Мир — это комплекс ощущений восприятия.
Дэвид Юм
Какой бы у человека не была жизнь, интерес к ней может в любой момент пропасть. Еще вчера все было хорошо, все было интересно, были желания, цели, была мотивация что-то делать, а сегодня появилась какая-то пустота, пресность всего и вся, и безразличие ко всему, что окружает. Чувство такое, словно все краски жизни в миг исчезли и осталось только неприглядная серость. Такое может случиться по множеству причини. Например, из-за того, что какие-то надежды человека не оправдались, он что-то потерял, не получил желаемое, какие-то трудности в его жизни появились или даже проблемы и даже очень серьезные проблемы, которые и привели его к такому состоянию. Про химическое изменение состава организма мы сейчас говорить не будем, это отдельная тема. Так вот, это все понятные нам причины потери интереса человека к жизни. А ведь встречаются и такие случаи, в которых не ясно, что не так с человеком. Он потерял интерес к жизни, а почему, неизвестно. Вот с упором именно на такие случаи, мы с вами и поговорим об интересе к жизни, который может в один прекрасный момент пропасть, а потом может снова появиться.
Зачем люди живут
Чтобы понять, что влияет на наш интерес к жизни, давайте подумаем, зачем мы все живем. То есть, зачем живет человек, как вид, какая в этом необходимость, какая цель у такой жизни? Если смотреть на этот вопрос, как на философский, то можно бесконечно рассуждать о смысле жизни и при этом многие из версий, указывающих на этот смысл, не получится никак подтвердить или опровергнуть, а значит, они будут всего лишь гипотезой. Любое объяснение может быть верным и неверным. Но если посмотреть на то, что мы уже видим и что имеем в виде фактов в нашей жизни, то ответ на выше поставленный вопрос будет очень простым – мы живем, чтобы жить. А точнее, чтобы испытывать все те ощущения, которые мы способны испытать в этом мире, будучи живыми. Это не идеалистический ответ, а самый, что ни на есть простой. Не надо ничего усложнять, выдумывая какие-то высшие смыслы, достаточно того, что мы уже знаем о жизни человека, чтобы понять, что она нам дает. И даже понимать тут особо нечего, достаточно это просто увидеть. Я ни в коем случае не утверждаю, что никаких высших смыслов нет, я просто говорю о тех вещах, которые не нужно доказывать. Мы живем, чтобы испытывать разные ощущения.
Вы можете наслаждаться всем, что способны ощутить, воспринять, понять, благодаря своим органам чувств и уму. Есть примитивные удовольствия, которые можно испытывать без всякого их понимания. А есть такие виды удовольствий, которые можно испытать, только благодаря развитому интеллекту. Ну, например, искусство, не все его способны понять, а потому и не все могут им насладиться. И сколько всевозможных видов удовольствия высокого порядка существует, мы не знаем. Мы не знаем, какие еще ощущения мы способны испытать, узнав о чем-то, осознав что-то.
Но одно ясно точно, что мы можем наслаждаться всем, что способны ощутить. Мы можем это делать, пока живы. Или, даже не наслаждаться, а просто проживать это, просто пропускать через себя определенные события, которые возникают в жизни. Не все ощущения можно назвать приятными, но это не значит, что их не должно быть в нашей жизни. Зачем, для чего мы должны что-то прожить, пережить, испытать, не имеет значения. Об этом можно вообще не думать, если не хочется. Хорошо вам от того, что вам просто тепло, ну и чем это не повод быть благодарными жизни за возможность испытать такое ощущение. Хорошо вам от того, что вы покушали, то же самое, вы можете быть благодарны за такие ощущения, которые связаны с употреблением пищи. И все остальное, что с вами происходит, вам тоже нужно, чтобы ощущать саму жизнь. Но благодарность – это одно, это то чувство, которое идет от ума. А если говорить о чуть более примитивном восприятии жизни, то речь здесь будет идти об обычном интересе, а точнее, о врожденном любопытстве человека. Вам любопытно узнать, какие еще можно испытать ощущения в этой жизни, помимо тех, что вы уже испытали? Я считаю, что любопытно, даже если вы с этим не согласны. Потому что вы живете, чтобы что-то ощущать. И даже если вы из тех людей, которые могут хоть тысячу лет жить однообразной жизни, ничего в ней не меняя и ни к чему новому не стремясь, вам все равно хочется испытать новые ощущения, потому что, это потребность самой жизни, которая в вас протекает.
