Свою личность не находят, свою личность создают.
Карл Резник [персонаж из сериала «Менталист»]
В изучении личности человека нам может помочь психология личности. Именно она предлагает нам глубокое погружение в человеческую индивидуальность, благодаря которому мы можем прийти к очень хорошему, полному, насколько это возможно, пониманию отдельно взятого человека. Этим человеком можем быть кто угодно, хоть вы сами, хоть кто-то другой. И в этом может быть большая польза. Ведь чем лучше понимаешь кого-то, тем легче тебе на него повлиять, легче найти с этим человеком общий язык, легче о чем-то договориться с ним, решить какие-то проблемы, которые у него или у вас с ним возникли. Да и вообще, это на самом деле интересно, уметь понимать человека, как личность, а не видеть в нем лишь одного из многих других таких же людей. Столько всего можно для себя открыть
Как психология личности изучает личность?
Психология личности – это обширная и многогранная область психологии, изучающая уникальность каждого человека. А именно, его внутренний мир, структуру, динамику и закономерности развития. Это как карту жизни человека изучать, смотря, с чего началась его история, как она проходила и какие тенденции есть сейчас, к чему он идет и может прийти. Все то, что делает человека таким уникальным и неповторим, начиная с его врожденных способностей и заканчивая жизненным опытом и знаниями, мы можем узнать благодаря этой области психологии.
И в частности, психология личности пытается ответить на такие фундаментальные вопросы, как: что делает нас теми, кто мы есть? Почему мы ведем себя именно так, а не иначе? Какие факторы формируют нашу индивидуальность?
Поскольку эта область знаний охватывает широкий спектр тем, от биологических основ темперамента до влияния социокультурных факторов на формирование характера человека, мы можем благодаря ей разобрать чуть ли не по кирпичику личность любого человека. Ведь психология личности исследует как общие для всех людей закономерности психики, например, инстинктивные реакции, так и индивидуальные различия, основанные на жизненном опыте, на имеющихся у человека знаниях, на его творческих способностях. Эти вещи определяют неповторимость каждого человека. Есть у нас у всех что-то врожденное уникальное и уникальное наживное, то есть, приобретенное. И вот это все полезно знать, если мы хотим познать достаточно хорошо какого-то конкретного человека, как личность. В том числе и самих себя.
Основные аспекты психологии личности
• Структура личности: Тут мы изучаем компоненты, из которых состоит личность. Различные теории предлагают разные модели такого изучения. Например, концепция трехкомпонентной структуры психики Фрейда [Ид, Эго, Суперэго]. Ид или Оно – это бессознательная часть психики, темная часть, неизведанная. Она содержит инстинктивные влечения, первичные желания, которые нам трудно или даже вовсе невозможно контролировать. Эго или Я – это посредник между Ид, то бишь, бессознательным и моральными стандартами, то бишь, Суперэго. Это наше мнение о себе, наше видение себя такими, какими мы хотим себя видеть. Суперэго или сверх-я – это своего рода маска, которую человек осваивается, чтобы одевать ее для подстройки под моральные и этические нормы для лучшей социализации. Это то, какими мы должны быть для общества, своего рода роль. Вот такой структура личности может быть, если ее по Фрейду рассматривать.
Еще есть теория черт личности [например, «большая пятерка»]. Факторы большой пятерки включая в себя: открытость опыту [готовность человека к новым впечатлениям, креативности и гибкости мышления]; добросовестность [организованность, ответственность и целеустремленность]; экстраверсия [общительность, энергичность и активность человека]; доброжелательность [склонность к сотрудничеству, доброте и альтруизму]; нейротизм [эмоциональная устойчивость и предрасположенность к негативным эмоциям, таким как тревога и депрессия].
Также можно разобрать личность, используя типологии личности [например, интроверт/экстраверт]. Интроверт – это человек, который предпочитает уединение или небольшие группы общения, а не большие социальные собрания. Интроверты часто черпают свою энергию из внутреннего мира мыслей и чувств, а не из внешних взаимодействий. Экстраверт – это человек, который получает энергию от общения и взаимодействия с окружающими. Экстраверты предпочитают активное участие в социальных мероприятиях и часто чувствуют себя более живыми и энергичными в компании других людей. Вот с помощью такой типологии можно изучать структуру личность. Есть и другие методы классификации. Не будем заострять на них внимание. Ниже я дам информацию поважнее, которая научит читателя собственную классификацию создать.
