Аналитическое мышление

Лучший способ систематизации и анализа сумбура — запись на бумаге.
Борис Акунин

Аналитическое мышление, точно также, как и логическое, и некоторые другие виды и формы мышления, является базовым инструментом интеллекта человека, благодаря которому он может обработать поступающую к нему информацию и разбираться в различных ситуациях, вопросах, вещих. А в этой жизни, как вы знаете, только как следует разобравшись в чем-либо, можно принять по этому чему-то, достаточно обдуманное решение, которое с высокой степенью вероятности окажется верным, результативным. В какой-то мере все мы аналитики, когда начинаем что-то обдумывать и рассматривать с разных сторон, чтобы лучше понять, с чем мы имеем дело. То есть, некоторой степенью рассудительности, под которой мы и логику понимаем, и анализ, и другие мыслительные формы, мы все с рождения обладаем. Но как и другие формы мышления, мышление аналитическое нуждается в развитии, как и интеллект в целом. Чем лучше оно будет развито, тем лучше человек сможет разобраться во всем, что его окружает и с чем он сталкивается в жизни. В этой статье я расскажу вам, как эту форму мышления правильно развивать, предварительно объяснив получше, что такое аналитическое мышление.

Анализ

Чтобы понять, что такое аналитическое мышление и как оно работает, важно прежде выяснить, что такое анализ, а таковой. Анализ – это разложение целого на составные части для их последующего изучения. Эти части изучаются как сами по себе, так и в составе целого. Также анализ – это рассмотрение чего-то с разных сторон. Если обобщить, то под анализом можно понимать детальное, углубленное и всестороннее изучение чего-либо.

Не всегда, как вы понимаете, речь идет о физическом разборе чего-то целого на составные части, для их последующего изучения, подобно тому, как это делают дети, которые разбирают разные вещи, те же игрушки, чаще всего ломая их, чтобы узнать, как они устроены и что у них внутри. Это лишь одна из форм анализа, самая, можно сказать, примитивная. Более сложная форма анализа – теоретическая или даже гипотетическая, когда мы предполагаем, представляем, допускаем разные возможности того, как что-то устроено, что является причиной чего-то и к чему приведет тот или иной процесс, та или иная тенденция. Теоретический анализ, соответственно, можно проверить, посредством эксперимента, чтобы таким образом подтвердить или опровергнуть теорию практикой. А гипотетический проверить нельзя, по крайней мере в то время, когда он является именно гипотетическим. Поэтому, в деталях мы можем представлять себе все, что угодно, но не всегда можем проверить, так ли это на самом деле. Но даже такой, гипотетический анализ, дает возможность что-то объяснить, что важно для принятия решений по этому чему-то.

Чтобы анализировать, надо быть готовым углубляться в предмет анализа до тех пор, пока не появится полное понимание того, с чем имеешь дело. Чем более детально будет изучаться предмет, до малейших его деталей, до всех подробностей, тем качественнее будет анализ. Соответственно, надо быть дисциплинированным и терпеливым, чтобы раскладывать что-то на части и изучать их достаточно долго. Потому что некоторые вещи проанализировать трудно, ибо слишком много всего в них есть. Это может быть предмет, ситуация, информация, не говоря уже о человеке.

Как осуществляется анализ

Чтобы научиться проводить анализ чего-либо, важно, как я уже сказал, не лениться это делать. Это главное условие. Потому что методология анализа может быть разной, в зависимости от того, что мы анализируем, тогда и вопросы соответствующие будут задаваться, но человеку надо быть готовым искать, копать, перебирать, а главное – разбирать на части, иначе никакой анализ не проведешь. Ну, кроме поверхностного и поспешного, который обычно дает мало информации, чтобы считать его полноценным анализом.

