Апатия

Желание — половина жизни, безразличие — половина смерти.
Джебран Халиль Джебран

Одной из самых распространенных проблем, с которыми люди обращаются за помощью к психологам, является проблема апатии. В это состояние может впасть каждый из нас, потому что причин, по которым это происходит, довольно много. И не все из них мы можем предусмотреть и предотвратить, хотя стараться сделать это, конечно, нужно. Но когда человек уже оказался в этом состоянии, то обязательно надо искать из него выход и чем быстрее, тем лучше. Апатия – это не та проблема, на которую стоит закрывать глаза, ведь она может перейти в хроническое состояние и лишить нас многих радостей жизни, которые мы способны получить только будучи достаточно активными и целеустремленными. В этой статье я расскажу вам о тех причинах апатии, а заодно и о способах решения этой проблемы, с которыми мне чаще всего приходилось иметь дело. Вы узнаете, как и почему возникает это нездоровое состояние и какие действия можно предпринять, чтобы вывести из него себя или кого-то другого, кому вы хотите помочь.

Что такое апатия?

Вначале выясним, с чем именно мы имеем дело. Апатия – это состояние, при котором человек практически полностью безразличен и равнодушен к окружающему и происходящему вокруг. Его почти ничего не интересует, и он очень пассивен. Конечно, такой человек не совсем уж в “растение” превращается, какие-то интересы у него остаются и кое-какие дела он делает, обычно вынужденно, но иногда и по желанию. Просто эта активность настолько минимальна, а круг интересов настолько узок, что сложно назвать такую жизнь нормальной, как, собственно, и самого человека.

Причины апатии

У апатии, как я уже сказал, может быть много разных причин. Я расскажу вам о тех из них, с которыми мне лично чаще всего доводилось иметь дело и в правильности которых я абсолютно уверен. Причины, связанные с тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями, не поддающимися лечению психотерапией, мы рассматривать не будем. В этом нет смысла, потому что в таком случае требуется особое лечение, для которого необходимы соответствующие условия. Мы рассмотрим такие причины апатии, с которыми вы сможете справиться самостоятельно, либо прибегнув к помощи психолога, который поможет вам помочь себе. К тому же они наиболее распространенные и вы наверняка сможете с их помощью разобраться в своем случае.

Неинтересная жизнь

Одной из причин апатии является неинтересная жизнь. При этом у каждого свой интерес в жизни и к жизни. Тут все зависит от уровня развития человека. Одним людям интересно жить одной жизнью, другим другой. Кому-то, например, нужны яркие разнообразные эмоции, постоянное живое общение, веселье, гулянки, чтобы считать жизнь интересной и чувствовать себя счастливыми, даже если во всем этом нет никакого практического смысла. Другие могут заниматься более серьезными делами, к чему-то стремиться, над чем-то работать, учиться новому, размышлять о чем-то и находить в этом удовлетворение. Так что к одной и той же жизни разные люди относятся по-разному. Для одних она интересная, для других нет.

Некоторые специалисты утверждают, что люди изначально рождаются разными, поэтому у них и разное отношение к жизни, разное ее восприятие. Но я считаю, что во многом это отношение зависит от воспитания, а не от какой-то генетической наследственности и прочих физических показателей. Если человек здоров, то развиваться он будет стандартным образом и какие интересы ему в детстве привьют, с такими он и будет жить, если только сам их не изменит.

Обратите внимание, как сильно среда, культура, социум влияют на наши предпочтения. Желая быть как все, мы в большинстве своем принимаем интересы, нормы, радости и привычки того общества, в котором живем. При этом, заметьте, кого-то люди своим примером приучат книги читать, а кого-то телевизор смотреть, а кого-то по всяким развлекательным заведениям таскаться и так далее. Примеры могут быть разные. Общество одно, а интересы-то у людей разные. Потому что самое близкое окружение – это самый важный для человека пример того, как надо жить и чему радоваться в жизни. Вот, скажем, некоторые, да что там некоторые, многие люди могут найти радость в таком деле, как потребление. Весьма распространенное в наше время занятие. Имеется в виду потребление ради потребления, а не по необходимости. Ведь одно дело, когда человек потребляет что-то, что ему нужно, для жизни, для решения каких-то своих проблем, задач, и совсем другое, когда он это делает, чтобы получить удовольствие от самого процесса.

Так вот, потреблять ради потребления, значит просто остановиться в своем развитии на этой ступени, где удовлетворение приходит только от одного этого занятия. Это как быть одержимым сексом, который по большому счету является лишь способом размножения, но если возвести его в культ, то можно наделить его более глубокими смыслами и замкнуться на них, будто ничего другого интересного в этой жизни нет. Вот в таких случаях человек будет считать свою жизнь хорошей, интересной, счастливой, если сможет получать от нее то, что считает важным и ценным для себя. Секс, покупка разных вещей или постоянные гулянки, а в других случаях и алкоголь, и наркотики, и прочие вредные для здоровья и жизни радости, все это может влиять на удовлетворенность человека своей жизнью, а следовательно и на его активность. Пока есть у человека эти радости в жизни, у него и интерес к ней будет. А если они исчезнут, тогда может прийти апатия, олицетворяющая собой пустоту и бессмысленность всего вокруг.