• Динамика личности: Тут исследуются процессы, происходящих внутри личности, такие как мотивация, эмоции, конфликты, механизмы защиты, которые претерпевают со временем определенные изменения. Поэтому здесь рассматриваются вопросы развития личности на протяжении жизни, изменения в поведении и мышлении человека под влиянием различных факторов. Допустим, поначалу человека могли мотивировать одни вещи, потом он изменился, узнал больше о жизни, какие-то ценности освоил новые, что-то пережил, и его мотивация поменялась. Он стал движим другими факторами. С конфликтами также, сначала человек вступал в них по одним причинам, потом причины изменились, а потом он и вовсе мог стать менее конфликтным. Многое может повлиять на мышление человека и на его поведение. Все зависит от того, в каком котле он варится, какой опыт получает, какую информацию потребляет. Если это изучать, можно выявить много полезных закономерностей, объясняющих, почему конкретный человек такой, какой он есть.
• Развитие личности: Тут изучаются этапы формирования личности от рождения до старости. В частности, рассматривается влияние наследственности, среды, воспитания, социальных взаимодействий на этот процесс. С кем человек жил, какое общение имел, какие люди его окружали, какой они ему пример подавали, как с ним обращались, как позволяли ему обращаться с собой, какие дела они вместе с человеком делали. Чем больше всяких деталей будет изучено, тем лучше будет понята личность. Особое внимание тут уделяется кризисным периодам, которые являются естественной частью развития личности и сопровождаются внутренними конфликтами и изменениями. Изучается их влияние на дальнейшее развитие человека, с того момента, как они возникли.
• Индивидуальные различия: В данном случае исследуются вариативности психологических характеристик между людьми. Сюда относятся различия в темпераменте, характере, способностях, мотивации, ценностях и других аспектах. Несмотря на то, что у нас много общего, различий у нас еще больше. По ним можно понять разницу между людьми и то, почему тот или иной человек предпочитает жить определенной жизнью. И понимая закономерности и может быть даже смысл таких различий между людьми, каждому из нас будет проще принять чью-то непохожесть на нас, чью-то уникальность, чьи-то предпочтения, интересы, ценности. Люди не должны быть одинаковыми, мы это должны понимать. И жить с этим.
• Методы исследования личности: В данном случае речь идет об использовании различных методов для изучения личности, таких как наблюдение, опросники, тесты, проективные методики [психологические тесты, где человек интерпретирует неоднозначные задания (например, картинки или незаконченные фразы), чтобы выявить его скрытые мысли, чувства и черты личности], психобиографический метод [способ изучения личности через анализ её жизненного пути, который помогает понять, как события и переживания формируют её психологические особенности и поведение]. Так что, как видите, личность можно изучать многими способами.
Основные направления и теории в психологии личности
• Психоаналитическая теория [Зигмунд Фрейд, Карл Юнг]: В этой теории акцент делается на бессознательных процессах, влиянии детских переживаний и конфликтов на формирование личности. Уточню, данная теория утверждает, что человеческое поведение и мысли формируются под влиянием бессознательных процессов. Эти процессы включают подавленные желания, которые человек в себе задушил, потому что считал их неправильными, аморальными, вредными, предосудительными. Также в эти процессы бессознательные входят страхи и воспоминания из детства, в котором что-то на нас произвело сильное впечатление и уже во взрослом возрасте напоминает о себе в виде чувств, переживаний, эмоций. В частности, мы можем бояться чего-то такого, что не понимаем.
Также эта теория основывается на принципах детерминизма. Принцип детерминизма утверждает, что все события и явления в мире, включая человеческое поведение и психические процессы, имеют свои причины и закономерности, что означает, что каждое действие или решение обусловлено предшествующими факторами, как внутренними [например, наследственность, личные мотивы] так и внешними [социальная среда, культурные влияния, образование]. И еще психологическая теория основывается на концепции внутреннего конфликта между различными частями личности [Ид, Эго и Суперэго], что может приводить к неврозам и другим психическим расстройствам. В данном случае речь идет о врожденных инстинктивных желаниях, которые могут противоречить нашим убеждениям и социальным нормам. Может быть такое, что мы хотим того, чего боимся, потому что это противоречит нашим убеждениям и что общество осуждает.