Суть любой методологии анализа, кроме физических интуитивных действий, направленных на разбор чего-либо – это вопросы. Они могут быть и даже должны быть уточняющими, выявляющими, конкретизирующими, словом такими, которые помогают узнать, выяснить, понять все детали чего-либо. Смотрим мы, допустим, на лампочку и хотим ее проанализировать, значит мы задаем вопрос – что это такое, глядя на стекло, как это называется, из чего оно сделано, как его делают и так далее. Затем спрашиваем: а что это такое и глядим на цоколь, а он из чего сделан и как он связан со стеклом, и далее в таком духе. Мы задаем вопросы, много вопросов, о том, как что-то устроено, как что-то возникло или возникает, происходит в настоящий момент, из чего складывается что-то, например, ситуация, которую мы изучаем, к чему может привести тот или иной процесс. Мы спрашиваем, спрашиваем, спрашиваем – углубляясь в предмет изучения. И так мы детально что-то изучаем, копаем в определенном направлении. То есть, получается, что с помощью вопросов мы разбираем цепочку на звенья. Или можно еще сказать, что мы стремимся как бы до атомов что-то, что изучаем, расщепить, как в прямом, так и в переносном смысле. Или какая там сейчас самая маленькая частица материи существует, открыта? Неважно.

Работа довольно-таки непростая, прямо скажем. Потому что надо уметь и хотеть возиться с деталями, с, так сказать, составными частями чего-либо, с многочисленными причинами какого-либо следствия. А это прежде всего изматывает. Вот, к примеру, представьте себе, что вам надо проанализировать бухгалтерский отчет какой-нибудь крупной компании, да еще и за целый год. Это же надо все расчеты проверить, все поступления средств, все расходы, следы всех цифр изучить, чтобы увидеть все те направления, в которых они двигались. Да это же адская работа. Бухгалтера подтвердят. Или, допустим, человек собирается проанализировать текст. Допустим, даже, что он не понимает всего контекста, потому что этот контекст для него по каким-то причинам сложен. Или он понимает его частично, недостаточно хорошо, недостаточно глубоко. Вот, мысля аналитически, он начнет разбивать этот контекст на части и изучать их. Если это книга, то она разбивается на главы, абзацы, предложения, отдельные слова и даже на отдельные символы. Как это делается при изучении, расшифровке древних текстов. Представляете, какая это мелочная работа? Поэтому от человека, как от аналитика, требуется педантичность, въедливость, дисциплинированность, внимательность, настойчивость, скрупулезность.

Таким образом можно сказать, что хороший аналитики – это человек, который использует интеллектуальный скальпель в своей работе, а не топор, и с его помощью долго и методично разрезает целое на маленькие аккуратные части, снимая слой за слоем все новые и новые данные, чтобы изучить их с разных сторон. Чем более детализированным будет его подход к делу, чем большей мелочей он увидит, тем более качественным и точным получится анализ. Соответственно придет и понимание того, как действовать в той или иной ситуации, какие решения принимать, как к чему-то относиться. Самые разумные решения, на мой взгляд, можно принять только после качественного анализа необходимого для их принятия вопроса. Правда, это требует времени, а оно не всегда у людей есть.

Аналитический склад ума

Давайте подумаем теперь, что указывает на аналитический склад ума человека и от чего зависит наличие такого мышления у нас. Как я считаю, очень важную роль в этом играет деятельность, которой мы занимаемся. Как ни крути, а то, что человек делает постоянно, буквально каждый день, оказывает куда большее влияние на его способности, чем любое, даже самое лучшее образование, которое он когда-то получил и чем любая подготовка, которую он когда-то прошел. Чему бы и как бы вас не учили, все это может быть растеряно и во многом забыто, если вы занимаетесь совсем другим делом, не тем, которому учились. Это общеизвестный факт. Следовательно, если ваша работа, ваша деятельность позволяет вам постоянно заниматься каким-то анализом, ваш ум будет работать соответствующим образом. Вы будете въедаться в любую информацию, разбирать ее, смотреть на ее источник, чтобы, так сказать, пережевать ее, прежде чем проглотить. Те вещи, которые для других будут очевидными, у вас будут вызывать вопросы. Вы захотите узнать о них больше, чтобы увидеть более полную картину.