Чтобы помочь таким людям справиться с апатией, нужно найти возможность погрузить их в интересную для них среду, которая доставляет им радость, если это допустимо. Или надо научить их радоваться другим вещам, принципиально новым для них. В первом случае необязательно создавать человеку такие же условия, к которым он привык и которые делают его счастливым. Это может быть иллюзия того, что ему нравится, некая замена оригинала чем-то похожим. Например, был у меня случай в практике, когда молодой парень был очень зависим от компьютерных игр, то есть страдал игроманией. И когда родители оторвали его от компьютера, он сначала очень злился, бунтовал, а потом стал апатичным, потому что ничего не мог сделать, чтобы как-то изменить ситуацию. Ему пришлось смириться, но это смирение перешло в апатию. Естественно, к компьютерным играм я его возвращать не стал, но помог ему увидеть другие интересы в жизни, которые он не замечал и, скажем так, вкуса которых не знал. Мне многое пришлось перебрать, перепробовать, чтобы зацепить его, но в конечном счете новая реальность, которую я ему открыл, создав в некотором смысле иллюзию его прошлой жизни, когда она казалась ему интересной, помогла мне пробудить в этом парне интерес к жизни новой и он снова стал активным, но уже не таким зависимым и ограниченным, как раньше. Здесь важно понимать, какие стимулы могут разбудить апатичного человека, сделать его активным и целеустремленным, и выбрать такие, которые не причинят ему вреда, но в то же время будут достаточными для того, чтобы он начал вести активный образ жизни.

Здесь всегда надо помнить о том, что если человек в целом здоров, то какие-то вещи его могут интересовать, потому что должны. Вопрос лишь в том, какие именно и насколько они полезны для него, для окружающих его людей, для общества. Я как-то изучал поведение маньяков и узнал, что некоторые из них убивали своих жертв только для того, чтобы поддерживать интерес к жизни, чтобы, как некоторые из них говорили, самим оставаться живыми, а не превратиться в бесцельно существующий овощ. Без такой вот ужасной деятельности они не могли представить свою жизнь и становились, по их словам и последующим наблюдениям, очень апатичными, от обычного образа жизни, потому что их больше ничего не интересовало, ничто их так не возбуждало, как причинение вреда другим. Некоторым людям, как видно, апатию лучше не лечить. А вообще, человеческая душа полна загадок. Сложно понять, почему ужасные, античеловеческие поступки позволяют обрести жизненную энергию. Напрашивается несколько ненаучное объяснение этого явления, что каждый человек приходит в мир с какой-то особой целью, чтобы сыграть свою роль в одном большом спектакле, под названием жизнь. Кому-то достается роль созидателя, а кому-то роль разрушителя, вредителя. Поэтому и радость у каждого в жизни своя. Вот так и возникает мир, полный контрастов. Но вернемся к научным и проверенным мною на практике причинам и методам лечения апатии.

Я в своей работе с апатичными людьми чаще использую другой способ решения этой проблемы, тот, второй, что я указал выше. То есть я помогаю людям открыть для себя принципиально новые интересы, учу их радоваться другим вещам, которым они никогда ранее не радовались. Это очень непростая задача, суть которой заключается в том, чтобы вытащить человека на новый уровень, научить его шире смотреть на жизнь, замечать в ней другие вещи и придавать им особое значение. Я называю это просветлением человека, при котором он в ускоренном режиме учится новому мировоззрению. Такое восприятие и понимание нового происходит постепенно, сначала человек открывает для себя одни ценности, затем другие, посложнее, потом третьи, еще более сложные и значимые. И так постепенно он открывает для себя новый мир, полный радости и счастья, который всегда был вокруг него, просто он его не замечал и не мог его по достоинству оценить. А в некоторых случаях и внушения приходится использовать, чтобы то, что человек не может понять, он сначала принял на веру, воодушевился новой идеей, заострил на ней свое внимание для дальнейшего ее изучения. И только потом уже можно будет завлекать его этой идеей дальше, объяснять ему ее, пока он полностью в нее не вникнет и не поймет. К примеру, приходилось мне работать с бывшими алкоголиками, которые после отказа от алкоголя, с помощью кодирования или других способов лечения, потеряли интерес к жизни. В итоге они стали апатичными, так как ничто другое их не радовало. Вот я им внушал, а потом объяснял, рассказывал, показывал какие еще есть радости в жизни, в чем их суть, как к ним прийти, как ими наслаждаться. Мы с ними прощупывали разные варианты и разные подходы к этим вариантам, пока в конечном счете они не увлеклись чем-то настолько, что это вызывало у них новый интерес к жизни.