• Гуманистическая теория [Абрахам Маслоу, Карл Роджерс]: В этой теории фокус делается на стремлении человека к самоактуализации, личностному росту и реализации своего потенциала. Уточню, данная теория в психологии акцентирует внимание на уникальности и целостности личности, подчеркивая её внутреннюю мотивацию к росту и самореализации, а также важность свободного выбора и ответственности. Важность свободы выбора, на мой взгляд, имеет огромное значение для жизни человека. А даже поэтому книгу по свободе написал, чтобы объяснить эту ценность и побудить людей не только ее придерживаться, но и активно пропагандировать. Вот и данная теория о важности свободы говорит, а также рассматривает человека как активного творца своей жизни, стремящегося к развитию и поиску смысла. Мне лично эта теория очень близка. По крайней менее, разумные на вид люди во многом соответствуют этой теории.
• Поведенческая теория [Джон Уотсон, Беррес Скиннер]: Данная теория изучает влияния окружающей среды и научения на формирование поведения и личности. Уточню, согласно этой теории человеческое поведение формируется и изменяется под воздействием окружающей среды через процессы научения, такие как классическое, когда мы получаем определенные знания и оперантное обусловливание [процесс обучения, при котором поведение формируется в зависимости от его последствий, таких как подкрепления через поощрение, награду, удовольствие или наказания]. Также теория акцентирует внимание на наблюдаемом поведении, а не на внутренних состояниях или мотивах, и предполагает, что нежелательные привычки можно изменить с помощью методов коррекции поведения. Таких методов может быть много. Суть в том, чтобы какие-то действие повторять энное количество раз, получая за это поощрение, чтобы сформировать новую нужную привычку.
• Когнитивная теория [Джордж Келли, Альберт Бандура]: Акцент в этой теории делается на роли познавательных процессов, мышления, восприятия и интерпретации событий в формировании личности. Эта теория сейчас является основной в моем подходе к консультированию. Я убежден и вижу этому подтверждение, что человека можно научить правильно для него думать, можно научить его придерживаться определенных мыслей, концентрировать на них свое внимание, чтобы состояние у себя нужное формировать. Он может правильно относиться к каким-то событиями, собственным способностям, чтобы чувствовать себя хорошо или как минимум не плохо. Можно научить людей интерпретировать различные события удобным или даже выгодным для них образом. Ну и вообще, если хорошо развить мышление человека, многих психологических проблем, да и не только психологических, удастся избежать. Хорошее, качественное мышление всегда будет выводить человека к удобным для него точкам зрения и помогать принимать выгодные для него решения. Один раз научился качественно думать, в будущем сможешь массу разных проблем и задач решать.
• Теория черт личности [Гордон Олпорт, Реймонд Кеттелл, Ганс Айзенк]: Эта теория описывает личность через набор устойчивых черт, определяющих поведение человека в различных ситуациях. Уточню, данная теория утверждает, что личность состоит из стабильных и относительно постоянных психологических характеристик, называемых чертами. Эти черты [они могут быть как положительными (например, доброта, ответственность, открытость), так и отрицательными (например, эгоизм, агрессивность, лень)] определяют предрасположенность человека к определенному поведению в различных ситуациях и могут быть выявлены с помощью методов, таких как факторный анализ [способ разобраться в большом количестве данных, чтобы понять, что за ними скрывается]. Представьте, что у вас есть много вопросов в анкете, и ответы на них как-то связаны между собой. Факторный анализ помогает сгруппировать эти вопросы в несколько общих тем [или факторов], которые объясняют, почему ответы похожи. Например, если люди часто отвечают одинаково на вопросы про общительность и энергичность, факторный анализ может показать, что за этим стоит одна общая черта – экстраверсия. Это как найти скрытые связи и упрощать сложные вещи до нескольких ключевых идей. Авторы теории черт личности подчеркивали, что черты личности влияют на мысли, чувства и действия индивида, а также могут быть измерены для предсказания поведения. Лично мне эта теория, что называется, не зашла.
