Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.
Василий Александрович Сухомлинский
Что такое чувство собственного достоинства и как оно влияет на наше психологическое состояние? Какими людьми оно нас делает, когда она развито? Не все, наверное, знают, но именно благодаря чувству собственного достоинства люди могут существенно повысить качество своей жизни, причем во всех областях. Но бывают и такие ситуации, когда это чувство следует игнорировать, чтобы не совершить ошибки. В этой статье мы с вами рассмотрим такие случаи, когда в одних ситуациях это чувство для нас очень ценно, когда оно помогает нам, можно сказать, служит нам, а в других, о нем лучше на время забыть и вести себя иным образом, дабы не иметь проблем, но зато получать определенную пользу. Ну и конечно же, я расскажу о том, как это чувство в себе можно взращивать и поддерживать.
Что такое чувство собственного достоинства?
Я не стал ориентироваться на словари, чтобы дать определение этому чувству. Не то, чтобы там что-то было неправильно на счет него, просто я решил собственное его понимание предоставить читателю, потому что оно в чем-то может быть удобнее для понимания этого чувству. Все-таки, когда речь идет о чувствах, важно уметь объяснять свои собственные ощущения, переживания, мысли, которые с тем или иным чувством связаны.
Так вот, с моей точки зрения, чувство собственного достоинства – это видение, либо ощущение человеком определенных границ допустимого для него отношения к себе, как со стороны других людей, так и со стороны самого себя. Или еще можно сказать, что это понимание человеком собственной ценности, более или менее справедливое понимание, без явных искажений. Иными словами, человек, пусть и не всегда справедливо, объективно, но видит, в какой-то степени понимает, чего он достоин и чего не достоин. Эго тут может вмешиваться в видение человеком самого себя, безусловно, но не так сильно, чтобы он неадекватно завышено себя оценивал.
Например, нижняя планка такой границы допустимого будет определять, что человек не намерен терпеть, какое отношение к себе, какое обращение с собой, какие условия жизни, работы, какие отношения и поэтому обязательно найдет способ защитить себя от неприемлемых для него вещей, от унижений, от использования, эксплуатации и так далее. Соответственно, верхняя планка определяет уровень притязаний, справедливость имеющихся желаний, обосновывает амбиции человека. Если ты понимаешь, что не отвечаешь определенным требованиям, не имеешь необходимые способности, какие-то важные и необходимые достоинства, ты не станешь настаивать на том, чтобы получить, иметь то, чего ты пока не достоин. Иными словами, как говорит народная пословица, по Сеньке и шапка быть должна. В отличие, скажем, от юношесского максимализма, когда человек думает, что достоин самого-самого только лишь потому, что ему этого хочется, чувство собственного достоинства как бы обосновывает нам справедливость того, что мы можем и хотим иметь. Это более зрелое чувство, сформировавшееся в течение определенного отрезка жизни человека.
Формирование чувства собственного достоинства
По моему убеждению, чувство собственного достоинства у человека может только сформироваться, а не генетически ему передаться от предков. Хотя на этот счет есть и другие точки зрения, в том числе и подкрепленные научными исследованиями. Но с этими научными исследованиями никогда не было полной определенности. Это мы должны учитывать. Различные исследования время от времени опровергают друг друга, выставляя в качестве истины, то одно, то другое. Есть, например, исследования, доказывающие, что порядка 50% интеллекта человеку передается от его родителей. Наверняка есть и такие исследования, которые доказывают, что это не так или не совсем так. Я акцентирую на этом внимание читателя для того, чтобы он понимаю, что мои убеждения основаны не на пустом месте, а на обобщении различных точек зрения и на собственных наблюдениях.
Так вот, повторю, я считаю, что чувство собственного достоинства формируется в течение жизни, причем всей жизни человека, а не изначально от рождения ему дается, хоть в каком-то виде и количестве. И формируется это чувство посредством видения и чувствования человеком различных закономерностей, а также за счет испытаний, которые он в жизни проходит, узнавая благодаря этим испытаниям о тех или иных закономерностях, в том числе и о собственных возможностях. Человек не всегда понимает различные закономерности, которые наблюдает, которые пережил, но может их чувствовать. Это закономерности, которые показывают, в каком случае какие результаты люди могут получать в жизни, делая одно, не делая другого, обладая одними способностями, навыками, знаниями и не обладая другими. Например, если человек отказывает себе в сиюминутных удовольствиях, есть у него для этого сила воли, он может рассчитывать на удовольствия в отдаленной перспективе, которые, как правило, превосходят по значимости так называемые маленькие радости, которые можно получить здесь и сейчас. К примеру, не потратил ту же денежку на вкусняшку, отложил ее, накопил, вложил, приумножил – получил гораздо большее.