Признаюсь, не просто вытащить человека на другой уровень, где радость от жизни можно получать другими способами, отличными от тех, к которым он привык. Многие люди очень сильно цепляются за старые знакомые ценности и радости, которые представляют для них интерес в жизни. Что-то новое они воспринимают тяжело, иногда с сопротивлением. Например, человек может получать удовольствие от частого и продолжительного общения с друзьями и если его лишить такого общения, он, что называется, погаснет. Та же семейная жизнь может его оторвать от друзей, от гулянок, веселья, приключений, к которым он так привык. А он не умеет получать удовольствие от семейной жизни, от общения с женой, от игр с детьми, потому что это другой уровень, другое отношение к жизни. Нужно учиться радоваться таким вещам. Можно также привести пример с самообразованием, некоторые люди не понимают, в чем тут заключается радость, когда человек сам чему-то новому учится, потому что учеба их утомляет, она скучна и неинтересна, в отличие от различных развлечений. Сразу не научишься получать удовольствие от такого занятия, надо к этому идти какое-то время, шаг за шагом погружаясь в этот новый для себя мир. Зато если человек придет к такому восприятию жизни, он не станет жертвой апатии. Какая может быть апатия, когда в мире столько всего интересного и непознанного, для познания чего никакой жизни не хватит. Тут только успевай удивляться новым для тебя вещам, о которых можно узнавать каждый день. Но иногда людям сначала надо получить достаточный опыт именно на своем уровне, наиграться в свои игры, насытиться своей жизнью, чтобы быть готовым к переходу на уровень следующий. А до того, отняв у них их радость, их счастье, мы рискуем вызвать у них потерю интереса к какой бы то ни было деятельности. Жизнь этих людей омрачится, если их мир перестанет для них существовать. Учтите этот очень важный момент. Отнимая у людей их миры, мы делаем их несчастными. Это приводит к апатии. И уж если вам надо как-то вытащить человека из его болота, в котором он живет и радуется, то на место его старого мира должен прийти новый, отвечающий уровню его развития мир, в который ему по силам будет перейти.

Привитие человеку новых интересов сравни работе с детьми, которым надо подносить новую информацию так, чтобы она поддавалась их пониманию, но в то же время постепенно усложнялась, чтобы шел процесс развития. Чуть перегнешь в одну сторону, когда информация окажется слишком сложной и ребенок ее не поймет и его интерес к ней пропадет. А не будешь ее усложнять, не будет развития, да и со временем приевшаяся информация может надоесть. Тут требуется индивидуальный подход и терпение, чтобы добиться существенного прогресса в обучении. К примеру, мы знаем, что пока дети маленькие, они лучше воспринимают образы, поэтому им нужны книжки с картинками, а когда они вырастают и переходят на новый понятийный уровень восприятия жизни, им уже достаточно одного только текста, чтобы понимать, о чем идет речь, а все необходимые образы сами появляются у них в голове. Такому человеку картинки уже будут скорее вредить, чем помогать, потому что они мешают создавать в голове свои собственные образы. Так что, если вы дадите маленькому ребенку книжку без картинок, она покажется ему неинтересной, и он будет к ней равнодушен. А если вы взрослому человеку, который много читает, многое понимает, дадите какой-нибудь журнал с огромным количеством красочных картинок и малым количеством текста, он покажется ему пустым, глупым и бесполезным. Это грубое сравнение, но в целом именно так мы воспринимаем жизнь, с точки зрения того, насколько она интересна для нас. Нам интересно то, что мы можем понять, а что мы не понимаем, мы не только игнорируем, но в некоторых случаях и боимся. Апатию лучше стараться предупреждать, постоянно внося в свою жизнь что-то новое, делая ее более разнообразной, насыщенной. Ну или это можно делать с жизнью того человека, который вам дорог и который сам не в состоянии ее разнообразить.

Несбывшиеся желания

Несбывшиеся желания, неоправдавшиеся ожидания, рухнувшие мечты – это еще одна причина апатии, с которой мне приходилось сталкиваться довольно часто. Всем хочется, чтобы их жизнь сложилась по самому лучшему образцу, чтобы в ней все было красиво, интересно, ярко. Себя люди тоже часто считают особенными, достойными самого лучшего. Кто из нас не мечтал в детстве о красивой жизни, кто не видел себя в будущем не таким, как все, а таким, как те люди, которыми многие восхищаются? Мы все стремимся к самому лучшему, это стремление заложено в нас природой. Но жизнь не так проста, чтобы все наши мечты в ней постоянно исполнялись, поэтому рано или поздно приходится сталкиваться с нелицеприятной реальностью, в которой не все так красиво, как в наших мечтах, которая рушит все наши иллюзии.

И если кто-то может с этим смириться, чтобы жить тем, что имеет, то другим это не по силам. Встречаются такие люди, которых суровая реальность ломает и испытав глубокое отчаяние они впадают в апатию. Жизнь становится им не мила, потому что она не соответствует той жизни, которую они сами себе придумали.