Значение психологии личности в изучении личности
Поговорим о выгодах, о пользе которую можно получить, изучая личность человека с помощью описанных выше направлений и других подходов, менее известных. Все-таки, изучать человека, как личность, непросто. Поэтому надо понимать, зачем мы это делаем, для решения каких задач. Так вот, понимание психологии личности имеет огромное значение для следующих сфер жизни:
• Психотерапия и консультирование: В данном случае она помогает понять причины психологических проблем и разработать эффективные стратегии помощи. В психологии особенно важно применять к людям индивидуальный подход, без которого просто невозможно разобраться в проблемах конкретного человека. А для этого нужно понимать, кто именно перед нами, какая у человека жизнь за плечами, какой опыт, какие знания он имеет, какие убеждения, каких ценностей придерживается. Узнав все это, можно будет подобрать нужный способ решения проблем этого человека. С одними людьми нужно быть пожестче, чтобы они следовали рекомендациям, с другими помягче, чтобы не уползали в свою раковину, к третьим гибкость надо применять, чтобы обойти их эго, из-за которого они сопротивляются всему, что им говорят и предлагают. В общем, тут много разных подходов может быть. Главное понять, с кем мы имеем дело, с каким человеком. Хотя бы в общих чертах это нужно понимать.
• Образование и воспитание: В этой области психология личности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и создавать оптимальные условия для их развития. Это очень, я считаю, важный момент в образовании. Как, собственно, и в воспитании. Не представляю, как можно учить эффективно, применяя ко всем людям, в частности, к детям одинаковый подход, обобщая образовательные стандарты. Это же, даже не знаю, с чем сравнить, какой-то грубый подход, топорный. Понятно, что индивидуальный подход к обучению, это слишком дорогое удовольствие. Нанимать для ребенка персонального учителя, да еще и подходящего, гибкого, а не такого, который по своим, когда-то заученным стандартам лупит требует выполнения, не взирая ни на что, а тем более группу учителей таких подобрать, это сложная задача. И это в копеечку влетит.
Но, с другой стороны, все зависит от приоритетов людей. Если бы они не просто сдавали своих детей в школы на хранение, на время работы, может быть, и нашли бы способы учить их не по общей программе, а по более или менее индивидуальной. И заодно воспитывать, то есть, показывать своим прежде всего примером, правильные манеры поведения. Ну а пока, все вот это стандартизированное, человек потом может исправить сам, за счет самообразования. Или за счет обучения у подходящих учителей, в нужной ему области. В этих случаях надо учитывать особенности личности человека [себя, ученика] и подстраивать образовательный процесс под его способности, характер. мотивацию. Тогда учеба пойдет намного быстрее и результаты будут прекрасными.
• Управление персоналом: В работе с персоналом психология личности тоже огромную пользу приносит. Она помогает в подборе, обучении и мотивации сотрудников, создании благоприятной рабочей атмосферы для повышения производительности. Особенно вопрос мотивации и совместимости сотрудников важен. Сколько я с этим сталкивался, особенно раньше, всегда все сводилось к тому, что разных людей мотивируют разные вещи. Не все люди готовы вкалывать до седьмого пота ради одних лишь только денег. Деньги нужны всем, но они не всех побуждают к прямо-таки фанатичному или хотя бы более или менее качественному труду. И еще трудно некоторым сотрудникам уживаться друг с другом. Тут важно учитывать разные черты характера людей, разные типы личности, чтобы умело совмещать их друг с другом. Тогда их общая производительность будет очень высокой. Никто никому вредить не будет, люди не будут мешать работать друг другу, наоборот, будут помогать.
• Межличностные отношения: Это тоже значимая часть нашей жизни. Для некоторых людей отношения с людьми, особенно с противоположным полом – это вообще вся их жизнь. Это самое главное, что у них есть, они этим только и живут, только в этом и видят для себя большую радость. И рассматриваемое нами направление в психологии прекрасно способствует лучшему пониманию себя и других, что в свою очередь ведет к построению гармоничных и разнообразных отношений. Когда ты учитываешь особенности своего характера и характера людей, с которыми знакомишься, какие-то отношения с ними заводишь, многое будет получаться. Не будет раздражительности из-за недопонимания, не будет споров из-за разных интересов и потребностей. Все можно будет согласовать с людьми, чтобы с ними ужиться.