И вот теперь допустите мысль, что живете вы для того, чтобы свое любопытство удовлетворить, то есть, чтобы познать, как можно больше всевозможных ощущений и понять, какие из них нужно чаще испытывать, а каких ощущений нужно избегать, но при этом знать о них. То есть, речь идет о любых вообще ощущениях, о приятных и не очень, и о совсем болезненных ощущениях. Вам нужно их все познать и не только с помощью собственного опыта, ибо самому все прожить невозможно, но и за счет изучения опыта чужого и благодаря наблюдению за другими людьми. Вот эту мысль даже не надо доказывать, на нее просто надо обратить свое внимание, чтобы понять, что она способна поддерживать интерес к жизни. Всякие там высшие смыслы, они ни коим образом не противоречат этой идее, она ее расширяют. Когда простейшие ощущения уже познаны и какие-то из них пережиты, прожиты, то хочется узнать, познать, испытать, ощутить что-то новое, что-то особенное. И когда человек это делает – ему интересно жить.
Почему не интересно жить
В чем же тогда причина потери интереса к жизни? Если не брать в расчет такие случаи, когда причина очевидна, ну, скажем, какие-то неоправдавшиеся ожидания, отсутствие желаемых успехов, побед, к которым так стремился человека, а также неразделенная любовь и тому подобные вещи, выбивающие почву из-под ног, то к более сложным в понимании причинам можно отнести, скажем так, вырастание человека из той жизни, которой он до сего момента жил. Другими словами, человек, перерос ту жизнь, которая у него есть. Она ему больше неинтересна. Подобно тому, как Ломоносов вырос из той ограниченной деревенской жизни, в которой не было достаточного количества знаний, способных накормить его пытливый ум, выросший из старой жизни человек нуждается в переменах. И неважно, что уже есть в жизни человека, какие в ней блага, какие радости, если он все это познал, изучил и хочет развиваться дальше, ему нужны новые ощущения. А их нет, вот и пропадает интерес к жизни.
Это можно еще назвать насыщение или пресыщением, когда что-то приелось настолько, что в этом не видишь уже никакого абсолютно интереса и никакой радости. А если теряешь интерес к тому, к чему сводилось все твое внимание, что в значительной мере наполняло твою жизнь, то теряется интерес и ко всей жизни. Потому что, человек видит, что больше ничего такого весомого нет, что позволяло бы испытывать достаточно сильные ощущения и обдумывать их смысл, чем очень любит заниматься пытливый ум. Человек видит, что ходит по кругу, живет одним и тем же, а ум, если он живой, а не закостенелый, требует новой пищи, требует новых ощущений для изучения. Иначе человек начнет испытывать дискомфорт, подобный тому, который мы испытываем, когда не можем удовлетворить свои базовые потребности. Вот есть люди, которые постоянно делают одно и то же, и им это не надоедает. Они привыкли жить определенной жизнью, привыкнув к чему-то, лет с двадцати-двадцати пяти. И вот им уже сорок, пятьдесят и более лет, а они все еще этими интересами живут, с некоторой поправкой на возраст. И им больше ничего не интересно. Лишь бы было все то, к чему они привыкли. Они так тысячу лет могут существовать, а может и больше, не желая ничего большего и нового. Вот им всегда интересно жить, если это можно назвать интересом. То есть, они не страдают, не теряют активность, они продолжают делать то, что делали всегда и хотят, чтобы все оставалось таким же. Нового им хочется, но не сильно, не всегда и не во всем.
А вот некоторые другие люди так не могут. Ну не могут и все тут. Не интересна им однообразная жизнь, в которой ничего не меняется. Им нужен прогресс, нужны новые ощущения, нужна новая информация, нужны перемены, к которым надо приспосабливаться, решая для этого новые задачи. Вот такие люди часто теряют интерес к жизни, когда у них все есть и во всем полный порядок, но им это все жутко надоело. Их мозг перестает получать новую пищу, поэтому может дать сигнал сознанию, что надо что-то делать, чтобы дальше жить с интересом, что больше так жить невозможно. И человеку некомфортно до тех пор, пока не начнутся какие-то перемены в его жизни. У него все есть, но ему плохо. Он больше не хочет жить старой жизнью, ему нужно что-то новое, нужны какие-то цели, смысл новый нужен. Вообще, я считаю, что все люди такие, ведь все мы по своей природе безгранично любопытные, просто некоторых из нас научили жить привычками и ни к чему большему не стремиться. Это хорошо видно по тому, как некоторые люди, закончив учебные заведения, сами ничему новому не учатся. Что-то с ними происходит, как-то они перегорают от неправильных нагрузок или еще от чего, каждый случай может быть по-своему уникален, что в итоге новые знания, новый опыт им становятся не интересны.