Или та же высокая самодисциплина может приводить к различным успехам в жизни. Хотя, что значит может, всегда приводит. Например, к тому же здоровому, красивому состоянию тела, о котором мы дисциплинированно можем заботиться. Кто пихает в себя все подряд в больших количествах и ленится спортом заниматься, никогда не будет выглядеть также, как тот, кто следит за рационом питания и регулярно занимается спортом. Соответственно, привлекательность таких людей будет разной, как и их здоровье. А значит и то, на что они могут претендовать, например, в отношениях или в образе жизни. Мы не просто так можем быть чего-то достойны и чего-то недостойны, многое из этого зависит от наших достижений. У всего есть свои закономерности, которые определяет качество жизни. И человек по мере получения жизненного опыта и знаний эти закономерности тем или иным образом познает, что-то чувствует, что-то видит, что-то достаточно хорошо понимает. И так он приходит к определению своих личных границ допустимого, возможного для себя. И вот этим ощущением таких границ является чувство собственного достоинства, формирующееся у нас постоянно.
Человек, обладающий чувством собственного достоинства, как бы говорит себе, раз я могу это и не могу то, раз у меня есть такие-то достоинства, преимущества и такие-то, слабости, недостатки, я вправе рассчитывать на такие-то вещи и не вправе рассчитывать на другие. Грубо говоря, очень грубо, если человек физически слаб, то куда он может лезть, пытаясь, скажем, впечатлить всех какими-то рекордами в спорте. Как минимум, надо себя в соответствующее состояние привести, прежде чем рубаху на груди рвать и говорить, что я могу это, могу то. Или, если человек видит, что он физически привлекателен, даже очень красив, то он закономерно делает вывод, что достоин по его представлениям хорошего во многих смыслах партнера. Тоже красивого или успешного в чем-то, как это бывает у женщин, которые ищут себе преимущественно успешных мужчин. Мы не просто фантазируем о том, чего мы достойны, мы это определяем в течение жизни.
Таким образом, чувство собственного достоинства в определенной мере отражает качество человека, который этим чувством обладает. И его собственное видение этого качества. Это не всегда хорошее видение, но тем не менее, человек определяет границы собственных возможностей и желаний, согласуя их друг с другом, более или менее обосновано. Например, если кто-то считает, что ему должны платить большую зарплату только лишь потому, что ему нужны деньги в определенном количестве, то к чувству собственного достоинства это не имеет никакого отношения. Мало ли кто и чего хочет, надо еще заслужить то, что ты хочешь. А если человек знает себе цену, потому что он много учился, и не абы чему, а востребованным и непростым вещам, у него высокие компетенции, он много работает, соблюдает дисциплину и главное – пользу приносит большую, он выгоден, но ему мало платят, то он совершенно справедливо вправе рассчитывать на больше и требовать большее или уходить туда, где его по достоинству оценят. Если тебе платят, к примеру, 5-10% от того, что приносишь, то это может быть и несправедливо. Если только тебе не очень легко найти замену. И тогда твое чувство собственного достоинства будет обращать на это твое внимание. Чтобы ты предпринял нужные действия, побудив людей начать ценить тебя выше или уйдя от них к тем, кто будет это делать.
Именно так, обосновывая собственные желания, собственные цели, собственное положение, человек может влиять на свою жизнь достаточно эффективно. С одной стороны он не позволит обесценивать себя, а с другой, не будет пытаться разгрызть орешек, который ему не по зубам.
Гордыня
Чувство собственного достоинства не следует путать с гордостью и гордыней, когда человек из-за своего непомерно раздутого эго видит себя намного лучше, чем он есть на самом деле. Когда он не в состоянии совладать со своими эмоциями, считая, что чего-то достоин и что-то для него неприемлемо только потому, что ему так видится, хочется, думается. Гордыня является непомерной гордостью, этакой крайностью в самооценке, когда человек необоснованно, вот именно необоснованно возвышает себя над остальными людьми. Он высокомерен, эгоистичен, не терпит никакой критики, властолюбив, считает себя самым умным, самым достойным, что в общем-то является проявлением неадекватности. То есть, когда ты считаешь, что весь мир крутится возле тебя, ты ни этот мире, ни самого себя в этом мире, ни свое место в нем не видишь и не понимаешь, как полагается.
В тех случаях, когда гордый человек заявляет, к примеру, что он не достоин мыть те же туалеты, как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому не станет этого делать, даже во вред себе, он явно не оценивает ситуацию достаточно хорошо, чтобы получить от нее максимальную пользу или минимальный ущерб. Эмоции мешают сделать грамотный расчет и человек может сильно себе навредить. А чувство собственного достоинства побуждает человека действовать более практично, в том числе и выбирая меньшее из зол. Если ты довел свою жизнь до такого состояния, что тебе приходится мыть туалеты, значит надо их мыть, а не вставать в позу и не приводить себя к еще более худшему положению. Может обстоятельства так сложились, что без этого никак, причина не имеет значения. Главное, не навредить себе, а сделать лучше. Гордые люди могут себе сильно вредить, поддаваясь эмоциям. А чувство собственного достоинство лишь поможет определить границу допустимого. Нет смысла унижаться ниже необходимого – не унижайся. Но и глупо не унижаться, если из-за этого можно понести гораздо больший ущерб.