• Самопознание и личностный рост: В этом деле данная область психологии помогает осознать свои сильные и слабые стороны, развить свой потенциал, реализоваться и достичь личностного благополучия. Лично для меня это важный момент. Познание себя, своих способностей, это такое дело, которое может стать одним из смыслов жизни. Я не хочу серую стандартную жизнь прожить, по общему, так сказать, сценарию. Я хочу себя раскрыть, хочу до максимально возможного предела развиться, хочу что-то сделать, какое-то творение явить миру, миссию свою выполнить, чтобы реализоваться. Поэтому мне важно понимать себя. Вот, в частности, понимая свои желания я когда-то подался именно в психологию, а не в другие сферы. И очень этому рад. Ибо вижу, что это мое. И что это важно. И также с другими людьми, с которыми мы общаемся об их желаниях, о жизни, которой они живут и хотят жить. Я помогаю им лучше понять свои возможности и двигаться своим жизненным путем, чтобы в своем мире жить, а не стремиться к навязанными обществом целям, не жить тем, чего на самом деле человек не хочет. Тогда люди гарантированно придут к счастью. Потому что когда своей жизнью живешь, тебе все будет нравиться.
Думаю, изучение личности в психологии важно прежде всего для этого, для раскрытия потенциала человека. Чтобы каждого человека можно было поставить на свое место и добиться гармоничного сосуществования людей, чтобы каждый чувствовал себя счастливым и сделал в своей жизни то, что должен, чтобы чувствовать себя реализовавшимся. Пока мы к такой жизни приходим чаще всего случайно. У нас гармония хаотичным образом достигается. Я не знаю ни одного общества, сколько бы не изучал культурологию, где официально преследовалась бы цель изучить каждого человека и определить ему в обществе подходящую роль, подходящее место, чтобы это общество было максимально гармоничным. Отсюда и неудовлетворенность многих людей своей жизнью.
Собственный подход
Есть у меня и свой собственный подход к определению типов людей, к пониманию структуры их личности. У него нет никакого названия, нет никаких стандартных принципов, я всегда по ситуации сужу о людях. Сейчас покажу, на что тут можно ориентироваться, чтобы самому для себя создать типы людей, опираясь на собственные наблюдения. Больше всего меня в людях интересует уровень развития. Или можно сказать, уровень осознанности. Хотя слово «развитие» больше подходит, потому что оно означает комплексное изменение человека, по сравнению с тем, какими его изначально сделала природы. И вот я смотрю, насколько человек далеко ушел от своей животной сущности. И исходя из этого делаю для себя выводы, на что он способен, что от него ожидать.
Есть люди, которые только животными потребностями живут, самыми базовыми, так сказать, низменными. Они недалеко ушли от животного состояния. Не сильно свой разум развили. И поэтому с ними тяжело, а порой вообще невозможно общаться на языке разума. Логику они плохо понимают, хорошее отношение к себе не ценят. Чтобы они понимали язык разума, их ему надо прежде научить, дав им знания, развив их мышление, чтобы у них интеллект усилился, и они смогли, помимо освоения разумного общения, также и совладать со своей животной сущностью, дабы не поддаваться своим животным позывам, когда это совершенно неуместно. Вот как таких людей назвать? Как назвать такой тип? Животные? Дикари? Конечно, это грубо звучит, но так их называют в некоторых местах, некоторые люди. В правоохранительных органах, допустим, я слышал, как сотрудники определяли типологию людей, с которыми имеют дело. Там и погрубее слова были. Но это расхожее понятие. Если перед тобой примитивный человек, с ним бесполезно разговаривать на разумном языке. Он понимает только примитивные стимулы, силу уважает, которую видит в физическом прочем влиянии на него, в результате которого ему больно, и он что-то теряет. Вот и вы можете для себя определить тип людей, которые очень слабо интеллектуально и психологически развиты.
Есть еще один вид или тип людей. Если определять их, ориентируясь на шкалу развития. Это люди с нормально развитым интеллектом, но все же сильно подверженные всевозможным порокам, читай, животным позывам, отражающим прежде всего все те же базовые инстинкты. Они, эти люди, скажем так, поднялись над своей животной сущностью только в том, что научились жить не только инстинктами, но и умом. И пусть ими все те же низменные потребности движут, но они еще и некоторое понимание того, как лучше себя вести имеют, как хитро добиваться своих целей, как обслуживать свои инстинкты грамотно, как вживаться в общество. То есть, эти люди более умело обслуживают свои инстинкты, не прут напролом, как совсем уж примитивные индивиды, о которых выше говорится. Они находят обходные пути, благодаря наличию у них знаний или определенным образом развитого интеллекта. Да и потребности у них посложнее. Они могут тянуться к знаниям, могут рефлексировать. Думаю, таких людей большинство. Это люди, получившие стандартное образование.