Суть этой проблемы в том, что люди [некоторые] не научились жить в реальном мире, они слишком раскрасили его в своих фантазиях и думают, что только такой жизнь и должна быть, какой они ее хотят видеть. Но реальная жизнь не менее интересна, если правильно к ней подходить. В ней больше разнообразия, в ней много разных красок, а не только те, которые нравятся людям. Это делает ее невероятно интересной. И чем жизнь интереснее, тем она ценнее. Жизнь вообще не должна быть легкой, когда все наши желания быстро и в точности исполняются, когда мы всегда получаем все, что хотим. От такой жизни можно обезуметь. Она быстро надоедает и становится неинтересной, а это опять-таки приводит к апатии. В настоящей жизни надо бороться, добиваться, терпеть, проявлять силу воли, стойкость, настойчивость, чтобы получать желаемое, а не просто чего-то хотеть. Без такого настроя, конечно, легко впасть в апатию и депрессию, если что-то в жизни идет не так, потому что психика у человека будет слишком слабой. Утопая в своих фантазиях и желаниях, люди не закаляют свой характер суровой реальностью, вот она их и ломает. Вообще, наши желания, если подумать, всегда опережают наши возможности. С одной стороны, хорошо, что они у нас есть, они должны быть, ведь это прекрасный мотиватор, благодаря которому люди многого добиваются. Но, с другой стороны, желания могут нас утянуть в свою воронку бесконечности, если всегда идти у них на поводу, в результате чего мы совсем перестанем ценить то, что уже имеем и что является действительностью, в которой нужно жить, независимо от того, хотим мы этого или нет. Нам всегда будет чего-то хотеться, чего-то большего и лучшего, и это хорошо, так и должно быть, иначе та же апатия придет на место исчезнувших желаний. Но чтобы не перегореть и не разочароваться во всем и во всех, из-за своих не исполнившихся желаний, нужно уметь переключаться с них на то, что уже есть в нашей жизни и затем осознать ценность этого.

В таких случаях, работая с апатичным человеком, нужно помочь ему, или помочь себе, если этот человек вы, по-новому взглянуть на уже известные и знакомые вещи, и на жизнь в целом, чтобы увидеть радость в том, что есть в реальности, что, возможно, не замечалось человеком ранее или не понималось им. Новый взгляд на старую жизнь, а точнее, на текущую жизнь, так это можно назвать. Ведь апатия существует не в объективной реальности, а в голове конкретного человека, который сам ее создал, своими мыслями. Он разочаровался в жизни, которая не совпала с тем, о чем он мечтал, но он может изменить свои мечты, он может изменить свое отношение к старым мечтам, и таким образом убрать причины апатии. Я называю это гибкостью восприятия, когда человек видит что-то и может это увиденное интерпретировать разными способами. Это все равно, что видеть смысл во всем, что есть в твоей жизни. Или даже не смысл, а необходимость. Нужно просто задаться оптимистичным вопросом: что есть хорошего в том, что я имею или в том, что со мной происходит? И искать это хорошее. Надо также помнить о том, что все происходящее с нами, ну или почти все, если суметь понять это и правильно к этому отнестись, подталкивает нас к чему-то лучшему и нужному нам. Мне лично и тем моим клиентам, которым я таким образом не только апатию, но и депрессию помогал лечить, такой взгляд на жизнь прекрасно помогает пережить трудные времена, когда что-то не ладится. Не нужно так уж сильно верить в разумность своих желаний, некоторым из них вообще лучше не исполняться, чтобы не сделать нас несчастными. Доверьтесь мудрости жизни, она знает намного больше нас. Она позволит вам получить то, в чем вы действительно нуждаетесь.

Но рассмотрим теперь другую ситуацию, когда не сам человек, а окружающие его люди доводят его до состояния апатии. Ведь одно дело, когда мы сами себе такую жизнь в голове нарисуем, которую потом в реальности не получается построить, и совсем другое, когда нам намеренно обрубают крылья, ограничивают нас, мешают нам двигаться вперед, развиваться, расти, проявлять инициативу, познавать, творить и делать свою сказку былью. В таких случаях человек сначала сопротивляется внешней среде, сопротивляется внешнему давлению, агрессии, попыткам людей загнать его в определенные рамки, он всячески старается обойти мешающие ему ограничения, но если это не удается сделать в течение определенного времени, он ломается и становится апатичным и/или впадает в депрессию. Это защитная реакция организма от стресса, которая активизируется в тот момент, когда человек уже морально не может продолжать бороться с обстоятельствами. Только представьте себе, что вы что-то пытаетесь сделать, а у вас не получается, потому что вам мешают, вставляют палки в колеса, рушат все, что вы строите. Как быстро вы сдадитесь? После первого, второго, пятого, десятого, девяносто девятого раза? По моим наблюдениям, многие люди в некоторых делах сдаются уже после первой неудачи. У них опускаются руки, они теряют к своим делам интерес и забывают про свои желания и мечты. Так возникает апатия. Человек просто проигрывает другим людям свои мечты, желания, свою свободу.