Гордость, гордыня часто мешают людям, почти всегда, вынуждая их видеть в зеркале слишком хорошего человека. Хорошего, в плане того, что он достоин слишком многого, что не отражает его реальную ценность и его реальные способности. Тогда как чувство собственного достоинства позволяет более адекватно подходить к своим возможностям, ставя перед собой те или иные цели и стремясь к реализации тех или иных желаний. Основания на что-то претендовать, с чем-то не мириться, что-то не терпеть – вот что требуется человеку, чтобы не быть жертвой гордыни, из-за которой легко надорваться и остаться ни с чем.
Развитие чувства собственного достоинства
Развитие чувства собственного достоинства – это очень непростая задача, если выполнять ее самым наилучшим образом. Потому что успех в ее решении не всегда зависит от человека, который желает у себя это чувство иметь и развивать. Ему требуется и окружение соответствующее, и среда обитания, и привычки, и убеждения правильные. Без всего этого трудно воспринимать себя правильно, не завышая самооценку, собственные возможности и желания и не занимая эти вещи. Можно также сказать, что для этого чувства нужна определенная свобода, коей не всегда людям хватает, поэтому они не могут выбирать себе подходящие условия жизни, чтобы чувствовать себя людьми. Тем не менее, даже не идеальное развитие этого чувства способно привести человека к очень полезному для него состоянию ума. Это когда ты понимаешь, на какое место в жизни ты вправе претендовать сейчас и какое место можешь занять, сделав для этого необходимые дела. В частности, занявшись саморазвитием.
Как я уже сказал выше, чувство собственного достоинства непостоянно. Оно изменяется. В одних случаях оно может по-своему деградировать, в других развиваться, расширяя для человека границы его возможностей. По моим наблюдениям, чаще оно все-таки развивается, если человек не дегенерат. И это развитие заключается в двух основных моментах. Первый момент – это развитие человеком собственных способностей, благодаря которым он может расширять границы своей самооценки, благодаря расширению границ своих возможностей. А второй момент – это лучшее видение этих самых границ, благодаря развитию объективности взгляда на самого себя за счет принятия во внимание отношения к себе со стороны других людей и их точек зрения на себя.
Когда мы совершенствуемся, развиваемся, больше узнаем, больше навыков обретаем, мы оба эти момента прорабатываем. Мы и возможности свои расширяем, чтобы адекватно формировать свои желания, притязания, требования к миру, к людям, к себе и также видим основания для того, чтобы рассчитывать на определенное качество жизни, определенное отношение к себе и обращение с собой. Все-таки, чем больше человек умеет и знает, тем более редким индивидом он становится. А то, что редко, то может быть особенно ценным. Допустим, вчера у вас были одни компетенции, а сегодня уже другие, более высокие и при этом востребованные в обществе. И вы, видя что вы можете больше, чем многие другие люди, понимаете, что на том же рынке труда спрос на вас будет выше, чем был ранее, это если рынком труда измерять достоинства человека. А значит, вы можете продать свой труд дороже, можете претендовать на более лучшие условия работы, на нормальное отношение к себе. Поскольку вы не из тех, кого за забором полно. Вот так чувство собственного достоинства и проявляется. Человек понимает, какое значение для общества и в данном случае для рынка труда он имеет.
Также и в отношениях с людьми, с теми же друзьями, с противоположным полом. Зная, что люди проявляют к вам интерес, что они вас ценят за те или иные достоинства, которые вы в себе развили, развиваете, поэтому вам есть за что себя уважать, вы не станете терпеть дурного отношения к себе, не позволите издеваться над вами, прежде всего морально, а найдете способ этому противостоять. Ведь человеку важно сохранить свою значимость, самоуважение, прежде всего в собственных глазах. Это нужно, чтобы жить, чтобы амбиции иметь, чтобы стараться чего-то достичь. Человек должен себя ценить, любить, чтобы о себе заботиться и продвигать себя в этой жизни. Если его Я размазать, если превратить его Я в «мы» или вообще в ничто, жизнестойкость человека и его стремление в чем-то себя реализовать, каких-то успехов, побед добиться, будет просто уничтожено. Это как с собственностью, когда мы видим, что она наше, мы о ней заботимся. Когда ее делают общей, нам становится все равно до нее. Мы не заботимся о том, что не надо. Мы не хотим это защищать, не хотим в это вкладываться. Поэтому «я», «мое» – это важно. Это не должно доходить до состояния детского эгоизма, но свой мир мы должны иметь. И этот мир может строится всю жизнь. И исходя из нашего видения этого мира, мы уже делаем вывод, на что нам претендовать и чего не допускать в отношении себя.