Если вы склонны к анализу всего и вся, то вам уже так просто не скажешь о каких-то якобы фактах, в том числе статистических, в которые надо просто поверить, просто принять их. Вы захотите узнать об их источнике, о том, как проводились исследования, кто их проводил, кода и так далее. Иными словами, вы начнете уточнять для себя разные детали, много вопросов будете задавать. А если у вас еще и критическое мышление неплохо развито, вы можете начать сомневаться в достоверности полученной информации, будете искать доказательства тому, что вам преподносится, как факт, затем и эти доказательства захотите проверить, захотите уточнить для себя те или иные моменты, вызывающие у вас сомнения. То есть, вы будете обращать внимание на мелочи, детали. В этом и заключается аналитический подход к вещам. Вообще, думающий человек – это человек, который задает вопросы или задается ими, потому что вопрос рождает мысль, а мысль вопрос. В нашем случае, говоря об аналитическом мышлении, речь идет преимущественно об уточняющих вопросах, позволяющих углубиться в ту или иную информацию, детализировать ее, изучить хронологию ее возникновения. Вот так проявляет себя аналитический склад ума.

В моем представлении до недавнего времени хороший аналитик был представлен прежде всего в образе следователя, детектива, который распутывает какое-то дело, изучая все детали случившегося, все улики замечает и рассматривает, все показания свидетелей учитывает. Без внимания к деталям, без всестороннего рассмотрения ситуации, сложные дела не распутать. Затем этот образ у меня стал больше ассоциироваться с образом ученого, который изучает что-то новое, рассматривая разные детали с разных сторон, по крупицам информации создает целостную теорию, которая будет что-то объяснять. Ну и затем все люди, которые вникают в детали стали у меня ассоциироваться с аналитиками, с людьми, имеющими аналитический склад ума. И все эти образы подразумевают, что человек, производящий анализ, рассматривает со всех сторон и в мельчайших подробностях то, что изучает. Чем больше мелких деталей вы готовы всесторонне изучить, тем лучше будет проявляться аналитичность вашего ума. Вот если взять космический корабль и разложить его по винтикам, по деталькам, чтобы через такие мельчайшие составные части всю его систему изучить, то это значит произвести его глубокий анализ. Если ум к такой работе готов, а тем более проявляет к ней интерес, значит он настроен на анализ. Человека с таким умом можно назвать хорошим аналитиком.

Востребованность аналитического мышления

Поскольку постоянно что-то анализировать трудно, это выматывает, все-таки для проведения такой работы надо концентрировать внимание на предмете анализа, вдумываться в разные детали и в целом быть осознанным, сохранять живость ума, то хочется понять, что дает аналитическое мышление, насколько оно востребовано и необходимо в жизни. Надо же нам знать, ради чего напрягать свои извилины, а то ведь мы больше любим жить в полусонном состоянии, делая все на автомате и по привычке. И тут я бы сказал так, что все, что требует от нас более или менее обдуманных решений, нуждается в аналитическом подходе. Даже покупка каких-то вещей требует определенного анализа, чтобы можно было выбрать именно то, что выгоднее всего купить.

Человек с аналитическим складом ума всегда востребован в тех областях, где требуется принимать время от времени нестандартные решения, а стало быть, и обдуманные, а не по инструкции все время действовать, как когда думать не надо вообще, надо просто исполнять. Аналитическое мышление, как и любое другое, позволяет повысить качество принимаемых решений и потому любая работа, где человек должен брать на себя ответственность за эти решения, а не просто приказы исполнять, требует наличия такого мышления. По инструкции может работать и компьютер, какой-то автомат, который запрограммируют нужным образом, а человек нужен для того, чтобы выходить за рамки всех известных инструкций, когда ситуация того требует. Поэтому аналитическое мышление требуется там, где требуются думающие люди. Человеку самому выгодно выбирать себе такую работу, где надо что-то постоянно анализировать. Тогда он, что называется, не уснет, не закостенеет, не потеряет живость ума.