Возникает вопрос: зачем люди так друг друга ломают, почему они мешают друг другу реализовывать свои желания и осуществлять свои мечты, чего они таким образом хотят добиться? Обычно это делается для того, чтобы подчинить волю человека, сделать его, как минимум неопасным, ведь пассивный человек не опасен ни в борьбе, ни в конкуренции, а как максимум покорными, ведь безвольный человек становится ведомым, им легче управлять. Это, конечно, примитивный подход к управлению людьми, топорный, когда просто коверкается, уродуется, ломается природа человека, а не грамотно используется, но вместе с тем и простой. Это как из быка сделать вола, лишив его природной силы. Человека тоже лишают сил, например, внушая ему мысль о том, что в этом мире от него ничего не зависит, что он просто винтик в системе, один из многих, кого легко можно заменить и так далее. С помощью таких внушений личность человека разрушается, уничтожается, как нечто независимое ни от кого и ни от чего. Этот процесс лишения человека его «Я» можно наблюдать с самого детства, когда ребенку, что называется, бьют по рукам, если он что-то хочет сделать сам, как он считает нужным и когда принимают за него все важные решения, тем самым обесценивая его собственную роль в своей жизни. Взрослым людям тоже часто бьют по рукам, с той же самой целью, чтобы сделать человека активным только в тех делах, которые нужны кому-то, например, близким людям, начальству, государству. Не всякий сможет это выдержать, не всякому по силам бороться за свои интересы, желания, мечты, за свою свободу. Поэтому некоторые люди ломаются.

Подавление, унижение, принижение достоинств человека и выпячивание его недостатков, грубое сравнение его с другими людьми не в его пользу – это прямая атака на его Я, его эго. И когда человек начинает верить в свою никчемность, слабость, глупость, бездарность, ненужность, ему становится не интересно жить, по крайней мере не интересно жить активной жизнью. Он считает себя никем, поэтому становится апатичным и плывет по течению, как получится, ведь все равно он ничего не может, как он считает. Такого сломленного человека легче подчинить своей воле. А с его апатичностью обычно справляются путем принуждения, заставляя его что-то делать, что называется из-под палки. Как с этим бороться? С помощью гибкости и хитрости. Это самые лучшие средства против чьей-то агрессии. Что бы ни делал агрессор, его нужно сбивать с толку, демонстрируя свою непредсказуемость. Ну, разумеется, если человек уже стал апатичным, то надо его возвращать к жизни, показывая ему разные способы решения тех проблем, которые его сломали. Тут нужна помощь со стороны, так как человек уже сломлен и у него нет необходимой для самопомощи воли. Ну а если апатия еще не наступила, но человек полон отчаяния и чувствует, что скоро его силы иссякнут, то ему необходимо потренировать гибкость своего ума, поискать разные хитрости для того, чтобы не оказаться в тупике, который его окончательно сломит.

Запомните, друзья, этот мир скорее будет вам мешать реализовывать себя, нежели помогать вам в этом. Готовьтесь к такому варианту заранее, чтобы не питать никаких иллюзий на этот счет. А лучший способ к этому подготовиться – это всесторонне развиваться, чтобы иметь больше пространства для маневра в борьбе с чужой агрессией. И желательно, скрывать свои амбиции, люди не очень любят амбициозных людей, они их побаиваются. Поэтому, они скорее смирятся с вашей апатией, к которой будут вас осознанно или неосознанно подводить, чем с вашим напором и бьющей из вас жизненной энергией.

Потеря смысла

Еще одна причина апатии – это потеря человеком смысла жизни или того, чем он занимается. Точнее, это сами люди так объясняют причину своей апатии, говоря, что они потеряли смысл жизни или в некоторых случаях не нашли его, если речь идет о молодых людях, или что в том, чем они занимаются нет никакого смысла. Но когда мы с ними начинаем вникать в эту проблему, то оказывается, что то, что люди называют смыслом чего-либо, скорее является интересом. То есть, у людей исчезает интерес к тому, что они делают [или он не возникает] или к жизни вообще и они становятся апатичными. Но мы с вами будем называть эту проблему так, как сами люди ее называют, то есть потерей смысла.

Суть данной проблемы, по моему мнению, заключается в непонимании человеком тех или иных вещей в жизни или в ограниченном их понимании и как следствие, неумение получать от них удовольствие, неумение радоваться этим вещам. Ведь что значит видеть смысл в жизни или в какой-то деятельности, это значит иметь какую-то цель и понимать ее важность, а потому стремиться к ее достижению и по мере приближения к этой цели получать удовольствие от достигнутых результатов. У людей же обычно те цели становятся важными, к которым у них возник интерес, неважно каким образом. Например, кто-то мог навязать им свою идеологию и людям она стала интересна, они начали стремиться к достижению предписываемых этой идеологией целей. Разрушь эту идеологию и люди потеряют цель, к которой стремились и их жизнь станет для них неинтересной. На какую-то другую цель они не могут переключиться, во всяком случае самостоятельно, потому что для этого им нужен какой-то стимул, чей-то пламенный призыв, чьи-то внушения. Поэтому они пребывают в состоянии апатии, ибо нет того, кто может их снова зажечь какой-то новой сильной идеей. Ну и, соответственно, если кто-то появится в их жизни, с новой, сильной, яркой идеей, он сможет вернуть этим людям интерес к жизни и к какому-то определенному занятию, делу.