Поэтому целенаправленное развитие, даже можно сказать, точечное развитие – это и есть возможность развить чувство собственного достоинства посредством повышения и осознания своей ценности для общества, благодаря которой человек вправе рассчитывать на определенное положение в этом самом обществе и на определенное отношение к себе. Бесполезный человек, противный из-за своего поведения, может сколько угодно заявлять о своих желаниях, какие-то претензии предъявлять миру и обществу, но это ничего ему не даст. Только проблем себе наживет. Если ты не интересен, не востребован, если тебе нечего предложить, ты ничего существенного не можешь сделать, никто и для тебя ничего не сделает, никто тебе ничего не даст, никто не станет с тобой дел иметь. Ну или просто будешь получать меньше, чем хочешь, сколько по мнению других заслуживаешь. А чтобы с тобой считались, чтобы ты смог занять в обществе какое-то достойное место, ты должен для этого определенные качества развить, определенные действия совершить. И тогда уже ты будешь чувствовать, что достоин нужных тебе вещей, нужного положения и сможешь заполучить это, произведя для этого нужные действия, в том числе и потребовав нужного от тех, кто в тебе нуждается. Так что, когда человек достоин чего-то, он вправе это требовать. А когда просто хочет, то это может выглядеть, как проявление неадекватности.
Если говорить более конкретно, то развиваться нужно в тех областях, в которых человек претендует на наиболее лучшие результаты. Например, общение с людьми нужно развивать, если хочешь со многими из них иметь хорошие отношения. А также в деле самопознания, самоанализа совершенствоваться, чтобы над собой власть иметь и не поддаваться различным соблазнам, из-за которых люди е могут добиться более значимых целей. Чувство собственного достоинства требует того, чтобы человек, как бы постоянно оценивал собственную рыночную стоимость, чтобы в глазах других людей он выглядел не хуже, чем в своих собственных. А для этого надо разбираться в людях, в себе разбираться и постоянно соотносить собственные возможности с возможностями других людей. Если кто-то вас в чем-то превосходит, нужно это учитывать, оценивая свое соперничество с такими людьми.
Собственные достоинства нужно сравнивать с достоинствами других людей, для более или менее объективного восприятия себя. Оно необходимо, чтобы понимать закономерность своего положения, своего места в обществе. Потому что, ну как вот человек может безосновательно думать, что он достоин, к примеру, определенной работы, хорошей, высокооплачиваемой, уважаемой только потому, что он, видите ли, что-то там умеет, якобы лучше других. А на самом деле, другие могут уметь больше и лучше. Причем, в отличие от этого человека, у них есть и дополнительные преимущества, они, допустим, дисциплинированны или просто более привлекательны, а работа может быть связана с людьми, для которых внешность всегда имела значение. И все, уже по рыночным критериям человек не подходит на то место, на которое метит. Однако, если он попросить меньшую зарплату, как вариант для него, то это станет адекватным условием для торга, чтобы-таки получить свое. И тогда уже он может обойти других кандидатов на эту должность. Но чтобы вот так рассуждать, оценивать себя, грамотно торговаться, заинтересовывать людей собой, своим предложением, у человека должно иметься именно чувство собственного достоинство, а не раздутое эго.
Рыночная стоимость человека – это его востребованность у определенных людей в определенных целях, для определенных дел. Это нужность человека для кого-то и для чего-то. И эту рыночную стоимость можно постоянно повышать, развиваясь в нужных направлениях. Чтобы потом справедливо и адекватно оценивать отношение к себе и свое положение. Хочешь большего и лучшего – сделай так, чтобы соответствовать этому большему и лучшему. Правда, в мире людей может быть и такое, что можно всех ввести в заблуждение относительно себя, своих способностей, своей ценности. Можно быть пустышкой, но все будут думать, что ты ценная личность. В общем, можно быть притворщиком. Но это уже манипуляции. И это совсем другая тема.
Психологические проблемы
Но все было бы относительно просто, если бы работа человека над чувством собственного достоинства велась бы с чистого листа. Вот если мы ребенка воспитываем так, чтобы он всегда осознавал закономерность своего положения в обществе и заслуженность, логичность своих достижений, своих успехов и неудач, тогда никаких проблем с рассматриваемым чувством у него не будет. Однако у большинства людей обязательно имеются какие-то внутренние проблемы, психологического характера, которые мешают им во многом, в том числе и в развитии, в самоанализе и сильно могут искажать их представление о самих себе. Человек может необоснованно думать о себе слишком хорошо или слишком плохо.
Вот, допустим, депрессия, она может так исказить чувство собственного достоинства, что человек начнет думать, что даже жизни не достоин, не то, что каких-то там благ, какого-то счастья. Также и низкая самооценка, которая нередко предшествует депрессии, она является следствием того, что человека никогда не хватили или очень редко делали это, за какие-то его успехи, за достоинства, за пусть даже очень маленькие, но все же победы. Зато критиковали часто, много, сравнивали с другими людьми не в его пользу, унижали, оскорбляли. И вот в результате этого человек не считает себя достойным того, что имеют другие людей. Он очень плохого о себе мнения, поэтому боится своих смелых желаний, у него нет серьезных амбиций, он довольствуется слишком малым, хотя заслуживает большего. Таким человеком можно помыкать, можно использовать его. И при этом еще внушать ему, что ему повезло так жить, иначе бы он вообще ничего не имел. Разумеется, такой человек не будет осознавать границ собственных возможностей и видеть границы адекватности своих желаний.
