между двумя событиями, которые на самом деле не связаны, или когда связь есть, но она гораздо слабее, чем кажется. Например, человек может считать, что определенные группы людей ведут себя определенным образом просто потому, что они часто ассоциируются с этим поведением. Или люди могут видеть связь между ношением талисмана и удачей. В частности, спортсмены часто верят, что определенные предметы или ритуалы приносят им удачу. Если спортсмен выигрывает, надев определенный талисман, он может укрепиться в вере в его силу, даже если на самом деле победа обусловлена другими факторами. Иллюзорная корреляция происходит из-за склонности нашего мозга искать закономерности и связи, даже там, где их нет. Ему это нужно для уверенности, спокойствия, порядка, простоты. Чтобы потом без напряжения повторять из раза в раз то, что якобы дает желаемый результат. Часто иллюзорная корреляция возникает при обработке необычной или выделяющейся информации, а также под влиянием стереотипов и предубеждений. Это все такие вещи, которые упрощают понимание жизни. Только это понимание часто неполное или полностью ошибочное.
— Инфантильный взгляд: Будучи психологической незрелостью, инфантильность вынуждает человека понимать многое не так, как оно есть на самом деле, а так, как он способен понять. Инфантильный взгляд на вещи – это поверхностных взгляд на что-то, кого-то [например, инфантилы могут судить о людях исключительно по их внешнему виду], это чрезмерные эмоции. Инфантильность часто сопровождается трудностями в управлении эмоциональным состоянием и склонностью к импульсивным поступкам. Под влиянием сильных эмоций, таких как страх, гнев или обида, человек может принимать необдуманные решения и искаженно интерпретировать информацию. Это может привести к эмоциональному обоснованию [принятие решений на основе эмоций, а не фактов] и катастрофизации [преувеличению негативных последствий событий]. Также инфантильные люди часто нуждаются в одобрении и поддержке со стороны других, что делает их уязвимыми для конформизма [склонности соглашаться с мнением большинства, даже если оно ошибочно, а иногда и откровенно абсурдно] и эффекта присоединения к большинству [вера в то, что популярное мнение обязательно является правильным, ведь большинство не может ошибаться]. Низкая самооценка может способствовать пренебрежению позитивной информацией [игнорирование успехов и достижений, потому что инфантилы часто являются максималистами, они видят небольших достижений, им все и сразу подавай, чтобы они что-то хорошее заметили] и селективному восприятию [замечанию только негативной информации, подтверждающей низкую самооценку, потому что инфантилы легко впадают в меланхолию]. В целом, инфантильный взгляд на жизнь – это очень ограниченный взгляд.
— Магическое мышление и вера в случайности: Некоторым людям, достаточно впечатлительным, наивным, не мыслящим критически, свойственно верить в удачу, судьбу и другие иррациональные силы. Они может и существуют, если наука что-то не открыла, это не значит, что этого нет, но на недоказанное и непонятое ссылаться как-то несерьезно. Это может привести к иллюзии контроля [вере в то, что можно контролировать случайные события] и к уже упомянутой нами иллюзорной корреляции [видению связи между событиями, которые на самом деле не связаны]. Вот люди, с таким видом когнитивного искажения, ходят ко всяким гадалкам, знахаркам, колдунам и колдуньям, и прочим мистикам, которые могут много всего им внушить, что не имеет никаких доказательств, но что будет потом влиять на восприятие этими людьми разных событий.
— Эффект якоря: Это у нас склонность чрезмерно полагаться на первую полученную информацию [«якорь»] при принятии решений. Якобы, что первым узнал, то и является правильным, истинным. Первичной информации многие склонны придавать более важное значение. Таким образом, в одних случаях первичная информация мешает анализировать последующую информацию, в других, она мешает оценивать другие варианты. Например, если сначала увидеть дорогую цену на товар, то более низкая цена после этого будет казаться очень выгодной, даже если она на самом деле не является таковой. Или, если о чем-то раньше узнал, то это кажется более правильным, чем те варианты, о которых ты узнал позже.