И вообще, такое мышление – аналитическое, нужно прежде всего самому человеку для жизни, для уверенности в себе, в своих решениях, для успеха в самых разных делах. Ведь принять правильное решение не всегда легко, даже в хорошо знакомых ситуациях. Что-нибудь не учтешь, упустишь и ошибешься. Вот, допустим, такие решения, как: где и на кого учиться, где и кем работать, с кем вступать в отношения, как относиться к тем или иным житейским ситуациям, как общаться, взаимодействовать с разными людьми. Разве легко принять хорошее решение в этих вопросах, как следует во всем не разобравшись? А ведь думать тут надо не мало, поскольку правильный выбор не всегда очевиден. Обратите внимание, людям часто в самых распространенных делах любят подсовывать готовые решения в виде рекомендаций, советов, примеров. Например, в обществе может популяризироваться какая-то профессия, на самом деле не очень выгодная, чтобы на нее учиться, но пиар, пропаганда делают свое дело и люди посвящают себя этому делу, о чем потом могут сожалеть. Вот было время, когда многие хотели или считалось, что многие хотят стать космонавтами. Но зачем? Это что, так прямо-таки выгодно или даже интересно – кишки свои трясти, жизнь свою опасности подвергать, чтобы посмотреть на планету со стороны? Вряд ли это был лучший выбор и в то время, и уж тем более сейчас. Как и то же военное дело, тоже некогда популярное. Но чтобы это понять, надо уметь такие вещи анализировать, а не просто впитывать все, что говорится слишком много и слишком часто. И критически надо такие вещи обдумывать, и анализировать их, и логически обосновывать. В общем, думать надо, чтобы правильный выбор сделать.

Давайте рассмотрим пример применения аналитического мышления в очень простой ситуации. Допустим, у человека исчезла машина, которую он оставил возле магазина, и он вам об этом сообщает. Как вам к этой информации отнестись, чтобы ее проанализировать, а не просто отреагировать на нее прямолинейным образом? Надо выяснить, факт ли это и какой это факт. Ведь сам человек может объяснять это событие, как кражу, дескать у него украли машину, угнали ее. Но это только его мнение. На самом деле все может быть иначе. И с помощью уточняющих вопросов мы должны узнать больше о том, что произошло. Например, его машину могли эвакуировать за неправильную парковку, и мы должны выяснить, где он ее оставил, можно ли там ее оставлять, на сколько ее там можно оставлять, есть ли свидетели исчезновения машины. Либо на этой машине могла уехать его жена, друг, подруга, любой другой человек, который в ней находился. Соответственно, мы должны узнать, был ли кто-то в машине, в тот момент, когда человек ее оставил. Он может об этом и не сказать, потому что даже не подумает об этом, его будет волновать отсутствие машины, а не то, что этому предшествовало. А потом, если вы его спросите, почему он не сказал, что в ней кто-то находился, он ответит, что вы его об этом не спрашивали. Поэтому, надо спрашивать. На то он и анализ, что мы уточняем все детали, даже такие, о которых человек по логике вещей сам должен был бы нам поведать.

Еще машина могла укатиться, если она не была поставлена на стояночный тормоз и при этом дорога, на которой ее оставили, имеет уклон, а впереди не было препятствий, которые могли бы машину задержать. Вот она и укатилась. Такое ведь возможно? Возможно. И это тоже не угон. И об этом также надо спросить человека, узнать у него – ставил ли он свою машину на тормоз. Чем больше уточняющих вопросов вы ему зададите, тем более детально вы проанализируете его ситуацию. Причем некоторые вопросы могут быть странными, но и их надо задавать. Потому что в некоторых случаях никакой машины вообще изначально не было, а человеку лишь кажется, что у него была машина, которая исчезла, тогда как на самом деле он приехал на автобусе. То есть, он стал заложником выдуманной им самим истории или специально вводит других людей в заблуждение по тем или иным причинам. Тут мы уже критическое мышление задействуем, наравне с аналитическим, дополняем одно другим. Ну и логика, конечно, всегда тут используется, ведь разбирая ситуацию, мы должны связывать различные ее эпизоды друг с другом. Без логики не обойтись. Таким образом, на примере рассмотренной ситуации, можно сказать, что вариантов того, что произошло на самом деле, может быть много. И когда мы их допускаем и рассматриваем, проверяем их состоятельность, мы мыслим аналитически. Именно так анализ и осуществляется, когда мы чуть ли не по секундам и деталям разбираем ситуацию, чтобы понять, какая она в действительности и почему произошла.