Или вот другой пример, попроще. Предположим, проработал человек в каком-то месте большую часть своей жизни и вдруг его увольняют или он сам увольняется, на пенсию, например, выходит и после этого в его жизни появляется искусственная пустота. Он не знает, чем ему заняться, что делать, к чему стремиться, потому что привык к своей работе, привык к тому, что именно на ней он был кому-то нужен, что в нем нуждались, и это позволяло ему видеть в себе значимую личность, жизнь которой не лишена смысла. Но теперь всего этого у него нет. И он думает, что смысл его жизни утерян вместе с работой и это его удручает, он становится апатичным, теряя интерес к какой бы то ни было деятельности и вкус к самой жизни. На самом деле он много чем может заняться, освободившись от работы, а не потеряв ее, в этом мире полно интересных дел, было бы на них время. Даже если человек просто потерял одну работу, он всегда может найти другую, еще более интересную и не менее важную, чем та, на которой он столько лет проработал. Но, положим, конкретно этот человек не привык заниматься чем-то другим или просто не умеет сам себя организовывать нужным образом, ставить перед собой задачи, важные именно для него и решать их без чужого контроля. В этом его проблема. Он не умеет жить по-другому. Чтобы помочь такому человеку справиться с апатией, нужно перевести фокус его внимания с того, что он, по его мнению, потерял, что было для него смыслом его жизни, на то, что он объективно приобрел и что может стать для него новым смыслом. Иными словами, новую цель, цели нужно подобрать человеку, с учетом его убеждений и интересов, чтобы он знал, чем и для чего ему заниматься, дабы его жизнь стала опять для него интересной.

Иногда я предлагаю людям упростить свои требования к жизни, чтобы вообще не думать о ее смысле и каких-то своих долгах перед другими людьми и самими собой, из-за которых они вынуждены жить не интересной для них жизнью. Делайте то, что вам нравится, что вам интересно, если есть такая возможность. Живите согласно своим желаниям, а не чьим-то предписаниям и правилам. Пусть вы потеряете в чем-то, в деньгах, например, работая не там, где много платят, а там, где просто интересно работать, или в статусе, если вы будете заниматься какой-то деятельностью, которая не предусматривает никакого карьерного роста. Зато ваша жизнь будет доставлять вам удовольствие, и вы будете с охотой заниматься своими делами. Пусть в них не будет какого-то великого смысла, зато они будут радовать вас. Вы никому ничего в этой жизни доказывать не обязаны, поэтому если кто-то вас не уважает за то, что вы, к примеру, не добились чего-то значимого, чего должны были добиться, пусть это будут его или их проблемы. Поменяйте слово “смысл” на слово “интерес” и многое в вашей жизни может измениться в лучшую сторону. А интерес может быть во всем, в любой деятельности. Интересная жизнь – это своего рода маленький мир человека, в котором есть свои радости и свои значимые для него победы. Апатии в этом мире делать нечего, она в нем не приживется.

В общем, надо снижать зависимость человека от внешних стимулов, которые определяют его жизненные ценности и ориентиры, и побуждают его жить какой-то определенной жизнью, которая лично ему не доставляет никакого удовольствия. Это можно сделать с помощью развития воображения, когда человек сам придумывает себе свою судьбу, свой смысл жизни, свой собственный мир, свои великие цели. Немного пофантазировать на эту тему и жизнь обретет новые краски. Смысл такого подхода в том, чтобы жить как хочется, как интересно жить и даже как получается жить, а не так, как это надо делать по мнению других людей. Лишь бы энергия жизненная была и человек не бездействовал. Освободившись от чужого влияния, он сам будет решать, что для него в его жизни важно и почему. И чем более она будет независимой от желаний и мнений других людей, тем меньше вероятность того, что когда-то она станет настолько неинтересной, что человек погрузится в глубокую и затяжную апатию.

Подавленное любопытство

Эта причина апатии тесно связана с описанными выше причинами, только указывает на другую сторону человеческой жизни. А именно, на его врожденное любопытство, способность удовлетворять которое определяет степень его свободы. Если вы достаточно свободный человек, вы можете позволить себе стремиться к тому, что для вас интересно. А если ваша свобода ограничена, то и круг ваших интересов будет ограничен. Вас заставят учиться тому, что нужно другим и делать то, в чем заинтересованы другие. Поэтому в любопытстве вас могут ограничивать, как, собственно, и в инициативе, что некоторыми людьми воспринимается очень болезненно, поэтому они перестают получать естественное, здоровое удовольствие от жизни и используют разного рода стимуляторы, чтобы продолжать радоваться ей. Это и алкоголь, и табак, и наркотики, и адреналин и многое другое, что позволяет людям получить свою порцию эндорфинов, одновременно причиняя себе вред. Когда человек удовлетворяет свое любопытство, ему такие вредные стимуляторы не нужны, при условии, что он понимает их вред для себя, потому что он и без них очень доволен своей жизнью.