А другие сохранили свою естественную натуру, у них врожденное любопытство не угасло, тяга к новому не пропала, а может даже сильнее развилась. поэтому они и ищут новые интересы в жизни, чтобы не терять к ней интерес. Они стремятся к новым, доступным, приемлемым для них ощущениям, чтобы жить максимально насыщенной жизнью. Или, если они этого не делают, то находятся в таком состоянии, когда все не в радость. И пока они сами или с чьей-то помощью не найдут для себя что-то новое, интерес к жизни к ним не вернется. Такие люди могут на какое-то время впасть в апатию, когда тебе вообще все равно, что происходит или даже в депрессию, когда душа, что называется, ноет. Ну и, соответственно, это сказывается на всем в их жизни, негативным, разумеется, образом, на производительности труда, на общении с людьми, на личной жизни и прочем.
Разрушение внутренней картины мира
Еще одной причиной потери интереса к жизни, чаще всего недолгой, является разрушение старой внутренней картины мира человека, когда он понимает, что его представления о жизни были ошибочными. Пусть и не все, но какие-то значимые для него представления. Человек думал, что мир устроен так, а он, оказалось, устроен иначе. Обычно, хуже, чем он думал. И вот это явное несоответствие реального мира с тем, что думал о нем человек, то есть, с его внутренней картиной мира, может ввести его во временное уныние, когда интерес к жизни снижается, потому что она оказалась хуже, чем хотелось. Это не всегда очевидная причина. Некоторые люди не понимают, что жизнь им стала не интересна, потому что что-то в ней не совпало с их убеждениями, взглядами, установками. Они не отслеживают эту связь между реальностью и своим представлением о ней, не придают значения этому несовпадению, не осознают важности этого момента. А потому и не могут как следует задуматься над тем, насколько эти их убеждения, взгляды и установки им вообще необходимы. Иногда совсем не сложно принять новые убеждения и даже полезно это делать. Но когда ты не понимаешь, что твоя картина мира рухнула, пусть даже частично, но это не трагедия, тебе плохо и ты ничего не можешь с этим сделать.
У нас у всех есть свои ошибочные представления об этом мире, не говоря уже о тех событиях, которые в нем происходят. Порой даже собственное наблюдение за такими событиями не дает полного понимания происходящего. Поэтому, наша внутренняя картина мира никогда не будет полной, полностью адекватной реальности и достаточно точной в деталях. А раз так, то имеет смысл сразу мысленно настроиться на ее постоянное исправление. Надо всегда помнить о том, что то, что мы знаем, может оказаться неправдой или очень маленькой частью действительности. Не сегодня-завтра выяснится, что кто-то из нас чего-то не знал, кто-то ошибался по поводу тех или иных вещей. И это нормально. Так должно происходить. Человек развивается, постоянно корректируя свою внутреннюю картину мира, чтобы быть более адекватным при принятии тех или иных решений. Он должен это делать, чтобы чувствовать себя уверенно.
Если же картина мира долго не меняется, значит человек сидит в интеллектуальном болоте, становясь со временем все более неадекватным. И неудивительно, если он будет часто совершать различные ошибки, даже в самых безобидных ситуациях, ведь он просто не будет знать, что чего-то не знает или знает не то и не так, что и как надо знать. А представьте, если в один прекрасный момент человек осознает, что совершенно не разбирается во многих вопросах, что все, что он делает – неправильно и приводит к серьезным, в том числе и непоправимым ошибкам. Какой это будет удар по его самооценке. Поэтому, если настроиться на постоянное и постепенное изменение своей внутренней картины мира, с целью ее адаптации к текущей реальности или даже к постоянно меняющейся реальности, тогда вот таких ситуаций с разрушением песочных замков не произойдет, когда все в миг рушится и в жизни появляется пустота. Не так уж это и сложно, обдумать самому или с кем-то обсудить какие-то свои взгляды на жизнь, какие-то насущные вопросы обговорить с другими людьми, чтобы иметь представление о том, что думают о тех или иных вещах другие люди. Ну, скажем, вопрос личной жизни можно ведь обсуждать с разными людьми, чтобы не жить только в рамках каких-то определенных убеждений, думая, что они единственно верные.