Анализ в психологии

В психологии анализ необходим как воздух в большинстве случаев. И сводится он преимущественно к рассмотрению ситуации человека с разных точек зрения, к разложению ее на множество отдельных отрезков, эпизодов для выявления всех причин ее возникновения. Также и состояние человека рассматривается с точки зрения всех составляющих ее факторов, как внутренних, в виде его мыслей, так и внешних, в виде различных раздражителей, на которые человек определенным образом реагирует.

Нельзя, к примеру, просто принять слова клиента о том, что у него депрессия, фобия, повышенная агрессивность и сразу предлагать ему решение этих проблем. Это непрофессионально. Ни один серьезный специалист так не работает. И не только в психологии. Если только речь не идет о простом совете, о котором спрашивают специалиста, когда подразумевается, что человек точно знает, что ему нужно. Серьезная же работа обязательно требует, в первую очередь выяснения того, как человек пришел к такому выводу, что у него депрессия, фобия, любые другие проблемы. Надо понять, как он поставил себе такой диагноз или кто ему его поставил. Потому что, мало ли что там сам человека думает о своей проблеме, он может сильно ошибаться или даже в некоторых случаях намеренно вводить специалиста в заблуждение. И ты будешь копать не там, где надо. Чаще всего речь идет об ошибках. Тут даже профессионалы ошибаются, оценивая свое состояние, а тем более объясняя причину его возникновения, потому что взгляд на свою проблему изнутри и взгляд на нее со стороны – это сильно разные вещи. В одном случае увидишь одно и не увидишь другое, в другом, картина будет совсем иной. Поэтому, не проанализировав проблему самостоятельно, специалист, можно сказать, схалтурит. Анализ, производимый посредством уточняющих вопросов, всегда необходим.

Правда, бывают в психологии исключения. И не только в ней. К примеру, если речь идет о гипнозе и различных видах внушения, когда без всякого изучения причин состояния человека ему делаются нужные внушения, чтобы это состояние изменить, то анализ необязателен. В таких случаях человеку внедряются новые мысли, без пересмотра и отработки старых мыслей, которые вызвали у него определенное состояние. Например, у вас депрессия и вы не знаете, из-за чего она возникла. Специалист в таком случае тоже не станет этого выяснять, а сразу внушит вам или убедит вас, или и то, и другое сделает, что с вами все в порядке, настроение у вас хорошее, настрой боевой, оптимистичный и ни о чем беспокоиться не стоит. Новые мысли закрепятся отчасти в сознании и отчасти в подсознании, и вы будете чувствовать себя иначе. Не самый, на мой взгляд, надежный и стабильный подход к решению психологических проблем, тем не менее, он существует и применяется. А все остальные подходы непременно требуют того, чтобы специалист как следует проанализировал все то, с чем человек к нему пришел. Независимо от первичного диагноза, опытный специалист всегда должен допускать мысль о том, что даже его собственное видение и понимание проблемы клиента является либо полностью, либо частично ошибочным. И потому надо рассматривать и другие возможные причины возникновения этой проблемы, продолжая анализировать, то есть уточнять, детализировать, узнавать новые детали, новые подробности этой проблемы.

Развитие аналитического мышления

Чтобы развивать аналитическое мышление человеку необходимо задаваться вопросами [и задавать их другим] о том, как что-то устроено, как что-то работает, какие законы, закономерности лежат в основе тех или иных процессов, явлений, систем, из чего складываются те или иные ситуации, как возникают те или иные условия. Другими словами, надо изучать структуру всего, что вас окружает и все те процессы, которые лежат в основе известных вам закономерностей. Вернее, анализировать можно только то, что имеет для вас смысл, но для тренировки такого мышления изучать можно все что угодно, лишь бы постоянно это делать. И надо для этого задавать уточняющие, они же углубляющиеся во что-то и расширяющие представление о чем-то вопросы. Вам должно быть не все равно, как что-то устроено, как что-то работает, почему что-то происходит. Вникайте в суть всего и вся, спрашивайте, задумывайтесь, изучайте составные части целого, чтобы развивать свою способность все анализировать.