Но подавленность, ущербность, недовольство ми неудовлетворенность собой, могут и иначе выражаться – в виде упрямства, жадности, агрессии, стремлении не столько себе хорошо сделать, сколько плохо другим. Когда человек перестает верить в себя, в способность стать лучше, улучшить свою жизнь, он находит утешение в том, что стремится ухудшить жизнь другим. У него нет никакого чувства собственного достоинства, зато есть желание выразить себя в каком-то вредительстве, чтобы лишить этого чувства и других людей. Этакое стремление компенсировать отсутствующее проявляется.
Таких людей можно сравнить со школьными хулиганами, которым так часто давали понять, что они плохие, ни на что хорошее не годные и вообще ненужные коллективу и всему миру, что они смирились с этой мыслью и решили жить дальше именно в такой роли – в роли плохих людей, которые могут только вредить. И они для этого ищут свою компанию, кто их примет, с кем они смогут бороться против отвергнувшего их мира. Если общество отвергает человека, оно уничтожает вот эти рамки его возможностей, с которыми оно готово мириться. Ты нам не нужен, вообще ни в какой роли – говорит общество человеку, устами особенно убедительно говорящих людей. То есть, с тем, что мы понимаем под чувством собственного достоинства, человек не принимается. Поэтому, зачем ему социализироваться, если он никому не нужен. Он или впадет в уныние, в депрессию, перестает воспринимать себя, как личность, ему все равно, что с ним будет, или он становится агрессивным, враждебно настроенным в отношении почти всего мира человеком.
Так мы получаем социопата, у которого нет чувства собственного достоинства, в том здоровом его понимании, в каком оно должно быть. Он никого не уважает, а значит и ни с кем не хочет считаться. Он готов только перед силой пресмыкаться и только-лишь из-за инстинкта самосохранения не враждовать с другими людьми. Границами его возможностей становятся границы, определяемые только лишь страхом. Он будет делать все, что не испугается сделать, что безопасно делать. А все нравственные и моральные нормы попусту отвергнет.
Вот почему так важно окружать себя позитивными, оптимистичными, добрыми, умными людьми, способными адекватно реагировать на поступки человека, чтобы давать ему полезную обратную связь, подкрепляющую правильное поведение и аккуратно отвергающую поведение вредное или даже корректирующее его. Чтобы не травмировать психику человека и не вынуждать его компенсировать свою подавленность, ущербность, обиды, злобу, ненависть, ощущение собственной слабости разного рода злодеяниями. Ведь компенсация – это натянутая пружина, которая из одной крайности обязательно бросает человека в другую крайность. Умные люди научат человека грамотно сотрудничать с окружающими, договариваться с ними, вести взаимовыгодный обмен, при котором каждый человек понимает, что от него требуется, чтобы быть интересным окружающим и не терять полезной связи с ними. Токсичные отношения ломают восприятие этого мира и людей в нем, делают человека неэффективным. А нормальные отношения, уважительные, добрые, учат соблюдать нужные правила взаимодействия, чтобы добиваться своего. Добиваться, мирными, цивилизованными методами.
Повторю, чтобы развить чувство собственного достоинства нужно научиться себя более или менее объективно оценивать и грамотно себя любить. Грамотно любить – это значит понимать, что и зачем нужно для себя сделать, и как. Чтобы не было такого, как при детском эгоизме – ты на всех плюешь, ни о ком не думаешь, все только для себя делаешь, а потом удивляешься, что это никто с тобой дел иметь не хочет. Получается, ты теряешь больше, не взаимодействуя с людьми так, чтобы они были в тебе заинтересованы. И чтобы такого неэффективного поведения не было, человек должен быть психически здоров. Разного рода психологические проблемы мешают людям формировать самооценку правильным образом, без всяких перегибов и крайностей. А значит и взращивать, развивать чувство собственного достоинства. Поэтому если такие проблемы есть – их нужно решать.
Лишение человека чувства собственного достоинства
Но даже если никаких проблем у человека нет, психологических проблем, ему их могут создать. И таким образом лишить его возможности иметь чувство собственного достоинства. Человеком, лишенного чувства собственного достоинства легче управлять. У него меньше запросы, он не требователен, у него нет своего мнения, он склонен к уступкам, он часто ведомый, не инициативный, он не создает конкуренцию в серьезных делах, предпочитая слушаться других вместо того, чтобы самому управлять. Кто я такой, чтобы куда-то там стремиться попасть, чтобы какое-то свое мнение иметь, чтобы чего-то просить, требовать, добиваться – вот как это выглядит.