Любопытство – это один из самых сильных мотиваторов. Человеку с рождения интересно знать все обо всем. Обратите внимание, какими любопытными бывают дети, сколько вопросов они могут задать в течение дня и сколько сил они тратят на то, чтобы узнать что-то новое. Куда же потом все это уходит у большинства людей? Почему вырастая, многие становятся менее любопытными, а то и вообще перестают чем-либо новым интересоваться и даже сопротивляются этому? Что-то с нами явно не то происходит в процессе взросления, раз наше любопытство нас покидает. И дело не в годах, из-за которых наш мозг костенеет, дело, видимо, в культуре, воспитании, образовании. Именно эти вещи гравируют природные мотиваторы человека определенным образом. Дети своим примером четко показывают, что познание окружающего мира благотворно сказывается на активности человека, на его стремлении к чему-то. Когда многое интересно, многое и сделать хочется. А вот ограничь в этом человека, подави его любопытство всевозможными запретами и интерес к жизни у него начнет снижаться, а вместе с ним снизится и его активность. Абы как что-то сделал для поддержания своей жизни и ладно, большего и не нужно. Сколько людей живут по такому принципу, и не счесть.

Чтобы этого не допустить или исправить такое положение дел, нужно дать человеку определенную свободу действий, как в обучении, так и в деятельности. Понятно, что исправлять всегда сложнее, чем предотвращать, поэтому когда человек уже стал апатичным, потерял интерес к жизни, ничем не интересуется, нужно искать для него точку выхода из этого состояния, возвращая его в прошлое, когда он испытывал огромное любопытство к окружающему миру и искать там его интересы, желания и мечты, чтобы возродить их в нем. Любой может вернуться мысленно в свое детство, кто-то самостоятельно, кто-то с помощью специалиста и найти там ту энергию, которая бурлила в человеке из-за огромного интереса к окружающему миру, такому загадочному и сложному в понимании. Она и позволит ему вытолкнуть апатию из своей головы.

Страх неудачи

Это уже более глубокая причина апатии, так как многие страхи, которые испытывает человек, им в полной мере не осознаются. Поэтому они и мучают человека, не позволяя ему жить полноценной жизнью. А когда ты чего-то боишься и не понимаешь, чего и почему ты боишься, ты становишься более осторожным, предпочитаешь лишний раз не рисковать, поэтому лучше не сделаешь чего-то, чем сделаешь и подвергнешь себя опасности. Вот таким и является страх неудачи, он страхует человека от, как ему кажется, совершения опасных для него ошибок. Чем неудача является в понимании большинства людей? Чем-то плохим, чего нужно избегать, правильно? А чем она является на самом деле? Неотъемлемой частью нашей жизни. Подчеркиваю, неотъемлемой. Нельзя жить активно и не сталкиваться с неудачами, это невозможно. Неудача – это часть пути, который ведет к удаче. Сегодня у тебя может что-то не получиться, несмотря на все твои компетенции, а завтра, попробовав снова, ты можешь найти решение и получить желаемый результат. Очень мало что в этом мире получается сразу правильно, без каких-либо изъянов и ошибок. Поэтому неудач, конечно, нужно стремиться избегать, но ни в коем случае не бояться их. Но если человек не принимает эту концепцию, он будет избегать всего, что может стать или уже стало для него неудачей. Иными словами: волков бояться, в лес не ходить. Вот люди не ходят. Вместо этого они предпочитают бездействовать и становятся апатичными. Что, надо заметить, в ряде случаев еще опаснее для них, чем любая возможная неудача.

Решение этой проблемы сводится в первую очередь к изменению убеждений человека относительно неудач и ошибок. Если с детства его научили бояться этих вещей, значит надо переучивать, надо менять его взгляд на них. Конечно, в отдельных случаях надо и сами риски просчитать, чтобы рационализировать страх, ибо не факт, что он не оправдан. Но общая задача – изменить фундаментальные убеждения человека по отношению к неудачам. Страх неудачи – это защитная функция организма и одновременно противовес желаниям человека. Отчасти он полезен, когда останавливает человека перед действительно неоправданным риском. Но ведь для этого нужно анализировать каждый конкретный случай, чтобы понимать, где надо быть осторожнее, а где нужно действовать, несмотря ни на что. Если же во всех неудачах видеть зло и опасность, тогда человек начнет сильно ограничивать себя в своих желаниях, лишь бы избежать опасности. А наши желания – это наш двигатель по жизни. Ведь если нет желания, нет и действий, которые в том числе и от страха могут избавить. Если от всего отказаться, чтобы только не рисковать, тогда и из дому не выйдешь и никакие дела делать не начнешь. Что это тогда за растительная жизнь такая будет? И станет ли она для человека полностью безопасной? Вряд ли. Пассивность препятствует развитию, а развитие делает нас сильнее. И именно сильные люди могут лучшим образом защитить свою жизнь и свои интересы.