Допустим, если вам предлагают вложить деньги в выгодный проект, то вам обязательно нужно выяснить, что именно будет делать этот проект выгодным, как в нем будут приумножаться ваши деньги, кто и как будет ими управлять, в чем оригинальность этого проекта по сравнению с другими аналогичными проектами и в чем он их превосходит, чтобы оказаться более успешным, чем они. Вот все те вопросы, которые будут направлены на выяснение этих и других подобных моментов, объясняющих структуру проекта, нюансов его работу, станут для вас инструментом анализа. Спрашивайте, чтобы узнать больше, чтобы выяснить детали, разобраться с мелочами. Если же вам отказывают в такой информации, значит вам мешают проанализировать ваши риски и проект однозначно мутный, соваться в него скорее всего не стоит. Впрочем, если вам все объяснят, то это тоже не гарантия того, что вас не обманут. Тут уже критическое мышление нужно подключать, чтобы убедиться в достоверности предоставленной вам информации.

Предметов для анализа всегда более чем достаточно в жизни любого человека, чтобы он мог тренировать аналитическое мышление, вникая в их структуру и изучая принцип их работы. Обратите внимание на все, что вас окружает и задумайтесь над тем, как это устроено, как это работает, как это появилось, для чего это необходимо, к чему может привести та или иная тенденция, которую вы наблюдаете, что привело к тому, что уже есть вокруг. Детализируйте все, что попадает в поле вашего зрения, вообще в поле вашего восприятия, задавайтесь вопросами, которые помогут эти детали выявить и изучить. Не принимайте вещи целостно – раскладывайте их на составные части. Это усложняет восприятие, но благотворно сказывается на аналитических способностях. Вы же, получается, видите не просто предмет, когда его анализируете, вы видите в нем систему и хотите узнать все о ней, как, например, ее строение и принцип работы. Вы всматриваетесь в детали, что требует дополнительного, причем порой существенного умственного напряжения. Вам нужно с помощью вопросов копать вглубь и вширь, чтобы получать все новую и новую информацию о предмете анализа. Смысл понятен? Аналитическое мышление тренируется, когда вы приучаете себя изучать детали целого, изучать закономерности явлений, прогнозировать различные будущие события на основе уже известных вам примеров подобных событий.

Все начинается с вопроса. Он напрягает ум, заставляя его искать ответ, причем конкретный ответ, а не абы какой. Если ум человека не привык ничего анализировать, то такой человек вообще не интересуется ничем, кроме того, к чему привык и что доставляет ему удовольствие. Есть что-то и ладно. И неважно, как это что-то устроено и работает. То же солнце, светит оно и хорошо, чего о нем думать. И пока вопросом такой человек не задастся или кто-то ему не задаст нужный вопрос и не настоит на ответе, он думать, анализировать не начнет. А аналитику хочется понять, что это солнце из себя представляет, как оно устроено, по каким законам работает, как перемещается в пространстве и все в таком духе. Прежде всего он вникает в детали, в структуру, в принцип работы. Он для этого задается множеством вопросов. Они и позволяют ему мыслить аналитически. Берите целое и раскладывайте его на части и изучайте эти части. Можете делать это в теории, можете делать это на практике, как ситуация позволяет.

Вот взять ту же информацию, как предмет анализа, пожалуй, самый распространенный, подумайте, какие вопросы помогут вам ее лучше понять во всех деталях? И задайте их себе или тем, от кого вы эту информацию получили, получаете. Но прежде, конечно, надо правильный подход к ней выбрать, чтобы, если это требуется, разбить информацию на удобные для вашего понимания кусочки. Допустим, не понимаете вы смысла всего контекста – разбейте его на абзацы, предложения, слова и изучите сначала их, чтобы понять. Найдите определение слову, словам, из которых состоит предложение, поймите сначала, что означают эти слова, затем, что означает составленное из них предложение. Поймите высказанную мысль, состоящую из нескольких предложений. Зачем надо понять, какой смысл вам передает целый абзац, затем страницу с текстом надо понять, чтобы в конечном счете понять все, что написано. Или сказано. Это как кушать слона по кусочкам, потому что целиком его не проглотить. Задавайте вопросы по тому, что вам не понятно и ищите на них ответы. Не ответ, а ответы. Их должно быть несколько. Ибо далеко не на всякий вопрос существует только один правильный ответ. А раз их несколько правильных может быть или существует несколько ответов, часть из которых неправильные, а часть правильные, то чтобы отделить одни от других, надо узнать их все.