А как лишить человека не то, что самого чувства собственного достоинства, но и даже возможности его испытывать? Надо исказить его собственное представление о себе самом. Есть такая, несколько устаревшая, но я считаю, что вполне реалистичная концепция в психологии, которая называться выученная беспомощность. Это такое психологическое состояние, при котором человек ощущает свою слабость, беспомощность, отсутствие контроля над жизненными обстоятельствами и невозможность на что-либо повлиять. Это состояние формируется на основе предыдущего негативного опыта, когда индивид сталкивался с ситуациями, в которых не мог изменить неблагоприятные условия. Оно также может сформироваться за счет внушений, убеждений, благодаря наблюдению за негативным, безуспешным оптом других людей в каких-либо делах. Они не смогли, значит и я не смогу. В результате человек начинает воспринимать свою беспомощность как норму, как что-то свойственное его натуре, что приводит к пассивному поведению и снижению мотивации к действию.
Вот, в частности, такое состояние у человека можно сформировать, если делать так, чтобы все его сколько-нибудь важные поступки ничего ему не давали, никакого положительного, а следовательно, и подкрепляющего его активность и созидательность результата. Американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером были когда-то проведены эксперименты на собаках, которые подвергались электрошоку. Животные, у которых не было возможности избежать удара, со временем смирялись с ситуацией, даже когда им предоставляли возможность сбежать от боли. Эти результаты были подтверждены исследованиями и на людях, показывающими, что негативный опыт может привести к формированию устойчивых установок о собственной беспомощности. То есть, если человеку убедительно доказывать, что он ни на что не способен, не способен ни на что повлиять, не в состоянии изменить какую-либо ситуацию, подкреплять эту мысль постоянно нужным влиянием на него, он в это, в конечном счете, поверит так сильно, что никогда уже ничего не захочет изменить, ни на что не захочет повлиять. У него вообще не будет никаких границ возможностей, в его голове, позволяющих ему себя оценивать, как волевую, сильную, чего-то достойную личность. Никакого чувства собственного достоинства у него, разумеется, не возникнет.
Негативный опыт, когда повторяющиеся неудачи или травматические события в детстве или молодости глубоко в подсознании засели и затем влияют в течение на человека через чувства, социальные условия, когда, к примеру, общество с высоким уровнем насилия или отсутствием социальных прав может способствовать формированию чувства беспомощности у его членов, личностные установки, когда негативные убеждения о себе и своих способностях могут закрепляться через опыт и влиять на поведение – это все делает нас беспомощными прежде всего в своей собственной голове. А какое может быть чувство собственного достоинства у человека, который считает себя слабым и беспомощным? И ведь все это управляемые факторы. То есть, специально можно создавать условия, при которых в обществе будет много людей, считающих себя беспомощными, не способными, а потому и не желающими на что-либо повлиять, а значит и не имеющими правильного чувства собственного достоинства, то есть, по сути, адекватной самооценки и сформированных на ее основании адекватных желаний.
Что с этим делать? Получать нужный новый опыт. Когда понимаешь главное, что есть какие-то силы [родители, друзья, коллеги, супруг, начальник, государство], которые могли на тебя таким образом повлиять, потому что у них в этом есть интерес, есть интерес, по сути, сломать твою личность, твое Я, ты можешь начать создавать себе такие условия, такие цели перед собой начать ставить, в такой последовательности их достигать, которые помогут тебе начать получать положительные результаты, которые в свою очередь докажут тебе, что ты не беспомощный, не слабый, не глупый, что ты можешь добиваться нужных целей, можешь получать желаемое. И это создаст почву для формирования чувства собственного достоинства. Не эго раздутого, как это бывает у некоторых, а вот именно осознание того, на что ты праве претендовать к тебе придет.
И разумеется, нужно избегать ситуаций, людей, условий, в которых беспомощность человека проявляется, чтобы не было подкрепления неудач и поражений за счет получения регулярного негативного опыта, который может обнулять пользу опыта положительного. Поэтому важно порой всю жизнь свою изменить, чтобы глотнуть свободы, чтобы начать добиваться чего-то, побеждать, менять какие-то вещи, а не просто плыть по течению, смирившись с собственной посредственностью.
Инстинкт самосохранения
Чтобы серьезнее относиться к рассматриваемому нами чувству, нам, вам, нужно обратить внимание на его роль в вопросе вашей безопасности. На мой взгляд, чувство собственного достоинства сильно сказывается на работе инстинкта самосохранения. Человек будет активнее держаться за жизнь, до последнего бороться за нее, за свои интересы, от которых эта жизнь зависит, если будет считать себя достойным этой жизни, достойным определенных условий, скажем, какой-то свободы и не будет видеть кого-то или что-то важнее себя и своей жизни. Например, человек не станет умирать за то, что не связано напрямую с его жизнью, а также с жизнью дорогих ему людей, скажем, его детей, потому что ничего для него будет более ценным, чем эти жизни. Чувство собственного достоинства помогает определить собственную ценность на фоне всего остального, что значительно менее значимо, чем наша жизнь.