Их тоже можно разделить на подгруппы, но не будем сейчас этого делать, не будем ничего усложнять. Нам важно понять суть такого типа, с точки зрения того, почему их нельзя назвать достаточно развитыми. А суть в том, что эти люди, скажем так, недостаточно зрелы, чтобы мыслить самостоятельно. Это люди, подверженные общественному влиянию, они редко и недостаточно думают своей головой. Из-за чего у них и могут возникать проблемы. Критическое мышление у них есть, но оно не сильно развито. Да и уверенности в себе часто не хватает, чтобы не к кому-то прислушиваться, а самому решить, как правильно, обдумав все «за» и «против». Плюс ментально они могут быть незрелы, среди них много инфантильных людей, у которых жизнь была и остается такой, что им как бы и нет необходимости становиться более зрелыми. Поэтому они часто и поддаются влиянию общества, доверяют авторитетной информации, авторитетным источникам, смотрят на так называемое большинство, которое, как они думают, ошибаться не может.
Собственно, для воздействия на таких людей авторитеты и создаются. Все пафосное, все значимое, все условно ценное. Эти люди падки на все, что ценится обществом – регалии, бренды, статус. Та же реклама, где какая-то известная личность что-то рекламирует, она именно для таких людей работает, которые думают, что раз такая звезда о чем-то говорит, то это так оно и есть. В общем, эти люди поддаются влиянию системы. Они могут быть вполне успешными карьеристами, которые пашут целыми днями, чтобы больше всего иметь, независимо от того, нужно им это или нет. Это могут быть закредитованные по уши люди, хотя их жизнь совсем не обязывает их жить в долг. Но они это делают, потому что так делают все, ну или многие. В общем, уровень их развития – стандартный. Он недостаточно большой, чтобы эти люди жили своей головой, но для решений многих повседневных задач их развития вполне хватает. Вот и решите сами, как такой тип людей назвать. Вы можете к нему принадлежать, так что, какое удобно дать им определение, такое и дайте. Может сказать, что это люди типа «Б», в выше, типа «А». Это так, для удобства.
Следующий тип, который мы сами можем определить, наблюдая за людьми, это люди, которые научились себя контролировать и хотеть большего, чем просто удовлетворять базовые потребности. Это хорошо развитые люди, как умственно, так и ментально. Они стремятся к учебе, не только ради статуса, денег, не только и часто не столько ради каких-то там корочек, но и для себя, и прежде всего для себя, чтобы больше знать, понимать, чтобы выбирать, как им лучше жить, чтобы добиваться своих целей. Это уже не такие ведомые люди, как тип выше, они могут и хотят думать своей головой, принимать собственные решения, а не по чьей-то указке действовать. Они ответственные, серьезные, думающие. Авторитеты на них не производят впечатления, если только не блещут какими-то реальными положительные качествами и заслугами, которые объективно заслуживают уважения.
В потребление такие люди не играют, они не стремятся накапливать всякий хлам, чтобы чувствовать себя хорошо. И без этого им радостей хватает. Они вообще могут быть минималистами, желая иметь не много, а достаточно. Такие люди неплохо поднялись над своей животной сущностью. Это выражается в том числе в их осознании ценности свободы, в пониженной агрессивности и враждебности, в гуманности и чувстве справедливости, в объективности суждений, в правдолюбии. Но и у них есть недостатки, которые свидетельствуют о все-таки, не конечной, а промежуточной развитости человека такого типа. Эти недостатки сводятся к недостаточной мудрости, скажем так. Эти люди не могут жить в гармонии с миром. Они могут считать многих других людей дураками, идиотами, которые их, видите ли, окружают. А себя могут слишком высоко превозносить, думая, что благодаря своей развитости заслуживают особого отношения к себе. Они будут критиковать людей по малейшему поводу, которые не такие умные, как они. И эти люди сами от такого отношения к жизни сильно страдают. Их многое раздражает и не устраивает.