Анализ можно сравнить с диагностикой сложного оборудования для выявления причин его неисправности, когда неизвестно в чем именно заключается проблема. В этом случае надо каждый узел, каждый компонент системы проверить отдельно на работоспособность и оценить его влияние на всю систем и при необходимости согласовать его работу с ней. Это кропотливая, дисциплинированная работа, которая может занять много времени и отнять много сил. Но зато благодаря ей мозг приучается детально и последовательно работать, разбирать каждую мелочь, изучать ее работу. Если вы начнете себя такой работой загружать, вы поспособствуете развитию своих аналитических способностей.

Еще я бы посоветовал вам прогнозировать события, на основании изученных вами аналогичных событий прошлого. Не все, конечно, события нужно таким образом прогнозировать, а только какие-то определенные, которым вы готовы уделять внимание. Главное, тщательно изучить все аналогичные случаи в прошлом, до мельчайших деталей. Вот видите вы какой-то процесс, какую-то тенденцию, хорошо, если это важная для вас тенденция, чтобы было интересно ее изучать и не жалко было потратить на это время. Вот чтобы понять, к чему она приведет – изучите все возможные истории, которые вы сможете найти, когда наблюдалась точно такая же тенденция. Обязательно во всех подробностях их изучите, чтобы понять, к чему все это может привести. Делайте таким образом прогноз. Чем точнее он окажется, тем более качественным можно считать ваш анализ прошлых событий, на основании которого вы этот прогноз сделали. Тут важно понимать, что чем больше таких историй вы рассмотрите, тем более точным может оказаться ваш прогноз. Ну и, соответственно, анализировать процессы вы научитесь очень хорошо. Соответственно, вы увидите, насколько хорошо развито ваше аналитическое мышление на текущий момент. И сможете продолжать его разбирать, еще более тщательно изучая какие-то события прошлого для прогнозирования будущего. Собственно, в этом ценность хорошего аналитика, он предвидит некоторые события будущего. Это и в экономике имеет большое значение, и в политике, и в других областях, и, в частности, в психологии. Когда знаешь, что может произойти, можешь к этому нужным образом подготовиться, приняв правильные решение заранее, а не после того, как гром грянул.

Изучать истории из конкретных областей человеческой деятельности, это как специально опыт нарабатывать, только не за счет собственного переживания каких-то событий, а за счет детального изучения чужого опыта. И здесь именно способность детали замечать имеет большое значение. Так как с виду одинаковые ситуации в деталях могут сильно различаться. А потому на основании одной из них невозможно предвидеть исход другой. Прогноз будет не точным, если человек не все детали учтет в своей анализе. Чем больше историй во всех деталях вы знаете, тем глубже и точнее окажется ваш анализ. Вот как сегодня обучают нейронные сети, на основе которых работает современный искусственный интеллект – для них моделируют множество различных ситуаций, касающихся какой-то деятельности и методом проб и ошибок ИИ получает необходимый опыт и учится прогнозировать будущее с высокой точностью, зная множество вариантов прошлого. Вот так и вы, изучая различные процессы, посредством изучения истории множества аналогичных процессов, учитесь предвидеть будущее. Ваши аналитические способности развиваются при такой работе благодаря тому, что вы все больше и больше разных деталей узнаете, изучая истории в конкретной области человеческой деятельности.