— Эффект доступности: Склонность оценивать вероятность события на основе того, насколько легко вспоминаются примеры подобных событий. Если уже что-то подобное было в прошлом, то думаешь, что это с большей вероятностью случится в будущем. И даже просто о чем-то узнав, человек начинает думать, что это может случиться просто потому, что он об этом узнал. Например, после просмотра фильма-катастрофы человек может переоценивать вероятность авиакатастроф, хотя статистически они происходят довольно редко. Или если ему слишком много о каких-то болезнях говорили, он начнет думать, что у него есть соответствующие им симптомы.
— Долженствование: Склонность предъявлять себе и другим нереалистичные требования, используя слова «должен» или «обязан», хотя на самом деле нет никаких долгов, нет обязанностей, если человек сам на них не соглашался. Но люди считают, что есть какой-то высший закон, который кого-то и в том числе их самих к чему-то обязывает. Например, человек может сказать себе «я должен всегда быть успешным» или «он должен меня понимать». И из-за этого ждать от себя и других того, что трудно реализовать или просто не хочется.
— Персонализация: А здесь у нас речь о склонности принимать на свой счет события, которые на самом деле не имеют к нам отношения. В таких случаях еще говорят, что весь мир вокруг человека крутится, по его мнению, потому что, что бы не происходило, он все это связывает с собой. Например, человек может думать, что смех других людей направлен против него, что смеются над ним, хотя на самом деле они смеются над чем-то другим, а его даже не замечают.
— Страх потери: Тоже важный момент в когнитивных искажениях. Есть у нас склонность сильнее переживать из-за потери чего-либо, чем радоваться приобретению того же самого. Даже большее получить людям порой не так сильно хочется, как сохранить имеющееся. Например, потеря 100 рублей может вызвать более сильные негативные эмоции, чем радость от находки 100 рублей и даже 300-500 рублей. Из-за этого люди много возможностей упускают.
— Ошибка выжившего: В данном случае речь о том, что люди могут судить о ситуации только по «выжившим» примерам, игнорируя тех, кто «не выжил», а потому и ошибочно не заслуживает внимания. Например, мы можем восхищаться успешными предпринимателями, тем, как они принимают решения, как решают проблемы, как добиваются своих целей, не учитывая того, сколько людей потерпели неудачу в бизнесе, причем делая то же самое. Ориентируясь только на успешных людей, человек не учтет всех рисков, какие должен учесть, не примет во внимание те проблемы, с которыми ему придется столкнуться, ну и конечно же не создаст запасные планы действий, на случай неудачи. Ведь неудачи он во внимание не принимает, он не изучает такие случаи, он же только об успехе думает. Поэтому, когда что-то пойдет не так, это станет для него шоком.
— Чем больше, тем лучше: В данном случае речь о том, что человек может высоко ценить только то, чего больше. Больше по весу, по объему, по количеству. Чем больше денег, тем лучше. Чем тяжелее товар, тем он выгоднее. Чем выше оценка в дипломе, тем человек умнее. Чем больше вещей, тем лучше ты обеспечен. Больше, больше, больше – вот как думает человек, когда только на количестве акцент делает. А такие понятия, как качество, уместность, эффективность, мера, необходимость, они не принимаются в расчет. Главное, чтобы побольше всего было. В итоге возникают большие перекосы при оценке чего-либо. Можно взять какой-то продукт в большом количестве, посчитав это выгодной покупкой, потому что он дешевый, а он потом пропадет. И зачем нужно было его много брать, если все равно весь использовать не сможешь. Можно оценивать ум человека по полученным оценкам, к примеру, во время принятия его на работу, но проигнорировать его характер, честность, трудолюбие, желание учиться новому, умение вливаться в коллектив и в итоге нанять проблемного сотрудника, совершенно неэффективного. Больше, не значит лучше. Но люди этого могут не понимать, из-за такого вот когнитивного искажения.