Потеря смысла
Потерять смысл жизни, значит потерять какую-то важную, растянутую по времени цель, ради достижения которой человек жил. Это тоже приводит к потери интереса к жизни. Нет цели, нет и понимания того, зачем жить. Или во всяком случае, зачем стараться что-то делать. Но смысл жизни – это слишком субъективное понятие, по-разному переживаемое людьми. В одном случае речь может идти о каких-то высоких целях, в которых человек разочаровался по тем или иным причинам, поэтому жизнь ему больше не в радость, а в другом, якобы смысл жизни может быть потерян из-за несчастной любви, которую и любовью-то назвать сложно. Человек не понимает, что таких смыслов в его жизни будет еще очень много и он еще с улыбкой вспомнит то время, когда переживал из-за кого-то, кого якобы любил. В общем, у всех свой смысл жизни. Одно можно сказать точно – человек что-то теряет, какую-то цель или какую-то радость, какое-то дело, после чего его интерес к жизни снижается.
Обычно состояние бессмысленности жизни долго не длится. В чем бы большинство людей не видело потерю такого смысла лично для себя, это пройдет и для этого потребуется не так уж много времени. Потому что, человек привыкнет к чему-то новому. И таким образом, со временем, а это не очень долго, будет найден новый смысл, а вместе с ним и интерес к жизни вернется. Но чтобы не ждать, пока все наладится и жизнь зацветет новыми красками, можно поискать потерянный смысл в чем-то новом специально. Надо искать что-то такое, что ближе к тому образу жизни, которым человек способен жить и которым он жил раньше. Ведь речь идет в основном о привычке жить определенной жизнью. И кода старая жизнь уже по каким-либо причинам становится невозможной, человек далеко не ко всякой новой жизни может привыкнуть. Например, некоторые религиозные люди могут разочароваться в своей вере, разочароваться в Боге. Какое-то событие так сильно может их потрясти, что они откажутся от своей веры, они обидятся или даже обозлятся на Бога. В их жизни появится пустота, в том месте их ума, где раньше была вера. И ее надо будет чем-то заполнять. И такие люди скорее всего не найдут новый смысл жизни в том же аскетизме, потому что их ум был долгое время настроен на веру в высшую силу, а не на ее отсутствие. Скорее всего им поможет какая-то новая вера, будь то новая религия или вера во что-то принципиально новое. Но это должна быть вера, вера во что-то, в кого-то. А не ее отсутствие. В чем-то принципиально новом, что требует совсем другого склада ума, им будет гораздо сложнее найти смысл жизни.
Несвобода
Ну и последнее, на что следует обратить внимание, говоря о потери интереса к жизни – это несвобода. А точнее, состояние несвободы, которое может возникнуть по множеству причине. Надо сказать, что не всегда люди осознают, что жизнь им стала неинтересна, потому что они не свободны, прежде всего внутри себя. Есть объективные и сесть субъективные критерии свободы/несвободы. Но каждый воспринимает свободу и несвободу по-своему. Кому-то, к примеру, комфортно от того, что им командуют и управляют, а кто-то терпеть этого не может. Для кого-то жизнь по чужим правилам не является несвободой, а для кого-то является. Кто-то согласен быть ведомым, а кто-то не приемлет этого. Для кого-то важно иметь доступ к разнообразной информации, а кому-то подавай только авторитетные источник, один-два и хватит. Ну и дальше в таком духе. Поэтому, несвободу каждый переживает по-своему. Но когда что-то внутри человека ассоциируется с несвободой, если становится плохо, жизнь кажется мрачной и интерес к ней угасает.
Свобода – это та самая высшая ценность, о которой я писал вначале статьи и которая, с одной стороны, вроде как всем понятна, а с другой, не всегда одинаковая или почти всегда неодинаковая по ощущениям. Вот физическое ограничение свободы могут понять многие, когда, к примеру, человека посадили в тюрьму и он из-за этого потерял интерес к жизни, потому что такое существование вне воли его подавляет. Он физически ограничен. И это ощущается. Но точно такое же состояние может возникнуть и при физической свободе, но умственной несвободе. Когда, к примеру, человеку никто не запрещает передвигаться, где и как ему хочется, но его возможности не позволяют ему этого сделать. Например, речь может идти о финансовых возможностях. Поэтому, он вроде как и свободен – иди куда хочешь, езжай, куда хочешь и занимайся, чем пожелаешь, если это не нарушает никаких законов. И в то же время, выбор действий у него ограничен из-за ограниченных финансовых возможностей. Это довольно-таки хитрая несвобода. Ты ограничиваешь возможности человека не очевидным для него способом, но физически ничего с ним не делаешь, и он все равно не может многого сделать, что хотел бы. Формально он свободен, но он не в состоянии воспользоваться своей свободой. И ты вроде как не причем.