В моей работе с людьми я иногда сталкиваюсь с неспособностью некоторых своих клиентов прогнозировать последствия тех или иных их решений. А это очень важно для уверенности человека в своих действиях, какие сферы жизни не возьми, везде надо быть уверенным в том, что поступаешь правильно. Но если вы не можете более или менее точно просчитать последствия своих решений, вы будете колебаться, сомневаться, прежде чем их принять. Это снизит вашу продуктивность. Вы будете нерешительны, долго станете принимать решения и упустите массу возможностей. Поэтому важно уметь прогнозировать будущее, чтобы чувствовать себя психологически комфортно во многих ситуациях и главное, чтобы действовать. Но не все люди умеют это делать. Допустим, я предлагаю человеку представить, предположить, что будет, если он сделает то-то и то-то. А человек начинает нервничать и даже злиться, потому что не может просчитать вероятное последствия своих поступков. Он начинает утверждать, что это невозможно, будущее неизвестно и нечего его просчитывать. На самом деле, возможно, но он этому не обучен. Человека научили выполнять определенную работу, благодаря которой он зарабатывает на жизнь, а вот такие расчеты делать он не умеет, не научили его их делать. И тогда мы учимся с ним такие расчет производить, рассматриваем другие похожие случаи или его опыт в прошлом, чтобы на его основании сделать прогноз на будущее, хотя бы расплывчатый. Иногда для примера способности человека такие расчеты производить берется максимально простая ситуация. Допустим, я спрашиваю человека, о чем он может подумать, когда увидит маленького ребенка, играющего со спичками в квартире, где много разных вещей. И человек говорит, что может случиться пожар, потому что спички детям не игрушки. Правильно? Вот, видите, пример простого прогнозирования будущего. Большинство людей способны в таких случаях предвидеть будущее. Зная истории о пожарах, которые устраивали дети, можно заранее узнать, к чему приведет подобное поведение ребенка. А раз человек способен в простой ситуации предвидеть будущее, сможет он это сделать и в ситуации более сложной.

И вот мы с ним от простого переходим к сложному, обучаясь и прочие ситуации просчитывать подобным образом. Для этого надо только больше информации иметь и быть более внимательным к деталям. Мы все способны мыслить наперед. Но точность наших предсказаний окажется тем выше, чем лучше мы изучим события прошлого. И детальное их изучение, максимально подробное – развивает наше аналитическое мышление. Затем качество такого мышления проверяется детализированностью разбора различных ситуаций и точностью последующих прогнозов. Провидцем вы не станете, развив свои аналитические способности, не сможете все всегда знать заранее, но если вы научитесь с высокой степенью вероятности прогнозировать многие события, зная о множестве закономерностей, которые лежат в их основе, это поможет вам во многих ситуациях.

И последнее, что способствует развитию аналитического мышления. Возьмите за привычку подробно расписывать все свои мысли на бумаге. И вообще, пишите подробные отчеты по всему, что делаете или уже сделали. Это поможет проанализировать ваши действия, так как расписывая каждую мысль и каждый шаг, вы увидите намного больше, чем то, что держите в виде образов в своей голове. Мозг гораздо лучше анализирует символы, чем образы, слова [звуковые], мысли [протекающие в голове]. В символах можно отразить больше деталей и работая с ними, можно лучше видеть связь между ними. Например, если вы хотите как следует проанализировать свою ситуацию – выпишите ее на бумагу, во всех подробностях, соблюдая последовательность мыслей, описываемых событий, пока каждая деталь этой ситуации не станет ясной. Вы сразу заметите, что то, что у вас находится в голове, сильно отличается от того, что вы написали. Окажется, что не все так гладко и стройно в ваших мыслях, как вам казалось. Выписанные мысли сформируют, если их достаточно, или не сформируют, если вы недостаточно знаете, более четкую картину анализируемого материала. Текст, цифры – это пока лучшее, что придумали люди для анализа различных вещей. Физический разбор физических предметов я сейчас в расчет не беру. Хотя и в этом случае, что-то изучая посредством разбора этого чего-то на части, надо записывать все, что видишь, узнаешь, понимаешь, чтобы ничего не упустить, не забыть, не перепутать. Так что детальное описание всего и вся прекрасно способствует развитию аналитических способностей ума.

Хорошо развитое аналитическое мышление позволит вам видеть больше, чем видят другие люди, у которых оно хромает. Это своего рода микроскоп мышления, позволяющий разглядеть важные детали реальности. И эта прекрасная способность станет вашим конкурентным преимуществом в самых разных видах деятельности.