— Слепое пятно предубеждений: Ну и давайте в данном случае еще рассмотрим нашу склонность считать, что другие люди более подвержены когнитивным искажениям, чем мы сами. Все-таки, себя мы обычно оцениваем выше, чем других [спасибо нашему эго], поэтому часто не видим собственных слабостей и недостатков или не считаем их слишком серьезными, чтобы ими заняться. В данном случае, мы склонны видеть искажения в мышлении других, но не замечать их у себя. Так сказать, в собственном глазу бревна не видеть. Только это мало что дает. Ведь любые перемены в жизни лучше начинать именно с себя. А часто и только с себя, никого другого не трогая. Поэтому, лучше видеть собственные когнитивные искажения, а не чужие. Но для этого может потребоваться помощь посторонних людей, лучше специалистов. У нас ведь глаз замылен, при взгляде в зеркало.
Причины возникновения когнитивных искажений
Давайте теперь поговорим о том, почему и из-за чего возникают когнитивные искажения. А возникают они по нескольким причинам, среди которых следующие:
— Эмоциональные факторы: Эмоции могут значительно влиять на восприятие информации. Они отключают сознательное мышление, побуждая нас воспринимать информацию и потом действовать инстинктивно, шаблонно, рефлекторно. Это и вызывает те или иные когнитивные искажения. Вот, в частности, стресс или страх могут привести к упрощению процесса принятия решений. Что первое в голову придет, то человек и сделает. Обычно люди делают то, что привыкли, что умеют, что знают. Из-за эмоций они особо не задумываются над тем, как лучше поступить, а поступают так, как получится. А получится так, как привычно, как известно, как уже отработано.
— Социальное влияние: Окружающие нас люди и социальные нормы, пропагандируемые в общества, могут формировать наши убеждения и восприятие реальности, создавая у нас соответствующие привычки. Так и появляются предубеждения, стереотипы, идейные взгляды, когда человек поначалу хотел быть с большинством или с какой-то группой, перенимая ее взгляды, идеи, мнение, а потом привык так мыслить. И сам стал придерживаться тех или иных убеждений, искажающих представление о чем-либо. Мы часто стремимся соответствовать ожиданиям общества, потому что боимся непринятия, критики, осуждений. А будучи социальными существами, которым для выживания требуется общество, мы не можем игнорировать мнение окружающих, особенно если это авторитетные личности, если это так называемое большинство. Хотя это во многом ложное понятие. Но не об этом речь. Речь о том, что редкий человек может повлиять на общество, на конкретных людей, свое мнение выразить, навязать, если потребуется, свою точку зрения отстоять, сформировать круг единомышленников. Большинство людей все-таки любят присоединяться к кому-то, к какой-то силе, потому что по характеру они не сильные личности, ведомые. А присоединяясь к другим, они и мыслить начинают так, как принято этими другими, они начинают мыслить также, как мыслят лидеры, как мыслит большинство, даже если все эти мысли далеки от действительности, от разумности и даже от собственной безопасности человека, который к этому присоединяется. Поэтому люди нередко поддерживают различную «охоту на ведьм», потакая таким образом массовому безумию, безумию правителей, поддерживая агрессию и насилие, а потом сами же и страдают, оказываясь в числе этих «ведьм».
— Информационный шум: В условиях избытка информации наш мозг использует упрощенные схемы для обработки данных, подбирая то, что ему лучше знакомо, что ближе, что проще. Это может приводить к ошибкам в суждениях. Поэтому если мы себя подвергаем высоким информационным нагрузкам, мы таким образом создаем условия для появления у нас когнитивных искажений. Всегда надо отсеивать лишнее, в виде маловажного или неважного вовсе, чтобы сосредотачиваться только на ценной информации и пускать на ее обработку большую часть умственных ресурсов.