Рисковать стоит только ради самых-самых важных вещей. Остальное все не имеет значения. И чтобы это понимать, надо видеть, что есть твоя жизнь, что или кто есть ты сам и насколько ты важен, ценен для себя. Отчаянней всего мы защищаем то, что считаем очень ценным, важным, нужным. В том числе и свою жизнь, здоровье, самую так сказать, основу. Чувство собственного достоинства позволяет нам увидеть в себе ценность, благодаря пониманию своих возможностей, своего потенциала, своих качеств. Человек видит, что он не мусор, а личность, у которой есть огромный, очень сложный внутренний мир, заслуживающий право на существование не меньше, чем какой-либо другой мир, хоть внутренний, хоть внешний. Когда мы определяем границы допустимого и возможного для нас, мы ведь в том числе и цену своей жизни определяем. Например, человек может сказать себе, что для него недопустимо, чтобы ради сомнительного удовольствия он гробил свое здоровье. То есть, тем же алкоголем, табаком, наркотиками убивал себя. Это совершенно неприемлемо. Потому что даже волосок ценного в своих глазах человека важнее всего этого. Человек отказывается от таких удовольствий, потому считает, что заслуживает большего, гораздо большего, чем то, что его убивает. Для него здоровье важнее, важнее те другие ценности, которые он может получить, сохранив здоровье и прожив долго.
А если человек не считает себя достойным больших и важных ценностей, так сказать, возвышенных ценностей, если считает, что не способен ничего действительно ценного и важного получить, потому что слаб, потому что он никто, он ничего не умеет, он будет цепляться за малейшие возможности получить хоть маленькое удовольствие, лишь бы ухватить что-то здесь и сейчас. Он будет размениваться по мелочам, не умея ценить что-то большее, что-то более сложное в понимании и в достижении. Соответственно, к жизни он своей будет также несерьезно относиться, ведь он же никто. Он не станет сильно сопротивляться, до последнего, так сказать, чтобы сохранить свою жизнь и не позволить никому ее у него забрать. Он быстро и легко сдастся, потому что чувство, говорящее ему, что он достоин жизни, в нем не развито.
Работа со специалистом
Скажу еще о том, что может сделать специалист для человека, чтобы у него, у человека, правильно развивалось чувство собственного достоинства. Чтобы было понятно, какой может и должна быть помощь со стороны в таких случаях. Когда человек работает со специалистом над своими проблемами и задачами, то нередко ему приходится с помощью этого специалиста корректировать свои границы допустимого, чтобы от чего-то отказаться, а на что-то, наоборот, начать претендовать. То есть, человек начинает свое мнение о себе приводить в соответствие с текущими делами, достижениями, неудачами, в соответствие с имеющимися у него возможностями, чтобы понять, на что он вправе рассчитывать, будучи способным на то, на что он в данный момент способен.
Чувство собственного достоинства здесь появляется благодаря адекватному представлению человека о собственных возможностях и что особенно важно, о перспективах их развития. Сейчас человек может одно, поэтому вправе претендовать на то-то и то-то, а завтра сможет больше, благодаря правильному развитию. А значит и уровень притязаний изменится.
Вот специалист, который способен не предвзято оценить способности и перспективы человека, помогает и низкую самооценку исправить и слишком завышенную привести в соответствие с реальностью, чтобы человек не был необоснованно требовательным, как к себе, так и к другим. В обычной жизни трудно вот так себя адекватно оценить. Сам ты можешь принижать или завышать свои способности, возможности преувеличивать, потому что люди всегда путают то, что есть с тем, что они хотят видеть. А окружающие человека люди могут оценивать его или недостаточно качественно, не видя всего его потенциала, не понимая его сильных сторон, или намеренно искаженно, в личных, так сказать, интересах. Таких ведь много людей, которые судят о других так, как им хочется по тем или иным причинам судить. Так что, только специалист, при условии, что он достаточно хорошо в своем деле разбирается и порядочным человеком является, поможет своему клиенту понять его силу, связанные с ней возможности, чтобы он смог определить границы того, чего заслуживает и чего не заслуживает.
Важно еще обоснованное, справедливое мнение о человеке правильно до него донести. Ибо не все люди и не всегда хотят принять какую-то правду о себе, чтобы на ее основании свое место в жизни объяснить, определить. Они часто уверены, что заслуживают большего. Или, наоборот, что на что-то не способны, что-то им не дано, что-то от них не зависит. И попробуй, убеди их в обратном. Обычным способом это не получится сделать. Поэтому и требуется весь профессионализм специалиста, чтобы обходными путями помочь человеку правильно определить свое место в жизни и сформировать адекватные амбиции.