Они не понимают, что мир так устроен, что все умными, как они, быть не могут и не должны. Люди разные, потому что должны быть разными, для гармонии. И надо проявлять к ним снисходительность, если они что-то не понимают, в чем-то слабы, надо уметь уживаться с разными людьми и каждого человека ставить на свое место, где он сможет себя проявить. Или к каждому относиться так, как он того заслуживает. Тем более, что сами эти люди, в нашем случае третьего типа, пусть это будет тип «В», тоже далеко не все понимают, не все знают, что естественно и неизбежно. И что самое важное, они зависят от людей попроще, от тех, кто попримитивнее, скажем так. Поэтому, когда в обществе появляются всякие обезумевшие лидеры, решающие, какие люди правильные, как нет, кому позволено жить, а кого надо уничтожить, то они вот из числа такого типа личности происходят. Слишком многое на себя берут, считая, что лучше жизни знают, как она должна быть устроена.
Ну и последний тип, который я для себя определил и который вы для себя можете определить, благодаря собственным наблюдениям, можно отнести к людям возвышенным, пусть это будут мудрецы, просветленные люди, которые, помимо хорошего понимания многих вещей, помимо способности контролировать свою животную сущность, еще и в гармонии с миром жить могут, принимая его несовершенство, в котором могут видеть идеальный вариант мироустройства. Качества у них есть особенные, которых нет у других. Например, они могут пожертвовать многим ради чего-то значимого, просто понимая, почему это важно. У них нет привычного в нашем понимании эгоизма, из-за которого люди только под себя все гребут, вообще не думая о последствиях своей жадности и своего эгоизма, что в будущем может привести к куда большим потерям. Они могут помогать другим, причем, правильным образом помогать, не разводя паразитов, просто так что-то кому-то раздавая, а давая людям то, что им на самом деле поможет. Потому что знают, что так они сделают мир лучше и это улучшит в том числе и их жизнь.
Таких людей не все понимают. Даже третий в нашем списке тип, может их не понимать. Особенно, когда они говорят, что мир такой, каким и должен быть и все в нем идет так, как должно. И что жизнь или Бог дали людям более, чем достаточно, чтобы те прожили достойную, интересную и счастливую жизнь. Такие мысли порой непросто принять. Потому что надо понимать всю их глубину и системность. Надо предполагать, как к таким мыслям можно прийти, благодаря каким рассуждениям. Но для того и существует психология личности, чтобы изучать разных людей.
К этому четвертому типу личности, условно тип «Г» мы и гениев можем отнести, которые видят жизнь по-другому, у которых своя сложная система восприятия и анализа. Поэтому к ним и подход нужен особый, с учетом всей той логики, которой они придерживаются, что выясняется при более глубоком общении с этими людьми. Самое главное, чего нельзя с ними делать, это записывать их в дураки, в психи и прочие неуместные ярлыки на них вешать. Если мы таких людей не понимаем, это наша проблема. Это мы недостаточно развиты, чтобы их понять.
А ведь эти люди могут сделать мир намного лучше, многое ему могут дать, поэтому они заслуживают уважения к себе.
Вот так психология изучает личность. А именно, психология личности позволяет нам разными способами изучать индивидуальные особенности людей. Безусловно, это сложная и увлекательная наука, которая продолжает развиваться и обогащаться новыми знаниями. То, что мы рассмотрели, это лишь варианты того, как оценивать, изучать и относить к той или иной категории того или иного человека. Можно какие-то собственные наблюдения использовать, собственные типы личности придумывать и по собственной методике изучать людей. Это не так сложно, если обладаешь хорошей наблюдательностью и задумываешься над тем, что видишь в людях. В идеале, вообще каждого конкретного человека надо изучать без всяких шаблонов, просто выделяя в нем те или иные качества и подчеркивая закономерности в его поведении. Любое обобщение в изучении людей снижает точность информации о конкретном человеке.
Так что это направление в психологии помогает нам лучше понять себя и других, разобраться в мотивах поведения, осознать свою уникальность и найти пути к личностному росту. А личностный рост – это самое ценное, как я считаю. Это один из самых разумных смыслов жизни. Изучение психологии личности – это путешествие вглубь человеческой души, которое открывает новые горизонты понимания человеческой природы. Ведь то, что мы о себе знаем – это далеко не все, что есть. Мы можем быть намного, намного сложнее устроены, чем то, что мы пока способны в себе увидеть.
Я так и вовсе думаю, что человек сам создает себя, свою личность, и это правильно. Себя надо творить, а не изучать. Но это уже другая тема.