— Воспитание: Чему вас ваши близкие, учителя, случайные люди, появившиеся в вашей жизни научат, с тем вы потом и будете жить, воспринимая через фильтр этих знаний новую информацию. Если только не решите со всем этим наследством разобраться, переосмыслив то, чему вас учили. Если в вашей семье преобладали какие-то убеждения, искажающие представления о реальности, ну тогда и вы будете скорее всего также оценивать те или иные события в жизни, людей, закономерности. Научат вас кого-то ненавидеть, какую-то расу, нацию, группу людей, вы будете с этой ненавистью жить. Научат вас придерживаться определенных ценностей, вы поставите их для себя во главу угла. Например, те же деньги для вас могут оказаться важнее людей. В итоге, из-за этого у вас может не появиться нормальной семьи, а то и вообще никакой. Зато какое-то имущество наживете, ведь оно для вас важнее. И так во всем. Мы носим в своей голове то, что в нее заложили при нашем воспитании, что, независимо от того, кто нас воспитывал, может во многом не согласовываться с реальностью и не отражать наших интересов.
— Недостаток знаний и опыта: Это в дополнение к воспитанию. В данном случае речь об образовании, о количестве и качестве знаний в нашей голове, о насыщенности и разнообразии нашего жизненного опыта. Недостаток информации или опыта в определенной области может привести к ошибочным выводам и суждениям. Чем более невежественен человек, тем сильнее он подвержен когнитивным искажениям. Поэтому необразованные или плохо образованные люди оказываются слишком просты в своих суждениях. Они видят простые связи, но не могут увидеть более сложные закономерности, которые все и объясняют. Потому что знаний недостаточно. Хотя, их всегда недостаточно. Их постоянно надо получать. Чтобы лучше в жизни ориентироваться.
— Ограниченные когнитивные ресурсы: Мозг имеет ограниченную способность к обработке информации. К тому же, способности у всех разные. Мышление разное. Кто-то может большие интеллектуальные нагрузки переносить, кто-то маленькие. Относительно, конечно. Поэтому каждый человек способен разные порции информации переварить, не ошибаясь. А все, что окажется лишним, с ошибками уже будет обрабатываться. И человек что-то не так поймет, что-то не усвоит. В условиях стресса, усталости или многозадачности ресурсы нашего мозга истощаются, что и повышает вероятность когнитивных искажений. Тут речь не просто об избытке информации, как при информационном шуме, а вообще об умственных нагрузках. Надо знать свои возможности, чтобы не брать на себя слишком многое. Кучу разных дел, что-то делая одновременно, пытаясь все успеть.
— Необходимость быстрого принятия решений: Когда вас торопят или вы сами себя торопите, очень высока вероятность в чем-то ошибиться. В данном случае, в восприятии какой-то информации, в ее усвоении, понимании. Понятно, что в ситуациях, требующих быстрой реакции, мозг просто не успевает тщательно анализировать всю информацию, он даже не всю ее улавливает и потому прибегает к «быстрым» решениям и упрощенным выводам, основанным на интуиции и упрощенных, известным схемах. Спешка таким образом, часто приводит к когнитивным искажениям и вызванным ими ошибкам.
— Индивидуальные особенности: Учтем также и личностные качества, такие как уровень тревожности, самооценка и склонность к перфекционизму. Они могут влиять на возникновение определенных когнитивных искажений. Скажем, заниженная самооценка вынуждает человека принижать свои способности, тогда как чрезмерно завышенная делает человека излишне самоуверенным и неосторожным, из-за чего он делает поспешные выводы и идет на неоправданные риски. Перфекционизм [когда человек стремится во всем быть безупречным] заставляет людей желать невозможного, стремиться к недостижимому идеалу, который по их ошибочному мнению возможен и необходим. В общем, у всех свои особенности, о них надо знать и смотреть, как эти особенности влияют на восприятие информации, на понимание чего-то.