Другие страхи тоже влияют на нашу активность, но не всегда негативным образом. Некоторые из них наоборот, делают нас очень активными. Ведь реакцией на страх может быть: бег, сопротивление, ступор. На страх неудачи мы реагируем именно ступором, предпочитая ничего не делать, чтобы не иметь проблем. А вот другие страхи, если их правильно использовать, являются прекрасной мотивацией к действию. Поэтому, в некоторых случаях можно действовать по принципу: клин клином вышибают. То есть, чтобы избавить человека от страха перед неудачей и связанной с ним пассивностью, ведущей или уже приведшей к апатии, можно попробовать напугать его чем-то другим, что заставит его действовать. Новый страх вытеснит страх старый и изменит поведение человека.

Другие способы лечения апатии

В большинстве случаев, с которыми мне приходилось иметь дело, апатия была вызвана вмешательством других людей в жизнь человека. Жена, муж, родители, друзья, начальники и некоторые другие люди, так или иначе влияли на человека, в результате чего он становился апатичным. Я в работе с апатичными людьми всегда ищу такое вмешательство и часто его нахожу. Почему люди вмешиваются в жизнь друг друга? Потому что всем что-то от кого-то нужно и люди разными способами пытаются это получить. Они могут давить друг на друга, манипулировать друг другом, заставлять друг друга что-то делать, в результате чего некоторые люди ломаются и для самозащиты становятся апатичными. Этакий ни рыба, ни мясо у нас получается.

Если человека подавляли, унижали, били его, что называется, по рукам, мешая реализовывать свои амбиции и проявлять инициативу, заставляли его делать то, что он не хотел делать, поэтому он стал апатичным, то чтобы ему помочь, нужно научить его противостоять чужой агрессии, чужому давлению. Он это и пытался сделать, он боролся с внешними факторами, как мог, но они его сломали. И поэтому ему необходимо узнать о том, как он может вернуть себе свои позиции, свою свободу. И никаких интерпретаций происходящего, призванных помочь ему смириться с действительностью, никаких переосмыслений поведения других людей, на мой взгляд, делать не нужно, это не поможет. Если человека ломают, давят на него, ограничивают, пытаются подчинить своей воле, то именно так это и нужно понимать и искать способы бороться с этим. Ведь апатия в данном случае – это следствие отчаяния, когда человек уже не знает, как ему справляться с внешней агрессией. Он просто сдается и опускает руки. И чтобы их снова поднять, надо быть уверенным в своих возможностях, надо видеть варианты решения проблем с другими людьми. Вот такую уверенность психолог и может дать человеку, или он сам может ее обрести, если придумает, как ему бороться с недружелюбным окружением в агрессивной среде. Если к человеку применяют физическую силу или психологическое давление, или то и другое, надо отвечать на них так, как это позволяют ему его возможности. Возможно, нужно как-то отстраниться от таких людей или привлечь сторонние ресурсы себе на помощь или использовать хитрость для защиты своих интересов. Если человеком манипулируют, надо манипулировать в ответ, благо тут у людей великое множество комбинаций, позволяющих защититься от кого угодно и чего угодно.

Еще в некоторых случаях можно использовать такой интересный подход, когда апатичного человека вообще всех радостей нужно лишить, чтобы его жизнь стала совсем уж скучной и пустой, и тогда он неизбежно начнет страдать от безделья и бессмыслицы. То есть, человек доводится до такой крайности в том направлении, в котором он начал двигаться, впав в апатию, что у него у самого уже не выдерживает терпение и он может [но необязательно] решить начать что-то делать, чтобы избавиться от убийственной скуки. Тут идет воздействие на врожденное стремление человека к какой-то деятельности, ведь он все-таки не растение, хоть что-то делать должен, чтобы не сойти с ума. Но такой вариант реализовать непросто. Это в тюрьме некоторые люди от безделья не знают, чем им заняться, потому что они ограничены в своих возможностях, а свободного человека не так-то просто от всего изолировать. Поэтому совсем уж всех радостей жизни апатичного человека лишить трудно. Тем не менее, были в моей практике такие случаи, когда я предлагал отчаявшимся родителям довести свое апатичное чадо до состояния полной пустоты в жизни, так как ни что другое не помогало. И когда родителям удавалось это сделать, хотя бы частично, например, они отрывали подростка от компьютера, а точнее от компьютерных игр, лишая его таким образом единственной деятельности в жизни, то он потом через какое-то время возвращался к нормальной жизни, в которой есть не только развлечения, но и какие-то дела, которые нужно делать, чтобы хоть как-то жить. Так что в каждом отдельном случае можно и такой способ борьбы с апатией рассмотреть.

Так что, прежде чем бороться с апатией, крайне желательно узнать причину, из-за которой она возникла. А потом уже выстраивать стратегию по ее лечению. Как видите, даже в этой, не самой объемной статье, указано несколько причин возникновения этого нездорового состояния и предложены разные способы выведения человека из него. Имейте в виду, что видимые причины апатии могут быть не основными, иногда надо копать глубже, чтобы понять, что предшествовало этим причинам, какие именно события в жизни человека положили начало его недугу. Психологический подход к решению этой проблемы в большинстве случаев хорошо помогает. Если физически человек здоров, то его всегда можно вернуть к активной и полноценной жизни, нужным образом перенастроив его мозги.