Есть еще более хитрый способ повлиять на ощущение человеком своей свободы/несвободы – это внушить [донести информацию до подсознания] ему или убедить [донести информацию до сознания, логически доказать] его, что он не свободен или, наоборот, свободен, когда на самом деле это не так. В первом случае, у человека могут быть огромные возможности, но если он будет верить в то, что чего-то или многого не может, что во многом ограничен, то он этими возможностями не воспользуется. Он останется рабом в своей голове, то есть человеком, у которого нет выбора. Во втором случае, человеку можно внушить, что рабская жизнь – это благо для него и что это настоящая свобода. Например, речь может идти о служении господину, как о каком-то великом благе. Это особенно легко сделать, если человек не видел свободы, не знает ее вкуса, не пользовался ее возможностями, никогда не слышал о том, что он никому ничего не должен и что над ним может не быть никакой власти, кроме той, которую он сам добровольно признает. Так что, свобода, как и несвобода, берет свое начало в голове человека.
Но тут возникает очень интересный момент, от которого и зависит ощущение человеком своей несвободы. Что бы ему не внушали, в чем бы его не убеждали, во что бы он не верил, на бессознательном уровне у него может иметь место конфликт между разными мыслями, которые не согласуются между собой, противоречат друг другу. Он может думать примерно так: «Если я свободный человек и у меня хорошая достойная жизнь, тогда почему…» И тут могут быть разные неосознаваемые мысли, указывающие на то, что не все в порядке с жизнью человека, что не такой уж он и свободный, как ему кажется, что есть у него определенные проблемы, которые нужно решать, потому что с ними жизнь не мила. Только, когда все эти мысли не осознаешь, то они переживаются на уровне чувств. Также неосознаваемые мысли могут конфликтовать с осознаваемыми, то есть с теми, которые находятся в поле нашего внимания. Головой человек понимает, что он свободен и это прекрасно, даже если это не так, а вот чувства создают определенное беспокойство, определенный дискомфорт, потому что в подсознании кипят мысли, которые пытаются донести до сознания информацию, что нет никакой свободы на самом деле и это ненормально. И пока человек не разберется со своей жизнью, пока не согласует осознаваемые мысли с неосознаваемыми, равно как и все неосознаваемые им мысли не приведет к общему мнению, пока не получит настоящую свободу, в которой нуждается, не видать ему покоя. В нашем случае, если он потерял интерес к жизни, то не сможет его вернуть, пока не начнет чувствовать себя свободным.
Вот как мне говорили некоторые люди и не раз, что им свобода не нужна, что это все ерунда, что важны другие вещи, а без свободы можно обойтись. И неважно, как они ее понимали и в чем видели, важно, что они обманывали сами себя. Свобода нужна, без нее ты не будешь чувствовать себя человеком. А не чувствуя себя человеком, ты не сможешь жить полноценной жизнью, в которой от тебя многое зависит. А значит, ты многое должен делать, чтобы чувствовать, что живешь. А когда свободы нет, ты просто наблюдатель. Поэтому и нет у таких людей достаточного интереса к жизни, который часто выражается в их цепкости и жизнестойкости, целеустремленности и решимости. Такие легко впадают в апатию и депрессию, отказываются от борьбы за свои интересы, часто многим многое уступают, таких легче продавить, легче навязать им свою волю. Несвободный человек – не боец по характеру. И не творец. А когда ты не можешь бороться за свои интересы, когда не можешь творить, чтобы выражать себя, ну какой у тебя может быть интерес к жизни. Так, поесть, попить, но ведь человек не для этого рожден.
Вот от таких вещей зависит интерес к жизни, либо его отсутствие. Я советую уделить вам особое внимание первой причине, о которой я писал вначале – ощущениям. Все крутится вокруг них, все зависит от них. А они в свою очередь отражают наши потребности, желания и инстинкты, на которых все эти вещи основаны, словом, все то, что движет человеком. Когда человек испытывает все нужные ему ощущения, переживает, проживает их, когда он постоянно что-то новое для себя открывает, удовлетворяя свое врожденное любопытство, сам что-то новое делает, создает, чтобы ощутить что-то новое, чтобы себя выразить, то в таком случае его интерес к жизни никогда не угаснет и даже возрастет. А вот когда возникает определенный голод до ощущений, когда какой-то опыт проходит мимо человека, не позволяя ему себя познать, пережить, тогда радости в его жизни становится меньше, потому что он перестает ее чувствовать. Из-за этого и интерес к ней пропадает.