Влияние когнитивных искажений на поведение
Читая эту статью, вы можете не придавать слишком большого значения когнитивным искажениям, считая, что это не такая уж и серьезная проблема, чтобы ею заниматься. Ну есть, очевидно, какие-то моменты, в которых вы предвзято к чему-то подходите, что-то не учитываете, в чем-то заблуждаетесь, но у кого их нет. Это не такая уж и проблем. Так это или нет, зависит от конкретного случая. Когда-то это проблема, когда-то может и нет. Но если знать, как когнитивные искажения влияют на поведение людей, они могут стать для вас проблемой. Пусть не во всех случаях, но в каких-то точно.
Так вот, когнитивные искажения могут оказывать значительное влияние на поведение человека. В частности, в таких случаях:
— Ошибочные суждения: Они могут приводить к неправильным выводам о себе и окружающих, что влияет на межличностные отношения. Вы можете безосновательно ненавидеть людей или не ценить тех, кто к вам хорошо относится, потому что будете просто не понимать, откуда у вас такое восприятие того или иного человека. Себя будете преподносить не так, как следовало бы, учитывая ваши достоинства и недостатки. В итоге, кто-то не сможет найти себе нормального партнера, вечно будут попадаться не те люди. У кого-то будут проблемы с начальством, либо с подчиненными, либо с коллегами. У кого-то с родственниками будет масса разногласий. Да и вообще, даже друзей нормальных не получится найти, если не понимать правильно людей и себя из-за рассматриваемых искажений. Так что, сами решайте, насколько у вас в отношениях с людьми порядок. И если его нет, связано ли это с когнитивными искажениями.
— Неправильное принятие решений: Разумеется, люди могут принимать решения на основе неполной или неверной информации, из-за таких вот искажений когнитивных, потому что недопоняли, не увидели и не услышали чего-то, не так прочли, не учли, неверно интерпретировали, что может привести к негативным последствиям как в личной жизни, так и в профессиональной сфере. Все-таки, мы принимаем решения на основании какой-то информации. А если у нас есть проблемы с ее восприятием и пониманием, соответственно и качество наших решений пострадает.
— Снижение критического мышления: Постоянное использование шаблонных реакций, а также инстинктивных, когда вообще не думаешь, что делаешь, как поступаешь, может снизить способность к критическому анализу ситуации и уменьшить гибкость мышления. Будешь слишком уж прямолинейным, очевидным, просчитываемым, переть как танк будешь, чтобы получать желаемое, пока тебя что-то не остановит. Подвохов не заметишь, ловушек, в которые люди тебя решат поймать, что конечно же навредит твоим интересам. Без критического мышления, без гибкости, не получится многих целей достичь. Зато проблем можно нажить массу.
— Проблемы с обучением: Из-за когнитивных искажений человек может не только неэффективно учиться, просто не понимая, не усваивая какую-то информацию, например, меньше половины усвоив из того, что прочтет, он также не сможет ее и проанализировать должным образом, чтобы сделать из нее нужные выводы, а значит и пользу извлечь. Также из-за всяких предубеждений, фобий, предрассудков массу возможностей можно упускать в жизни, потому что новое будет пугать, потому что негатив везде человек будет видеть. Ой, там меня обманут, тут обманут, а вот там уже обманули, хотя на самом деле ничего такого не было и нет. А человек паникует, злится, от всех и от всего закрывается, потому что многого не понимает. Он может жаловаться, что чего-то не может, потому что считает себя слабым, недостойным чего-то, жертву в себе видит. Так ничего и не попробует, ничему новому не научится, будет держаться только за то, что когда-то сумел освоить, многое при этом в жизни упуская. Вот обратите внимание, нет ли у вас в чем-то таких ограничений.