Зачем забывать о чувстве собственного достоинства
И еще немного о том, в каких случаях следует забыть о своем чувстве собственного достоинства и начать вести себя в соответствии с обстоятельствами, а не исходя из оценки своих личностных качеств. Это нужно делать тогда, когда эти самые обстоятельства меняются таким образом, что какими бы ты ценным человеком не был, как бы ты не жил раньше, чего бы ты не был достоин, благодаря своим способностям и личностным качествам, в новой реальности, которая тебе может быть неподконтрольна, тебе следует умерить свои аппетиты и адаптировать свое поведение под новые условия. Ибо, когда эта самая новая реальность твои благородные аппетиты не в силах поддерживать, а ты не в силах ее изменить – менять надо свои привычки. Это тяжело, но это может быть вопросом выживания. Ты можешь оставаться все тем же человеком – личностью с большой буквы, заслуживающей определенного уровня жизни, определенного отношения к себе, способного придерживаться благородного поведения, которое в течение всей своей жизни демонстрировал. Но если для выживания в новых условиях тебе требуется другая модель поведения, скажем так, менее красивая и порядочная, ты должен начать есть всякие помои, чтобы насытиться, должен довольствоваться самыми что ни на есть минимумом, чтобы иметь нужное для жизни и вести себя, как крыса и подхалим, неподобающим, но дающим результат образом, чтобы быть эффективным, чтобы получать нужные результаты, то разумно снять с себя «корону», какой бы она не была, снять «белые перчатки» и начать жить именно так, чтобы жить.
Чувство собственного достоинства никуда не денется, не исчезнет, если на какое-то время, не на всегда, разумеется, человек о нем забудет, отложит в сторону свою справедливую самооценку, чтобы ужиться с новой реальностью. А потом можно начать эту реальность потихоньку, понемногу менять, чтобы подвести ее к тому уровню, когда она позволит людям снова почувствовать себя личностью, имеющую право на то, чтобы жить в удобных, комфортных для нее условиях. Так в жизни бывает, когда приходится унижаться, приходится затягивать пояса, браться за грязную и тяжелую работу, забывая о том, кто ты есть или кем ты был. Еще вчера ты мог быть большим человеком, уважаемым, почитаемым, а сегодня ты рядовой гражданин, который, к примеру, потерял престижную и высокооплачиваемую работу. Ты вынужден заниматься чем-то менее уважаемым и невысоко оцениваемым. Ты в других условиях, которым нужна другая личность, не та, кем ты являешься. Поэтому, чтобы оставаться достойным человеком, надо достойно такие удары судьбы принимать и такие этапы жизни проживать. Многие из нас могут быть справедливо достойны большего и лучшего, чем то, что имеют. Но это не означает, что нужно отказываться от доступного, имеющегося и необходимого для жизни, пусть и не отвечающего нашим справедливым желаниям. Ибо что-то в этом мире лучше, чем ничего.
А достойный человек, знающий себе цену, в какую бы яму и грязь он не упал, он обязательно поднимется и взберется снова на приемлемую высоту. Только будучи в яме, или говоря иначе, на дне, вести себя следует именно так, как ведут себя люди на дне, но с прицелом на определенную высоту. Но никак не так, как если бы они продолжали находиться на высоте. Ибо такое поведение неуместно там, где оно только мешает. Нужно просто не забывать, кто ты есть, но вести себя адекватно обстоятельствам. Переждать, перетерпеть, продержаться – всегда можно, когда знаешь, для чего. Обычно люди с рассматриваемым нами чувством это знают. У них достаточно сильная система ценностей и, как мы знаем, хорошо развит инстинкт самосохранения, чтобы понимать, что любая социальная чума является временным явлением, этакой «Варфоломеевской ночью», за которой последует новый рассвет. Поэтому не стоит сходить с ума, биться головой о каменную стену, в надежде ее проломить. Нужно просто дождаться подходящего времени, когда снова сможешь жить достойной жизнью, согласно всем возвышенным качествам каждого конкретного человека. Ну и что-то для этого делать, конечно, прежде всего с собой. Ибо под лежачий камень…
Главное, не поддаваться влиянию гордыне, чтобы не держать высоко поднятую голову, гордо ее здрав, пока безумцы машут шашками налево и направо. Разумно склонить ее, чтобы оставить на плечах. Пусть безумцы обезглавливают друг друга, будучи не в силах сдержать свою безумную ярость. Иными словами, всякие социальные и прочие потрясения могут вынудить достойного человека выглядеть какое-то время недостойно, по не зависящим от него обстоятельствам. И он должен уметь такое положение дел принимать, чтобы сохранять свою жизнеспособность.
Так что, чувство собственного достоинства – вещь нужная. Если оно есть у человека и если оно развито, то он является личностью. Он чувствует себя личностью, справедливо заслуживающую к себе определенного отношения и способную обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Поэтому он и ведет себя, как личность. Если этого чувства нет, либо оно задавлено, подавлено, искажено, в том числе другими чувствами, той же гордыней, к примеру, тогда человек будет неадекватен в отношении самого себя. И из-за этого, он либо будет безуспешно пытаться получить то, чего не заслуживает, либо жить в худших условиях, чем те, которых он заслуживает.