— Проблемы с амбициями: Для меня это очень важный момент. Сам подобную проблему переживал, люди, знакомые мне, с ней сталкивались. И хорошо знаю, что она из себя представляет. Речь о самоограничениях из-за неправильного понимания, как себя, так и жизни. Мы сами не веря в свои способности, можем многого не делать, что следовало бы. Мы можем быть недостаточно амбициозны, тем самым многое теряя в жизни. Конечно, из-за когнитивных искажений человек может и слишком уж амбициозным быть, думая, что ему все по плечу. И будет пытаться разгрызть орешки, которые ему не по зубам. Из-за этого можно и массу проблем себе нажить. Поэтому такую крайность тоже надо принимать во внимание. Надо адекватно себя и свои возможности оценивать. Но как по мне, так еще хуже, когда человек думает, что ему что-то там не по силам, что он для чего-то не предназначен, чего-то не достоин и все в таком духе. Сплошные самоограничения в голове при таком взгляде на себя и на жизнь. И из-за этого человек чего-то важного для себя не делать. Жизнь идет, возможностей в ней море, а человек бездействует, либо недостаточно активен, не все пробует, только чем-то незначительным занимается, считая, что лишь это ему по силам или что это его призвание и больше ни во что не суется. А другие дела, они якобы для кого-то другого – каких-то особо одаренных, помазанников Божьих.
Нельзя себя принижать ни в каких случаях. Где бы ты не родился, кем бы ты не родился, какой бы не была твоя судьба или так называемые стартовые условия – тебе практически все в жизни доступно. И чтобы прожить насыщенную и счастливую жизнь надо делать то, к чему появляется интерес. А если чьей-то вредное мнение этому мешают, создавая вот эти самые искажения, которые прибивает к земле, ну так гнать его надо прочь из своей головы. И всю прочую заразу, которая вынуждает человека думать о себе плохо. Давайте об этом теперь и поговорим. О том, что можно сделать с когнитивными искажениями, чтобы они жить не мешали.
Как справляться с когнитивными искажениями
Не скажу, что знаю случаи, когда кто-то смог все такие искажения убрать, очистить свой разум от всего ненужного и вредного и начал смотреть на жизнь кристально чистым взглядом, но существенных результатов в этом деле можно добиться. И вот для уменьшения влияния когнитивных искажений можно применять несколько стратегий, проделав работу над собой в следующей последовательности:
1. Осознанность: Это базовая задача при решении практически любых психологических, да и не только проблем. Развитие осознанности помогает замечать свои мысли и эмоции без какого-либо осуждения, без оценки, без попытки как-то себя обмануть, чтобы выглядеть лучше в своих глазах, чтобы согласовать общественное мнение со своим личным. Не нужно открещиваться от тех или иных своих мыслей, осуждать их, как-то еще оценивать, их надо изучать. Надо, что называется, идти вглубь себя. Изучать все источники своих мыслей, понимать причины своих желаний, чтобы лучше себя понимать. Ведь осознанность – это полное понимание. А к таковому можно прийти, если что-то сосредоточенно изучать, направив на это все свое внимание. В данном случае, речь о себе, о своих убеждениях, привычках, реакциях на что-то, обо всем, на чем основываются решения человека и его поведение. Вот это все нужно изучать. А это все – наши мысли.
2. Критическое мышление: Не все, что есть в вас является вашим. И не то, что не все, а многое. Многое, что есть в вас, что вы считаете своим – это откуда-то когда-то пришедшее. И не всегда вы это приходящее принимали осознанно, тщательно обдумывая все, что вам говорили, показывали, рассказывали, что вы читали. Многое вы могли принять без достаточных оснований, без проверки, без анализа, без даже минимальных доказательств. И сколько таких знаний, убеждений, якобы истин в вашей голове находится? И какие-то из них могут сильно искажать ваше восприятие тех или иных вещей, в целом реальности. Поэтому с ними, с этими информационными цепочками, блоками, архивами надо работать. Надо обосновать для себя свои убеждения, которые сильнее всего в вашей жизни себя проявляют. Если вы видите, что что-то с чем-то не сходится. Вы знаете одно, а жизнь настойчиво показывает вам другое. Кто не прав? Уж точно не жизнь.
Регулярная практика анализа своих убеждений и выводов позволит вам найти причину ваших заблуждений. Тут, конечно, еще с эго своим надо договориться, убедив себя в том, что критически вы оцениваете не свои убеждения, здесь ключевое слово «свои», ибо они ни часть вас, хоть вы их и имеете, а когда-то пришедшие. Это просто убеждения, просто куски знаний, какие-то мнения, с которыми не нужно себя отождествлять. И потому, если выяснится, что вы в чем-то заблуждались, то это не проблема с вами, вы не против себя идете, это проблема, пришедшая извне. Это проблема в виде некачественной, неполной, недостоверной, заведомо искаженной информации. Соответственно, вы просто замените неверное представление о чем-то верным. Хуже вы от этого не станете точно. Ваша личность не пострадает. Все мы в чем-то заблуждаемся, кто-то больше, кто-то меньше. Все чего-то не знаем. Потому и говорят: век живи – век учись. Мы ни есть наши знания. Поэтому отказываясь от чего-то, мы себя не принижаем.
3. Обсуждение с другими людьми: Все мы сильны, знаете чем? Коллективным разумом. Вот тот же интернет – это его воплощение. По отдельности мы все знаем лишь что-то определенное, что-то знаем очень хорошо, что-то плохо, а чего-то не знаем вообще. А вот все вместе мы знаем, ну, конечно, не все, но очень многое. Гораздо больше, чем любой отдельно взятый человек. И если мы не будем умничать друг с другом и стремиться быть умнее всех, а вместо этого будем обмениваться полезными знаниями, доучивать и подучивать друг друга, то мы начнем намного больше и лучше понимать всего, без всяких там искажений. Но я тут не о глобальной идее говорю. Говорю о решении каждого конкретного человека активно обмениваться информацией с другими людьми, обсуждать разные вопросы, в том числе такие, которые могут казаться и так понятными.
Общение с людьми с различными точками зрения помогает увидеть ситуацию под другим углом, дополнить или изменить свое понимание чего-то, расширить свое представление о чем. Мы делаем это не для кого-то, не для каких-то там отчетов, не для каких-то оценок, балов, мы это делаем для себя. Чтобы быть адекватнее. И в этом нет никаких проблем, нет проблем в том, если вдруг при общении с кем-то окажется, что мы что-то недопонимали. А теперь понимаем. Если человек сам для себя из этого проблему не сделает, он не будет беспокоиться о том, что сам чего-то не знает. А люди делают из этого проблему, когда у них есть другие проблемы – с самомнением. Вот подави человека морально, травмируй его психику всякого рода унижениями, начни его умственные способности критиковать, запрети ему свое мнение высказывать, словом, лиши его определенной свободы и он начнет компенсировать свое чувство ущербности тем, что не захочет ни у кого ничему учиться. А вместо этого будет только умничать, убеждая себя и других в том, что он умный, что все знает и ничему его учить не надо.
Вот поэтому, как для следования рекомендации в этом пункте, так и для следующего, есть важное условие, которое нужно соблюсти. А именно: человек должен решить свои глубинные психологические проблемы. Чтобы уже затем приступить к работе над проблемой с когнитивными искажениями предлагаемыми здесь способами. Если есть проблема с самооценкой, ее надо решать. Если есть проблема с уверенностью в себе, ее тоже надо решать. Если есть проблемы с подавленностью, депрессией, с взаимодействием с другими людьми, с какими-то обидами глубинными, их надо решать. Иначе не будет никакого общения, никакого обучения, никакого критического мышления, ничего, чем я тут предлагаю заняться, чтобы не искажать имеющуюся в голове и воспринимаемую информацию. Потому что люди, у которые такие психологические проблемы имеются – сопротивляются всему, что может им помочь. Этим они компенсируют травму своего эго.
4. Обучение: Так вот, для тех, кто способен учиться новому, у кого нет препятствующих этому процессу психологических проблем, обучение – это еще один способ решения проблемы когнитивных искажений. Это очевидное решение. Если вы хотите быть в чем-то компетентны, в той же психологии лучше разбираться и в частности, о когнитивных искажениях знать больше, чтобы их видеть и не допускать их проявления, хотя бы в самых простых ситуациях, надо об этом больше узнавать. Вообще, само по себе просвещение позволяет постоянно перерисовывать и дорисовывать свою внутреннюю картину мира. Делая ее более соответствующей реальности. Понятно, что не стоит бросаться во все области знаний, нужно обучаться только тому, с чем чаще в жизни имеешь дело, включая психологию. И в том числе когнитивные искажения. О них надо как минимум не забывать, не убирать представления о них в старый пыльный ящик. Это не те знаний, которые можно позволить себе забывать.
5. Разотождествление, фантазирование: Этот способ решения проблемы когнитивных искажений [и не только] я использую в тех случаях, когда мне попадаются люди, которые могут быть или слишком упрямы, чтобы что-то делать, чему-то следовать, или ленивы, а потому не хотят какие-то действия производить, особенно с собой, считая, что и так правильно многое понимают или просто им не дано что-то другое, чему он нужно подучиться. Они так и говорят, что они такие, какие они есть и с этим якобы ничего не поделаешь. И тогда я предлагаю им не себя со своей проблемой ассоциировать, а представить кого-то другого, у кого есть аналогичные когнитивные искажения и пофантазировать на тему того, как можно помочь этому другому человеку эту проблему решить.
Людям часто бывает проще думать о других, говоря о каких-то проблемах и способах их решениях, чем о себе. И проще, и комфортнее, все-таки, получается, не они в чем-то заблуждаются, чего-то не знают, а кто-то другой. Разотождествление себя с проблемой когнитивных искажений позволяет им охотнее на эту тему обращаться. Вот и пусть так изучают проблему и работают с ней – на примере кого-то другого. Так и эмоций негативных будет меньше, и идей больше, которые помогут понять, как все-таки правильнее мыслить в той или иной ситуации.
Мы же знаем, что у всех какие-то проблемы с восприятием и представлением о чем-то имеются. Так ведь? Не будем этого отрицать. Все мы в чем-то ошибается, что-то не так понимаем. Ну тогда и проблему можно обсуждать и обдумывать, используя для этого кого-то другого, кто также в чем-то ошибается, чего-то не видит, что-то не так понимает. Возьмите человека из числа известных вам людей или придумайте его, наделите его теми же проблемами, которые есть у вас, представьте, что не вы, а он что-то не понимает, не знает, не видит, что у него есть какие-то предрассудки, предубеждения в отношении чего-то и подумайте, как такому человеку можно помочь. Помогая ему, вы поможете себе. Ваша фантазия позволит вам решить виртуальную проблему, которая даст толчок для решения собственной реальной проблемы. Вот мы иногда с людьми письменно описываем выдуманную нами личность, у которой есть какие-то искажения когнитивные и решаем вместе, как этой личности помочь, что сказать, что объяснить, что показать. А потом человек эти решения на себя переносит и собственные убеждение корректирует.
Подводя итог всему сказанному, скажем еще раз, что когнитивные искажения – это естественная часть человеческого мышления, они есть у всех, никто не разумен, не осознан настолько, чтобы все правильно понимать, все знать, всю информацию воспринимать в чистом неизменно виде. Все мы имеем какие-то когнитивные искажения, все! Их больше, чем я описал. Но главное, не их количество и форма. Главное – это осознание их существования и влияние на наше поведение. Оно, это осознание, может помочь нам стать более рациональными в принятии решений, если мы будем чаще задумываться над возможным непониманием, недостаточным и не точным пониманием чего-то, а также незнанием тех или иных вещей и делать на это соответствующие поправки.